kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Урок математики - как способ формирования познавательно-интеллектуальной компетенции у учащихся младших классов».

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе общество делает запрос на воспитание думающей, всесторонне развитой образованной личности, способной высказать и отстоять свою точку зрения, проанализировать ситуацию, грамотно высказать мнение или отстоять свою позицию.

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий по математике?  Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно ли у младших школьников вызвать к занятиям математикой настолько большой интерес, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет еще такое занятие?». 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Урок математики - как способ формирования познавательно-интеллектуальной компетенции у учащихся младших классов». »

Тема: «Урок математики - как способ формирования познавательно-интеллектуальной компетенции у учащихся младших классов».

Учитель: Тодераш Любовь Алексеевна

Средняя общеобразовательная школа им.Е.Мукашева.


В Государственном стандарте 12-летнего образования, разработанного на основе концепции развития образования РК до 2015 года, сказано, что начальное образование призвано обеспечить достижение следующих целей:

- формирование и развитие личности, готовой к самореализации, саморазвитию;

- обеспечение систематичности знаний, реализация сформированных умений и навыков в различных видах деятельности.

На современном этапе общество делает запрос на воспитание думающей, всесторонне развитой образованной личности, способной высказать и отстоять свою точку зрения, проанализировать ситуацию, грамотно высказать мнение или отстоять свою позицию.

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно ли у младших школьников вызвать к занятиям математикой настолько большой интерес, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет еще такое занятие?». И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник.

Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Из них складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности.

Урок является основной частью учебно-воспитательного процесса обучения математики, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета – математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.

Математика позволяет формировать в школьниках самостоятельную мыследеятельность, углублять и применять на практике полученные знания, анализировать и обобщать, развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, т.е. способствовать развитию ключевых компетентностей у учащихся.

Перед учителем стоит важная задача: повысить интерес учащихся к математике, как к науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку математики можно выделить следующие:

  1. повышение уровня математического развития детей и расширение их кругозор;

  2. развитие у школьников интереса к занятиям ма­тематикой;

  3. углубление представления учеников об использо­вании сведений из математики на практике;

  4. дать некоторые навыки самостоятельной работы;

  5. воспитывать у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели.

Поставленные цели свидетельствуют о том, что это будет способствовать повышению общего уровня культуру детей и помо­жет успешному овладению программным материалом. При организации современного урока следует помнить, что:

    • урок должны быть эмоционально-привлека­тельными, с большим наглядным материалом и вклю­чать элементы этики и эстетики;

    • урок должен строиться на ярком, живом, ин­тересном, доступном материале для детей младшего школьного возраста;

    • на занятиях чередовать состояние покоя, движе­ния у детей;

    • организовать урок так, чтобы ученик вовлекал­ся в процесс самостоятельного поиска и «открытия» но­вых знаний;

    • уроки должны быть разнообразными, прово­диться так, чтобы дети понимали нужность, важность, целесообразность изучения данного материала;

- материал должен быть посильным, но трудным, ярким, эмоциональным, красочным.

Как сделать самый обычный урок интересным, ув­лекательным, красивым – это зависит от творческих усилий учителя. Еще Н.К. Крупская считала, что «самое интересное – это то задание, которое максимально раз­вивает самодеятельность ребенка, будит его мысль».

Ведущая роль в конструировании форм организации урока принадлежит учителю. Он подбирает оптимальное сочетание методов, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с особенностями учащихся, целями урока. Много зависит от его профессионализма, личностных качеств, умения взаимодействовать с учащимися.

При организации урока матема­тики для учащихся младших классов я стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. Руководя учащимися, педагог должен все время стремиться ставить их в позицию активного самоуправления. Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их работы.

На уроке, помимо обязательного уровня усвоения материала, я использую зада­чи повышенной трудности, задачи сказки, задачи-сме­калки, задачи-шутки, занимательные задачи с геомет­рическим содержанием, логические задачи, приме­ры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы.

В содержание работы на уроке входит так же рассмотрение вопросов, развиваю­щих мышление, способности к на­блюдениям и обобщениям, решение задач несколько отличных от обычных формой изложения, математи­ческим содержанием, логикой построения, что позволяет организовать мыследеятельность учащихся, умение анализировать самостоятельно.

На любом уроке обязательно учить детей работать самостоятельно, индивидуально.

Индивидуальная работа подразумевает, что каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу, темп его работы определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп работы зависит также от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученики не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняют одинаковые для всего класса задания.

Индивидуальная работа предоставляет больше возможности для самопроверки и закрепления знаний. Она проводится с целью всестороннего охвата изучаемого материала, расширения и углубления знаний, наиболее успевающих учеников, развития индивидуальных склонностей и интересов отдельных учеников, преодоления неуспеваемости. Этому способствует решение логических задач, творческих заданий и т.д. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает проблемную задачу), при этом он ни с кем не вступает в прямое общение, никто ему не помогает.

Индивидуальные формы организации учебной работы должны быть тесно взаимосвязаны с коллективными, когда в общении с товарищами знания каждого ученика продолжают развиваться и оттачиваться.

Индивидуальная форма учебной работы применяется во всех звеньях процесса обучения. Например, учитель может предложить учащимся самостоятельно решить проблемную задачу, выполнить задание.

В процессе преподавания, начиная с первых лет обучения, нужно приучать учащихся к самостоятельной работе мысли, к поиску нетрадиционных решений, а тем самым к элементам творчества. Следует поощрять каждую самостоятельную мысль, каждый новый прием решения, отход от принятых методов решения, стандартных точек зрения. Понятно, что далеко не все учащиеся способны проявить самостоятельность мысли, но поощрять эту способность необходимо.

К сожалению, и в школе, и в семьях нередко распространено неверие в возможности ребенка проявить инициативу, высказать свежую, нестандартную мысль. Математика дает в этом отношении огромные возможности.

Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Познавательная самостоятельность учащихся выступает как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных мыслительных операций. Самостоятельность учащихся является показателем активности личности и ее высоких способностей к познавательной деятельности. Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитать у учащихся. Для этого нужно ставить учащихся в такое положение, чтобы они без чьей-либо помощи могли решать предложенные познавательные задачи.

Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.

Немаловажное место на уроке отвожу заниматель­ным задачам. На уроке надо найти место для проведения бесед, для коротких выступлений учени­ков, для чтения небольших отрывков, рассказов, свя­занных с математикой.

Одной из разновидностью урока является час занимательной математики. Учитывая специфику данного мероприятия, урок целесообразно построить в виде соревнования между командами, например, «Умники и умницы». Соревновательный дух подтверждает интерес к самому занятию. Даже пассивные ученики начинают выполнять логические задания, что в свою очередь приводит к повышению интереса к самой дисциплине математике. На уроке математики для развития познавательно – интеллектуальной компетенции провожу математические конкурсы. При подготовке к конкурсу я подбираю ряд задач из пройденных разделов. По своему характеру и содержа­нию эти задачи должны несколько отличаться от обыч­ных задач учебника, так как конкурс служит не для кон­троля знаний, а для выявления математических способ­ностей и повышению самооценки своей деятельности.

В 3-4 классах успешно провожу деловые игры. Такой вид деятельности на уроке математики приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе рабочее настроение, способствуют формированию коммуникативной компетенции у учащихся.

Вследствие целенаправленной работы на уроках у школьников увеличивается уровень познавательного интереса, уровень самостоя­тельности, у учащихся наблюдаются положительные изменения в уровне развития творческих способностей и повышение уровня успеваемости, так как ребята учились анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы (познавательно-интеллектуальная компетенция).

Используя различные упражнения и задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей в процессе работы по математике, у школьников повышается познавательная активность, формируются умения приводить знания в движение, в результате чего учащиеся устанавливают новые взаимосвязи, формулируют новые обобщения, делают новые выводы, овладевают умениями сопоставлять, критически анализировать, проводить самоанализ личного знания, подбирая методы предстоящей работы, т.е. целенаправленно ведется работа по формированию ключевых компетенций.

Изменения в уровнях самостоятельности и познавательных интересов учащихся положительно сказались на результатах успеваемости по предмету «Математика». Опыт работы по данной проблеме позволяет заявить о необходимости использовать различные формы проведения урока, так как это позволяет наблюдать динамику роста знаний учащихся и повышает интерес к учению.

Диаграмма успеваемости учащихся по предмету «Математика».


















Анализируя уровни успеваемости, представленные на графике, я отмечаю динамику роста количества учащихся с высоким уровнем успеваемости и динамику спада количества учащихся с низким уровнем успеваемости.

Продуманный подбор заданий по математике, организация системы в работе, способствует развитию индивидуальных творческих возможностей учащихся, самостоятельности, повышению интереса к предмету, вследствие чего повышается результативность обучения.

В ходе анализа психолого-педагогической и методи­ческой литературы одним из основных условий развития интеллектуального потенциала младших школьников я определила активизацию познаватель­ной деятельности и выяснила, что для повышения её эффективности в обучении учащихся в начальной школе следует применять игровой и занимательный материал .

Я отобрала ряд математических дидактических игр, направленных на развитие интеллектуального потенциала младших школь­ников, для этого я использовала имеющийся в методической литературе материал, некоторые игры я составила сама. (Приложение)

На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план.




Приложение.

А) Приведем примеры упражнений, развивающих способность планировать:

1. Придумай задачу по вопросам:

  • Сколько было автобусов?

  • Сколько было пассажиров?

  • Сколько вышло?

  • Сколько осталось?

2. Составь алгоритм решения данного уравнения:

х + 12 – 8 = 16 + 17

3. Найди ошибки в решении выражения:

3 + 39 – 15 + (12 – 7) * 0 + 18 = 24

4. Восстанови недостающие числа в выражении:

. 3 – (42 – 39) + . 2 : 2 – 15 + 12 = . 7


Б) Приведем примеры упражнений, которые используются для развития способности рассуждать.



1. Определи закономерность. Вставь пропущенное число.

3 9 3

5 7 1

1 7 ?

2. Расставь математические знаки между цифрами так, чтобы равенство было верным (можно использовать скобки, а две рядом стоящие цифры считать числом).

2 4 6 = 1

2 4 6 = 2

2 4 6 = 14

2 4 6 = 20

2 4 6 = 48

3. Реши задачи.

  • Когда сестре было 14 лет, её брату было 4 года, а теперь сестра стала старше брата вдвое. Сколько им лет сейчас?

  • Как посадить 6 человек на две скамейки так, чтобы и на стуле и на каждой скамейке сидело бы нечетное количество людей?

В) Приведем примеры упражнений, которые используются для развития способности комбинировать.

1. Используя данные числа, составь верные равенства:

12 19 7 8 11 5

2. Из данных чисел составь неравенства:

24 15 39 47

3. Нарисуй четыре четырехугольника разной формы.

4 Из восьми палочек составь: квадрат, прямоугольник.


Г) Способность анализировать


  • Пятиметровое бревно распилили на равные части, сделав при этом 4 разреза. Какой длины получилась при этом каждая часть?

  • Ольга – мать Елены, Елена – мать Веры. Кем приходится Ольга Вере, а Вера Ольге?

  • Одно авокадо весит столько, сколько три сливы. На правой чаше весов 2 авокадо, на левой – 1 авокадо и 5 слив. В равновесии ли находятся весы?

Д) Задание выявляет уровень вычислительных на­выков при действиях с многозначными числами:

(64000-128-3280 :410) • 700- 192000 • 5 8-33568800

Е) 1. На трех участках высадили 57 000 кустов: на первом 12 900 кустов, а на втором – в 4 раза боль­ше, чем на третьем. На каждом квадратном метре высадили по 3 куста. Какую площадь занимает вто­рой участок?

2. От пристани одновременно в одном направле­нии отчалили пароход и катер со скоростями соот­ветственно 24 км/ч и 15 км/ч. Через 4 часа пароход сел на мель. Снявшись через некоторое время с мели, он догнал катер через час. Сколько времени простоял пароход?

3. Мама дала трем девочкам 9 пряников и пред­ложила разделить их между собой так. Чтобы млад­шая получила на 2 пряника меньше, чем старшая, а средняя на 1 пряник меньше. Сколько пряников по­лучат девочки? Условие изобрази на рисунке.

4. Мальчик принес из лесу орехи. Половину он отдал сестре, а половину оставшихся орехов млад­шему брату. После этого у мальчика осталось 20 оре­хов. Сколько орехов мальчик принес из леса?

Знаете ли вы…

  1. Рост человека в течение дня изменяется от 1 до 6 см.

  2. У здорового человека сердце прогоняет по крове­носным сосудам за 1 мин 5 л крови, за сутки – 7 200 л. А сколько оно прогонит за 1 год? (Ответ: 2 628 т.)

  3. В обсерватории Северного Кавказа установлен крупнейший в мире телескоп с диаметром трубы 6 м.

  4. В 1896 г. в городе Казани был воздвигнут памят­ник Николаю Ивановичу Лобачевскому. Это первый в стране памятник математику.

  5. Известное орудие Царь-пушка, находящаяся в Мос­ковском Кремле, отлито мастером Андреем Чеховым в 1586 г. Оно имеет длину в поперечнике 89 см и весит около 2 т.

  6. Самая длинная в мире железная дорога протяну­лась от Москвы до Владивостока на 9 302 км.

  7. В воде мировых океанов содержится около 13300 млн. т серебра.

  8. Чтобы перелистать книгу, имеющую миллиард страниц, требуется работать 100 лет по 7 ч в сутки с одним выходным днем в неделю.

  9. Первая книга на Руси по математике написана в 1682 году.

  10. Первый печатный учебник по математике по­явился на Руси в 1703 г. Написал его Леонтий Филип­пович Магницкий – преподаватель Московской шко­лы математических и навигационных наук.

  11. Наши древние предки долгое время не знали, как записывать числа. Первые записи чисел производились с помощью букв славянского алфавита. Буква, обозна­чавшая цифру, отмечалось особым значком.

  12. Для записи чисел знаки, похожие на современные цифры, изобретены в Индии примерно 1500 лет назад. Эти знаки позаимствовали арабы, а от арабов индийские цифры перешли в Европу, поэтому в Европе стали назы­вать и называют до сих пор арабскими цифрами.

  13. 4 000 лет назад некоторые народы Африки (егип­тяне) знали дроби и научились записывать их в XII в.

  14. Долгое время ученые при выполнении арифме­тических действий пользовались не знаками, а сокращенными словами. Знаки появились значительно поз­же. Знаки плюс (+) и минус (-) в рукописях встречают­ся впервые только в XV в., в печатных книгах в 1631 г. В XVII в. стали применять знаки деления (:) и точку для обозначения умножения. Знак равенства (=) впервые был употреблен в 1557 г. Изобретение этих и других математических знаков значительно облегчило изуче­ние математики.

  15. Судно на воздушной подушке может передви­гаться по воде и суше со скоростью 70 км в час.

  16. Самоходный стогометатель складывает сено в стога. Одна такая машина заменяет труд 20 рабочих.

  17. Плотина на Красноярской гидростанции на реке Енисей имеет высоту 124 м, а ее длина по гребню 1100 м. Емкость водохранилища 73 300 000 000 куб. м.

  18. Первое автоматическое устройство, позволяю­щее умножать и делить числа, создано русским ученым математиком Пафнутием Львовичем Чебышевым.

  19. Первый усовершенствованный арифмометр, ко­торый получил всеобщее признание, изобрел русский инженер В.Т. Однер в 1874 г.

  20. Метр как единица длины был утвержден в мар­те 1791 г. во Франции.

  21. Первые обитатели Южной Америки при счете пользовались узелками. Которые завязывали на рем­нях или веревках. Одиночный узел означал 10, а двой­ной –100.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Тодераш Любовь Алексеевна

Дата: 07.11.2014

Номер свидетельства: 127655


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства