ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
Разработчики:
1) Исакова Ирина Михайловна, учитель истории МОУ «СОШ №44» города Кургана
2) Игишева Галина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ №61» города Кургана
3) Кириллова Елена Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №53» города Кургана
4) Мельникова Надежда Васильевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №41» города Кургана
5) Павлова Ирина Геннадьевна, учитель истории МОУ «СОШ №53» города Кургана
Руководитель курсов:
Ельченко Н.Ю., заведующая кабинетом эстетического образования
ИПКиПРО Курганской области
Курган, 2010
Модуль: «Основы светской этики»
Класс: 5
№ урока: 23
Тема: Совесть
Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».
Задачи
1.Обучающие:
- проверить степень усвоения ранее изученной темы;
-формировать навыки работы с терминами;
-совершенствовать умение работать с источниками;
2.Развивающие:
-продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе;
- обучать элементам творческой деятельности;
3. Воспитывающие:
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки;
- акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.
Виды деятельности: проблемное задание, мозговой штурм, составление плана, краткий пересказ, самостоятельная работа с источниками, инсценировка отрывка из книги, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради, дидактическая игра, ассоциативная цепочка.
Основные термины и понятия: совесть, стыд, размышления, чувства, воля.
Оборудование: учебники, словари, печатные тексты, ИКТ, бумага и цветные карандаши.
План урока:
Содержание этапов урока | Виды и формы работы |
Организационный момент | Приветствие |
Проверка домашнего задания | Работа в группах |
Выход на тему урока. Изучение новой темы Физминутка | Проблемное задание Групповая работа со словарями Мозговой штурм Работа с учебником |
Закрепление изученного материала | Практическая работа с текстами Инсценировка отрывка из книги Творческая работа- рисование по представлению |
Подведение итогов | Игра «Данетка» Ассоциативные цепочки Работа в тетради Шкала самооценки Рефлексия |
Домашнее задание | Дифференциация |
Ход урока
Организационный момент:
Я желаю тебе сегодня добра!
Ты желаешь мне сегодня добра!
Если тебе будет трудно, я помогу!
Проверка домашнего задания:
2.1.Ребята зачитывают подобранные пословицы о чести, о достоинстве и объясняют в группах их смысл.
2.2.Выбирают от группы 1-2 пословицы и всему классу зачитывают, объясняя их смысл, пословицы прикрепляют на доску.
3.Разгадывание кроссворда. (Приложение №1)
Заполнив кроссворд, вы узнаете тему урока.
1.Всякому своя…(честь).
2.С честью выполняй свой … (долг).
3.В ком честь, в том и … (правда).
4.Бесчестье хуже, чем …(правда).
5.Честное …(слово) и буйную голову смиряет.
6.Без …(труда) чести не получишь.
7.Береги…(платье) снову, а честь смолоду.
4. Формулирование темы урока:
- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О совести).
- Что такое совесть? Как вы понимаете? (Высказывания детей).
- Мы должны понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.
- Как вы понимаете смысл пословицы «В ком стыд, в том и совесть»?
- У Александра Яшина сказано так:
В несметном нашем богатстве
Слова драгоценные есть:
Отечество,
Верность,
Богатство,
И есть ещё:
Совесть, честь.
5. Определение понятия слова «совесть».
5.1.Работа в группах со словарями..
Определение в словарях:
Словарь Ушакова: совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственность ты за своё поведение.
Словарь Брокгауза и Ефрона: совесть – нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определённого критерия добра и зла.
Толковый словарь Владимира Даля: совесть – нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда, в различной степени развития.
- Что общего у всех этих определений?
(Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.
5.2. Копилка русского языка. Работа над понятием устойчивых сочетаний слов, которые употребляются в речи:
- Как понимаете устойчивые сочетания слов, которые употребляются в речи?
Имейте совесть (позор, как не стыдно, стыдно).
Сделано на совесть (хорошо, честно, отлично, прочно, добросовестно, крепко, надёжно, на века, добротно).
Не за страх, а за совесть (верой и правдой, добросовестно).
- Прежде всего заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.
Вот перед вами треугольник: ты – твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаёшься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.
Наедине с самим собой
Ты размышляешь над тем, что совершил;
Эта мысль тебя преследует;
Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;
Ты исправляешь положение;
Наступает мир с самим собой;
- Я думаю, что совесть – это внутренний мир человека. Если в нём воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой.
Твой поступок
Люди Ты
1. Размышления
2. Преследование
3. Понимание-исправление
4. Мир с самим собой.
- Мы делаем для памяти зарубки,
Не доверяя собственным следам,
А совесть помнит все наши поступки
И не стареет вопреки годам.
Она скромна, не говорит ни слова,
Пока не взвесит помыслов и дел,
И вдруг напомнит прямо и сурово
Как раз о том, что ты забыть хотел.
Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга,
Поют ли в перелеске соловьи –
Держи ответ и ни жены, ни друга
В свидетели напрасно не зови.
5. Самостоятельная работа по учебнику (работа в группах).
Вопрос перед чтением:
- Какие компоненты имеет совесть? Составление плана статьи.
6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
Физкультминутка.
По кабинету расклеены буквы разных цветов. Дети каждой группы собирают буквы своего цвета и составляют слова. У них получатся слова: доброта, честность, справедливость.
Совесть
доброта
честность справедливость
7. Работа в группах.
Чтение текстов по группам. (Приложение № 2).
Выделение основной мысли текста.
Краткое сообщение о прочитанных рассказах.
Чтение пословиц и подбор их к тексту. (Приложение № 3 ).
- Есть у А.С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.
8. Инсценировка отрывка из книги Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» и обсуждение его по вопросам: (Приложение № 4).
- Почему Незнайка не мог заснуть? (Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)
- Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков? (Нет, он поступил необдуманно, безответственно. Поэтому пострадал другой человек.)
-А что такое ответственность? (Ответственность - это необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определённые требования и осуществлять поставленные задачи.)
- Почему Незнайка не доволен своей совестью? (Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)
- Мог ли Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор? (Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)
-Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?
- Чтобы вы посоветовали Незнайке? (Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась «маленькой». Нужно посоветовать Незнайке и себе почаще «будить» свою совесть, чтобы потом не раскаиваться.)
9. Творческая работа.
-Нарисовать образ совести. Выставка рисунков с комментариями.
10.Закрепление основного понятия. Запись в словарь понятия «совесть».
11. Домашнее задание на выбор:
- Придумать и записать рассказ или сказку о том, что было бы, ели бы у человека не осталось совести.
- Сочинить рассказ к одной из пословиц.
- Прочитать сказку М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».
12. Рефлексия урока.
Игра «Да-нетка».
Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека:
- Он работает с душой? (Нет.)
- Всё делает по совести? (Да.)
- Он добр, честен, правдив? ( Да.)
- Ищет оправдание своим поступкам? (Нет.)
- Ищет снисхождение к себе? (Нет.)
Вот он какой - совестливый человек. Совесть нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.
Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.
Остаться людьми и быть честными по отношению к себе и окружающим, не скупиться на доброту, учат нас наши учителя и родители. Спасибо им!
Ассоциативные цепочки:
С- сочувствие. счастье
О- ответственность
В- верность
Е- единение
С- стыд
Т- труд
Ь
Шкала самооценки (заполняют дети).
Выводы по уроку:
- Выбор поступков всегда имеет определённые последствия, как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.