kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся создавать бесконфликтную среду. Психология крика.

Нажмите, чтобы узнать подробности

О создании безконфликтной среде и психологии крика 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учимся создавать бесконфликтную среду. Психология крика.»

1 слайд (тема)

Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика


Среди воспитателей детского дома,  путем анкетирования было проведено социологическое исследование, целью которого было выявить: какое представление имеют наши педагоги о психологии крика.

2 Слайд Что такое педагогический крик?

3 Слайд проценты

4 Слайд Причины педагогического крика.

5 Слайд проценты

6 Слайд Что прежде всего необходимо педагогу, который срывается на крик?

7 Слайд проценты

8 Слайд Действия педагога, который хочет избавиться от крика в общении? 

9 Слайд проценты

10 Слайд Во что можно трансформировать энергию крика?

11 Слайд проценты

Из данных анкетирования» можно сделать вывод, что не все воспитатели владеют знаниями по теме «Педагогический крик» и понимают серьезность данной темы.

Сегодня у нас немного необычный педсовет, мы на нем будем не пассивными слушателями, а активными участниками.

Условно мы разделимся на 8 творческих групп. 2 группы будут отвечать на один и тот же вопрос. На работу вам дано 5 мин.

12 Слайд

- Ну почему я всё должна повторять по 10 раз?! Неужели нельзя послушаться сразу?
- Сказала раз, сказала два - он не реагируют. Наорала - сразу пошли и сделали! Спокойные слова не понимают, только крики. Ну, вот как с ними ещё?

Если прежде детей воспитывали больше кнутом, нежели пряником, то в современном обществе мы хотим вырастить из наших детей самодостаточных и психологически здоровых людей. Вследствие этого возникают вопросы: почему нельзя кричать на ребёнка и как избавиться от этой привычки.

Сегодня мы попытаемся ответить на все эти вопросы.

13 Слайд Согласно классической педагогики хороший педагог должен обладать такими свойствами личности как любовь к детям, знание детской психологии, владение методикой преподавания и воспитания.

14 Слайд Дети же воспринимают эти важные качества личности совсем иначе. В одном из исследований проводился опрос детей разных регионов на предмет того, с какими педагогами они хотели бы общаться. Одно из первых мест занял ответ, в котором дети разных возрастов написали в своих ответах: «С добрым», «С таким, который бы не кричал».

Анализируя данную проблему, можно сделать неутешительный вывод о том, что в сегодня в образовательно – воспитательных учреждениях действительно много крика - как со стороны взрослых, так и со стороны самих детей.

В самом деле, когда взрослый кричит, то ребенок тупеет, глупеет, цепенеет, начинает его бояться и перестает понимать, что от него требуется.

Но тогда почему воспитатель кричит? Возможно, это происходит от осознания педагогом своей неспособности повлиять на ребенка и добиться того, что ему нужно.

Почему мы кричим свой отчет предоставит 1 и 2 творческие группы.

15 Слайд

1. Причины крика

«Почему я кричу на ребенка. Что же происходит?  Откуда берётся злость ведь мы должны приходить на работу с позитивным настроем, и должны заряжать этим позитивом детей, настраивать их на целостное восприятие и познание окружающего мира».

Причин такому поведению несколько.


16 Слайд

1. Психолого-педагогические причины

Одна из главных причин – недостаток педагогического мастерства и культуры педагога, как показатель отсутствия должного профессионального мастерства, неумение влиять на ребенка так, как бы воспитателю этого хотелось.

Педагог повышает голос, когда ребенок не выполняет его требований. Конечно, было бы гораздо лучше, если бы воспитатель пересмотрел свою методику педагогического воздействия и нашел другие воспитательные приемы.

2. Социально-психологические причины

Многие взрослые любят показать свое превосходство над детьми и стремятся делать это всеми возможными средствами. Здесь идут в ход не только демонстрация своей одежды, походка и осанка, но и громкий голос.

Спросите у детей, кто, самый главный - многие дети, ответят «директор», «воспитатель». И только старшеклассники, могут еще сказать, что главный все-таки ребенок. И будут совершенно правы. Но многие взрослые думают совсем наоборот. И потому считают вправе показывать свое главенство и превосходство силой своего голоса.

Ещё Фрейд выявил, что агрессия может перемещаться в безобидные объекты, которые не могут особенно повредить её носителю. Когда у художника не получается его картина, он может в ярости разорвать её, когда писателю не нравится его книга, он может её сжечь. В данном контексте ребенок у нас является тем объектом на котором можно сорвать злость. Когда ребенок не может выполнить требование воспитателя, тот в приступе негодования может накричать на него или даже ударить. Поскольку наказания у нас в стране запрещены законом, то немудрено, что в сложной ситуации многие педагоги кричат и просто орут на своих воспитанников, проявляя вербальную агрессию, которая есть эквивалент физического наказания.

3. Физиологические причины

Не последнюю роль в педагогическом крике может занимать сексуальная неудовлетворенность педагога. Физиологи установили, что голосовой аппарат человека имеет тесную связь с половыми органами человека.

Не секрет, что в сегодняшней школе работает много женщин, у которых семейная жизнь, не особенно складывается или уже не сложилась. Известно также, что психоаналитики склонны рассматривать семейные и разного рода другие скандалы, как замещающий эквивалент сексуальных взаимоотношений. Разговоры на высоких тонах воспитателя с детьми с некоторыми оговорками также можно отнести к этой же категории явлений.

4. «Я старше»

Иногда взрослый кричит просто потому, что он может себе это позволить. Он старше, сильнее, опытнее и мудрее. И, самое главное, он лучше разбирается во всём, что касается ребёнка.

А если ребёнок начинает отстаивать собственное мнение, срабатывает своеобразная кнопка «Я старше», возникает злость и раздражение, в результате чего взрослый срывается на громкий ор. Он убеждён, что столь «громкое воспитание» заставит детей измениться и подстроиться под него

5. Стресс

Это один из наиболее распространённых факторов возникновения гнева. Взрослые задавлены высоким темпом жизни, информационной насыщенностью, постоянными бытовыми проблемами или проблемами в личной жизни…

Неудивительно, у взрослых даже нет желания разбираться, что произошло, и кто в этом виноват. Получил «двойку» в школе? Громкая ругань. Забыл сказать, что на завтрашний день задали английский? Вот тебе ещё порция воспитательского гнева.

Негативные эмоции выплеснуты, ребёнок плачет, воспитатель в праведном гневе. А завтра опять всё начнётся сначала – до следующего проступка ребёнка. Крайне сложно выбраться из такого замкнутого круга.

17 Слайд

6. Повышенная требовательность

В данном случае речь идёт о завышенных ожиданиях от ребёнка. Мы ждем от детей идеального послушания и старательной учебы. Забывая при этом, что дети пришли к нам из среды, где царит свобода, разрушающая личность. Надо понимать, что криками здесь не поможешь. Просто надо воспринимать детей такими, какие они есть. И по мере возможности помочь им войти в русло размеренной «правильной» жизни.

7. Страх за ребёнка

Повышенная опека порой приносит такой же вред, как и безразличие. Боясь за жизнь и здоровье детей, им не разрешается ничего делать, тем самым, тормозя их развитие, как физическое, так и интеллектуальное.

Команды в приказном тоне, конечно, отдавать легче, чем постоянно помогать ребёнку решать его детские проблемы.

8. Боязнь не успеть

Взрослые всегда куда-то бегут, опаздывают, спешат, не успевают. Однако детей, особенно младшее звено такие проблемы не волнуют, они-то совершенно никуда не торопятся. Их интересует вон та кошка на бордюре, летящий голубь, дяденька с метлой, отражение солнца в луже.

Но поскольку воспитателю виднее, то на детей кричат, чтобы они скорее одевались, не болтали, не смотрели по сторонам, не бегали. В итоге общее раздражение, крики, сопротивление детей, опять приказы и испорченное настроение у всех участников конфликта.

9. Нежелание или неумение объяснять

«Я тебе сколько раз объясняла, ты что, дурачок, совсем, не понимаешь?» – в сердцах кричит воспитатель, заглянув в тетрадь с домашним заданием или увидев очередную «двойку».

Гораздо конструктивнее было бы разобраться в том, почему ребёнок не понимает, по каким причинам он не может научиться. Можно было бы попробовать объяснить ещё раз, однако кричать действительно проще.

Подведем итог. По некоторым данным невротизация среди педагогов достигает 70%. Педагог во многих случаях может кричать на ребенка и из-за своей социальной незащищенности, и от психологической усталости, и наконец, просто из-за семейных неурядиц. В крике также присутствует некоторый момент страха перед возможностью оказаться несостоятельным среди коллег в достижении позитивных результатов своей педагогической деятельности.


Означают ли вышеописанные причины, что воспитатели плохо относятся к детям? Конечно, нет. Просто не все взрослые задумываются над тем, как именно они любят. Вот и получается, что любовь эта своеобразная – с криками и одёргиваниями.



Взрослых раздражает, что от ребенка нет мгновенного отклика на вопрос, просьбу. Давайте разберемся почему ребенок не слышит.

Причины, почему ребенок не слышит, нам озвучат 3 и 4 творческие группы.

18 Слайд

2. Почему ребенок не слышит

Дети пришли к нам с разным развитием, разным жизненным опытом, поэтому не все дети одинаково реагируют на слова. Одному ребёнку достаточно сказать один единственный раз, чтобы он внял просьбе, другой не воспримет и на десятый.

В чём причины такой реакции?

Почему он не слышит, а если слышит, то почему не реагирует

Во-первых, ребёнок действительно может вас не слышать. Когда он поглощён своим делом, да ещё и достаточно шумным, окружающие звуки для него становятся просто фоном. Белый шум, из которого посторонняя речь не вычленяется

Во-вторых, может он и слышал, что ему сказали, но ещё не успел среагировать. У некоторых детей переключение между разными видами деятельности отнимает много сил и времени. Они просто физически не способны остановиться сразу. Их нервная система так не умеет. А если взрослые настаивают и принуждают, то ребёнок начинает раздражаться и капризничать………………………………………………………………

В-третьих, если ребёнка по многу раз в день отрывать от интересных ему занятий, не давать ему делать то, что ему хочется, он просто перестанет слушаться. Потому что ему необходимо развитие и познание, и когда оно пресекается из раза в раз, приходится как-то отстаивать свои права.


Мы хотим докричаться до ребенка, но так ли уж безобиден крик, давайте рассмотрим влияние крика на ребенка

Итак, какими могут быть последствия крика для ребенка расскажут 5 и 6 творческие группы

19 Слайд

3. Последствия крика для ребенка

Крик – один из способов заставить ребенка бояться, но не уважать. Боязнь и авторитет – это, две большие разницы. Ребёнок может испугаться грозного окрика, выполнить то, что ему было приказано.

Возможно, с одной стороны, это и хорошо. Но, если злобный и истеричный воспитатель – это не тот образ, к которому вы стремитесь, то нужно разбираться. Прежде всего, стоит понять, к чему может привести такая воспитательная политика.

20 Слайд Крик – очень сильное психологическое воздействие взрослого на ребенка и вполне сравним с физическим наказанием.

Устрашающий крик вызывает у ребенка сильное торможение в коре головного мозга, после чего мозг становится неспособным к формированию точных дифференцировок, другими словами – это формирование пространственно – временных представлений у детей, что является одной из важнейших сторон полноценного развития с точки зрения психологии.

Тогда почему воспитатель кричит? Разве он не знает последствий своего крика? Многие действительно не знают, а кто-то просто не хочет об этом думать.

21 Слайд

При постоянном крике на ребенка.

Возможно формирование двух стратегий его поведения.

Плохое поведение. Ребёнок начинает вести себя ещё хуже. Кроме того, если внимание выражается только в криках, остаётся только хулиганить, чтобы заставить проявить интерес взрослого хотя бы так.

Желание угодить. Ребёнок старается «умаслить» воспитателя, даже путём лести, обмана. Естественно, когда хитрость вскрывается, воспитатель снова злится на него, опять начинаются крики.

22 Слайд

Развитие детско-взрослых взаимоотношений

Крик влияет как на личностное развитие ребёнка, так и на отношения между детьми и взрослыми, они становятся менее тёплыми и искренними.

Вполне естественно, что ребёнок, постоянно выслушивая гневные отповеди, будет отдаляться и закрываться эмоционально.

К примеру, если на смену сейчас придет кричащий воспитатель, то дети будут к этому времени находить срочные дела вне группы.

23 Слайд

Социальное развитие ребёнка

Психологи отмечают также и негативное влияние постоянных криков на дальнейшие отношения ребёнка с социумом. Причём выразиться они могут в нескольких отрицательных моментах.

1. Если воспитание криком стало своеобразным стилем общения или своего рода ритуалом, существует вероятность, что ребёнок перенесёт подобные коммуникативные привычки в свою будущую жизнь. То есть в своей собственной семье он также будет орать на детей или супруга, отказываясь идти с ними на компромисс.

2. Высока вероятность, что ребёнок в будущем не будет самостоятельным, а его чертой характера станет инфантильность. Это происходит из-за нехватки поддержки взрослых и ощущения недолюбленности. Инфантильное поведение также может проявляться в виде неспособности нести ответственность, стремления переложить её на других людей.

3. Кроме того, крики и наказания нередко способствуют возникновению у детей так называемого комплекса жертвы. В этом случае ребёнок постоянно ощущает себя ненужным, испытывает чувство обиды, страдает по любому поводу и требует повышенного внимания и жалости со стороны окружающих.

Итак, как мы видим, с криками что-то нужно делать.


24 Слайд Выход из положения нам предоставят сейчас 7 и 8 творческие группы

4. Поведенческая терапия

Психологи-консультанты, занимающиеся модификацией поведения, связанного с излишней раздражительностью, тревожностью, страхом и беспокойством, разработали целый ряд приемов и методов, которые помогают решать и снимать все эти негативные проявления человеческого поведения. Тому, кто кричит, прежде всего надо осознать проблему и признаться самому себе: «Да, в сложной ситуации я могу накричать».

Методика прогрессивной мышечной релаксации, разработанная американским психологом Эдмундом Джекобсоном, является и сегодня одним из наиболее эффективных методов улучшения поведения. Процесс обучения состоит из ряда последовательных этапов и включает в себя напряжение и расслабление группы мышц.

Следующая методика систематической десенсибилизации – один из первых методов поведенческой психотерапии Джозефа Вольпе, основанный на систематическом постепенном уменьшении чувствительности человека к предметам, событиям или людям, вызывающим тревожность и фобии.

В состоянии расслабления рекомендуется многократно проигрывать сложные ситуации в воображении до полного исчезновения раздражения, беспокойства или тревоги. Приобретенный таким образом опыт воображаемого поведения положительно влияет на поведение в реальной жизненной ситуации.

25 Слайд

Хочу дать несколько советов по предотвращению крика от ведущих психологов.

1. Использовать короткие фразы. Не больше 3-4 слов. Как правило дети, особенно младшие или дети с ЗПР, для которых слуховое восприятие не является ведущим, теряют нить повествования уже на третьем слове. Им становится не интересно и они отключаются, погружаясь в свои мысли. Поэтому чтобы завладеть их вниманием, нужно говорить коротко и по существу.

2. Установить контакт глаз. Это наиважнейший момент! Мы слишком полагаемся на силу слов, постоянно используя "дистанционное управление" детьми. Но оно просто до смешного малоэффективно. Мы не пульты, а дети не телевизоры. Чтобы общаться, слышать и понимать друг друга взгляд глаза в глаза и прикосновения необходимы.

3. Написать или нарисовать важное. Информация показанная воспринимается лучше, чем просто услышанная. Дети с удовольствием реагируют на различные схемы, рисунки, порядок действий в картинках, записки и пр. Как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому здесь эффективны такие методы работы: - технология «коллажа», а так же «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды); Мы в группе постоянно используем схемы, таблицы, рисунки, объявления чтобы лучше донести информацию до детей.

4. Не поощрять неправильно поведение. Когда ребёнок дошкольного и младшего школьного звена делает что-то не подобающее, он получает шквал внимания к своей персоне: не делай, не трогай, не лезь, нельзя, упадёшь, разобьёшь и т.д. Плюс длительные лекции на тему, почему именно так нельзя и что воспитанные дети так не делают, и что воспитатель в шоке. А если потребность ребёнка во внимании взрослых, как раз не удовлетворена, то будьте уверены, что самый эффективный способ получить к себе интерес, он уже нашёл. Неприемлемое поведение нужно игнорировать. Не ребёнка! А именно поведение. Как с младенцем. Намочил штанишки? Переодели и всё. Ну, намочил, и намочил. Разбил чашку – всякое бывает. Увести, отвлечь от нехорошего дела.

5. Поощрять хорошее, "правильное" поведение. Этот метод подходит всем возрастам. Чтобы ребёнку не пришлось идти от противного и стоять на ушах ради того, чтоб с ним пообщались, нужно замечать его именно тогда, когда он "хороший". А то ведь обычно, если дети играют сами, делают вовремя уроки, остаются опрятными на улице, делятся игрушками, общаются с младшими братьями и сёстрами - это считается нормальным, не требующем похвалы, это то, что ребёнок делать должен, так зачем его за это хвалить или благодарить. Если ребёнок ведет себя хорошо, взрослые не обращают на него внимания. А необходимо все хорошие поступки ребенка поощрять. Замечать их и радоваться за ребёнка, радоваться вместе с ним.

6. Одним из методов самоконтроля является Наблюдение. Можно понаблюдать за поведением близкого человека, который отличается спокойствием и невозмутимостью, и затем попробовать на некоторое время поиграть его роль. Представляя трудную ситуацию, вообразить себе, а как бы в ней повел себя этот

26 Слайд 7. Планируйте время. Научитесь планировать распорядок дня, чтобы никуда не спешить и одновременно везде успевать и приучайте к этому детей.

8. Представьте последствия. Перед криком представляйте тот вред, который вы можете нанести ребёнку. Ребенок, особенно малыш пугается, начинаются неврологические заболевания, возникают прочие проблемы со здоровьем.

9. Пейте успокоительное. Обратитесь к врачу, который подберёт лекарственное средство для укрепления нервной системы. Однако не употребляйте алкогольные напитки, чтобы с их помощью снять стресс. Добавятся новые проблемы.

10. Представьте гостей. Один из популярных сдерживающих факторов – присутствие гостей. Если вы собираетесь провести воспитательную беседу и боитесь сорваться на крик, представьте себе, что к вам в гости пришли шефы или зашли в группу представители администрации. Это очень простой, но действенный прием.

11. Психологическая литература. В интернете или библиотеках можно обнаружить множество полезных книг, которые содержат рекомендации опытных психологов, специализирующихся по данной проблеме.

12. Счет до 10. Есть очень хороший достаточно известный прием, в моменты гнева посчитайте про себя до 10, а потом уже приступайте к нравоучениям, можно придумать свой ритуал, например, пойти умыться!

27 Слайд В заключение я хочу познакомить вас с медитативным упражнением, способным помочь человеку, у которого есть нерешенные проблемы с криком, в управлении своим психоэмоциональным состоянием.

«МОЙ СПОКОЙНЫЙ КРАСИВЫЙ ГОЛОС»

Я нахожусь в спокойном и расслабленном состоянии.

Мне дышится легко, приятно и спокойно.

Все мышцы моего тела приятно расслаблены.

Я совершенно спокоен.

Голосовые связки в моем горле приятно расслаблены.

Сейчас я мысленно представляю ситуацию, в которой мне случается срываться на крик.

Отчетливо представляю эту ситуацию, но остаюсь при этом совершенно спокойным.

Я вхожу в образ спокойного и уверенного в себе человека, которому не надо кричать.

Я ясно вижу и чувствую, как мне надо спокойно и благоразумно вести себя.

Спокойно, не надрываясь и не портя себе нервы, объясняю присутствующим, что и как надо делать в данной ситуации.

Все мышцы моего тела остаются расслабленными.

Мое дыхание ровное и спокойное.

Никакие неприятные мысли не достигают моего сознания и не выводят меня из себя.

За то, что я смогу победить себя и не сорваться на крик в трудной ситуации, я потом сделаю себе приятный сюрприз.

Данная медитация - только пример для создания собственных педагогических настроев, направленных на саморегуляцию психического состояния. Каждый педагог может сочинить для себя свой собственный настрой на преодоление у себя неадекватных навыков поведения.

28 Слайд

В сегодняшней личностно ориентированной парадигме преподавания и воспитания педагогический крик становится анахронизмом, но пройдет, наверное, ещё какое то время, прежде чем он будет окончательно изжит в наших образовательно – воспитательных учреждениях.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Учимся создавать бесконфликтную среду. Психология крика.

Автор: Жукова Лариса Сергеевна

Дата: 12.12.2018

Номер свидетельства: 490488


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства