Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча
Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча
Особое внимание в обучении младших школьников чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» — чтению глазами, без внешних речедвижений. Чтение вслух, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. Оно способствует развитию у ребенка орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонации, обогащению словарного запаса, а значит, совершенствованию устной и письменной речи ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча»
УПРАЖНЕНИЯ, РАЗВИВАЮЩИЕ ГИБКОСТЬ И СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ ВСЛУХ И МОЛЧА
Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста. Слабочитающий ученик, перейдя в среднее, а затем в старшее звено школы, будет, если не тонуть, то захлебываться в потоке информации. Такой ученик обречен на неуспеваемость. И каких бы великих учителей ни приглашали к этому ученику, ничего у них не выйдет, пока они не научат элементарному – читать. Надеяться на то, что с годами беглость чтения придет сама, не стоит. Самый благоприятный возраст, когда можно добиться оптимальной скорости и повышения техники чтения это 6-7 лет. Особое внимание в обучении младших школьников чтению должно уделяться чтению молча, «про себя» — чтению глазами, без внешних речедвижений. Чтение вслух, как правило, обслуживает прежде всего слушающего, а не читающего. Оно способствует развитию у ребенка орфоэпической грамотности, формированию навыков восприятия и воспроизведения интонации, обогащению словарного запаса, а значит, совершенствованию устной и письменной речи ребенка. Молчаливое чтение способствует усилению смысловой обработки прочитываемой информации. Чтобы школьник хорошо учился, быстро и сознательно усваивал текст математической задачи, художественного или научно-познавательного текста в учебнике, мог свободно читать книгу во внеурочное время, необходимо его научить читать молча. Учить младшего школьника правильно, сознательно и бегло читать молча необходимо, начиная с первого года обучения (второго полугодия), используя для работы чтение слогов, слов, предложений, небольших текстов, занимательного материала. Чтобы отучить ребенка шевелить губами во время такого чтения рекомендуется использовать
упражнение «Губы».
По указанию учителя читать беззвучно дети плотно сжимают губы и прикладывают к ним палец левой руки – этим подкрепляется психологическая установка на беззвучное чтение. Работа проводится до тех пор, пока шевеление губами у большей части детей не прекратится. В дальнейшем упражнение провожу индивидуально, с отдельными учащимися.
Чтобы предупредить подобные ошибки, одновременно поработав над развитием у детей внимания во время чтения, предлагаю детям задания следующего типа:
1. Прочитайте слова глазами, вслух называя только имена детей. Роза, береза, Леля, сережка, василек, Поля, Толя, поле, елка, весна, Василек, наша, Наташа, Роза, Алена, яблоко, Яша, Сережка, юла, Юля.
Прочитайте слова вслух еще раз и назовите каждого: мурлыкает (кот) .
Для развития у учащихся смысловой догадки во время чтения молча полезно упражнение «Угадай», которое я использую в работе с учащимися первого и второго года обучения.
Упражнение проводится в различных вариантах: 5. Помогите слову найти последнюю букву, читайте только глазами.
При выполнении упражнения учитываю, что учащиеся могут составить несколько слов, изменив только последнюю букву. Одновременно проводится работа по развитию у детей внимания во время чтения.
6. Помогите буквам встретиться (найти себе друзей). Прочитайте их молча, чтобы получились слова.
7. «Запутался»
Галя прочитала своему маленькому братику Ване рассказ о том, как поют птицы. Однако Ваня забыл, кто как поет и все перепутал. Вот что у него получилось.
Для развития у учащихся смысловой догадки во время чтения молча полезным может быть упражнение «Угадай», которое я использую в работе с учащимися первого и второго года обучения. Упражнение может быть проведено в различных вариантах:
8. Упражнение «Буквы потерялись» также можно предложить для чтения про себя:
В дальнейшем детям предлагаю задания с использованием связных текстов, в которых затушевываются отдельные буквы, окончания, части слов или отдельные части текста.
9. Сережа
– Ах, как я л+блю прир+ду! – Гов+рит Сер+жа. – +чень я л+блю сирен+ И рябин+ тоже! И хотело++ бы спросит+ Тихо + Сер+жи: – Кто слом++ в сад+ сирен+ И ряб+у тоже?
Учитывая то, что дети первого – второго классов с интересом и удовольствием выполняют необычные, занимательные задания, это же упражнение для них может быть подготовлено и проведено в игровой форме.
10. «Помогите Чебурашке»
Чебурашке в школе дали задание прочитать текст. Когда он на минутку отлучился, в класс зашла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами, при этом некоторые буквы оказались залиты. Помогите Чебурашке прочитать текст.
Как у старой баMки Жили-быMи лаMки. Встанет баMка утроM рано, ВыйдMM в погреб за смMтаной — ЛаMки вслеM за неM идуM, ВсюдM бабMM стерегуM. Для развития у детей умения читать про себя уже во втором классе, ребятам предлагаю связные прозаические и поэтические тексты, в которых для развития смысловой догадки затушевываются (закрываются) отдельные буквы, окончания, целые части слов.
11. Белка
У непосеGG белки подошGG к концG осеннGG припасG – ореGG, шиGGG, да желуGG. Сидит она на суGG, пушистGG хвостGGG укрылGGG, призадумалGGG... Вдруг под деревGG что-то чмокнуло. ГлянуGG белGG вниз, а на поляGG, из-под палогG листGG сморчGG показалGG. БелGG уши навостриGG и скореG к гриGG: как бы кто не опередGG. СхватиGG сморчок острыGG зубGGG и снова на сук забралGGG. Только ест грGG, не торопитGG, как будто хвастаетGG: «СмотрG-ка, дятGG, какой мне подарGG весGG приготовиGG!»
А. Барков
По команде педагога «На старт! Внимание! Марш!» учащиеся одновременно молча начинают читать текст. Тот, кто первым дочитал до указанного слова (группы слов), поднимает руку или встает из-за парты, т.е. он первым пришел к финишу. Чтобы проверить школьников, а заодно и убедиться в том, что они действительно читали, а не искали указанные слова, есть смысл попросить ребенка показать заданное слово, а лучше – задать вопрос на понимание прочитанного. Для развития скорости и гибкости чтения (умения менять темп чтения в зависимости от содержания текста) можно использовать
12.упражнение «Буксир».
Учитель громко читает текст, изменяя темп чтения в зависимости от содержания текста, однако с учетом темпа чтения «среднего ученика». Детям предлагается читать этот же текст молча, но с одним условием – успевать за учителем. Чтобы проверить внимание учащихся во время чтения, а также соблюдение ими режима скорости чтения, заданного педагогом, учитель внезапно останавливается на каком-нибудь слове или два раза повторяет его. В таком случае дети останавливаются вместе с ним и указывают на последнее прочитанное слово. Развитию у учащихся гибкости и скорости чтения вслух и молча способствует чтение
13.в разных режимах громкости.
Упражнение проводится на знакомом и незнакомом детям тексте, который предлагается прочитать по-разному: