Работа может быть использована для уроков ОБЖ, а также во внеурочное время
Исследование данной работы лежит в области спорта и посвящено влиянию спортивных занятий на характер человека.
Актуальность заключается, в том, что спортивным занятиям уделяется много внимания в жизни человека, в подготовке к Олимпийским играм 2014 года есть личная заинтересованность спортсменов
Цель исследования состоит в том, чтобы определить наиболее эффективные способы влияния спорта на изменение характера человека.
Объектом исследования являются виды спорта: гимнастика, большой теннис, хоккей, футбол
Предметом исследования является влияние различных видов спорта на характер человека
Гипотеза исследования заключается в предположении: занимайся спортом - изменишь характер.
Задачи исследования:
Изучить и проанализировать различные источники информации о видах спорта
Разработать вопросы для проведения интервью с учащимися 2-4 классов
Провести интервьюирование учащихся, анализ и обработку полученных результатов
Изучить отношение учащихся 2-4 классов к занятиям спортом и изменению характера человека в ходе занятия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Глава 1. История развития спорта………………………………………………………
5
История развития футбола, хоккея, большого тенниса, художественной гимнастики…………………………………………………………………………..
1.2. Личность человека и его качества в процессе занятия спортом ………………..
11
Выводы……………………………………………………………………………………
17
Глава 2. Влияние занятий спортом на характер человека ……………………...........
18
2.1. Описание практических методов исследования личностных качеств человека в процессе занятий спортом
19
2.2. Описание и анализ результатов анкетирования …………..…………………........
22
Выводы……………………………………………………………………………………
23
Заключение………………………………………………………………………………
24
Список источников и литературы………………………………………………………
25
Введение
Спорт - это здоровье, красота, выносливость. Многие хотят не болеть и иметь красивое тело. Поэтому спорт становится, все более популярен во всем мире. Спортивные соревнования проводятся во всех странах и на всех континентах.
Спорт -это любая физическая активность человека, организованная на любительском или профессиональном уровне. Благодаря спорту, улучшается физическое состояние тела человека, его здоровье. Ко всему, это увлекательное развлечение. Развивается спорт на конкуренции и рекордных достижениях, для которых огромную роль играют тренировки и мастерство спортсменов. Спорт бывает командного типа и одиночного.
Видов спорта огромное количество. Все они имеют свои правила и особенности. Спортом можно заниматься на любительском уровне, чисто для поддержки здоровья и физической формы. Также, мы считаем, что спорт- это средство саморазвития и самовоспитания. Настоящий спортсмен способен бороться с самим собой, со своими недостатками. Занятия спортом учат преодолевать чувство страха, концентрировать внимание на своих действиях, принимать быстрые решения, верить в свои силы. Именно поэтому нам интересна тема спорта.
Учебное исследование реализуется в предметных рамках физической культуры.
Объектом исследования спорт.
Предметом исследования является влияние различных видов спорта на изменение характера человека
Гипотеза исследования заключается в предположении: занимайся спортом – изменишь характер
На основании вышеизложенного, мы ставим перед собой следующую цель:
Определить наиболее эффективные способы влияния спорта на изменение характера человека.
Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:
Изучить и проанализировать различные источники информации о видах спорта
Разработать вопросы для проведения интервью с учащимися 2-4 классов
Провести исследование «Влияние различных видов спорта на изменение характера человека»
Составить сценарий и провести классный час
В исследовании были использованы следующие методы:
Анализ и обобщение собранной информации
Сравнение и обобщение полученных данных в результате исследования
Наблюдение
Проведение классного часа
Практическая значимость данной работы определяется тем, что материалы нашей работы можно будет использовать на внеклассных мероприятиях и в повседневной жизни
Глава 1. История развития спорта
История развития футбола, хоккея, большого тенниса, художественной гимнастики
История развития футбола.
Людей всегда интересовал вопрос о том, кто же изобрел эту игру. Но в истории не указывается ни год, ни место рождения футбола. Археологические раскопки доказали, что некий “предок” футбола жил еще в Древнем Египте: ученые обнаружили здесь не только изображения играющих в мяч, но и сами мячи. Историки утверждают и то, что игра в мяч ногами являлась любимым занятием китайских воинов - это было две тысячи лет назад до нашей эры. Они считают, что истоки футбола находятся в Древнем Риме и в столь же древней Греции.
Игры, отдаленно напоминающие футбол, были известны у разных народов еще в древности. Упоминания о них можно найти в письменных источниках древнего Китая и Японии. Изображения с "футбольными сюжетами" обнаружены в гробницах древнеегипетских фараонов и на древнегреческих барельефах. Подобные игры служили не только средством развлечения или физической подготовки воинов. Историки отмечают языческую основу древнего футбола, где мяч символизировал солнце.
В разных странах много-много лет назад люди собирались на городских площадях или пустырях и играли в мяч. Эти игры напоминали действия воинов, стремящихся проникнуть в лагерь противника. Победителем признавалась партия играющих, которая большее число раз заносила мяч за определенную черту. В таких играх участвовало иной раз по нескольку сот человек.
Существовало множество разновидностей футбола, например, римский«гарпастум» или грузинская игра под названием «дело». Многие итальянские историки считают, что современный футбол произошел от «кальчио» — игры, распространенной в XVI веке во Флоренции. Но именно в Англии футболу впервые дали такое название и поэтому у англичан есть все основания считать себя родоначальниками этой игры. Как ни странно, это событие произошло не при официальном признании игры, а при ее запрещении, когда король Эдуард III в специальном указе обратил внимание шерифов Лондона на то, что стрельба из лука, столь полезная для молодежи, ушла на второй план из-за увлечения разного рода бесполезными и “беззаконными” играми наподобие футбола. Первая в мире футбольная ассоциация была образована именно в Англии в 1863 г. Появились и первые клубы футболистов. Здесь же были разработаны первые официальные правила игры, которые спустя несколько десятилетий получили всеобщее признание.
Первые официальные соревнования по футболу в нашей стране состоялись в начале века. Листая страницы истории, убеждаешься, что футбол в его современном виде рождением своим во многом обязан именно англичанам. Очень важно и то, что спор этот ведется не в одиночку, а коллективно. Необходимость согласованных действий с товарищами по команде, помощи и взаимовыручки сближает вас, развивает желание отдать все силы и умение общему делу.Особая привлекательность футбола объясняется еще и его доступностью. Действительно, если для игры в баскетбол, волейбол, теннис, хоккей нужны специальные площадки и довольно много всякого инвентаря и приспособлений, то для футбола достаточно любого кусочка пусть и не совсем ровной земли и всего лишь одного мяча, неважно какого — кожаного, резинового либо пластмассового.
Конечно, футбол захватывает не только радостью самих играющих, которым при помощи различных приемов все же удается подчинять непокорный поначалу мяч. Успех в сложной борьбе на футбольном поле приходит только к тем, кому удается проявить очень много положительных качеств характера. Если же не быть смелым, настойчивым и терпеливым, не обладать волей, необходимой для ведения упорной борьбы, то ни о малейших победах не может быть и речи. Не проявил эти качества в непосредственном споре с соперником — значит— уступил ему.
Привлекателен футбол и для зрителей. Когда вы смотрите игры высококлассных команд, наверняка не остаетесь равнодушными: футболисты ловко обводят друг друга, делают всевозможные финты или высоко взвиваются, ударяя с ходу по мячу ногой или головой.
В наши дни футбол пользуется всенародным признанием. И сейчас трудно представить себе жизнь любой страны без футбольных матчей.
История хоккея.
Еще до появления хоккея в 16 веке Голландии существовали игры с мячом и клюшками на льду. Затем подобные игры появились в Англии и Скандинавии, где впоследствии они преобразовались в хоккей с мячом на льду в 19 веке.
Современный хоккей с шайбой как спортивная игра возник в Канаде. Это страна, климат и природа которой (многочисленные водоемы, замерзающие зимой, и длительные зимы) создавали хорошие условия для распространения этой игры. Сначала играли не шайбой, а тяжелым мячом и по численности команды доходили до 50 и более игроков с каждой стороны.
В 1870-е гг. хоккей с шайбой в Канаде являлся обязательной игрой для всех спортивных праздников. Первые хоккейные правила были сформулированы студентами университета Мак-Гилла в Монреале. Классические хоккейные ворота в то время еще не были изобретены, их роль выполняли две стойки, которые отмечали пространство, в которое должна попасть шайба при ударе по воротам.
В 1879 канадец УФ. Робертсон сформулировал правила хоккея, и тогда же была предложена для игры резиновая шайба. В 1885 в Монреале была основана Любительская хоккейная ассоциация. Первые официальные правила игры в хоккей с шайбой были изданы в 1886г, максимально сохранившиеся и до наших дней.
Команде, вышедшей на поле для игры, было запрещено по каким-либо причинам менять игроков, поэтому весь матч она проводила в одном составе. Исключения по замене игроков делались только для получивших травму и при обязательном согласии соперников. Автором нового кодекса правил стал канадец Р. Смит. В 1886 году была проведена первая международная встреча между канадской и английской командами.
Первая профессиональная команда по игре в хоккей была организована в той стране, где хоккей и зародился – в Канаде в 1904 году. Спустя четыре сезона игр данной команды произошло окончательное разделение на профессионалов и любителей. В конце 19 века канадский хоккей пришел в Европу. В 1914 году профессиональные клубы хоккея на льду объединились в Национальную хоккейную лигу (НХЛ). А в 1908 Великобритания, Богемия, Швейцария, Франция и Бельгия основали Международную хоккейную федерацию (ЛИХ, после 1979 года — ИИХФ).
Правила игры постоянно претерпевали изменения: например, в 1900 году была изобретена сетка для ворот, которая позволяла точно определить – был ли забит гол в ворота команды. Позднее были установлены размеры хоккейных площадок, установлено время игры (три периода по 20 минут), сократили количество игроков, находящихся на поле до 6 человек, стали возможными замены игроков не только по состоянию здоровья. Также свои нововведения оставили нам братья Пэтрики - они ввели систему присвоения номера каждому игроку, новую систему начисления очков, площадка была расчерчена на определенные зоны. В 1929 году вратарь Клинт Бенедикт впервые надел маску, а в 1945 году за воротами установили разноцветные фонари для более точного подсчета заброшенных шайб («красный» — гол, «зеленый» — взятие ворот не зафиксировано). В последние годы в хоккее стали появляться женские команды, которые в 1998 году были включены в программу Олимпийских игр.
Днем рождения хоккея в России и в СССР в целом считается 22 декабря 1946 года. В 1954 году советские хоккеисты дебютировали на чемпионатах мира и сразу же заняли ведущее положение в мировом хоккее.
И только в последнее время российская сборная стала возвращать свою былую силу. В 2008, в год официального 100-летия хоккея, вернули себе звание чемпионов мира, обыграв канадцев в Квебеке, а 10 мая 2009 года подтвердили своё звание, обыграв сборную Канады в финале чемпионата мира-2009, проходившего в Швейцарии.
История развития большого тенниса.
Большой теннис так же известен как «королевский теннис». В средневековой Франции он был очень популярен, даже особенно королевских особ. В средние века он был так распространен в Великобритании, особенно во времена Генриха VIII. Историки считают, что многие термины тенниса взяты из французского словаря – термины королевского тенниса при дворе короля Франции.
«Теннис» происходит от «tenez» («tenir» - держать, ловить по-франц.). Когда теннисисты собирались подавать мяч, они выкрикивали «tenez!»
«Deuce» - произошло от франц «deuxlejeu», что значит «ровно», т.е. равное количество очков на данном этапе игры.
Сначала мячик делали изовчиной шерсти, он был наполнен опилками, песком и шерстью. Позже изобрели мячик, который имел высокий отскок, и в теннис стали играть на лужайке.В США игра появилась благодаря Мэри Юинг – первый матч в теннис прошел предположительно в 1874 году на площадках клуба по крикету и бейсболу на СтейтенАйленде.Первые любительские чемпионат прошел на кортах Всеобщего английского клуба по теннису и крикету – Уимблдоне (в 1877 г. – мужской, в 1884 г. – женский).
К концу 19 века большой теннис распространился сначала на английские колонии, особенно в Австралию, а потом и на весь остальной мир. В США правила большого тенниса постоянно менялись и дополнялись до 1881 года, когда была создана Ассоциация большого тенниса США (USTA – UnitedStatesLawnTennisAssociation). Под эгидой ассоциации стали проводиться ежегодные соревнования в Ньюпорте в одиночном мужском разряде (1881 г.). Женские соревнования впервые были проведены в Филадельфии в 1887 года. В 1968 году чемпионат был переименован в U.S.Open и стал проводиться в национальном центре тенниса – в Нью-Йорке. В начале 20 века крупнейшими турнирами по большому теннису были Уимблдон и U.S.Open. С 1968 года в большом теннисе началась новая эра – к крупным соревнованиям могли быть допущены как профессионалы, так и любители.
В 1971 году был основан профессиональный женский тур (WTA), что смогло обеспечить финансовую поддержку теннисисткам такую же, как и в мужском туре.
История развития художественной гимнастики.
Россия – родина художественной гимнастики. Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта. Она делает окружающий мир мягче, теплей, ласковей. Она необходима людям как символ красоты, и наш долг сберечь эту красоту. Художественная гимнастика это не только ловкость, сила и выносливость. Благодаря унаследованной от балета связи с музыкой и хореографией, она требует от спортсменок чувства ритма и музыкальности, вырабатывает тонкую координацию и выразительность движений, способствует эстетическому воспитанию гимнасток. Она вобрала в себя ранее существовавшие «эстетическую гимнастику», где главенствующей была выразительность человеческого тела, «ритмическую гимнастику», где все было подчинено темпо-ритму музыкального или звукового сопровождения, «женскую гимнастику», где доминировала танцевальность движений, «свободную пластику» Айседоры Дункан.
Термин «художественная гимнастика» родился в открывшейся в 1934 году «Высшей школе художественного движения» Ленинградского государственного института физической культуры им. П.Ф.Лесгафта. Она объединила усилия теоретиков и преподавателей ведущих студий пластики и художественного движения, существовавших в 20-30 годы: Петроградского института ритма (1920 г.), школы пластики Зинаиды Вербовой в студии художественного движения Елены Горловой пластического отделения студии «Темас» Александры Семеновой-Найпаки многих других.
Классический танец в Высшей школе преподавал будущий Народный артист СССР Ростислав Захаров, характерный танец – выдающийся мастер характерного танца Сергей Корень, историко-бытовой танец – будущий художественный руководитель нынешней Санкт-Петербургской академии хореографии им. А.Вагановой Николай Ивановский. В этот же период ленинградскими специалистами было проведено уточнение классификации, систематизация средств выразительности художественной гимнастики, определен объем программного материала, разработаны первичные правила соревнований.
В 1941 году в Ленинграде проходит первый чемпионат города по художественной гимнастике. Первой чемпионкой города на Неве стала Юлия Шишкарева. Спустя 7 лет здесь же, в нашей северной столице стартует первый чемпионат России. Первой примадонной российской гимнастики стала москвичка Людмила Зотова. Начиная с 1948 года ежегодно проводятся чемпионаты России. Популярность этого красивого девичьего вида спорта росла с каждым годом. В 1963 году в Будапеште прошел первый чемпионат мира. Спустя 15 лет в Мадриде состоялся первый чемпионат Европы, еще через 6 лет художественная гимнастика дебютировала в программе Олимпийских игр и с тех пор является одним из самых дорогих украшений в олимпийской короне.
Конец 19-го и 20-1 века оказали огромное влияние на развитие и характер современного спорта. Именно на рубеже веков были созданы отечественные международные спортивные организации, возрождено Олимпийское движение, заложены основы большинства видов спорта, которые в дальнейшем получили широкое распространение, как на любительском, так и на профессиональном уровне.
Как для англичан – футбол, для канадцев – хоккей, так для России художественная гимнастика – предмет национальной гордости.
1.2 Личность человека и качества его характера в процессе занятий спортом
Спорт занимает большое место в жизни современного общества. Виды спорта многообразны, но все они требуют участия в спортивных соревнованиях и систематической тренировки. Разработка эффективных методов спортивной тренировки невозможна без изучения, с одной стороны характерных особенностей и закономерностей спортивной деятельности, а с другой личности спортсмена.
Современная жизнь создала мощные стимулы к активному занятию спортом, а также вызвала интерес людей к зрелищным мероприятиям. Монотонность работы, интенсификация процесса обучения, порождает потребность в снятии напряжения при помощи увлекательных видов спорта. Стремление к физическому совершенству и атмосфера соревнований вызывают повышенный интерес к спорту.
Личность - понятие многогранное и глобальное. Чаще всего личность определяют, как человека в совокупности его социальных приобретённых качеств. В понятии «личность» обычно включают качества, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Итак, личность - это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Структуру личности составляют: способность, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности - индивидуальные устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент - качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер - качества определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества - специальные личностные свойства, влияющие на стремление человека к достижению поставленных целей.
Эмоции и мотивация - это переживания и побуждение к деятельности.
Что же такое личность в спорте?
Личность - продукт социально-исторического развития и собственной деятельности человека. Она обладает сознанием и системой социальных качеств, выполняет определённые функции в обществе. В спорте, как и в других видах деятельности человека, большое значение имеет индивидуальность. Достижение успеха возможно лишь при правильном учёте индивидуальных особенностей личности спортсмена и при формировании на этой основе специфического технико-тактического стиля его деятельности.
Лишь зная индивидуальные особенности личности спортсмена, можно наиболее полно развить и эффективно использовать его возможности.
Личность характеризуется определённой системностью, единством и устойчивостью своих качеств.
Специалисты разделили особенности личности на 4 группы, образующие основные стороны личности:
1) социально-обусловленные особенности (направленность, моральные качества);
2) биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкт, простейшие потребности);
3) опыт (объём и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
4) индивидуальные особенности различных психических процессов.
Позиция, статус и социальные функции (установки), ценностные ориентации, динамика отношений, мотивация поведения, - всё это качества личности, характеризующие её мировоззрение, общественное поведение, социальную направленность и основные тенденции развития. Такая совокупность свойств личности (отношение к обществу, коллективу, другим людям, деятельности, самой себе) реализуется в поведении, образует характер.
В характере человека выражаются такие его наиболее устойчивые свойства, которые в значительной степени, обуславливают поведение, отношение с другими людьми и с внешним миром. Характер воплощает в себе общечеловеческие свойства и индивидуальные особенности. Характер человека приобретает свою социальную направленность с разноуровневыми целями его основных видов деятельности.
Особо следует подчеркнуть, что личность обладает определённой целостностью, которая обеспечивается интегрирующей функцией эмоций, мотивов и воли. Эмоции и мотивы побуждают спортсмена к проявлению определённых черт характера, а воля (через волевые усилия) осуществляет реализацию деятельности с помощью этих черт характера.
Спорт, по сути своей, хорошее средство для воспитания личностных качеств. Роль спортивной деятельности в формировании характера заключается в том, что она образует те своеобразные потенциальные основы действий, в которых выражается характер человека, его индивидуальные особенности, воля. Но для того, чтобы выполняемые спортсменом действия в процессе тренировки стали устойчивыми, надёжными они должны сформироваться в систему навыков, благодаря которым в экстремальных условиях соревнований спортсмен проявляет бойцовский характер и способен совершать поступки без длительного размышления и колебаний.
Только абстрагируясь от других разнообразных видов деятельности и сосредотачивая своё внимание лишь на спортивной деятельности, можно определить те черты личности, которые характеризуют человека как спортсмена и развились у него в результате занятий именно спортивной деятельностью.
Спорт - это специфический деятельности. В стрессовых ситуациях проявляется установка спортсмена на достижении успеха или избежание неудачи. Люди, у которых преобладает установка на достижении успеха, часто рискуют в острых ситуациях спортивного поединка. Спортсмены, у которых преобладает установка на избежание неудачи, более осмотрительны, ставят перед собой посильные цели, реже рискую.
На развитие психологических особенностей личности спорт оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются:
1) соревновательный характер спортивной борьбы, направленной на завоевание рекорда или победы над противником;
2)максимальное напряжение всех физических и психических сил спортсмена во время этой борьбы, без чего нельзя добиться хорошего результата; 3)систематическая длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия.
4)специфические психические функции и качества личности, связанные непосредственно с выполнением спортивных действий;
5) мотивы, побуждающие человека заниматься спортом и добиваться высоких результатов в спортивной борьбе;
6) социально-психологический характер отношений спортсменов с другими людьми в процессе спортивной деятельности.
Спорт - это специфический вид деятельности. На развитие психологических особенностей личности он оказывает особое влияние благодаря только ему присущим особенностям. Главными из этих особенностей являются систематическая, длительная, упорная спортивная тренировка, вносящая серьёзные коррективы в режим жизни и бытовые условия юных спортсменов; соревновательный характер спортивного состязания; максимальное напряжение всех физических и психических сил юного спортсмена. Для ребят занимающихся различными видами спорта характерны следующие психологические особенности:
всестороннее физическое развитие, достигнутое на базе совершенствования в процессе спортивной деятельности жизненно важных физиологических функций организма;
высокая степень общей работоспособности организма;
выдающаяся (по сравнению с обычным средним уровнем) способность владения собственным телом, выражающаяся в совершенстве двигательных навыков, умений и сопутствующих им способностей - силы, выносливости, быстроты и координации движений;
высоко развитые процессы ощущений, особенно мышечно-двигательных и зрительных, а также процессы восприятия; повышенная способность подмечать и выделять существенные для выполняемой деятельности моменты в окружающей среде и в собственных движениях и действиях;
совершенная идеомоторика - способность выполнять требуемые движения по представлению с соблюдением необходимой их точности и эффективности;
разностороннее развитие процессов внимания - его объёма, сосредоточения, распределения, устойчивости и длительности, и в связи с этим высокая степень наблюдательности и ориентировки в окружающей среде;
хорошо развитая зрительная и мышечно-двигательная память;
наглядно-действенное и оперативное мышление, непосредственно проявляющееся в выполняемой деятельности и являющееся важным фактором её результативности;
разностороннее развитие эмоциональных сторон личности; большой опыт переживания эмоциональных различных состояний и чувств, связанных с активными проявлениями личности; развитая способность управлять своими эмоциональными состояниями;
положительные волевые стороны личности, способность к затрате максимальных волевых усилий для достижения требуемой цели; умение быстро ориентироваться и принимать правильные решения в ситуациях, требующих немедленных активных действий;
морально-волевые качества личности: дисциплинированность, решительность, смелость, мужество, готовность к преодолению больших объективных и субъективных трудностей;
такие социально-психологические качества личности, как общительность, чувства дружбы и товарищества, взаимопомощи, отзывчивости и уважения к другим людям;
способность правильно оценивать действия других людей и свои собственные действия, умение прогнозировать их эффективность.
Известно, что средства и методы физического воспитания способствуют решению нравственных волевых, эстетических и интеллектуальных задач формирования личности человека. Но эти возможности остаются только возможностями, если не реализовать их путём соответственно направленной деятельности. На современном этапе развития науки существует понятие «общее направление воспитания в физической культуре и спорте».
Необходимые психические свойства и качества формируются на базе индивидуальных особенностей спортсмена. Чаще всего психологическая подготовка представляет собой коррекцию или дополнение этих особенностей (например, эмоциональной возбудимости, тревожности, неуверенности, несобранности, немобилизованности - с одной стороны; спокойствие уверенности, хладнокровия, уверенности в себе, боевого духа - с другой стороны).
Спортивный характер формируется уже в тренировочном процессе. Но по-настоящему он проявляется и закрепляется в период соревнований. Критериями спортивного характера являются: стабильность выступлений в соревнованию по мере повышения из значимости, более высокие соревновательные результаты по сравнению с тренировочными, лучшие результаты в финале, чем в предварительных выступлениях и другие.
Научные исследования и практика показали, что содержание психологической подготовки определено специфическими чертами спортивного характера: спокойствием (хладнокровием), уверенностью в себе и боевым духом.
Спокойствие (хладнокровие) в экстремальных ситуациях соревнования, как одна из сторон отношения спортсмена к среде, к условиям деятельности, обеспечивает оптимальный уровень эмоционального возбуждения к моменту старта, что способствует успешному выступлению.
Уверенность в себе, как одна из сторон отношения к себе, обеспечивает высокую активность, надёжность действий и помехоустойчивость, что особенно важно в сложных изменяющихся условиях и трудных состояний спортсмена. Она способствует полной реализации достигнутого уровня подготовленности.
Боевой дух, как отношение к процессу и результату деятельности, определяет неукротимое стремление к борьбе, к победе, к достижению соревновательной цели, вплоть до самого последнего финального усилия. Это повышенная собранность, предельная мобилизация и полная отдача всех сил спортивной борьбе. Боевой дух способствует раскрытию резервных возможностей спортсмена и позволяет нередко достигнуть неожиданного высокого результат.
Единство всех черт спортивного характера обуславливает в большинстве случаев состояние спокойной боевой уверенности.
Лёгкоатлетический бег с точки зрения психологического анализа спортивной деятельности является непосредственным противоборством противников (в условном физическом контакте, где имеется совместно-индивидуальные действия - бег и совместно-последовательные действия - эстафеты).
Выводы
Футбол одна из старейших спортивных игр, происхождение которой относится к далекому прошлому. Стоит отметить то, что многолетние попытки королей и царей пресечь эту «опасную» игру, потерпели неудачу. Футбол оказался сильнее запретов, благополучно жил и развивался, приобрел современную форму и даже стал олимпийским видом спорта.
Хоккей, соответственно и хоккеисты всегда будут рыцарями без страха и упрека, утверждающие своим великолепным искусством державность спорта.
Большой теннис. "Элитный, аристократический вид спорта!" это первые ассоциации, возникающие при слове теннис". Грациозная, чрезвычайно увлекательная и динамичная игра вряд ли оставит кого-то равнодушным. Но, несмотря на свою "элитарность" и "грациозность", теннис остается вполне доступным и максимально полезным отдыхом.
Художественная гимнастика — сравнительно молодой вид спорта; своим появлением он обязан мэтрам балета прославленного Мариинского театра. За небольшой срок своего существования этот вид спорта завоевал мировую признательность и имеет многочисленных поклонников во всех уголках земного шара.
Спорт обеспечивает всестороннее физическое развитие человека и содействует воспитанию его морально-волевых качеств.
Глава 2. Влияние занятий спортом на характер человека
2.1. Описание практических методов исследования личностных качеств человека в процессе занятий спортом
Анализ и обобщение собранной информации
Сравнение и обобщение полученных данных в результате исследования
Наблюдение
Для решения поставленных задач применятся метод анкетирования, интервьюирования. Была изучена и проанализирована литература по данной теме.
Последовательность действий при создании продукта работы была следующей:
Авторами проекта были получены и проанализированы результаты проведенного анкетирования.
Был подготовлен и проведен классный час о спорте.
Для записей результатов исследования определены следующие формы:
Результаты работы представлены в форме фотографий и видеоматериалов. (приложение 1)
В нашем классе несколькоребят считают спорт одним из главных приоритетов в жизни. Георгий Бурков, Кирилл Кривоносов. Илья Романов, Павел Уткин – люди с разными характерами, но их объединяет любовь к спорту и девиз: «Не стой на месте, двигайся только вперёд!» Илья увлекается хоккеем, Георгий, Кирилл - футболом, Павел – большим теннисом. У каждого из них есть успехи и победы: Георгий был неоднократным участником и призёром районных, областных соревнований по футболу, играет за взрослую хоккейную командуЧУ ОО СОШ «Росинка». Зина Мешанова – обладательница многих наград и регалий городского и областного уровня по художественной гимнастике. Среди одноклассников ребята пользуются уважением и авторитетом.
Волевые качества и закалка характера, умение рассчитывать и мобилизовывать свои силы, чувство собственного достоинства, воспитанные у ребят благодаря спорту, помогут им после окончания школы добиться успеха в жизни.
По результатам анкетирования было выявлено следующее: из 29 опрошенных людей - 27 занимаются спортом. У каждого есть свой кумир. 21 человек согласен с мнением о том, что спорт положительно влияет на характер человека.
В подготовке классного часа участие приняли все авторы проекта, а также приглашенные: учитель физический культуры ЧУ ОО СОШ «Росинка» Ганьшин И.Ю., воспитатель класса ПерепечинаМ.В..
По итогам проведения мероприятия можно сказать, что спорт оказывает весомое влияние на формирование личности учащихся.
Георгий Бурков, являющийся одним из авторов данного проекта, лучший игрок футбольной команды ЧУ ОО СОШ «Росинка».
Занятия спортом приносят победы в школьных соревнованиях. 30 октября 2013г. в ЧУ ОО СОШ «Росинка» проводились соревнования «Папа, мама, Я – спортивная держава», где команда класса, игроками которой были авторы проекта заняли первое место.
Занимаясь спортом можно достичь выдающихся результатов
Признан лучшим игроком футбольной команды
ЧУ ОО СОШ «Росинка»
2.2 Описание продукта работы и анализ результатов анкетирования
Спорт формирует характер, воспитывает такие качества как сила воли, уверенность в себе, доброту, и многое другое. Физическая культура и спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но бесспорно влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно - интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностей.спорт всегда был одним из эффективнейших способов воспитания человека, сочетающего в себе в равной степени духовное богатство и физическое совершенство. Очевидно, что, в первую очередь, тренировки способствуют укреплению тела, координации движений.
Фотографии авторов проекта на занятиях по хоккею, футболу, большому теннису и художественной гимнастике.
Выводы:
В практической части работы мы пришли к выводу, что спорт учит анализировать действия, самостоятельно совершенствовать их. Совершенствование на тренировках помогает человеку развиваться и в других областях жизни. Сложно сказать, какие черты характера воспитывает спорт в различных своих разновидностях, но, бесспорно, чем бы вы ни занимались, это обязательно отразиться положительным образом.
Таким образом, задачи практической части работы были полностью реализованы.
Заключение
При написании работы нами была поставлена цель определитьнаиболее эффективные способы влияния спорта на изменение характера человека. Нам удалось выяснить, что спорт являются не только эффективным средством физического развития человека, укрепления и охраны его здоровья, сферой общения и проявления социальной активности людей, разумной формой организации и проведения их досуга, но, бесспорно, влияют и на другие стороны человеческой жизни: авторитет и положение в обществе, трудовую деятельность, на структуру нравственно- интеллектуальных характеристик, эстетических идеалов и ценностных ориентаций.
Спорт предоставляют каждому члену общества широчайшие возможности для развития, утверждения и выражения собственного «я», для сопереживания и сопричастия спортивному действию как процессу творчества, заставляют радоваться победе, огорчаться поражением, отражая всю гамму человеческих эмоций, и вызывают чувство гордостиза беспредельность потенциальных возможностей человека. В нашей стране спорт рассматривается как одно из важнейших средств воспитания человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Особенно в 2014 году, накануне Олимпиады, которая будет проходить в Сочи.
Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями.
В процессе занятий спортом закаляется воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска. Спортсмен тренируется рядом с товарищами, соревнуется с соперниками и обязательно обогащается опытом человеческого общения, учится понимать других. Специфическая особенность спорта – обязательность соревнований – прямо и наиболее значительно влияет на морально – этическое, нравственное формирование личности. Спорт для человека, им увлечённого, - дело любимое, значимое, жизненно важное.
Список источников и литературы
1. Алексеев В. А. « Физкультура и спорт» М.: Просвещение 1986. 2. Андронов О.П. « Физическая культура, как средство влияния на формирование личности » М.: Мир, 2007. 3. Захарова Е.Л. « Как спорт помогает оценивать себя» М., 2014 4. Киселёв Ю.Я. « Влияние спорта на формирование личности» М.,Знание 2012