kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Упражнения и уроки по развитию пространственно-временных представлений младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Трудности формирования пространственных и временных представлений и трудности их языкового оформления, у детей с нарушениями слуха, обусловлены многими факторами. В дальнейшем, это будет причиной осложнённого создания связного речевого высказывания, передачи сложных взаимоотношений, между явлениями и действиями в языке. И,  безусловно, в последствии, недостатки развития пространственных и временных представлений напрямую отражаются на письме – ученик плохо ориентируется на тетрадном листе, долго не может усвоить правильность оформления своих работ, допускает “нелепые” ошибки на уровне букв (смешение сходных по написанию букв, “зеркальное” написание букв, написание лишних элементов или “недописывание” элементов букв).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения и уроки по развитию пространственно-временных представлений младших школьников»

Упражнения и уроки по развитию пространственно-временных представлений младших школьников.

1. Упражнение «Расставь правильно!»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по горизонтальной оси.

Используемые материалы: наборы геометрических фигур из цветного картона по количеству учащихся.

Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет учитель определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей в классе. По заданию ведущего (учителя) дети раскладывают фигуры на своей парте в указываемом им, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между», порядке. Затем дети по очереди становятся в роли ведущего (учителя) и задают свой порядок выкладывания фигур, проверяют у остальных участников урока правильность выполнения задания.

2. Упражнение «Разноцветные клеточки»

Цель: развитие пространственных представлений о расположении объектов по вертикальной оси, развитие умения самостоятельного употребления слов, обозначающих расположение в пространстве.

Используемые материалы: поля из клеток на отдельных листах бумаги по количеству учащихся. Поле для ведущего (учителя)

Каждому участнику выдается лист бумаги с полем из клеток. Ведущий (учитель) же по заранее приготовленному им полю диктует, используя слова, обозначающие пространственное расположение объектов, какие клеточки каким цветом закрасить.

После выполнения задания дети также могут выступить в роли ведущего (учителя), отметив на своём поле по 1-2 клеточки и описав их местоположение другим участникам.

Например: «Клетку в верхнем левом углу закрасьте фиолетовым карандашом, отсчитайте от неё две клетки влево и третью клетку закрасьте зелёным цветом. Отступите от зелёной клетки вниз одну клетку и вторую закрасьте жёлтым карандашом».

3. Дидактическая игра «Так бывает или нет»

ЦЕЛЬ: Закрепление признаков времен года, воспитание умения замечать нереальность суждений, правильно выражать свою мысль.

ХОД. Учитель говорит, что он будет рассказывать о каком-либо времени года, а учащиеся должны внимательно слушать и замечать все верное и неверное в этом рассказе, а потом сказать: « Так бывает» или « Так не бывает» – и доказать, что бывает и что не бывает. Например: « Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься». Ученик должен сказать: « Так не бывает. Летом снега нет».

Другой вариант рассказа: «Наступила зима. Выпало много снега. После уроков ребята оделись и пошли играть в снежки». Примерный ответ ученика: «Так бывает. Зимой можно играть в снежки».

4. Дидактическая игра «Куда пойдём».

ЦЕЛЬ:

1.Совершенствовать умение свободно ориентироваться в окружающем пространстве.

2.Закреплять знания о сезонной одежде.

3. Развитие связной речи.

МАТЕРИАЛ. Плоскостные куклы – мальчики и девочки, комплекты одежды, головных уборов, обуви для разных сезонов. Различные предметы обихода, например: зонтик, плетеная корзинка, грабли, лопата, школьный портфель, книга и т.д. Листы – фоны и отдельные элементы (желтые листья, снежинки, школьный звонок), символизирующие сезон или место, куда отправилась кукла.

ХОД.

На каждом столе одежда для разных сезонов на одном подносе, предметы для разных дел – на другом. У каждого ребенка две куклы – мальчик и девочка. Учитель советует детям выбрать сезон и вид занятия. Потом дети начинают одевать кукол или одну из них соответственно выбранному сезону и выбирают нужный для занятия предмет. Например, для сбора ягод – сарафан, панамку, сандалии, корзинку. Для того, чтобы осенью пойти в библиотеку – плащ или пальто, зонт, книгу. Если задание выполнено правильно, куклу выставляют на демонстрационной доске. Когда все куклы выставлены, дети рассказывают, каждый о своей. Желающие могут дополнить рассказ (Даниил) Можно использовать стихи, загадки.

5. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ЛОВИ – НАЗОВИ».

ЦЕЛЬ: Закрепление названий и порядка следования времен года, месяцев и дней недели.

ОБОРУДОВАНИЕ. Мяч.

ХОД. Учитель бросает мяч ученику и говорит: «Зима, а за нею?» Ученик должен вернуть мяч со словом « весна». Учитель, произнося: «Весна, а за нею?», бросает мяч другому школьнику, таким же образом повторяются месяцы и дни недели.

6. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА « ЭСТАФЕТА».

ЦЕЛЬ. Закрепление знаний о временах года, совершенствование умения строить простое предложение.

ОБОРУДОВАНИЕ. Палочка – эстафета.

ХОД. Учитель называет какое-либо время года и отдает палочку одному из учеников. Получивший палочку должен назвать какой-либо признак этого времени года и передать эстафету любому товарищу. Тот указывает другой признак этого же времени года. Правильное название признака и оформление предложения оценивается фишкой. В конце игры подсчитывается количество фишек и объявляется победитель.

7.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «ВРЕМЕНА ГОДА».

ЦЕЛЬ. Закрепление названий времен года и их признаков, отработка связности высказывания.

ОБОРУДОВАНИЕ. Четыре больших картинки с изображением времен года, 12 маленьких, на которых изображена 1/3 больших картинок (на четырех – небо, на других четырех – дома и деревья, на остальных четырех – земля и дети в разное время года) и которые пронумерованы от 1 до 12, два кубика с нумерацией от 1 до 6 и от 7 до 12.

ХОД. Большие картинки вывешиваются на доску, а маленькие по одной раздаются ученикам; двое ведущих у стола.

Один из ведущих кидает кубик и объявляет номер. Ученик, на картинку которого выпал номер, соотнеся ее заранее с большой, должен сообщить, какое на ней время года и по каким признакам он это узнал. Например: «У меня зима, небо серое, солнце стоит низко, светит мало».

Ведущий выдает игровую фишку, берет картинку и подставляет ее к большой. Второй ведущий кидает свой кубик , и игра продолжается. Если ученик не может определить, что это за время года, или рассказать о его признаках, ведущий вызывает желающего и за верный ответ также награждает его фишкой. Выигрывает тот, у кого оказывается больше фишек.

Для обеспечения более активного участия в игре детей учитель сам включается в игру и помогает сформулировать мысль.



Конспект урока по развитию речи.

ТЕМА. Осень, приметы поздней осени.

ЗАДАЧИ.

1.Уточнить знания детей об осени, осенних месяцах.

2.Учить характеризовать приметы поздней осени.

3.Обогащать словарь детей (предзимье, озимь – для Даниила, поздняя осень).

4. Развитие связной речи.

ОБОРУДОВАНИЕ. Картинки с изображением времен года, картинки с изображением желтых листьев, дождем и т. д. Иллюстрации, фотографии с изображением осени.

ХОД.

1.Организационный момент.

2. Объявление темы и целей урока.

3.Беседа по вопросам.

-Какое сейчас время года?

-Какой месяц?

-Какие еще осенние месяцы вы знаете?

-Посмотрите на картинки и выберите те, на которых изображена осень.

-Почему вы выбрали именно эти картинки?

-Какие признаки осени? (желтые листья, идет дождь, люди одеты в плащи и куртки)•

-Какие еще приметы осени вы знаете? (улетают птицы, собирают урожай, заготавливают на зиму овощи и фрукты- Для Даниила).

4.Чтение стихотворения про осень (Даниил)

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость… ( С.Есенин )

Осенний старательный ветер

Листву по дорогам разнес. ( М. Исаковский)

Чтение сопровождается показом иллюстраций.

Такое время, когда дует пронизывающий ветер, может выпасть снег, называется «поздней осенью».

-Как называется, повтори…( 2-3 ученика )

А месяц ноябрь называется предзимним.

5. Игра «Лето- осень»

Задание: разложить картинки под лето и осень. На доске висят картинки с изображением лета и осени. Дети подходят по одному, берут картинку со стола учителя и прикрепляют ее под «лето» или под «осень».

6. Динамическая пауза.

7. Стихотворение Плещеева «Осенью» (Даниил)

Объяснение слова «озимь».

-О каких еще приметах говорится в стихотворении?

Как сказано о дожде? (моросит)

О ветре? (воет)

Закройте глаза и представьте осеннюю картину: туча закрыла небо, моросит дождь, воет ветер. Что вы почувствовали? Чего захотелось? (солнца, тепла)

8. Итог.

-Как можно назвать месяц ноябрь?

-Какие приметы поздней осени вы знаете?



ТЕМА. Весна. Признаки весны (изменения в природе).

ЦЕЛЬ. 1.Уточнение знаний детей о весне.

2. Развитие речи, обогащение словаря.

ХОД.

1. Беседа по вопросам.

-Какое время года наступило?

-Какой первый весенний праздник?

-Какие весенние месяцы вы знаете?

-Почему вы думаете, что наступила весна?

Назовите приметы весны (Даниил)

Стихотворение про весну.

1.Выход на улицу. Рассматривание окружающей природы. Беседа.

2.Итог (проводится в классе).

-Что мы делали? Куда ходили?

-Какие приметы весны увидели?



КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (С Даниилом).

ТЕМА. Беседа о весне. Чтение детям: В. Бианки. «Апрель».

ЦЕЛЬ. Уточнить знания ученика о сезонных изменениях, связанных с первыми месяцами весны, вызвать желание наблюдать за поведением растений и птиц, чтобы сравнить увиденное с тем, о чем говорится в книге В.Бианки « Синичкин календарь».

ХОД.

Учитель уточняет, какой месяц наступил (май), что это за месяц (май – последний месяц весны).

-Наступила весна и принесла с собой большие изменения. Изменилось все: поле, лес, люди. Давай поговорим об этих изменениях. ( На доске выставляются иллюстрации)

-Каким стало поле? Сошел снег, появились важные грачи. А теперь на поля вышла техника. Люди готовятся к севу.

-Что происходит в лесу в марте и в апреле. Появляются первые цветы – первоцветы. (дети дают описание подснежника)

-Подойди к окну и расскажи, как выглядит наша улица (на деревьях и кустах набухли (вскрылись) почки, появились первые весенние цветы и т. д.

-Почему весной так быстро растут растения? ( много солнца, света, стал заметно длиннее день).

Динамическая пауза.

-Как весной одеты люди?

-Во что дети играют дети?

Чтение главы «Апрель» из книги В.Бианки «Синичкин календарь».

-Что нового узнал об апрельских изменениях в природе.



КОНСПЕКТ УРОКА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ.

ТЕМА. Рассказывание по картине «Зимние развлечения» (серия «Времена года». Автор О. И. Соловьева).

ЦЕЛЬ: учить целенаправленному рассматриванию картины, уточнить знания ученика о зиме; учить составлению рассказа по фрагменту картины; развитие связной речи.

ХОД.

-Какое время года наступило? Какой сейчас месяц?•

Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно. Можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега. Про это время года и книги написаны, и картины написаны.

Показ картины «Зимние развлечения».

-Как можно назвать картину? Какое время года запечатлено на картине? Какая погода стояла в тот зимний день? Как ты определил, что день солнечный и теплый?

Однажды в зимний день мы вышли на прогулку. Всем нашлось дело по душе. Согласен? Как можешь подтвердить?

-Давай рассмотрим, что происходит на горке?

-Что происходит со снеговиком?

-Не забыли малыши о своих пернатых друзьях?

-Попробуй составить рассказ по картине.

Образец рассказа учителя.

В солнечный зимний день выбежали на улицу. Всем нашлось дело по душе. Особенно много детей оказалось на горке. Не всем удается благополучно скатиться с нее. У мальчика в черной шубке перевернулись санки! А сверху уже что-то кричат ему. Наверное, просят освободить путь! Рядом с горкой – большой снеговик. Должно быть, стояла теплая погода, потому и отвалились пуговицы, которые вновь приделывают мальчик и девочка. Не забыли дети и о своих пернатых друзьях. Рябинки принесли и еще какой-то корм в ведерке. Хорошее время – зима!

Итог.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Багавиева Гюзель Ильшатовна

Дата: 28.01.2016

Номер свидетельства: 284377


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства