«Урок математики - как способ формирования познавательно-интеллектуальной компетенции у учащихся младших классов».
«Урок математики - как способ формирования познавательно-интеллектуальной компетенции у учащихся младших классов».
На современном этапе общество делает запрос на воспитание думающей, всесторонне развитой образованной личности, способной высказать и отстоять свою точку зрения, проанализировать ситуацию, грамотно высказать мнение или отстоять свою позицию.
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно ли у младших школьников вызвать к занятиям математикой настолько большой интерес, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет еще такое занятие?».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Урок математики - как способ формирования познавательно-интеллектуальной компетенции у учащихся младших классов». »
Тема: «Урок математики - как способ формирования познавательно-интеллектуальной компетенции у учащихся младших классов».
Учитель: Тодераш Любовь Алексеевна
Средняя общеобразовательная школа им.Е.Мукашева.
В Государственном стандарте 12-летнего образования, разработанного на основе концепции развития образования РК до 2015 года, сказано, что начальное образование призвано обеспечить достижение следующих целей:
- формирование и развитие личности, готовой к самореализации, саморазвитию;
- обеспечение систематичности знаний, реализация сформированных умений и навыков в различных видах деятельности.
На современном этапе общество делает запрос на воспитание думающей, всесторонне развитой образованной личности, способной высказать и отстоять свою точку зрения, проанализировать ситуацию, грамотно высказать мнение или отстоять свою позицию.
Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах младших школьников во время занятий по математике? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц детей, когда у последних вдруг зародится догадка, забьется живая, рвущаяся наружу мысль и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, подпрыгивая на месте, желая поскорее ответить на «коварный» вопрос учителя? Можно ли у младших школьников вызвать к занятиям математикой настолько большой интерес, что они, встречая учителя, неоднократно обращаются к нему с одним и тем же вопросом: «Когда же у нас будет еще такое занятие?». И ждут его, предвкушая это занятие как своеобразный праздник.
Такие моменты, когда учитель сумел вызвать окрыленность и неподдельный интерес учащихся к предмету, являются поистине для него счастливыми. Из них складывается радость педагогического труда. Благодаря такому общему подъему дети начинают смотреть на учителя открыто, ожидая, не подарит ли он им еще мгновения занимательности и увлеченности.
Урок является основной частью учебно-воспитательного процесса обучения математики, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков таких факторов, как содержание самого учебного предмета – математики, всей деятельности учителя в сочетании с разносторонней деятельностью учащихся.
Математика позволяет формировать в школьниках самостоятельную мыследеятельность, углублять и применять на практике полученные знания, анализировать и обобщать, развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, т.е. способствовать развитию ключевых компетентностей у учащихся.
Перед учителем стоит важная задача: повысить интерес учащихся к математике, как к науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современному уроку математики можно выделить следующие:
повышение уровня математического развития детей и расширение их кругозор;
развитие у школьников интереса к занятиям математикой;
углубление представления учеников об использовании сведений из математики на практике;
дать некоторые навыки самостоятельной работы;
воспитывать у детей настойчивость, волю и упорство в достижении цели.
Поставленные цели свидетельствуют о том, что это будет способствовать повышению общего уровня культуру детей и поможет успешному овладению программным материалом. При организации современного урока следует помнить, что:
урок должны быть эмоционально-привлекательными, с большим наглядным материалом и включать элементы этики и эстетики;
урок должен строиться на ярком, живом, интересном, доступном материале для детей младшего школьного возраста;
на занятиях чередовать состояние покоя, движения у детей;
организовать урок так, чтобы ученик вовлекался в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний;
уроки должны быть разнообразными, проводиться так, чтобы дети понимали нужность, важность, целесообразность изучения данного материала;
- материал должен быть посильным, но трудным, ярким, эмоциональным, красочным.
Как сделать самый обычный урок интересным, увлекательным, красивым – это зависит от творческих усилий учителя. Еще Н.К. Крупская считала, что «самое интересное – это то задание, которое максимально развивает самодеятельность ребенка, будит его мысль».
Ведущая роль в конструировании форм организации урока принадлежит учителю. Он подбирает оптимальное сочетание методов, средств обучения, стиль деятельности в соответствии с особенностями учащихся, целями урока. Много зависит от его профессионализма, личностных качеств, умения взаимодействовать с учащимися.
При организации урока математики для учащихся младших классов я стремлюсь к тому, чтобы каждое занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. Руководя учащимися, педагог должен все время стремиться ставить их в позицию активного самоуправления. Эффективному управлению учебной деятельностью учащихся способствует изучение их учебных возможностей, знание которых позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в организации их работы.
На уроке, помимо обязательного уровня усвоения материала, я использую задачи повышенной трудности, задачи сказки, задачи-смекалки, задачи-шутки, занимательные задачи с геометрическим содержанием, логические задачи, примеры, уравнения, для решения которых используются интересные приемы.
В содержание работы на уроке входит так же рассмотрение вопросов, развивающих мышление, способности к наблюдениям и обобщениям, решение задач несколько отличных от обычных формой изложения, математическим содержанием, логикой построения, что позволяет организовать мыследеятельность учащихся, умение анализировать самостоятельно.
На любом уроке обязательно учить детей работать самостоятельно, индивидуально.
Индивидуальная работа подразумевает, что каждый ученик работает самостоятельно, проявляя инициативу, темп его работы определяется степенью целеустремленности, работоспособности, развитости интересов, склонностей. Темп работы зависит также от учебных возможностей и подготовленности учащегося. При такой организации ученики не вступают в сотрудничество со своими товарищами, но выполняют одинаковые для всего класса задания.
Индивидуальная работа предоставляет больше возможности для самопроверки и закрепления знаний. Она проводится с целью всестороннего охвата изучаемого материала, расширения и углубления знаний, наиболее успевающих учеников, развития индивидуальных склонностей и интересов отдельных учеников, преодоления неуспеваемости. Этому способствует решение логических задач, творческих заданий и т.д. При индивидуальной работе ученик выполняет учебное задание (читает, пишет, решает проблемную задачу), при этом он ни с кем не вступает в прямое общение, никто ему не помогает.
Индивидуальные формы организации учебной работы должны быть тесно взаимосвязаны с коллективными, когда в общении с товарищами знания каждого ученика продолжают развиваться и оттачиваться.
Индивидуальная форма учебной работы применяется во всех звеньях процесса обучения. Например, учитель может предложить учащимся самостоятельно решить проблемную задачу, выполнить задание.
В процессе преподавания, начиная с первых лет обучения, нужно приучать учащихся к самостоятельной работе мысли, к поиску нетрадиционных решений, а тем самым к элементам творчества. Следует поощрять каждую самостоятельную мысль, каждый новый прием решения, отход от принятых методов решения, стандартных точек зрения. Понятно, что далеко не все учащиеся способны проявить самостоятельность мысли, но поощрять эту способность необходимо.
К сожалению, и в школе, и в семьях нередко распространено неверие в возможности ребенка проявить инициативу, высказать свежую, нестандартную мысль. Математика дает в этом отношении огромные возможности.
Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого. Познавательная самостоятельность учащихся выступает как условие его творческой деятельности, осуществляемых им продуктивных мыслительных операций. Самостоятельность учащихся является показателем активности личности и ее высоких способностей к познавательной деятельности. Самостоятельность – качество, которое необходимо воспитать у учащихся. Для этого нужно ставить учащихся в такое положение, чтобы они без чьей-либо помощи могли решать предложенные познавательные задачи.
Самостоятельное выполнение задания – самый надежный показатель качества знаний, умений и навыков ученика.
Немаловажное место на уроке отвожу занимательным задачам. На уроке надо найти место для проведения бесед, для коротких выступлений учеников, для чтения небольших отрывков, рассказов, связанных с математикой.
Одной из разновидностью урока является час занимательной математики. Учитывая специфику данного мероприятия, урок целесообразно построить в виде соревнования между командами, например, «Умники и умницы». Соревновательный дух подтверждает интерес к самому занятию. Даже пассивные ученики начинают выполнять логические задания, что в свою очередь приводит к повышению интереса к самой дисциплине математике. На уроке математики для развития познавательно – интеллектуальной компетенции провожу математические конкурсы. При подготовке к конкурсу я подбираю ряд задач из пройденных разделов. По своему характеру и содержанию эти задачи должны несколько отличаться от обычных задач учебника, так как конкурс служит не для контроля знаний, а для выявления математических способностей и повышению самооценки своей деятельности.
В 3-4 классах успешно провожу деловые игры. Такой вид деятельности на уроке математики приводят к тому, что учащиеся не только сами стремятся выполнять хорошо задание, но и побуждают к этому своих товарищей. Деловые игры хорошо использовать при проверке результатов обучения. Деловые игры делают процесс обучения интересным и занимательным, создают у учащихся доброе рабочее настроение, способствуют формированию коммуникативной компетенции у учащихся.
Вследствие целенаправленной работы на уроках у школьников увеличивается уровень познавательного интереса, уровень самостоятельности, у учащихся наблюдаются положительные изменения в уровне развития творческих способностей и повышение уровня успеваемости, так как ребята учились анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы (познавательно-интеллектуальная компетенция).
Используя различные упражнения и задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей в процессе работы по математике, у школьников повышается познавательная активность, формируются умения приводить знания в движение, в результате чего учащиеся устанавливают новые взаимосвязи, формулируют новые обобщения, делают новые выводы, овладевают умениями сопоставлять, критически анализировать, проводить самоанализ личного знания, подбирая методы предстоящей работы, т.е. целенаправленно ведется работа по формированию ключевых компетенций.
Изменения в уровнях самостоятельности и познавательных интересов учащихся положительно сказались на результатах успеваемости по предмету «Математика». Опыт работы по данной проблеме позволяет заявить о необходимости использовать различные формы проведения урока, так как это позволяет наблюдать динамику роста знаний учащихся и повышает интерес к учению.
Диаграмма успеваемости учащихся по предмету «Математика».
Анализируя уровни успеваемости, представленные на графике, я отмечаю динамику роста количества учащихся с высоким уровнем успеваемости и динамику спада количества учащихся с низким уровнем успеваемости.
Продуманный подбор заданий по математике, организация системы в работе, способствует развитию индивидуальных творческих возможностей учащихся, самостоятельности, повышению интереса к предмету, вследствие чего повышается результативность обучения.
В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы одним из основных условий развития интеллектуального потенциала младших школьников я определила активизацию познавательной деятельности и выяснила, что для повышения её эффективности в обучении учащихся в начальной школе следует применять игровой и занимательный материал .
Я отобрала ряд математических дидактических игр, направленных на развитие интеллектуального потенциала младших школьников, для этого я использовала имеющийся в методической литературе материал, некоторые игры я составила сама. (Приложение)
На современном этапе развития начального образования необходимо выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые способствуют не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка. При выборе способов организации вычислительной деятельности необходимо ориентироваться на развивающий характер работы, отдавать предпочтение обучающим заданиям, в которых познавательная мотивация выступает на первый план.
Приложение.
А) Приведем примеры упражнений, развивающих способность планировать:
1. Придумай задачу по вопросам:
Сколько было автобусов?
Сколько было пассажиров?
Сколько вышло?
Сколько осталось?
2. Составь алгоритм решения данного уравнения:
х + 12 – 8 = 16 + 17
3. Найди ошибки в решении выражения:
3 + 39 – 15 + (12 – 7) * 0 + 18 = 24
4. Восстанови недостающие числа в выражении:
. 3 – (42 – 39) + . 2 : 2 – 15 + 12 = . 7
Б) Приведем примеры упражнений, которые используются для развития способности рассуждать.
Е) 1. На трех участках высадили 57 000 кустов: на первом 12 900 кустов, а на втором – в 4 раза больше, чем на третьем. На каждом квадратном метре высадили по 3 куста. Какую площадь занимает второй участок?
2. От пристани одновременно в одном направлении отчалили пароход и катер со скоростями соответственно 24 км/ч и 15 км/ч. Через 4 часа пароход сел на мель. Снявшись через некоторое время с мели, он догнал катер через час. Сколько времени простоял пароход?
3. Мама дала трем девочкам 9 пряников и предложила разделить их между собой так. Чтобы младшая получила на 2 пряника меньше, чем старшая, а средняя на 1 пряник меньше. Сколько пряников получат девочки? Условие изобрази на рисунке.
4. Мальчик принес из лесу орехи. Половину он отдал сестре, а половину оставшихся орехов младшему брату. После этого у мальчика осталось 20 орехов. Сколько орехов мальчик принес из леса?
Знаете ли вы…
Рост человека в течение дня изменяется от 1 до 6 см.
У здорового человека сердце прогоняет по кровеносным сосудам за 1 мин 5 л крови, за сутки – 7 200 л. А сколько оно прогонит за 1 год? (Ответ: 2 628 т.)
В обсерватории Северного Кавказа установлен крупнейший в мире телескоп с диаметром трубы 6 м.
В 1896 г. в городе Казани был воздвигнут памятник Николаю Ивановичу Лобачевскому. Это первый в стране памятник математику.
Известное орудие Царь-пушка, находящаяся в Московском Кремле, отлито мастером Андреем Чеховым в 1586 г. Оно имеет длину в поперечнике 89 см и весит около 2 т.
Самая длинная в мире железная дорога протянулась от Москвы до Владивостока на 9 302 км.
В воде мировых океанов содержится около 13300 млн. т серебра.
Чтобы перелистать книгу, имеющую миллиард страниц, требуется работать 100 лет по 7 ч в сутки с одним выходным днем в неделю.
Первая книга на Руси по математике написана в 1682 году.
Первый печатный учебник по математике появился на Руси в 1703 г. Написал его Леонтий Филиппович Магницкий – преподаватель Московской школы математических и навигационных наук.
Наши древние предки долгое время не знали, как записывать числа. Первые записи чисел производились с помощью букв славянского алфавита. Буква, обозначавшая цифру, отмечалось особым значком.
Для записи чисел знаки, похожие на современные цифры, изобретены в Индии примерно 1500 лет назад. Эти знаки позаимствовали арабы, а от арабов индийские цифры перешли в Европу, поэтому в Европе стали называть и называют до сих пор арабскими цифрами.
4 000 лет назад некоторые народы Африки (египтяне) знали дроби и научились записывать их в XII в.
Долгое время ученые при выполнении арифметических действий пользовались не знаками, а сокращенными словами. Знаки появились значительно позже. Знаки плюс (+) и минус (-) в рукописях встречаются впервые только в XV в., в печатных книгах в 1631 г. В XVII в. стали применять знаки деления (:) и точку для обозначения умножения. Знак равенства (=) впервые был употреблен в 1557 г. Изобретение этих и других математических знаков значительно облегчило изучение математики.
Судно на воздушной подушке может передвигаться по воде и суше со скоростью 70 км в час.
Самоходный стогометатель складывает сено в стога. Одна такая машина заменяет труд 20 рабочих.
Плотина на Красноярской гидростанции на реке Енисей имеет высоту 124 м, а ее длина по гребню 1100 м. Емкость водохранилища 73 300 000 000 куб. м.
Первое автоматическое устройство, позволяющее умножать и делить числа, создано русским ученым математиком Пафнутием Львовичем Чебышевым.
Первый усовершенствованный арифмометр, который получил всеобщее признание, изобрел русский инженер В.Т. Однер в 1874 г.
Метр как единица длины был утвержден в марте 1791 г. во Франции.
Первые обитатели Южной Америки при счете пользовались узелками. Которые завязывали на ремнях или веревках. Одиночный узел означал 10, а двойной –100.