kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебно-методическое пособие по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Пояснительная записка

 

         Учебно-практическое пособие предлагает виды творческих заданий, которые можно использовать на уроках  русского языка, и внеклассных занятий по русскому языку. Творческие задания позволят решить многие воспитательные и образовательные задачи при обучении русскому языку. Выполнение занимательных творческих заданий способствуют формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения,  расширяется кругозор, обогащается словарный запас слов. Задания направлены на развитие речевого и фонематического слуха,  пополнению лексического запаса, предназначены для самостоятельного выполнения учащимися.

         Некоторые задания опережают программный материал отдельных тем или выходят за рамки программы. Такой подход я осуществляю сознательно, имея в виду, что творческие возможности учащихся развиваются при решении нестандартных задач, носящий поисковый характер.

 

Структура сборника

 

  1. В сборнике шесть разделов:
  1. «Зачем нужны звуки языка?»
  2. «Трудно ли быть грамотным?»
  3. «Что такое слово?»
  4. «Как делаются слова?»
  5. «Как работает слово?»
  6. «Части речи».
  1. Ответы на все задания даны в конце пособия.

Спектр использования данного пособия велик родители, дети, учителя. Применение материала этого пособия, любой урок станет интереснее и продуктивнее. Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к Знаниям. От всей души желаю успеха в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словом Русский Язык!

 

Содержание пособия.

 

  1. Пояснительная записка.
  2. Зачем нужны звуки языка?
  3. Трудно ли быть грамотным?
  4. Что такое слово?
  5. Как делаются слова?
  6. Как работает слово?
  7. Части речи.
  1. Имя существительное.
  2. Имя прилагательное.
  3. Глагол.
  1. Ответы.
  2. Литература.

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебно-методическое пособие по русскому языку »




ГУ «школа-гимназия№5А отдела образования акимата г. Костаная»













Учебно-практическое

пособие

«Подумай и ответь»

(задания по русскому языку)





Ремезова Е.В.













Пояснительная записка


Учебно-практическое пособие предлагает виды творческих заданий, которые можно использовать на уроках русского языка, и внеклассных занятий по русскому языку. Творческие задания позволят решить многие воспитательные и образовательные задачи при обучении русскому языку. Выполнение занимательных творческих заданий способствуют формированию внимания и усидчивости, выдержки и терпения, расширяется кругозор, обогащается словарный запас слов. Задания направлены на развитие речевого и фонематического слуха, пополнению лексического запаса, предназначены для самостоятельного выполнения учащимися.

Некоторые задания опережают программный материал отдельных тем или выходят за рамки программы. Такой подход я осуществляю сознательно, имея в виду, что творческие возможности учащихся развиваются при решении нестандартных задач, носящий поисковый характер.


Структура сборника


  1. В сборнике шесть разделов:

  1. «Зачем нужны звуки языка?»

  2. «Трудно ли быть грамотным?»

  3. «Что такое слово?»

  4. «Как делаются слова?»

  5. «Как работает слово?»

  6. «Части речи».

  1. Ответы на все задания даны в конце пособия.

Спектр использования данного пособия велик родители, дети, учителя. Применение материала этого пособия, любой урок станет интереснее и продуктивнее. Надеюсь, что вы не побоитесь трудностей на пути к Знаниям. От всей души желаю успеха в постижении того чудесного и таинственного, что прячется за словом Русский Язык!


Содержание пособия.


  1. Пояснительная записка.

  2. Зачем нужны звуки языка?

  3. Трудно ли быть грамотным?

  4. Что такое слово?

  5. Как делаются слова?

  6. Как работает слово?

  7. Части речи.

  1. Имя существительное.

  2. Имя прилагательное.

  3. Глагол.

  1. Ответы.

  2. Литература.






    1. Зачем нужны звуки языка?


  1. Ребята играли в скороговорки, стараясь произнести их как можно быстрее:

От топота копыт пыль по полю летит.

Кукушка кукушонку сшила капюшон.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Осип охрип, Архип осип.

Игорь сказал: «Вы не торопитесь, а старайтесь отчетливее произносить каждое слово, каждую букву!» Прав ли Игорь?

  1. Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, гол, люк, лед, пара?

  2. Прочитайте слова, потом произнесите звуки в обратном порядке, чтобы получить:

  • из слова лён – цифру;

  • из слова лей – название дерева;

  • из слова лоб – название настила;

  • из слова люк – большой мешок;

  • из слова ток – домашнее животное;

  • из слова шел – неправду;

  • из слова шей – просьбу;

  • из слова куб – связку, охапку чего-либо;

  • из слова тол – прибор для измерения глубины моря;

  • из слова лёд – материал для крыши.

  1. Слово атлас может быть прочитано как атлас и атлас. Прочитайте: квартал, гусеница, хлопок, компас, свёкла, пироги. Сколько слов у вас получилось?

  2. Ученику дали задачу написать слова, которые читаются одинаково слева направо и справа - налево. Он выполнил это задание так:

тот дед шалаш правильно ли выполнено задание?

  1. В каком слове сорок гласных?

  2. В каких словах по сто согласных?

  3. Стихотворение, напечатанное в книге для детей, было озаглавлено «Языколомка». Почему?

В поле Поля-Полюшка Сорняков не будет в поле,

Полет поле-полюшко. Если полет после Поля.

  1. Как можно превратить слово мел в мелкое место, уголь в топливо, шест – в число?

  2. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?

  3. Почему могут быть поняты предложения?

Ребята местные танцы затеяли.

Из дома бабушки смех доносился.

  1. Определите, какое третье слово лишнее:

Конечно, нарочно, игрушечный.

Что, чтобы, нечто.

Чувство, баловство, да здравствует.

Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.

  1. Сколько букв о в данном предложении? А сколько звуков [о]? Объясните, куда они подевались?

Звонят во все колокола.

  1. Найдите загаданный звук.

Я – в озерах и реках, но в воде меня нет.

Я – в арбузах и в огурцах, но в дыне меня нет.

  1. Игорь написал на доске прописью: «Сто сорок и сто сорок будет двести сорок». Допустил ли он в вычислении ошибку?


    1. Трудно ли быть грамотным?


  1. Шарада – это загадка, в которой задуманное слово делится на несколько частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово. Отгадайте такую шараду:

Начало деревом зовется. В книге целое найдется.

Конец – читатели мои. Здесь в каждой строчке есть они.

  1. Найдите орфографическую ошибку в стихотворении:


ЯГОДКА


Бывает ягода брусника, Веселые все дети,

Черника, Грустно только Пете.

Клюква Не ел ли грусники

Земляника … Он вместо брусники?

А есть ли ягода Не съел ли скучники

Грусника? Он вместо черники?

А веселика А может быть, он вместо клюквы

Тоже есть? Попробовал ягодку злюквы?!

Конечно, есть! Ох,

Глядите, Кто объестся этих ягод,

Глядите-ка на Витю - Тот может стать

За ягодкой нагнется, Сердитым

Сорвет и засмеется. На год!

А Таня и Наташа - Скорее помогите мне, дети,

Так эти даже пляшут. Найти веселику для Пети!

(В. Данько)

  1. Спрячьте мягкий знак в словах день, пень, уголь, окунь, зверь, огонь в середину слова.

  2. Какую букву надо вписать в имя мальчика, чтобы оно превратилось в название деревянных шестов с заостренными концами?

  3. В каких женских именах пишется разделительный мягкий знак?

  4. На какое правило сделана ошибка? Как её избежать?


ОШИБКА

- Да, нелегкая диктовка, -

Почесал затылок Вовка.

И в тетради Королева

Появилась вдруг «корова».

Заглянул в тетрадку Миша:

- Все понятно, так напишем

Букву «о» на «а» исправил

И его соседка Мила

Это сразу уловила.

И от Милы, дружбы ради,

Буква «а» попала к Наде.

Приподнялся с парты Лева,

Быстро Пете передал.

И пошла гулять «корова»

По колонкам, по рядам.

(Я. Пишумов)


  1. Кто написал правильно?

Учительница диктовала стихи:

В день солнечный, июльский

Цветы, цветы вокруг!

Красив язык мой русский,

Как этот летний луг.

Наташа написала ЛУГ, а Лена – ЛУК.

- Ты сделала ошибку, Лена! – заметила Наташа.

- Не ошибку, а описку, - ответила Лена.

Кто из них прав?

  1. Раз учительница в школе

Посоветовала Коле: - Списывая, не спеши,

Букву к буковке спиши..

Какая ошибка и почему возможно в тексте?

  1. Почему по-разному пишутся близкие по смыслу слова?

Деревенский старожил

Сад колхозный сторожил.

  1. Встречались ли вам слова, в которых три одинаковые буквы находятся подряд? Возможно ли это в русском языке?

  2. Можно ли найти смысловые различия в следующих словосочетаниях: подарок Коли и подарок Коле?

  3. Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя все слизал. Мама отварила дверь.

  1. Какая разница в смысле предложений?

Кто не приходит, получает взыскание. Кто ни приходит, получает взыскание.

  1. Какими правилами можно объяснить написание а в следующих словах:

Превращение, заграждение, сокращение, охладить?

  1. Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте:

Сестра любит братца за любую работу. Ей сегодня не спица. Выходной переносица на пятницу.

  1. Вопросы – шутки:

    • Чем кончаются день и ночь?

    • Что стоит посередине земли?

    • Чем кончается лето и начинается осень?

  2. Допустим, что перед нами существительные рашок, дучек, гружок, лажек, о которых мы знаем только, что они состоят их корня и суффикса. Можно ли расставить ударения в этих придуманных словах? Почему?

  3. Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных.

  4. Загадки – складки:

Он на вокзале есть всегда, Таким, как я, всегда бывайте:

К нему приходят поезда… Я точный, чистый и опрятный,

Двойное Р содержит он Иным же словом …

И называется … Загадка эта нелегка:

Во мне два К, не забывайте, Пишусь всегда через два К:

И мяч, и шайбу клюшкой бей, Пишется в конце два С,

А называюсь я… Называется…

На большие расстояния

Мчится он без опоздания.


  1. Назовите пять дней подряд так, чтобы ни разу не встречалась буква И.


    1. Что такое слово?


  1. Найдите антонимы в шуточном стихотворении Д. Родари.


ТАРАТОРКА


Вот тараторка для ребят: Нельзя приехать, не уехав,

Когда молчат, не говорят. И грызть орех, коль нет орехов.

Когда стоят на том же месте, Никто сидеть не может стоя,

Не совершают путешествий. Лить из порожнего в пустое.

Что далеко, не очень близко. Нельзя писать на белом мелом

Что высоко, не слишком низко. И называть безделье делом.

  1. Какие слова автор стихотворения называет «дорогими»? Почему?


ДОРОГИЕ СЛОВА


Дядя Саша огорчен. Встретил Витю я, соседа…

Рассказал он вот о чем… Встреча грустная была:

- Видел Настю – октябренка На меня он, как торпеда,

Я на улице сейчас. Налетел из-за угла!...

Настя – славная девчонка. Но представьте! – зря от Вити

Настя ходит в первый класс! Ждал я слова…

Но … давно уже от Насти А слово-то какое –

Я не слышу слова… Очень дорогое!

А слово-то какое - Он про внучку говорил:

Очень дорогое! А слово-то какое –

- Экая досада!

Я портфель ей подарил, Очень дорогое!

Вижу: очень рада!

Но – нельзя ж молчать, как рыба.

Ну сказала бы…


  1. Какое языковое явление «спрятано» в вопросах – шутках?

Дайте правильные ответы на вопросы:

    1. К какому вороту нельзя пришить пуговицы?

    2. Какой бор никогда не имеет листвы и хвои?

    3. Какую строчку не может прочесть ни один ученый?

    4. Всякие ли предлоги и наречия являются частями речи?

    5. Всякую ли точку нужно считать знаком препинания?

    6. Всякий ли пар способен подниматься к верху?

    7. Всякие ли ноты предназначаются для певцов и музыкантов?

    8. Может ли коромысло летать?

    9. Может ли сом метать икру?

    10. У каких башмаков не бывает каблуков?

  1. «Четвертое лишнее». В каждой группе слов, данных ниже, одно лишнее. Найдите это слово. По какому признаку можно объединить другие слова?

  1. Красный, рубиновый, коралловый, кумачовый.

  2. Жаловаться, сетовать, хныкать, роптать.

  1. Прочитайте стихотворение. Найдите фразеологизмы и объясните их значение.


СЛОВАРЬ


Усердней с каждым днем гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдет искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь,

На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: «Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…»

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь, лежит передо мной,

А древняя рассыпная повесть.

(С. Маршак).


  1. Почему пожелание Бывайте здоровы может обидеть вашего друга, а слова Передайте привет сестре вызвать удивление?

  2. Объясните разницу в значении слов:

абонент – абонемент болотный – болотистый

факт – фактор эффектный - эффективный

  1. Сколько антонимов может быть у слов сухой, кислый, тупой, высокий?

  2. В сказках часто говорится о лазоревом цветке. Какого он цвета?

  3. Можно ли смешливого человека назвать насмешливым?

  4. Почему маленькая девочка задала матери такой вопрос?

- мама, сегодня в автобусе кондуктор сказал одному дяде: «Гражданин, возьмите себя в руки». А как он мог это сделать?

  1. Спрятанные слова.


ШАРАДЫ


Чтобы правильно назвать загаданное в шараде слово, сначала определите его части, которые называются в рифмованных четверостишиях.

  1. Из писка птиц мой первый слог возьмите,

Второй – с бараньей головы.

Откройте печь и там найдите

То, что не раз едали вы.

  1. Нота – мой первый слог,

Поставь с ней рядом предлог

И, разгадав загадку до конца,

Получишь выражение лица.


МЕТАГРАММЫ


Чтобы отгадать метаграмму, нужно заменить в слове одну букву другой, и тогда вы получите новое слово:

  1. К в полях меня найдете, 5. С Ч летаю над волною

С Г романсы запоете, С Л не дам волкам покою,

С В в косички заплетете. С М рубашка – безрукавка,


  1. С Л я остров в океане, С З скачу в лесу по травке,

С Р растаю вмиг в стакане. С Г меня крепи к детали

Из железа или стали.


АНАГРАММЫ


Чтобы получилось новое слово при разгадывании анаграммы, нужно переставить буквы в словах. Добавлять или отбрасывать буквы не разрешается.

6. Я в пруду живу, жирею, 8. По мне движется к сердцу кровь,

Переставьте буквы – в миг Меня ищут на сгибах рук.

Превращусь я в аллеи, Если ж, буквы смешав,

И в лужайки, и в цветник. Мы расставим их вновь,

То получим название реки.


7. В океанах он живет, 9. Воздух в шины я вдуваю

И мала ему река. Жизнь я несу колесу.

Буквы ставь наоборот – Если ж слоги мы смешаем,

Будет дергаться щека. Буду деревом в лесу.


  1. Какое слово принадлежит только тебе, употребляется чаще другими, чем тобой?

  2. Из данных слов вычеркните лишнее. Объясните, почему вы их вычеркнули.

Вороной, коричневый, каурый, буланый. Кошелек, монша, капитал. Потовцы, викинги, хозары, печенеги.


    1. Как делаются слова?


  1. Найдите «третье лишнее».

1.гореть, угорать, гора.

  1. горе, нагорный, горевать.

  2. пот, потолок, потливый.

  3. море, морщины, морской.

  4. боль, большой, больница.

  5. вода, водить, водник.

2. Найдите корень в словах беседка, бестолочь, безделка, бездна, бесенок, бескозырка, бестия.

3. Выделите суффиксы в словах лживый, дождливый, доверчивый. Выделите корень в словах оттепель, вливать, родник.

4. Найдите «четвертое лишнее».

1. косточка, шапочка, звездочка, ленточка.

2. стульчик, диванчик, огурчик, разговорчик.

3. горошинка, соломинка, изюминка, снежинка.

4. подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник.

5.Найдите «четвертое лишнее».

1. подоконник, подстаканник, подъемник, подсвечник.

2. чтец, жилец, певец, спец.

3. накал, навет, навес, накат.

4. подрамник, подрезка, подружка, подрыв.

5. судить, присудить, суд, сосуд.

6. светило, зубило, грузило, точило.

6. Докажите, что слова водопровод, пароход, самолет отличаются по строению и образования от слов водопроводчик, пароходный, самолетный.

7. Прочитайте текст. В чем ошибка юного «словотворца?»

Под окном у нас висит кормушка, у которого целый день крутятся зеленогрудые синички. К нам приехал погостить пятилетний племянник. Чтобы он не скучал, я предложил ему понаблюдать, как кормятся синички. Минут через десять ч просил:

- Ну, много синичек?

- Синичек нету. Только одни зеленички.

8. Найдите в тексте слово, образованное путем перехода одной части речи в другую.


ШУРКА

Я смотрю – в избе мой брат, Он с запиской отпускной

У него шинель до пят. К нам пришел на выходной.


9. Шарады.

Корень тот же, что в слове склоняться, суффикс тот же, что в слове обращение, окончание существительного среднего рода в именительном падеже, а целое – грамматический термин.

Если взять корень из слова полагать, приставку из слова приложение, суффикс из слова восклицательный, окончание из слова числительное, то получим слово, обозначающее признак предметов.

10. Есть ли в предложениях слова с одинаковыми окончаниями?

Утром мы любуемся восходом.

Вечером мы любуемся закатом.

    1. С помощью какого суффикса ножи и ноги превращаются в одно слово?

    2. Прав ли Коля?

Коля получил задание подобрать примеры однокоренных слов в стихотворениях советских поэтов. Он написал в тетради.

Летят перелетные птицы

Ушедшее лето искать,

Летят они в жаркие страны,

А я не хочу улетать.

(М. Исаковский).

    1. Права ли Лена?

Получив задание подобрать однокоренные слова в стихотворениях советских поэтов. Лена записала стихи Г. Комаровского и Г. Ладонщикова, подчеркнув в них однокоренные слова:

У меня друзей немало, Катя катит,

Но я всех нарисовала: Тоня тонет,

Коля колет, Но не дам ей утонуть!

Поля полет, Я спасу подружку Тоню:

Паша пашет, Подрисую что-нибудь!

Соня спит,

    1. Хитрые вопросы-шутки:

Как большой дом превратить в маленький?

Как топор превратить в рукоятку?

    1. Родственны ли слова переносица и непереносимый, ножницы и треножник, пот и потолок?

    2. Какие из приведенных слов можно отнести к родственным словам, а какие – к формам того же слова?

Лес, лесник, лесок, леса, перелесок, лесной, лесником, лесистый, лесничий, лесники.

    1. Какую часть слова можно в земле найти?

    2. Чем отличаются в отношении морфологического состава слова стекло (существительное и глагол), быстро (наречие и прилагательное), дома (существительное и наречие)?

    3. Догадайся, какое слово задумано.

В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень, как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал.

Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка такая же, как в глаголе перепрыгнул. Суффикс одинаковый с глаголом слышать.

    1. Найдите слово, которое нельзя причислить к группе слов с корнем сов -.


УМНЫЕ СОВЯТА

Совята у совушки

Умные головушки:

На каждый совушкин совет

Глазами хлопают в ответ.

(И. Котляр)


    1. Укажите, какие из следующих слов имеют одинаковые окончания.

Домов, столов, коров, ковров, голов, основ; степей, ножей, батарей, шей, ушей, юношей.

    1. Есть ли среди приведенных слова, имеющие две приставки или два суффикса: подосиновик, подорожник, чайник, озорник, понавыдумывали, лакомка, обезуметь, сортировщик, формовщик, черновик, въехал, приналечь?



    1. Как работает слово?


  1. Прочитайте стихотворение, ответьте на вопросы.



ТАРАРАМ


Говорят, что по утрам Тарарама в доме нет!

В нашем доме – тарарам. Мы искали до упаду,

Отодвинули мы стулья, Но опять сказали нам:

Заглянули под буфет, - Эй, друзья, прибрать бы надо,

Все верх дном перевернули - В нашем доме – тарарам.

  1. Какой частью речи является слово смел в предложениях Как он смел! Как о смел? Замените эти слова синонимами.

  2. Какими частями речи могут быть слова дали, жгут, стих?

  3. Сгруппируйте данные ниже слова так, чтобы в каждой группе оказались только формы одного и того же слова.

Читаю, читал, час, везите, читка, чтецы, вести, часы, чтец, на военном заводе, военная походка, пришел военный, прошел мимо, пройдет мимо дома, все были дома, шум в доме, скорый, более скорый, скорее.

  1. В какой басне И.А. Крылова употребляется слово забияка с прилагательным в форме мужского рода?

  2. Вы знаете лишь две последние буквы слова: ло. Попытайтесь определить, к какой части речи можно отнести это слово, и обосновать свой ответ.

  3. Найдите «четвертое лишнее».

  1. носок, мозоль, георгин, помидор.

  2. тюль, бюллетень, гроздь, рояль.

  3. магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь.

  4. озимь, цитадель, фланель, панцирь.

  1. Найдите «четвертое лишнее».

  1. ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки.

  2. брюки, хлопоты, дверцы, вилы.

  3. дебри, прения, игры, шахматы.

  1. Что объединяет следующие существительные?

  1. Тбилиси, Дели, Токио, кофе.

  2. Уссури, нейсе, Миссисипи, По.

  3. Онтарио, пальто, какао, пенсне.

  1. Найдите «третье лишнее».

  1. один, одиночка, одиночество.

  2. пять, пятерка, пятерня.

  3. четырехугольник, четыре, четверка.

  4. троеборье, три, тройка.

  1. Какой частью речи – числительными или существительными – являются слова тысяча, миллион, миллиард?

  2. На чем основана шутка?

  3. Найдите «четвертое лишнее».

  1. подлежащее, глагол, дополнение, определение.

  2. существительное, наречие, сказуемое, предлог.

  3. обстоятельство, прилагательное, числительное, местоимение.

  1. Для чего понадобилось выучивать четверостишие?

Смотреть, все слышать, видеть.

Зависеть, ненавидеть,

Вертеть, держать, дышать,

Терпеть, обидеть, гнать.

  1. Назовите глагол, в котором нет корня. Назовите глаголы, корень которых состоит из одной буквы.

  2. Найдите «четвертое лишнее».

  1. захотеть, запеть, забыть, закричать.

  2. замирать, мирить, мирный, примирить.

  3. улететь, убежать, упрекнуть, уплыть.

  1. Почему не употребляются в 1-м лице единственного числа глаголы толпиться, группироваться, сбежаться, съехаться?

  2. Объясните, почему в одном случае в стихотворении употреблен глагол одеть, а в другом – надеть.

Мама песню напевала,

Одевала дочку …

Одевала – надевала

Белую сорочку.

Мама песенку допела,

Мама девочку одела.

  1. Объясните, почему предложение Заказ доставлен Ивановым можно понимать по-разному.

  2. Дед, в лохматой шапке, в подшитых валенках, сидит на завалинке.

Дед в лохматой шапке и в подшитых валенках сидит на завалинке.

Который из дедушек «мой»? Почему?

  1. Перед вами предложение: Пролетали мимо города, села и хутора. Может ли это предложение иметь два смысла? От чего зависит? Как перераспределяются при этом члены предложения?

  2. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов?

  3. Сделайте синтаксический разбор предложения: Дримбул латко крипетил горселенка. Определите, какой частью речи выражен каждый член предложения.

  4. Докажите, что буквосочетание ТЕПЕРЬЯПОДНИМИТЕТОЖЕ имеет не меньше 7 прочтений.

  5. Какая ошибка допущена в предложении: Заниматься ему ничего не мешало? Исправьте ее.

  6. Как надо сказать: с обоих концов или с обеих концов; обоими руками или обеими руками?

  7. Какая ошибка допущена учениками?

Учитель: Приведи пример трения.

Ученик: Человек по льду скользит. Чтобы не скользил, его посыпают песком.

  1. Как можно существительные жар, ель превратить в глаголы?

  2. Что это за часть речи?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь!

  1. К каким частям речи можно отнести слова жаркое, звонок, мелок?

  2. Почему эти строчки из школьных сочинений попали на веселые страницы журналов «Пионер» и «Костер»? А как надо было написать?

  1. Вдали показалась стая уток и зайцев.

  2. У щенка Байкала на макушке весело торчат уши и пушистый хвостик.

  3. Тяжелая рука легка на плечо и сказала…

  4. В пустыне многие животные бросаются в спячку.

  5. Он стоял и лязгал глазами.

  1. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова:

На то и печь, чтобы в ней хлеб печь.

Снежное покрывало все поле покрывало.

Стою на нашем берегу, покой границы берегу.

В углу раздался детский плач.

И кто- то вдруг сказал: «Неплач!»

  1. Как изменится роль выделенных слов в предложении, если при чтении делать паузу:

а) перед ними;

б) после них.

На встречу с нашими друзьями из Москвы приехали выпускники школы.

В день возвращения брата из Одессы было получено интересное письмо.

  1. В каком глаголе нет сто раз?

  2. О словах какой части речи говорится в стихотворении С.Я. Маршака?

Есть у меня шестерка слуг,

Проворных, удалых,

И все, что вижу я вокруг, -

Все знаю я от них.

Они по зову моему

Являются в нужде.

Зовут их Как и Почему,

Кто, Что, Когда и Где.

  1. Учитель дал задание просклонять во множественном числе слова: лист, корень, зуб, пропуск, хлеб. Не все ребята дали одинаковый ответ, но все ответили правильно. Как?

  2. Можно ли образовать формы множественного числа от слов дно (графина), дно (море), горе. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов простыня, курица.

  3. Определите род существительных: георгин, туфли, манжеты, ботинки, овощи, ведерка, тюль, какао, вуаль, лебедь, кофе.

  4. Дано предложение: Я часто встречался с Зегерс. О ком идет речь: о мужчине или женщине?

  5. Какое выражение состоит из двух наречий, которые могут быть предлогами?


    1. Части речи.


  1. Имя существительное.


  1. Ответьте одним словом на вопрос:

У осы не усы, а усики.

- Что у осы?

  1. Придумай к словам мужского рода – слова женского рода:

Повар, бык, баран.

  1. Имя девочки пишется и произносится одинаково как слева направо, так и справа налево. Отгадайте его.

  2. Определите род: рояль, кофе, кенгуру.

  3. Какое слово лишнее?

Шаль, тюль, рожь.

  1. Запиши одним словом:

а) ненасытный, прожорливый человек;

б) тот, кто любит болтать пустяки.

  1. Определи число существительных:

Ножницы, пальто, брюки, щипцы.

  1. Можно ли существительные сани, чернила поставить в предложном и дательном падежах единственного числа?

  2. Образуйте из слов тьма, банка, шлюпка, мошкара, волос новые и определите их склонение.

  3. В каком имени 30 «я»?

  4. Какое русское женское имя не заканчивается ни на А, ни на Я?

  5. Название, какого города на юге Украины состоит из одного мужского имени и ста женских имен?

  6. В какой сказке А.С. Пушкина слово лебедь женского рода? Из чего это можно заключить?

  7. Кого обозначают слова мальчика или девочку, мужчину или женщину?

Растяпа, неряха, рёва, задира, забияка.

  1. Поставьте во множественное число:

Судно, курица, лист, дуб, ясень

  1. От каких существительных можно образовать множественное число?

Бельё, ботва, рожь, клюква, боб, горе, красота, ход.

  1. Как правильно сказать:

У рыб нет зуб, или у рыб нет зубов, или у рыбей нет зубей?

  1. Напишите с устаревшими словами, которыми мы пользуемся сейчас.

Брег, зерцало, рать, злато.

  1. Что назвал ребенок именно так?

Гудильник, копатка, колоток, мокрес.

  1. Составь словосочетания с омонимами.

Клуб, среда, затопить, свет, дворник.


  1. Имена прилагательные.

  1. О чем идет разговор?

- Это чёрная?

- Нет это красная,

- А почему она белая?

- Потому что еще зеленая?

  1. Что это за часть речи?

Определяю я предметы

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь?

  1. Определи предмет:

Большой, деревянный …

Желтые, сухие…

Маленькая, узкая…

  1. Вставьте названия животных:

Голодный как …

Хитрый как…

Трусливый как…

Немой как…

Болтливый как…

  1. Ответьте прилагательным:

- Каким гребнем голову не расчешешь?

- Из какой тарелки не пообедаешь?

- Какой год продолжается всего один день?

- Какой кирпич бывает закуской?

- Из какого полотна не сошьешь рубашку?

  1. Найди лишнее слово:

Крутой, добрый, небольшой, золото, узкий?

  1. Найди лишнее слово:

Красный, кумачовый, рубиновый, коралловый.

  1. К существительному подбери прилагательное в переносном значении:

Лес…, слово…, береза…, мороз… .

  1. Подчеркни в прилагательных согласные, которые не произносятся:

Ненасытный, чудесный, прелестный, вкусный, грустный.

  1. Подбери существительные к прилагательным:

Теплая, летняя,

Горячий, вкусный,

Резкий, холодный,

Сладкое, душистое.


  1. Глагол.

  1. Найди лишнее слово:

Гореть, угорать, горе.

  1. Подчеркни глагол:

Когда мне дали очки для дали, передо мной открылись дали.

  1. Образовать глаголы:

Крик, писк, визг.

  1. Сосчитай глаголы:

Вытирал, подметал, зашивал, самосвал, носил, влетел, повредил, крокодил, зажег.

  1. К какой части речи относятся выделенные слова?

Снежное покрывало, все поле покрывало.

  1. Когда так говорят?

Кашу маслом не испортишь

Выше головы не прыгнешь

Сердцу не прикажешь.

  1. В чем сходство глаголов?

Кто не забнет в ноябре, тот и в январе не замерзнет.

  1. Допиши список безличных глаголов:

Сквозит, знобит, рассвело…

  1. Что значит опростоволоситься?

  2. Как правильно сказать:

«лазаю», «лажу».

  1. Образовать первое лицо от глаголов: «убедить», «победить», «чадит».

  2. Какие глаголы своими окончаниями вам велят есть?

  3. У каких глаголов в конце животное с широкими ветвистыми рогами?

  4. У каких глаголов в конце большое помещение.


ОТВЕТЫ


    1. Зачем нужны звуки языка?

  1. Игорь неправ: произнося слова и фразы, мы выговариваем не буквы, а звуки.

  2. Кол, лог, куль, толь, арап.

  3. Ноль, ель, пол, куль, кот, ложь, ешь, пук, лот, толь.

  4. Квартал, гусеница, хлопок, хлопок, компас, компас, свекла, пироги, пироги. Всего 8 слов (компас и компас варианты одного слова).

  5. Слово дед пишется де [т], поэтому в выполнении задания допущена ошибка.

  6. Сорока.

  7. Стол, стог, стон.

  8. Это чистговорки.

  9. Мель, уголь, шесть.

  10. Надо озвончить глухой [к]. Получится: гость.

  11. Смысл предложения зависит от членения.

  12. Игрушечный, нечто, баловство, нравственный.

  13. В предложении 5 букв, а звуков ни одного.

  14. Это звук [р].

  15. Нет, если он правильно поставил ударение: сорок.



    1. Трудно ли быть грамотным?

  1. Буквы.

  2. Грустника, так как корень грусть.

  3. Деньки, пеньки, угольки, окуньки, зверьки.

  4. Коля – колья.

  5. Аксинья, Анисья, Наталья, Татьяна, Федосья, Ульяна.

  6. Правописание непроверяемых безударных гласных.

  7. У Лены ошибка. Она написала так, как услышала его.

  8. Слово спеши и спиши имеют различные значения. Нужно проверить корневую гласную.

  9. Старожил – старый житель, вопрос нужно запомнить.

  10. Написание трех одинаковых гласных: змееед, длинношеее.

  11. Подарок (чей?) Коли. Подарок (кому?) Коле.

  12. Поласкал собаку. Мам отворила дверь.

  13. Приходить, чтобы не получать взыскания, приходить не нужно, иначе получишь взыскание.

  14. Неполногласное сочетание звуков.

  15. Не спится, переносится.

  16. ь, м, о.

  17. Под ударением пишется – о, без ударения – е.

  18. Всплеск, взгляд, встреча.

  19. Перрон, аккуратный, хоккей, экспресс.

  20. Третьего дня, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.


    1. Что такое слово?

  1. Молчать, говорить, высоко-низко, безделье-дело.

  2. Здравствуйте, извините, спасибо.

  3. Ворот – грузоподъемная машина.

Бор – сверло, строчка – шов на ткани, предлог – повод к чему-нибудь, наречие – совокупность диалектов какого-либо языка, точка – след, пар – поле, нота – дипломатическое обращение, коромысло – название рычага, башмаки – тормоза колес.

  1. Коралловый, хныкать.

  2. От века – издавна, заедать век – создавать невыносимые условия?

  3. Будьте здоровы, передайте привет.

  4. Эти слова сходны по строению, но имеют разный смысл.

  5. Несколько антонимов, потому что они многозначные.

  6. Лазаревый – блестящий и яркий.

  7. Несмешливый – «любящий насмехаться», а смешливый, которого легко рассмешить.

  8. Взять себя в руки – подчинить кого-либо своей воле.

  9. Пирог, мина, колос – голос – волос, Сахалин – сахарин, чайка – лайка – майка, зайка – гайка, карт – парк, кит – тик, Вена – Нева, насос, сосна.

  10. Твое имя.

  11. Коричневый, капитан, викинги.



    1. Как делаются слова?

  1. Гора, нагорный, потолок, морщины, большой, водить.

  2. –Бесед, - толк, - дел, - дн, - бес, - козыр, - бестия.

  3. –ив, - лив, - чив, - корни – теп, - ли, - родник.

  4. Шапочка, огурчик, снежинка, подорожник.

  5. Подъёмник, спец, навет, сосуд, зубило.

  6. Образованы с помощью суффиксов.

  7. Правильно. В нашей стране живет 14 видов синиц. Это синица – лазоревка.

  8. Это прилагательное выходной.

  9. Склонение. Прилагательное.

  10. Утром, вечером – наречие.

  11. С помощью суффикса – ищ-.

  12. Эти слова не являются однокоренными.

  13. У собственных имен в тексте стихотворения нет «родственников».

  14. Домик, топорище.

  15. Это не однокоренные слова.

  16. Формы слова лесник – лесники, лесником, леса – множественное число от слова лес.

  17. Корень.

  18. Суффиксом.

  19. Поиграл, перелетать.

  20. Совет.

  21. Коров, голов – окончания нет. Степей, ножей, ушей, юношей – окончание – ей.

  22. У всех слов кроме лакомка, две приставки и 2 суффикса, понавыдумывали – 3 приставки, 2 суффикса.





    1. Как работает слово?

  1. Хлам, играм, срам.

  2. Отважен, отважился.

  3. Существительными, глаголами.

  4. Читаю, читал, час, часы, везите, везти.

  5. «Волк на псарне».

  6. Пугало, жало, сало, правило.

  7. Мозоль (ж.р.), гроздь (ж.р.), вестибюль (м.р.), панцирь (м.р.).

  8. Башмаки, дверцы, игры.

  9. Несклоняемые существительные.

  10. Один, пять, четыре, три.

  11. Тысяча, миллион, миллиард – числительные.

  12. Относительное прилагательное.

  13. Глагол, сказуемое, обстоятельства.

  14. Чтобы запомнить 7 глаголов на – еть и 4 глагола на – ать.

  15. Вынуть.

  16. Забыть, замирать, упрекнуть.

  17. Обозначают действие нескольких лиц.

  18. Надеть – «покрыть себя одеждой».

Одень – «покрыть чье-либо тело одеждой».

  1. Понимается как существительное в дательном падеже.

  2. Указывается на известного человека.

  3. От ударения зависит смысл предложения.

  4. Может, если один из членов выражен фразеологическим оборотом.

  5. Подлежащее – дримбул, сказуемое – крипетил, дополнение – горселёнка.

  6. В зависимости от интонации и расстановки знаков препинания.

  7. Неверная форма дополнения. Заниматься ему ничто не мешало.

  8. С обоих концов, но обеими руками.

  9. Чтобы человек не скользил, лед посыпают песком.

  10. Жарь, ел.

  11. Прилагательное.

  12. Существительные, при изменении ударения прилагательные.

  13. Нарушены правила сочетания слов.

  14. Существительное и глагол в неопределенной форме.

  15. Эти слова будут обстоятельствами или определением.

  16. Стонет.

  17. Стихи посвящены междометиям.

  18. В зависимости от значения могут быть разные формы множественного числа.

  19. Простынь, кур.

  20. Георгин, ботинок, овощ, тюль, лебедь – мужской род

Туфля, монетка, вуаль – женский род

Ведерко, какао – средний род.

  1. Речь идет о женщине. О мужчине говорилось бы с Зегерсом.

  2. Вокруг да около.


Имена существительные.

  1. Усики.

  2. Повариха, корова, овца.

  3. Анна, Алла, Ада.

  4. Рояль – мужской род, кофе – мужской род, кенгуру – мужской род.

  5. Тюль – мужской род.

  6. Обжора, пустомеля.

  7. Ножницы – множественное число, пальто – единственное число, брюки – множественное число, щипцы – множественное число.

  8. Нет, употребляются только во множественном числе.

  9. Темень, мошки, волосья.

  10. Зоя.

  11. Любовь.

  12. Севастополь.

  13. Сказка о царе Салтане.

  14. Можно узнать только в предложении.

  15. Суда, куры, листы, дубы, ясени.

  16. Клюква, боб, ход.

  17. У рыбы нет зубов.

  18. Берег, зеркало, войско, золото.

  19. Будильник, лопатка, молоток, компресс.

  20. Клуб дыма, спортивный клуб.


Имена прилагательные.

  1. Смородина.

  2. Имя прилагательное.

  3. Стол, листья, дорожка.

  4. Волк, лиса, заяц, рыба, сороки.

  5. Петушиным, из пустой, новый, хлебный, железнодорожного.

  6. Золото.

  7. Коралловый.

  8. Молодой, доброе, кудрявая, крепкий.

  9. Ненасытный, прелестный, грустный.

  10. Погода, хлеб, ветер, печенье.


Глагол.

    1. Гора.

    2. 1 – дали.

    3. Кричать, пищать, визжать.

    4. 7 глаголов.

    5. 1 – сущ., 2 –гл.

    6. - .

    7. Синонимы.

    8. Вечереет, морозит.

    9. - .

    10. Лазаю.

    11. Убеждаю, побеждаю, чадю.

    12. Читаешь, решаешь, думаешь.

    13. Жилось, читалось.

    14. Сказал, оказал.






Список использованной литературы.



  1. Земская Е.А. Как делаются слова – М., 1986г.

  2. Колесов В.В. История русского языка в рассказах. – М., 1998г.

  3. Лопатин В.В. Рождение слова – М., 2000г.

  4. Журавлев А.П. Звук и смысл – М., 1998г.

  5. Панов М.В. Занимательная орфография – М., 1984г.

  6. Успенская А.В. Слово о словах – Л., 1999г.

  7. Шанский Н.В. В мире слов – М., 1998г.

  8. Откупщиков Ю.В. К истокам слова – М., 2000г.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Учебно-методическое пособие по русскому языку

Автор: Ремезова Елена Васильевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 151881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства