Учебно-практическое пособие предлагает виды творческих заданий, которые можно использовать на уроках русского языка, и внеклассных занятий по русскому языку. Творческие задания позволят решить многие воспитательные и образовательные задачи при обучении русскому языку. Выполнение занимательных творческих заданий способствуют формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, расширяется кругозор, обогащается словарный запас слов. Задания направлены на развитие речевого и фонематического слуха, пополнению лексического запаса, предназначены для самостоятельного выполнения учащимися.
Некоторые задания опережают программный материал отдельных тем или выходят за рамки программы. Такой подход я осуществляю сознательно, имея в виду, что творческие возможности учащихся развиваются при решении нестандартных задач, носящий поисковый характер.
Структура сборника
В сборнике шесть разделов:
«Зачем нужны звуки языка?»
«Трудно ли быть грамотным?»
«Что такое слово?»
«Как делаются слова?»
«Как работает слово?»
«Части речи».
Ответы на все задания даны в конце пособия.
Спектр использования данного пособия велик родители, дети, учителя. Применение материала этого пособия, любой урок станет интереснее и продуктивнее. Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к Знаниям. От всей души желаю успеха в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словом Русский Язык!
Содержание пособия.
Пояснительная записка.
Зачем нужны звуки языка?
Трудно ли быть грамотным?
Что такое слово?
Как делаются слова?
Как работает слово?
Части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Ответы.
Литература.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие по русскому языку »
ГУ «школа-гимназия№5А отдела образования акимата г. Костаная»
Учебно-практическое
пособие
«Подумай и ответь»
(задания по русскому языку)
Ремезова Е.В.
Пояснительная записка
Учебно-практическое пособие предлагает виды творческих заданий, которые можно использовать на уроках русского языка, и внеклассных занятий по русскому языку. Творческие задания позволят решить многие воспитательные и образовательные задачи при обучении русскому языку. Выполнение занимательных творческих заданий способствуют формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, расширяется кругозор, обогащается словарный запас слов. Задания направлены на развитие речевого и фонематического слуха, пополнению лексического запаса, предназначены для самостоятельного выполнения учащимися.
Некоторые задания опережают программный материал отдельных тем или выходят за рамки программы. Такой подход я осуществляю сознательно, имея в виду, что творческие возможности учащихся развиваются при решении нестандартных задач, носящий поисковый характер.
Структура сборника
В сборнике шесть разделов:
«Зачем нужны звуки языка?»
«Трудно ли быть грамотным?»
«Что такое слово?»
«Как делаются слова?»
«Как работает слово?»
«Части речи».
Ответы на все задания даны в конце пособия.
Спектр использования данного пособия велик родители, дети, учителя. Применение материала этого пособия, любой урок станет интереснее и продуктивнее. Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к Знаниям. От всей души желаю успеха в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словом Русский Язык!
Содержание пособия.
Пояснительная записка.
Зачем нужны звуки языка?
Трудно ли быть грамотным?
Что такое слово?
Как делаются слова?
Как работает слово?
Части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Глагол.
Ответы.
Литература.
Зачем нужны звуки языка?
Ребята играли в скороговорки, стараясь произнести их как можно быстрее:
От топота копыт пыль по полю летит.
Кукушка кукушонку сшила капюшон.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.
Осип охрип, Архип осип.
Игорь сказал: «Вы не торопитесь, а старайтесь отчетливее произносить каждое слово, каждую букву!» Прав ли Игорь?
Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, гол, люк, лед, пара?
Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:
из слова лён – цифру;
из слова лей – название дерева;
из слова лоб – название настила;
из слова люк – большой мешок;
из слова ток – домашнее животное;
из слова шел – неправду;
из слова шей – просьбу;
из слова куб – связку, охапку чего-либо;
из слова тол – прибор для измерения глубины моря;
из слова лёд – материал для крыши.
Слово атлас может быть прочитано как атлас и атлас. Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свёкла, пироги. Сколько слов у вас получилось?
Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа - налево. Он выполнил это задание так:
тот дед шалаш правильно ли выполнено задание?
В каком слове сорок гласных?
В каких словах по сто согласных?
Стихотворение, напечатанное в книге для детей, было озаглавлено «Языколомка». Почему?
В поле Поля-Полюшка Сорняков не будет в поле,
Полет поле-полюшко. Если полет после Поля.
Как можно превратить слово мел в мелкое место, уголь в топливо, шест – в число?
Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
Почему могут быть поняты предложения?
Ребята местные танцы затеяли.
Из дома бабушки смех доносился.
Определите, какое третье слово лишнее:
Конечно, нарочно, игрушечный.
Что, чтобы, нечто.
Чувство, баловство, да здравствует.
Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
Сколько букв о в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясните, куда они подевались?
Звонят во все колокола.
Найдите загаданный звук.
Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.
Я – в арбузах и в огурцах, но в дыне меня нет.
Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку?
Трудно ли быть грамотным?
Шарада – это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Отгадайте такую шараду:
Начало деревом зовется. В книге целое найдется.
Конец – читатели мои. Здесь в каждой строчке есть они.
Найдите орфографическую ошибку в стихотворении:
ЯГОДКА
Бывает ягода брусника, Веселые все дети,
Черника, Грустно только Пете.
Клюква Не ел ли грусники
Земляника … Он вместо брусники?
А есть ли ягода Не съел ли скучники
Грусника? Он вместо черники?
А веселика А может быть, он вместо клюквы
Тоже есть? Попробовал ягодку злюквы?!
Конечно, есть! Ох,
Глядите, Кто объестся этих ягод,
Глядите-ка на Витю - Тот может стать
За ягодкой нагнется, Сердитым
Сорвет и засмеется. На год!
А Таня и Наташа - Скорее помогите мне, дети,
Так эти даже пляшут. Найти веселику для Пети!
(В. Данько)
Спрячьте мягкий знак в словах день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь в середину слова.
Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами?
В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?
На какое правило сделана ошибка? Как её избежать?
ОШИБКА
- Да, нелегкая диктовка, -
Почесал затылок Вовка.
И в тетради Королева
Появилась вдруг «корова».
Заглянул в тетрадку Миша:
- Все понятно, так напишем
Букву «о» на «а» исправил
И его соседка Мила
Это сразу уловила.
И от Милы, дружбы ради,
Буква «а» попала к Наде.
Приподнялся с парты Лева,
Быстро Пете передал.
И пошла гулять «корова»
По колонкам, по рядам.
(Я. Пишумов)
Кто написал правильно?
Учительница диктовала стихи:
В день солнечный, июльский
Цветы, цветы вокруг!
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Наташа написала ЛУГ, а Лена – ЛУК.
- Ты сделала ошибку, Лена! – заметила Наташа.
- Не ошибку, а описку, - ответила Лена.
Кто из них прав?
Раз учительница в школе
Посоветовала Коле: - Списывая, не спеши,
Букву к буковке спиши..
Какая ошибка и почему возможно в тексте?
Почему по-разному пишутся близкие по смыслу слова?
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы находятся подряд? Возможно ли это в русском языке?
Можно ли найти смысловые различия в следующих словосочетаниях: подарок Коли и подарок Коле?
Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?
Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.
Какая разница в смысле предложений?
Кто не приходит, получает взыскание. Кто ни приходит, получает взыскание.
Какими правилами можно объяснить написание а в следующих словах:
Превращение, заграждение, сокращение, охладить?
Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте:
Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.
Вопросы – шутки:
Чем кончаются день и ночь?
Что стоит посередине земли?
Чем кончается лето и начинается осень?
Допустим, что перед нами существительные рашок, дучек, гружок, лажек, о которых мы знаем только, что они состоят их корня и суффикса. Можно ли расставить ударения в этих придуманных словах? Почему?
Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных.
Загадки – складки:
Он на вокзале есть всегда, Таким, как я, всегда бывайте:
К нему приходят поезда… Я точный, чистый и опрятный,
Двойное Р содержит он Иным же словом …
И называется … Загадка эта нелегка:
Во мне два К, не забывайте, Пишусь всегда через два К:
И мяч, и шайбу клюшкой бей, Пишется в конце два С,
А называюсь я… Называется…
На большие расстояния
Мчится он без опоздания.
Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встречалась буква И.
Что такое слово?
Найдите антонимы в шуточном стихотворении Д. Родари.
ТАРАТОРКА
Вот тараторка для ребят: Нельзя приехать, не уехав,
Когда молчат, не говорят. И грызть орех, коль нет орехов.
Когда стоят на том же месте, Никто сидеть не может стоя,
Не совершают путешествий. Лить из порожнего в пустое.
Что далеко, не очень близко. Нельзя писать на белом мелом
Что высоко, не слишком низко. И называть безделье делом.
Какие слова автор стихотворения называет «дорогими»? Почему?
ДОРОГИЕ СЛОВА
Дядя Саша огорчен. Встретил Витю я, соседа…
Рассказал он вот о чем… Встреча грустная была:
- Видел Настю – октябренка На меня он, как торпеда,
Я на улице сейчас. Налетел из-за угла!...
Настя – славная девчонка. Но представьте! – зря от Вити
Настя ходит в первый класс! Ждал я слова…
Но … давно уже от Насти А слово-то какое –
Я не слышу слова… Очень дорогое!
А слово-то какое - Он про внучку говорил:
Очень дорогое! А слово-то какое –
- Экая досада!
Я портфель ей подарил, Очень дорогое!
Вижу: очень рада!
Но – нельзя ж молчать, как рыба.
Ну сказала бы…
Какое языковое явление «спрятано» в вопросах – шутках?
Дайте правильные ответы на вопросы:
К какому вороту нельзя пришить пуговицы?
Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?
Какую строчку не может прочесть ни один ученый?
Всякие ли предлоги и наречия являются частями речи?
Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?
Всякий ли пар способен подниматься к верху?
Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов?
Может ли коромысло летать?
Может ли сом метать икру?
У каких башмаков не бывает каблуков?
«Четвертое лишнее». В каждой группе слов, данных ниже, одно лишнее. Найдите это слово. По какому признаку можно объединить другие слова?
Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.
Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.
Прочитайте стихотворение. Найдите фразеологизмы и объясните их значение.
СЛОВАРЬ
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь,
На всех словах – события печать,
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь, лежит передо мной,
А древняя рассыпная повесть.
(С. Маршак).
Почему пожелание Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова Передайте привет сестре вызвать удивление?
Объясните разницу в значении слов:
абонент – абонемент болотный – болотистый
факт – фактор эффектный - эффективный
Сколько антонимов может быть у слов сухой, кислый, тупой, высокий?
В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?
Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?
Почему маленькая девочка задала матери такой вопрос?
- мама, сегодня в автобусе кондуктор сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки». А как он мог это сделать?
Спрятанные слова.
ШАРАДЫ
Чтобы правильно назвать загаданное в шараде слово, сначала определите его части, которые называются в рифмованных четверостишиях.
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдите
То, что не раз едали вы.
Нота – мой первый слог,
Поставь с ней рядом предлог
И, разгадав загадку до конца,
Получишь выражение лица.
МЕТАГРАММЫ
Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, и тогда вы получите новое слово:
К в полях меня найдете, 5. С Ч летаю над волною
С Г романсы запоете, С Л не дам волкам покою,
С В в косички заплетете. С М рубашка – безрукавка,
С Л я остров в океане, С З скачу в лесу по травке,
С Р растаю вмиг в стакане. С Г меня крепи к детали
Из железа или стали.
АНАГРАММЫ
Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.
6. Я в пруду живу, жирею, 8. По мне движется к сердцу кровь,
Переставьте буквы – в миг Меня ищут на сгибах рук.
Превращусь я в аллеи, Если ж, буквы смешав,
И в лужайки, и в цветник. Мы расставим их вновь,
То получим название реки.
7. В океанах он живет, 9. Воздух в шины я вдуваю
И мала ему река. Жизнь я несу колесу.
Буквы ставь наоборот – Если ж слоги мы смешаем,
Будет дергаться щека. Буду деревом в лесу.
Какое слово принадлежит только тебе, употребляется чаще другими, чем тобой?
Из данных слов вычеркните лишнее. Объясните, почему вы их вычеркнули.
6. Докажите, что слова водопровод, пароход, самолет отличаются по строению и образования от слов водопроводчик, пароходный, самолетный.
7. Прочитайте текст. В чем ошибка юного «словотворца?»
Под окном у нас висит кормушка, у которого целый день крутятся зеленогрудые синички. К нам приехал погостить пятилетний племянник. Чтобы он не скучал, я предложил ему понаблюдать, как кормятся синички. Минут через десять ч просил:
- Ну, много синичек?
- Синичек нету. Только одни зеленички.
8. Найдите в тексте слово, образованное путем перехода одной части речи в другую.
ШУРКА
Я смотрю – в избе мой брат, Он с запиской отпускной
У него шинель до пят. К нам пришел на выходной.
9. Шарады.
Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.
Если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предметов.
10. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями?
Утром мы любуемся восходом.
Вечером мы любуемся закатом.
С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?
Прав ли Коля?
Коля получил задание подобрать примеры однокоренных слов в стихотворениях советских поэтов. Он написал в тетради.
Летят перелетные птицы
Ушедшее лето искать,
Летят они в жаркие страны,
А я не хочу улетать.
(М. Исаковский).
Права ли Лена?
Получив задание подобрать однокоренные слова в стихотворениях советских поэтов. Лена записала стихи Г. Комаровского и Г. Ладонщикова, подчеркнув в них однокоренные слова:
У меня друзей немало, Катя катит,
Но я всех нарисовала: Тоня тонет,
Коля колет, Но не дам ей утонуть!
Поля полет, Я спасу подружку Тоню:
Паша пашет, Подрисую что-нибудь!
Соня спит,
Хитрые вопросы-шутки:
Как большой дом превратить в маленький?
Как топор превратить в рукоятку?
Родственны ли слова переносица и непереносимый, ножницы и треножник, пот и потолок?
Какие из приведенных слов можно отнести к родственным словам, а какие – к формам того же слова?
Чем отличаются в отношении морфологического состава слова стекло (существительное и глагол), быстро (наречие и прилагательное), дома (существительное и наречие)?
Догадайся, какое слово задумано.
В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал.
Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул. Суффикс одинаковый с глаголом слышать.
Найдите слово, которое нельзя причислить к группе слов с корнем сов -.
УМНЫЕ СОВЯТА
Совята у совушки
Умные головушки:
На каждый совушкин совет
Глазами хлопают в ответ.
(И. Котляр)
Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания.
Есть ли среди приведенных слова, имеющие две приставки или два суффикса: подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь?
Как работает слово?
Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.
ТАРАРАМ
Говорят, что по утрам Тарарама в доме нет!
В нашем доме – тарарам. Мы искали до упаду,
Отодвинули мы стулья, Но опять сказали нам:
Заглянули под буфет, - Эй, друзья, прибрать бы надо,
Все верх дном перевернули - В нашем доме – тарарам.
Какой частью речи является слово смел в предложениях Как он смел! Как о смел? Замените эти слова синонимами.
Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих?
Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.
Читаю, читал, час, везите, читка, чтецы, вести, часы, чтец, на военном заводе, военная походка, пришел военный, прошел мимо, пройдет мимо дома, все были дома, шум в доме, скорый, более скорый, скорее.
В какой басне И.А. Крылова употребляется слово забияка с прилагательным в форме мужского рода?
Вы знаете лишь две последние буквы слова: ло. Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово, и обосновать свой ответ.
Найдите «четвертое лишнее».
носок, мозоль, георгин, помидор.
тюль, бюллетень, гроздь, рояль.
магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.
озимь, цитадель, фланель, панцирь.
Найдите «четвертое лишнее».
ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.
брюки, хлопоты, дверцы, вилы.
дебри, прения, игры, шахматы.
Что объединяет следующие существительные?
Тбилиси, Дели, Токио, кофе.
Уссури, нейсе, Миссисипи, По.
Онтарио, пальто, какао, пенсне.
Найдите «третье лишнее».
один, одиночка, одиночество.
пять, пятерка, пятерня.
четырехугольник, четыре, четверка.
троеборье, три, тройка.
Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард?
Назовите глагол, в котором нет корня. Назовите глаголы, корень которых состоит из одной буквы.
Найдите «четвертое лишнее».
захотеть, запеть, забыть, закричать.
замирать, мирить, мирный, примирить.
улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.
Почему не употребляются в 1-м лице единственного числа глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться?
Объясните, почему в одном случае в стихотворении употреблен глагол одеть, а в другом – надеть.
Мама песню напевала,
Одевала дочку …
Одевала – надевала
Белую сорочку.
Мама песенку допела,
Мама девочку одела.
Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.
Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.
Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.
Который из дедушек «мой»? Почему?
Перед вами предложение: Пролетали мимо города, села и хутора. Может ли это предложение иметь два смысла? От чего зависит? Как перераспределяются при этом члены предложения?
Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов?
Сделайте синтаксический разбор предложения: Дримбул латко крипетил горселенка. Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения.
Докажите, что буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ имеет не меньше 7 прочтений.
Какая ошибка допущена в предложении: Заниматься ему ничего не мешало? Исправьте ее.
Как надо сказать: с обоих концов или с обеих концов; обоими руками или обеими руками?
Какая ошибка допущена учениками?
Учитель: Приведи пример трения.
Ученик: Человек по льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком.
Как можно существительные жар, ель превратить в глаголы?
Что это за часть речи?
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок?
Почему эти строчки из школьных сочинений попали на веселые страницы журналов «Пионер» и «Костер»? А как надо было написать?
Вдали показалась стая уток и зайцев.
У щенка Байкала на макушке весело торчат уши и пушистый хвостик.
Тяжелая рука легка на плечо и сказала…
В пустыне многие животные бросаются в спячку.
Он стоял и лязгал глазами.
Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:
На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.
Снежное покрывало все поле покрывало.
Стою на нашем берегу, покой границы берегу.
В углу раздался детский плач.
И кто- то вдруг сказал: «Неплач!»
Как изменится роль выделенных слов в предложении, если при чтении делать паузу:
а) перед ними;
б) после них.
На встречу с нашими друзьями из Москвы приехали выпускники школы.
В день возвращения брата из Одессы было получено интересное письмо.
В каком глаголе нет сто раз?
О словах какой части речи говорится в стихотворении С.Я. Маршака?
Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг, -
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нужде.
Зовут их Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.
Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова: лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как?
Можно ли образовать формы множественного числа от слов дно (графина), дно (море), горе. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов простыня, курица.