kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по ОРКиСЭ модуль Основы светской этики по теме "Совесть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по ОРКиСЭ модуль Основы светской этики по теме "Совесть"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложения»

Приложение 1


Словарь

Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.


Совесть-это наш внутренний судья.

(Гольбах)

Совесть-это когтистый зверь, скребущий сердце.

(Л. Ландау)

В ком стыд, в том и совесть

(Русская пословица)



Приложение 2

Стыд - одна из самых главных нравственных категорий, если говорить о народном понимании нравственности. Понятие это состоит в одном ряду с честью и совестью, о которых у Александра Яшина сказано так:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Братство.

И есть ещё:

Совесть,

Честь.

Совесть- понятие морального сознания, внутренняя убеждённость в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за своё поведение; выражение способности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Понятие совести - понятие нравственное, корневое. К тому, как мы строим дом, как чертим чертёж, как делаем открытия, как добываем нефть, растим детей, лечим людей, общаемся с товарищами – к каждому поступку, который можно оценить по шкале нравственности, имеет отношение совесть. Совесть-это внутренняя работа ума и сердца это внутренний голос человека. Нравственной личностью человека становится лишь тогда, когда в душе его навсегда поселились совесть, стыд, ответственность и долг. Это четыре важнейших источника, питающих моральную доблесть и культуру человека. Они взаимосвязаны и тесно переплетаются между собой.





Приложение 3


Совесть

(из ста китайских сказок)

В. Дорошевич

Случилось это в давние времена, когда и летописей-то еще не писалось. В те незапамятные времена роди­лась на свет Совесть. Родилась она тихой ночью, когда все думает. Думает речка, блестя в лунном свете, ду­мает тростник, замерев, думает трава, думает небо. Оттого так и тихо. Растения ночью выдумывают цве­ты, соловей - песни, а звезды - будущее.

В такую ночь, когда все думали, родилась Совесть, и пошла по земле.

Жилось ей наполовину хорошо, наполовину плохо. Днем никто с ней не хотел разговаривать. Днем не до того. Там стройка, там канавы роют.

Подойдет она к кому, тот от нее руками и ногами отмахивается:

— Не видишь, что кругом делается? Время ли с то­бой разговаривать?!

Зато ночью совесть шла спокойно. Она заходила и в богатые дома, и в шалаши из тростника. Тихонько дот­рагивалась до плеча спящего. Тот просыпался, видел в темноте ее горящие глаза и спрашивал:

Чего тебе?

А ты что сегодня делал? - спрашивала Совесть.

Что я делал? Ничего, кажется, такого не делал!

А ты подумай.

Разве вот это...

Совесть уходила к другому, а проснувшийся чело­век так и не мог заснуть до самого утра. И многое, чего ему не слышалось в шуме дня, слышалось в тишине задумавшейся ночи.

И мало кто спал, напала на всех бессонница. Даже богатым ни доктора, ни травы не помогали.

Сам премудрый правитель тех мест не знал средства от бессонницы. Кругом все ему были должны, и всю жизнь только и делали, что долги ему отрабатывали. Когда кто-нибудь из должников крал у него горсть риса, правитель жестоко наказывал вора, чтобы дру­гим не повадно было. Днем это выходило очень мудро, потому что другие действительно боялись.

А по ночам к правителю приходила Совесть, и тогда к нему в голову лезли совсем другие мысли: «Почему этот человек украл? Потому что есть нечего. А почему есть нечего? Потому что заработать некогда, он весь день только и делает, что мне долги отрабатывает».

Мудрый правитель даже смеялся над этими мысля­ми: «Что ж это выходит, меня же обворовали, а я же не прав!»

Смеялся, а заснуть все-таки не мог. До того его бес­сонные ночи извели, что однажды взял он и объявил:

— Верну я народу все их деньги, все их земли и все их
мима, только пусть Совесть меня оставит в покое.

Тут уж родные мудрого правителя крик подняли:

Это на него от бессонных ночей безумье напало! Все жалуются:

И меня «она» бессонницами мучает!

И меня!

Испугались все: и богатые, и бедные. И решили люди:

— Надо у самого мудрого ученого Китая совета спро­сить. Кроме него никто помочь не может!

Снарядили посольство, принесли дары, до земли много раз поклонились и объяснили, за чем пришли. Выслушал ученый, подумал, улыбнулся и сказал:

— Можно помочь! Можно так сделать, что «она» даже и приходить не будет иметь права!

Все так и насторожились.

А ученый опять улыбнулся и сказал:

— Давайте сочинять законы! Напишем на свитках, что человек должен делать, а что нет. Мандарины будут учить законы наизусть, а прочие пусть к ним при­ходят спрашивать: можно или нельзя.

Пусть тогда «она» придет и спросит: «Что ты сегод­ня делал?» «А то и делал, что в свитках написано.» И будут все спать спокойно. Конечно, мандаринам все будут платить: не даром же они будут себе мозги зако­нами набивать.

Обрадовались тут все. Принялись писать, что чело­век должен делать, а чего не должен. И написали. И зажили люди отлично. Только уж самые последние бедняки, у которых даже мандарину за совесть запла­тить было нечем, бессонницей страдали. А прочие, как только к ним приходила ночью Совесть, говорили:

«Что ты к нам лезешь! Я по законам поступал! Как в свитках написано! Я не сам!»

Поворачивались на другой бок и засыпали...


Вопросы и задания к сказке:

  • Испытывали ли вы когда-нибудь муки совести?

  • Как вы думаете, совесть есть в каждом человеке?

  • Какого человека называют совестливым, а како­го — бессовестным?

  • Как вы понимаете выражение: «в нем заговорила совесть»?

  • Может ли совесть заснуть, умереть, заболеть?

  • Может ли человек вылечить свою совесть, и как?




Просмотр содержимого документа
«Светская этика .Тема Совесть.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ»













РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы светской этики»)


Разработчики:

1) Исакова Ирина Михайловна, учитель истории МОУ «СОШ №44» города Кургана

2) Игишева Галина Ивановна, учитель начальных классов, МОУ «СОШ №61» города Кургана

3) Кириллова Елена Михайловна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №53» города Кургана

4) Мельникова Надежда Васильевна, учитель начальных классов МОУ «СОШ №41» города Кургана

5) Павлова Ирина Геннадьевна, учитель истории МОУ «СОШ №53» города Кургана









Руководитель курсов:

Ельченко Н.Ю., заведующая кабинетом эстетического образования

ИПКиПРО Курганской области








Курган, 2010


Модуль: «Основы светской этики»

Класс: 5

урока: 23

Тема: Совесть

Цель: сформировать представление обучающихся об ответственности за свои поступки, нравственный выбор, помочь в осмыслении нравственного понятия «совесть».

Задачи

1.Обучающие:

- проверить степень усвоения ранее изученной темы;

-формировать навыки работы с терминами;

-совершенствовать умение работать с источниками;

2.Развивающие:

-продолжить развитие и становление интеллектуальных, коммуникативных умений и навыков при работе в группе;

- обучать элементам творческой деятельности;

3. Воспитывающие:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство взаимопомощи, поддержки;

- акцентировать внимание обучающихся на собственную личность с целью самопознания и дальнейшего саморазвития.

Виды деятельности: проблемное задание, мозговой штурм, составление плана, краткий пересказ, самостоятельная работа с источниками, инсценировка отрывка из книги, творческая работа – рисование по представлению, работа в тетради, дидактическая игра, ассоциативная цепочка.

Основные термины и понятия: совесть, стыд, размышления, чувства, воля.

Оборудование: учебники, словари, печатные тексты, ИКТ, бумага и цветные карандаши.

План урока:

Содержание этапов урока

Виды и формы работы

Организационный момент

Приветствие

Проверка домашнего задания

Работа в группах

Выход на тему урока.

Изучение новой темы



Физминутка

Проблемное задание

Групповая работа со словарями

Мозговой штурм

Работа с учебником


Закрепление изученного материала

Практическая работа с текстами

Инсценировка отрывка из книги

Творческая работа- рисование по представлению

Подведение итогов

Игра «Данетка»

Ассоциативные цепочки

Работа в тетради

Шкала самооценки

Рефлексия

Домашнее задание

Дифференциация




Ход урока

  1. Организационный момент:

Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно, я помогу!

  1. Проверка домашнего задания:

2.1.Ребята зачитывают подобранные пословицы о чести, о достоинстве и объясняют в группах их смысл.

2.2.Выбирают от группы 1-2 пословицы и всему классу зачитывают, объясняя их смысл, пословицы прикрепляют на доску.

3.Разгадывание кроссворда. (Приложение №1)

Заполнив кроссворд, вы узнаете тему урока.

1.Всякому своя…(честь).

2.С честью выполняй свой … (долг).

3.В ком честь, в том и … (правда).

4.Бесчестье хуже, чем …(правда).

5.Честное …(слово) и буйную голову смиряет.

6.Без …(труда) чести не получишь.

7.Береги…(платье) снову, а честь смолоду.

4. Формулирование темы урока:

- О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (О совести).

- Что такое совесть? Как вы понимаете? (Высказывания детей).

- Мы должны понять, что такое совесть и почему за свои поступки надо нести ответственность.

- Как вы понимаете смысл пословицы «В ком стыд, в том и совесть»?

- У Александра Яшина сказано так:

В несметном нашем богатстве

Слова драгоценные есть:

Отечество,

Верность,

Богатство,

И есть ещё:

Совесть, честь.

5. Определение понятия слова «совесть».

5.1.Работа в группах со словарями..

Определение в словарях:

Словарь Ушакова: совесть – внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной ответственность ты за своё поведение.

Словарь Брокгауза и Ефрона: совесть – нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определённого критерия добра и зла.

Толковый словарь Владимира Даля: совесть – нравственное сознание, нравственное чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирождённая правда, в различной степени развития.

- Что общего у всех этих определений?

(Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающая человека делать осознанный выбор в пользу добра.

5.2. Копилка русского языка. Работа над понятием устойчивых сочетаний слов, которые употребляются в речи:

- Как понимаете устойчивые сочетания слов, которые употребляются в речи?

  • Имейте совесть (позор, как не стыдно, стыдно).

  • Сделано на совесть (хорошо, честно, отлично, прочно, добросовестно, крепко, надёжно, на века, добротно).

  • Не за страх, а за совесть (верой и правдой, добросовестно).

- Прежде всего заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит – вместе, корня – весть, что значит, знать, ведать. Совесть – это совместное знание человека со своим внутренним миром.

Вот перед вами треугольник: ты – твой поступок – окружающие тебя люди. Совершая дурной поступок, ты остаёшься наедине со своим поступком, для окружающих тебя людей твой поступок обычно проходит незаметно.


Наедине с самим собой

  • Ты размышляешь над тем, что совершил;

  • Эта мысль тебя преследует;

  • Ты понимаешь, что надо исправить свой поступок;

  • Ты исправляешь положение;

  • Наступает мир с самим собой;

- Я думаю, что совесть – это внутренний мир человека. Если в нём воцарится мир, жизнь будет счастливой. Совесть нужна человеку, чтобы жить в мире с самим собой.

Твой поступок









Люди Ты

1. Размышления

2. Преследование

3. Понимание-исправление

4. Мир с самим собой.




- Мы делаем для памяти зарубки,

Не доверяя собственным следам,

А совесть помнит все наши поступки

И не стареет вопреки годам.

Она скромна, не говорит ни слова,

Пока не взвесит помыслов и дел,

И вдруг напомнит прямо и сурово

Как раз о том, что ты забыть хотел.

Ей всё равно – шумит ли в поле вьюга,

Поют ли в перелеске соловьи –

Держи ответ и ни жены, ни друга

В свидетели напрасно не зови.


5. Самостоятельная работа по учебнику (работа в группах).

Вопрос перед чтением:

- Какие компоненты имеет совесть? Составление плана статьи.

6. Обсуждение результатов самостоятельной работы.

Физкультминутка.

По кабинету расклеены буквы разных цветов. Дети каждой группы собирают буквы своего цвета и составляют слова. У них получатся слова: доброта, честность, справедливость.


Совесть



доброта

честность справедливость


7. Работа в группах.

Чтение текстов по группам. (Приложение № 2).

Выделение основной мысли текста.

Краткое сообщение о прочитанных рассказах.

Чтение пословиц и подбор их к тексту. (Приложение № 3 ).

- Есть у А.С. Макаренко великолепные слова: «Надо, чтобы человек поступал правильно, по совести, не тогда, когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить, а когда никто не видит, и никогда не узнают, как было. Надо поступать правильно ради правды, ради долга перед самим собой». В жизни часто человеку надо самому принимать единственно верное решение – по совести, по внутреннему убеждению. Здесь он сам себе судья. И по тому, какое он решение принял, люди судят, какой он человек.

8. Инсценировка отрывка из книги Николая Носова «Незнайка в Солнечном городе» и обсуждение его по вопросам: (Приложение № 4).

- Почему Незнайка не мог заснуть? (Его мучила совесть, он превратил коротышку в осла.)

- Думал или нет Незнайка о последствиях своих поступков? (Нет, он поступил необдуманно, безответственно. Поэтому пострадал другой человек.)

-А что такое ответственность? (Ответственность - это необходимость отвечать за свои поступки. Способность человека сознательно выполнять определённые требования и осуществлять поставленные задачи.)

- Почему Незнайка не доволен своей совестью? (Она ему вовремя не подсказала, как себя вести, она у него маленькая.)

- Мог ли Незнайка поступить иначе? Был ли у него выбор? (Да, он мог не превращать коротышку в осла, но разозлился и сделал это.)

-Бывали с вами случаи, когда совесть спала? Как вы поступали в этих случаях?

- Чтобы вы посоветовали Незнайке? (Человек должен работать над собой, чтобы его совесть не осталась «маленькой». Нужно посоветовать Незнайке и себе почаще «будить» свою совесть, чтобы потом не раскаиваться.)

9. Творческая работа.

-Нарисовать образ совести. Выставка рисунков с комментариями.

10.Закрепление основного понятия. Запись в словарь понятия «совесть».

11. Домашнее задание на выбор:

- Придумать и записать рассказ или сказку о том, что было бы, ели бы у человека не осталось совести.

- Сочинить рассказ к одной из пословиц.

- Прочитать сказку М.Е. Салтыкова- Щедрина «Пропала совесть».

12. Рефлексия урока.

Игра «Да-нетка».

Ответив на несколько вопросов, мы получим образ совестливого человека:

- Он работает с душой? (Нет.)

- Всё делает по совести? (Да.)

- Он добр, честен, правдив? ( Да.)

- Ищет оправдание своим поступкам? (Нет.)

- Ищет снисхождение к себе? (Нет.)

Вот он какой - совестливый человек. Совесть нужна при всех обстоятельствах. Она нужна и для окружающих, и для самого человека. Рядом с совестливым человеком легче живётся.

Он, как светлячок, излучает невидимый свет, который и есть нравственное здоровье человека.

Остаться людьми и быть честными по отношению к себе и окружающим, не скупиться на доброту, учат нас наши учителя и родители. Спасибо им!

Ассоциативные цепочки:

С- сочувствие. счастье

О- ответственность

В- верность

Е- единение

С- стыд

Т- труд

Ь

Шкала самооценки (заполняют дети).


Выводы по уроку:

- Выбор поступков всегда имеет определённые последствия, как для окружающих, так и лично для человека. А за последствия приходится отвечать.






























Просмотр содержимого документа
«совесть»

ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА УРОКА

по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»


Модуль: «Основы светской этики».

Класс: 5

урока: 23

Тема:_Совесть

Цель: формирование знаний детей о понятиях СОВЕСТЬ, СТЫД.

Задачи:

1. Учить детей осознавать значимости понятий, слов СОВЕСТЬ, СТЫД;

2. Развивать мыслительную деятельность, умение работать коллективно, находить и выделять главное, умение анализировать свои поступки;

3. Воспитывать нравственные качества детей.

Виды деятельности: групповая, коллективная, беседа, самостоятельная работа с источником информации, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Основные термины и понятия: совесть, стыд.

Оборудование: мультимедиа, , карточки с пословицами.


ХОД УРОКА:

1.Организационный момент. 1 минута.

2.Проверка домашнего задания: 5 минут.

- Ребята, какие пословицы о чести и достоинстве вы приготовили дома?

(Ешь с голоду, а честь береги смолоду.

Какову жизнь проживёшь, такову и славу наживёшь.

Честь нельзя отнять, её можно потерять.)

- Сейчас прочтите пословицу:

Глаза –мера, душа- вера, а совесть- порука. /слайд1/

Какое слово в пословице близко к понятиям ЧЕСТЬ, ДОСТОИНСТВО?

(Совесть)

3. Сообщение темы и цели урока: 1 минута.

- Тема урока «СОВЕСТЬ», цель нашего урока – познакомиться с этим понятием.

/слайд 2/

4.Беседа с учащимися: 7 минут.

-Попробуйте, ребята, подобрать ассоциации к слову совесть? /слайд 3/

( неприятность, ссора, обида, стыд)

- Как вы думаете, совесть и стыд- это одно и то же? ( Работа в группах. 1 группа-слово стыд-это…

2 группа –слово совесть –это…).

( совесть – это когда я доставил кому-то неприятность.

Стыд – это когда тебе совестно, неудобно)/слайд 4/



5. Словарная работа: 3 минуты.


- Вы дали свои определения, как вы понимаете, что такое совесть, стыд. А теперь узнаем точные определения этих понятий.

/слайд 5/ Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.

Стыд- чувство сильного смущения от сознания вины.

( Ушаков К.Д. Толковый словарь русского языка).

6. Работа с текстом: 10минут.

- Ребята, а вам когда-нибудь бывает стыдно? (Бывает).

- Сейчас вы послушаете отрывок рассказа А.П. Гайдара « Совесть» и подумаете, чем закончилась эта история?

(Чтение рассказа учителем).

А.П. Гайдар «Совесть». / слайд 6/

Нина Карнаухова не приготовила уроки и решила не идти в школу.

Но, чтобы знакомые не увидели, как она во время рабочего дня гуляет с книгами по городу, Нина украдкой пошла в рощу.

Положив пакет с завтраком и связку книг под куст, она побежала догонять бабочку и наткнулась на малыша, который смотрел на неё добрыми, доверчивыми глазами.

А так как в руке он сжимал букварь с заложенной в него тетрадкой, то Нина смекнула, в чём дело, и решила над ним подшутить.

- Несчастный прогульщик! – строго сказала она.- И это с таких юных лет ты уже обманываешь родителей и школу?

- Нет! – удивлённо ответил малыш.- Я просто шёл на урок. Но тут в лесу ходит большая собака. Она залаяла, и я заблудился.

Нина нахмурилась. Но этот малыш был такой смешной и добродушный, что пришлось взять его за руку и повести через рощу.

А связка Нининых книг и завтрак так и остались лежать под кустом, потому что поднять их перед малышом теперь было бы стыдно.

Вышмыгнула из-за ветвей собака, книг не тронула, а завтрак съела.

Вернулась Нина, села и заплакала…

- Чем же закончилась эта история, по вашему мнению?

( Дети: собака съела завтрак, Нине одной страшно в парке, девочке стало обидно…)

-Послушайте, как автор заканчивает свой рассказ:

Нет! Не жалко ей было украденного завтрака. Но слишком хорошо пели над её головой весёлые птицы. И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

- А сейчас поразмышляем над словами Аркадия Гайдара: « её сердце грызла беспощадная совесть». Как вы их понимаете? /слайд 7/.

( Работа в группах-3минуты обсуждения, и каждая группа защищает свой ответ

1группа – Нине было очень стыдно.

2группа – она поняла, что совершила плохой поступок.)

- Подведём итог нашей дискуссии

Жить не в ладу с совестью человеку мучительно. /слайд 8/


7. Физминутка. 1минута. /слайд 9/.


8. Работа с пословицами: 5минут.

-В начале урока вы познакомили нас с теми пословицами о чести и достоинстве, которые приготовили дома.

- Как вы думаете, есть ли пословицы о понятии совесть?

Из слов на карточках соберите пословицу и объясните её смысл.


(Работа детей в группах:

1 группа- худого, не, хорошего, из, сделаешь. / Из худого хорошего не сделаешь/.

2 группа – а, утаить, сказать, стыдно, грех / Стыдно сказать, а грех утаить./. ) /слайд 10, 11/.

Существуют не только пословицы о совести, но и высказывания знаменитых людей./слайд 12/

Без совести и при большом уме не проживёшь. М. Горький.

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста. А. Пушкин.

Правда коротка; ложь всегда многословна. Л. Толстой.

9. Работа с притчей. 5минут.

-Действительно, стыдно за свои поступки бывает не только детям, но и взрослым. Прочитайте притчу Льва Николаевича Толстого «Старый дед и внучек». /слайд 13/

Связана ли она с темой нашего урока?

Чтение притчи детьми вслух по частям.

Старый дед и внучек.

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать и давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только горько вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет: что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика, и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

-Бывает ли так, когда взрослые поступают не по совести?

10. Домашнее задание. 2 минуты.

Расскажите своим родителям эту притчу и подумайте с ними над вопросами, необходима ли человеку совесть ,что изменилось бы в жизни людей, если бы не было совести ?

11. Итог урока. 1 минута.

Совесть - внутренний голос, который указывает, как надо жить. Она оглашает законы добра и чести, веры и надежды. Она видит, как мы живём на самом деле, как подчас отступаем от заповедей праведной жизни. От глаз людских можно скрыть дурной поступок, а от совести – никогда. \слайд 14, 15\.























Литература:

  1. Гайдар А. П. Рассказ «Совесть». Том 2 .М.: « Просвещение»,1980.

  2. Камкин А. В. Истоки.-М.: Издательский дом «Истоки», 2006.

  3. Мазнин И. А. 500 скороговорок, пословиц,поговорок для детей.-М.:ТЦ Сфера,2009.

  4. Толстой Л. Н. Рассказы. – М.: «Просвещение», 1974.

  5. Ушаков К. Д. Толковый словарь русского языка.




Просмотр содержимого презентации
«Модуль <Основы светской этики>»

Модуль «Основы светской этики»  класс: 5  № 23  Тема: «Совесть» Составители: Исакова И. М. – учитель истории МОУ «СОШ № 44» г. Кургана Игишева Г. И. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 61» г. Кургана Кириллова Е. М. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 53» г. Кургана Мельникова Н. В. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41» г. Кургана Павлова И. Г. – учитель истории МОУ «СОШ № 53» г. Кургана

Модуль «Основы светской этики» класс: 5 № 23 Тема: «Совесть»

Составители:

Исакова И. М. – учитель истории

МОУ «СОШ № 44» г. Кургана

Игишева Г. И. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 61» г. Кургана

Кириллова Е. М. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 53» г. Кургана

Мельникова Н. В. – учитель начальных классов МОУ «СОШ № 41» г. Кургана

Павлова И. Г. – учитель истории

МОУ «СОШ № 53» г. Кургана

Я желаю тебе сегодня добра!  Ты желаешь мне сегодня добра! Если тебе будет трудно, я помогу!

Я желаю тебе сегодня добра!

Ты желаешь мне сегодня добра!

Если тебе будет трудно, я помогу!

* Всякому своя ….. дорога. * С честью выполняй свой ….. * В ком честь, в том и …… . * Бесчестье хуже чем …… . * Честное ….. и буйную голову смиряет. * Без ….. чести не получишь. * Береги …… снову, а честь смолоду.

* Всякому своя ….. дорога.

* С честью выполняй свой …..

* В ком честь, в том и …… .

* Бесчестье хуже чем …… .

* Честное ….. и буйную голову смиряет.

* Без ….. чести не получишь.

* Береги …… снову, а честь смолоду.

Совесть – это наш внутренний судья  (Гольбах) Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце (Л. Ландау) В ком стыд, в том и совесть  (рус.поговорка)

Совесть – это наш внутренний судья (Гольбах)

Совесть – это когтистый зверь, скребущий сердце

(Л. Ландау)

В ком стыд, в том и совесть

(рус.поговорка)

Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающее человека делать осознанный выбор в пользу добра

Совесть – это способность различать добро и зло, побуждающее человека делать осознанный выбор в пользу добра

    Твой поступок  Люди Ты  1. Исправление 1. Размышления  2. Преследование  3. Понимание  4. Мир с самим собой

    Твой поступок

    Люди Ты

    1. Исправление 1. Размышления

    2. Преследование

    3. Понимание

    4. Мир с самим собой

    Совесть

    Совесть

    Совесть – весы хорошо плохо высоконравственная ?  личность

    Совесть – весы

    хорошо плохо

    высоконравственная ?

    личность

    Ассоциативные цепочки: С – сочувствие, счастье О - ответственность В - верность Е - единение С - стыд Т - труд Ь

    Ассоциативные цепочки:

    С – сочувствие, счастье

    О - ответственность

    В - верность

    Е - единение

    С - стыд

    Т - труд

    Ь

    Просмотр содержимого презентации
    «совесть»

    Домашняя работа  *Что вы изучали на прошлом уроке? *С кем вы беседовали по теме прошлого урока? *О чём беседовали? *Что особенно заинтересовало, какие ваши вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

    Домашняя работа

    *Что вы изучали на прошлом уроке?

    *С кем вы беседовали по теме прошлого урока?

    *О чём беседовали?

    *Что особенно заинтересовало, какие ваши вопросы вызвали у них затруднения, почему, смог ли ты помочь, не обращаясь к пособию?

    Просмотр содержимого презентации
    «презентация совесть»

    Совесть Модуль « Основы светской этики» Разработчики:  Воронина Е.П.  Зейнешева Г.Г.  Меликова А.И.  Шамаева В. Т.  Яковлева Т.В.

    Совесть

    • Модуль « Основы светской этики»
    • Разработчики:

    Воронина Е.П.

    Зейнешева Г.Г.

    Меликова А.И.

    Шамаева В. Т.

    Яковлева Т.В.

    Глаза – мера, душа - вера, а совесть – порука.
    • Глаза – мера, душа - вера, а совесть – порука.

    Совесть

    Совесть

    Совесть- это …  Стыд- это…

    Совесть- это … Стыд- это…

    Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом.  Стыд – чувство сильного смущения от сознания вины.   Ушаков К.Д. Толковый словарь.

    Совесть – чувство нравственной ответственности за своё поведение перед окружающими людьми, обществом. Стыд – чувство сильного смущения от сознания вины. Ушаков К.Д. Толковый словарь.

    А. П.Гайдар « Совесть»

    А. П.Гайдар « Совесть»

    « её сердце грызла беспощадная  совесть»

    « её сердце грызла беспощадная совесть»

    Жить не в ладу с совестью  человеку мучительно.

    Жить не в ладу с совестью человеку мучительно.

    физминутка

    физминутка

    Собери пословицы. Сделаешь, из, не, хорошего, худого. Сказать, а, утаить , стыдно, грех. .

    Собери пословицы.

    • Сделаешь, из, не, хорошего, худого.
    • Сказать, а, утаить , стыдно, грех.
    • .

    Проверим. Из худого хорошего не сделаешь. Стыдно сказать, а грех утаить.

    Проверим.

    Из худого хорошего не сделаешь.

    Стыдно сказать, а грех утаить.

    Высказывания знаменитых людей Без совести и при большом уме не проживёшь.  М. Горький. Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.  А. Пушкин. Правда коротка; ложь всегда многословна.  Л. Толстой.

    Высказывания знаменитых людей

    Без совести и при большом уме не проживёшь.

    М. Горький.

    Да, жалок тот, в ком совесть не чиста.

    А. Пушкин.

    Правда коротка; ложь всегда многословна.

    Л. Толстой.

    Старый дед и внучек

    Старый дед и внучек

    От глаз людских можно скрыть дурной поступок, а  от совести – никогда.

    От глаз людских можно скрыть дурной поступок, а от совести никогда.

    Конец урока

    Конец урока


    Получите в подарок сайт учителя

    Предмет: Начальные классы

    Категория: Прочее

    Целевая аудитория: 4 класс.
    Урок соответствует ФГОС

    Скачать
    Урок по ОРКиСЭ модуль Основы светской этики по теме "Совесть"

    Автор: Гордиенко Диана Анатольевна

    Дата: 16.02.2018

    Номер свидетельства: 457907

    Похожие файлы

    object(ArrayObject)#851 (1) {
      ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
        ["title"] => string(144) "Конспект урока по ОРКиСЭ  по теме "Семья. Святые образы семейного благочестия". "
        ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-po-orkise-po-tiemie-siem-ia-sviatyie-obrazy-siemieinogho-blaghochiestiia"
        ["file_id"] => string(6) "107040"
        ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
        ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
        ["date"] => string(10) "1403158408"
      }
    }
    


    Получите в подарок сайт учителя

    Видеоуроки для учителей

    Курсы для учителей

    ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

    Добавить свою работу

    * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

    Удобный поиск материалов для учителей

    Проверка свидетельства