Просмотр содержимого документа
«Упражнения для развития артикуляции»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОВЕРИЛ
________/_________/
«___»_________20___г.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО ХАРАКТЕРА
Выполнила:
cтудентка Ш-31 группы
Горбунова Алиса
Преподаватель:
Шульга Г. Н
Ейск, 2023 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Часто у детей во время разговора возникает мышечная напряженность в органах артикуляции. Это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения, при нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдает движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Произношение проходит не на дыхательной опоре, часто сопровождая речь заиканием, тем самым движения становятся вялыми, замедленными. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое.
Артикуляция – это координация действия речевых органов при произнесении звуков речи. Она тесно связанна с дыханием, звукообразованием и интонацией. Только при хорошей артикуляции текст произведения доходит до слушателя, поэтому её надо развивать. Надо уметь свободно открывать рот, следить, чтобы при разговоре не было зажатых зубов и челюсти, следить за правильным положением языка и губ.
Все вышеперечисленные проблемы легко решить на их начальных стадиях с помощью незатейливых упражнений. Артикуляционную гимнастику желательно выполнять перед зеркалом, на одном занятии мы используем не более трех упражнений.
Данная картотека будет полезна для учителей первых классов, родителей учащихся.
Цель: развитие артикуляционных навыков с помощью гимнастики рта.
«Позеваем» - упражнение на хорошее раскрытие рта, без напряжения челюсти и губ, особенно хорошо для детей, которые говорят и поют сквозь зубы или зажимают нижнюю челюсть;
«Улыбка» - упражнение для верхней губы, улыбнуться так, чтобы были видны передние зубы, остальные части лица должны остаться в спокойном состоянии;
«Нижние зубки» - упражнение для нижней губы, в полуоткрытом состоянии опустить нижнюю губу горизонтально, чтобы были видны нижние зубы;
«Почесывание» - упражнение на растягивание верхней и нижней губы, аккуратно почесать зубами верхнюю и нижнюю губу;
«Хоботок» - упражнение для губ, при сомкнутых зубах вытянуть губы вперед, подвигать ими вправо и влево;
«Послушный язычок» - упражнение на растягивание уздечки, рот свободно открыт, язык лежит внизу, упираясь в нижние зубы, затем поднимается к верхним зубам и ложится обратно;
«Часики» - упражнение для языка, рот приоткрыт, языком движется в право и в лево, касаясь уголков губ;
«Конфетка» - упражнение для языка, при закрытом рте, язык упирается то в правую, то в левую щеку;
«Гласные» - беззвучно произносим гласные в следующем порядке – И, Э, А, О, У, следим за положением нижней челюсти.
«Подвижность губ» - упражнение для легкой подвижности губ, произносить: би-би-би-би-бипп, бэ-бэ-бэ-бэ-бэпп, ба-ба-ба-бабапп, бо-бо-бо-бо-бопп, бу-бу-бу-бу-бупп, бы-бы-бы-бы-быпп, ударение ставится на последний слог. С помощью этой игры можно поиграть с детьми в эхо, учитель произносит сочетание слогов, дети повторяют.
«Моторчик» - упражнение на вибрацию языка, активно произносим дрынь, дрынь, дрынь.