kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учебная деятельность учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках в коррекционной школе начальных классов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов: расширяется возможность поиска новой информации, а значит, позволяет более углубленно изучить тот или иной материал; предоставляются широкие возможности для учителя заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиску нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи; позволяет разнообразить формы работы, качественно и быстро осуществлять контроль учащихся, а, следовательно, в дальнейшем дает возможность построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учебная деятельность учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий обучения на уроках в коррекционной школе начальных классов. »

ТЕМА: Учебная деятельность учащихся  на основе информационно-коммуникационных технологий обучения   на уроках в   коррекционной школе начальных классов.


  «Смена исторических эпох определяется сменой коммуникационных технологий…»Герберт Маршалл Маклюэн. Прекрасная пора детства! Ребенок впервые переступил порог школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много нового, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Формирование творческой личности – одна из главных задач, провозглашенных в концепции ФГОС. Её реализация диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребёнка. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются: - игровая деятельность; - проектная деятельность;- работа в парах; - проблемное обучение; создание положительных эмоциональных ситуаций. В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности, и педагог часто сталкивается с проблемой, где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. На помощь пришёл компьютер. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет иной, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Очевидно, что ХХI век требует принципиально иных подходов к образованию. Обучение должно быть развивающим в плане развития самостоятельного критического и творческого мышления. Но для этого, естественно, недостаточно наличия в системе только учителя и учебника (понимаемого расширительно, как система средств обучения), отражающих одну точку зрения, принятую в обществе. Необходимо широкое информационное поле деятельности, различные источники информации, различные взгляды, точки зрения на одну и ту же проблему, побуждающие ученика к самостоятельному мышлению, поиску собственной аргументированной позиции. Для этого необходимы и адекватные поставленной цели методы и средства обучения. Учебник, доска, мел, карточки с заданиями и бумажные плакаты – это составляющие части педагогических технологий, которые были хороши в прошлом. Новое поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах, у которого гораздо выше потребность в темпераментной визуальной информации и зрительной стимуляции, требуют от учителя другого подхода. Интерактивные технологии как раз соответствуют тому способу восприятия информации, которым отличается новое поколение. Компьютер, являясь самым современным инструментом для  обработки информации, может служить и  мощным  техническим  средством обучения и играть роль незаменимого помощника в воспитании, обучении и общем психическом развитии младшего школьника. Каждый учитель осознает, что новые информационные технологии имеют большое влияние на содержание учебных предметов: расширяется возможность поиска новой информации, а значит, позволяет более углубленно изучить тот или иной материал; предоставляются широкие возможности для учителя заинтересовать учащихся и привлечь их к самостоятельной работе, поиску нетрадиционных методов решения той или иной ситуации, задачи; позволяет разнообразить формы работы, качественно и быстро осуществлять контроль учащихся, а, следовательно, в дальнейшем дает возможность построить учебный процесс так, чтобы каждый ученик усвоил основное содержание предмета. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет: активизировать познавательный интерес учащихся путем использования разнообразных видов деятельности; перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности; развивать у учеников умение ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, формировать ИК компетентность, овладевать практическими навыками работы с информацией, что включает в себя поиск, обработку, создание собственного продукта и хранение информации; повысить объем выполняемой работы в 1,5-2 раза; осуществить дифференцированный подход к учащимся, используя в своей работе разноуровневые задания; проводить уроки на более высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация).Компьютерные технологии заняли прочное место в организации учебного процесса по различным дисциплинам. Сегодня не возникает сомнений в необходимости и эффективности их использования. Состояние современного образования таково, что процесс обучения проходит в условиях постоянного увеличения потока информации, подлежащей усвоению, что приводит к перегруженности учебных программ. В этих условиях, качество образования зависит от правильной организации учебной работы и от профессионализма и компетентности преподавателя. Учитель – профессия творческая. Работа с компьютером дает возможность проявлять творчество, индивидуальность, избежать формального подхода при подготовке к урокам. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. При разработке презентации учитывается, что она: быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами; вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации; усиливает воздействие выступления. Использовать презентации можно на всех этапах урока. Это и во время актуализации знаний, и при объяснении нового материала, и при закреплении. Более эффективное применение мультимедиа на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Создавая презентацию, учитель должен учитывать, во-первых, возрастные особенности ребёнка. Поэтому, прежде всего при составлении презентации, я четко отбираю материал. При этом нужно много просмотреть литературы, чтобы выбрать главное. Следовательно,  не замечая, получаю какие-то знания и обогащаю свой словарный запас, то есть получаю самообразование в той или иной области. Во-вторых, наглядный материал должен быть подобран, соответствующий теме урока. В связи с этим я просматриваю огромное количество наглядного материала, замечаю краски, оттенки, мастерство изображения. Этим повышается эстетическое восприятие окружающего мира, повышается творческий потенциал. В-третьих, материал должен иметь научное направление. В этом случае бывает, что открываешь для себя что-то новое. Создавая  презентацию, вкладываешь в неё всё своё творчество, талант, теплоту души. При этом учишься сравнивать, анализировать, рассуждать.      Использование богатых графических, звуковых и интерактивных возможностей компьютера создаёт благоприятный эмоциональный фон на занятиях, способствуя развитию учащегося как бы незаметно для него, играючи. Возможные направления педагогического использования компьютеров в начальной школе многообразны. Вот лишь некоторые из них:

- сообщения темы урока,

- минутки чистописания, 

- устного счёта, 

- орфографической разминки, 

- подготовки учащихся к усвоению новых знаний,

- контроля знаний, 

- обобщения, 

- рефлексии,

- физкультминутки.

    Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя, восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности. Мультипликационный или видеосюжет электронной энциклопедии не только расширяет спектр предъявляемой информации, но и активизирует внимание школьников за счёт активной работы зрительного и слухового анализаторов. Компьютер формирует навыки рационального запоминания материала. Учащимся легче запомнить трудный материал с помощью схем и таблиц, в которых кратко и наглядно показан изучаемый материал. Чтобы учащиеся были активно вовлечены в процесс обучения, а не являлись лишь пассивными зрителями, в своей работе использую метод проектов. Компьютер помогает раскрыть практическую значимость изучаемого материала, проявить свою оригинальность, задать вопросы и предложить собственные решения. Информационные технологии позволяют не только воссоздавать реальную обстановку, но и показывать процессы, которые в реальности не могут быть замечены. В результате осуществляется познавательное развитие ребенка. Использование компьютеров в школьной практике способствует совершенствованию традиционного процесса обучения, повышая его эффективность в области моделирования изучаемых процессов и явлений, управления процессом обучения, тренажа учебной деятельности, автоматизации контроля уровня знаний. При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. В рамках оптимального использования средств ИКТ для обучения разным предметам можно выделить следующие возможности практической реализации способов оптимизации учебного процесса при использовании средств ИКТ:

- комплексное решение образовательных, воспитательных и развивающих задач;

постановка каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретных задач в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;

- применение различных типов электронных средств учебного назначения, активизирующих учебную деятельность;

- частичное освобождение учителя от выполнения информационной, тренировочной, контролирующей функций;

- формирование у обучаемых навыков самостоятельного овладения знаниями, развитие навыков поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;

- стимулирование положительной мотивации учения за счет интегрирования всех форм наглядности, осуществления учебной деятельности с немедленной обратной связью и развитой системой помощи.


  Использование ИКТ на уроках в коррекционной школе.


  Я использую готовые электронные ресурсы, сама составляю электронные приложения к уроку, к отдельным темам, составляю тестовые задания по отдельным темам, использую ИКТ для оформления исследовательских работ, составления презентаций, слайд - проектов. На уроках для большей эффективности я использую предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов (в основном, это энциклопедии, которые очень помогают при подготовке к уроку). При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране - комментирую, по необходимости сопровождаю дополнительными объяснениями и примерами. Применяю ИКТ при подготовке и проведении нетрадиционных форм урока. Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания в виде создания презентаций, состоящих из нескольких слайдов, в составлении кроссворда, ребуса по теме, в изготовлении учебного пособия; в подготовке различных творческих сообщений и др. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. Благодаря современной технике и оптимальным методам обучения учитель даёт возможность каждому ребёнку «путешествовать» по миру знаний, подобно тому, как он путешествует по игровым сценам какой- нибудь развлекательной игры, что даёт новый мощный импульс для развития самостоятельной познавательной активности. В своей работе использую компьютер как- средство организации контроля усвоения учебного материала, мгновенного оценивания успехов учеников и получения информации о затруднениях, испытываемых учениками на уроке;- интерактивную доску на каждом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении и повторении, проведения контрольных работ, тестирования. На уроках математики при помощи компьютера решается проблема дефицита подвижной наглядности, когда дети под моим руководством на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, повторяют таблицу умножения, решают задачи на движение.       

   В начальных классах проводится тестирование по целому ряду тем. Математика – «Табличное сложение и вычитание», «Вычислительные навыки», «Скорость счета», «Внетабличное сложение и вычитание», «Внетабличное умножение и деление»,« Приемы устных вычислений», « Решение текстовых задач». Русский язык – «Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях слов», «Правописание непроверяемых гласных и согласных в корнях слов», «Части речи», «Падежные окончания имен существительных», «Падежные окончания имен прилагательных», « Спряжение глаголов». Легче воспользоваться готовыми шаблонами, конструкторами тестов. К примеру, несколько  тестов разработаны участниками образовательного портала  «Сеть творческих учителей» А. Баженовым, А. Комаровским, Д. Ивановым. Авторы подготовили такие шаблоны, где учителю, имеющему даже небольшой опыт работы с PowerPoint, окажется под силу подготовить замечательную подборку тестов. Достаточно лишь заполнить слайды необходимыми вопросами, вариантами ответов, соответствующей наглядностью. Но нужно помнить, что тестирование на уроке не должно занимать более 10-15 минут. Следует обеспечить высокий темп тестирования (из расчета на каждый вопрос – не более 1 минуты). Необходимо создать максимально комфортные условия для учащихся. Работая со словарными словами  на уроках использую такие упражнения:

- Картинный тематический диктант. ( Учитель показывает слайды, дети называют изображённый предмет, записывают слово по памяти, выделяют орфограмму. В конце работы выполняют проверку.) 

- Картинный диктант на заданную букву.

- Диктант с использованием загадок. (На слайде записана загадка, дети отгадывают её, объясняют по каким признакам они догадались об отгадке, затем ученики записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.)

- Буквенный диктант. (Учащимся необходимо записать в столбик только пропущенные безударные гласные, выполнить проверку) 

- Словарная работа «Антонимы». (Учащимся необходимо к данным слова подобрать и записать антонимы).

- Словарная работа «Корректор». (Необходимо исправить ошибки в словах, записать в тетрадь, выделить орфограммы, выполнить самопроверку)

 - Словарная работа «Ребусы».

- Словарная работа «Собери слово». ( Необходимо из данных слогов на слайде составить слово).

- Словарная работа « Найди слово». ( Необходимо вставить пропущенные буквы и найти спрятавшиеся слова).

-    Словарная работа «Рассказ». (Записать рассказ, вставляя пропущенные буквы, заменить картинки словами).

- «Буквенный дождик». (Детям предлагается задание: выбрать пропущенную букву, кликнув по ней мышкой. Если ответ верный, буква займет свое место в слове. В случае неправильного ответа буква изменит цвет).

- «Тренажёр» (Учащиеся должны выбрать пропущенную букву, кликнув по буквам-кубикам. Если ответ правильный – переход к следующему заданию. Если ошибка – следует вернуться к слову.)    

  Для меня недостаточно пользоваться только готовыми электронными ресурсами. Хочется в короткие сроки создавать качественные свои электронные ресурсы, отвечающие всем современным требованиям к воспитательно-образовательному процессу в школе. Я составляю свои презентации с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки. Например: программа МS PowerPoint дает мне великолепную возможность создавать интерактивные таблицы                Таблицы по русскому языку для 2-4 классов являются практическим материалом к урокам. Иллюстрации, сопровождающие теоретический материал, концентрируют внимание каждого учащегося, способствуют более глубокому усвоению знаний и умений. Примеры, приведённые по каждой рассмотренной теме, дают возможность закрепить полученные знания.     В процессе работы с электронными таблицами учащиеся в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал, закрепляют ранее изученный. Такая таблица позволяет в разных классах актуализировать знания по данной теме и добавить новые .В содержание уроков литературного чтения включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.            

  Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других. Повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся, расширяют и закрепляют полученные знания уроки - викторины по сказкам.   Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.   Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.   В курсе начальной школы введены уроки, изучающие народные промыслы России. Например, Дымковская игрушка. С помощью слайдов у нас есть возможность показать историю возникновения промысла, технологию производства, а также основные виды росписи.    А также проследить последовательность выполнения какой-либо работы. Использование ИКТ на уроках труда упрощает инструктаж, появляется возможность продемонстрировать порядок выполнения работы, с помощью штриховки, стрелок можно обозначить необходимые линии, а затем вывести готовый результат.        Причём ИКТ даёт возможность с помощью повторов отработать сложные этапы работы.   У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал в качестве дополнения к учебнику. Преподавание окружающего мира  предусматривает 7 основных разделов программы. Исходя, из этих разделов,  я подобрала наглядный материал  и разработала следующие презентации по темам:-времена года;-животные;-птицы;-правила дорожного движения;-органы чувств. Работа с презентациями предусмотрена на этапах изучения нового материала, закрепления, обобщения и систематизации знаний. К каждой презентации  подобраны упражнения. В зависимости от темы и этапа урока применяются иллюстрации-слайды, задания. Рассмотрим применение презентации на одном из уроков окружающего мира, по теме:  «Времена года – зима». На  этапе «открытия» новых знаний предлагаю учащимся рассмотреть иллюстрации. Мой опыт работы показывает, что применение информационных технологий способствуют более глубокому усвоению знаний. Применение  такого вида работы на уроках способствуют активизации внимания и мыслительной деятельности  учащихся, развитию речи. Дети учатся делать самостоятельно выводы. В настоящее время, когда школа имеет подключение к сети Интернет, появилась возможность проведения уроков в форме виртуальных экскурсии, что особенно значимо при изучении предмета окружающий мир. Виртуальная экскурсия с помощью слайдов, (созданных при помощи программы Microsoft Power Point) позволяет каждому ученику окунуться в атмосферу изучаемого материала, остаться наедине со своими чувствами и переживаниями, что способствует активизации познавательной деятельности. Переход от слайда к слайду создает необходимый видовой ряд этого урока, снабженный музыкальным сопровождением. Считаю, что в ходе такой работы увеличивается зрительно-эмоциональное воздействие на ученика, т. к. в этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Индивидуальная работа у доски выполняется на «Ура». Чтобы получить возможность поработать на такой доске, детям необходимо активно поработать устно, аккуратно выполнить работу в тетради. Равнодушных в классе не оказалось! Рисование на доске, когда можно сделать интересную заливку, да еще заставить, с помощью функции «анимация», картинку двигаться, вызывает восторг! Такая работа у доски является поощрением за успешную работу на уроке, хорошо выполненное домашнее задание и т.п. Широко применяю интерактивные программы по предметам из серии «Уроки Кирилла и Мефодия. Начальная школа». Это сборник уроков начальной школы с 1 по 4 классы по предметам: Математика, Русский язык, Окружающий мир, Обучение грамоте. Интерактивные уроки делают обучение ребенка интереснее и увлекательнее, а также поможет быстро и легко освоить программу начальной школы.    Компьютер можно использовать на всех этапах урока. При этом на различных этапах урока он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды. В функции учителя компьютер представляет:

- источник учебной информации (частично или полностью заменяющей учителя)

- наглядное пособие нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникациями)

- индивидуальное информационное пространство.-тренажёр.

- средство диагностики и контроля. 

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:-средство подготовки тестов, их хранение.

- текстовой редактор.

- графопостроитель, графический редактор.

-средство моделирования. 

Работа учителя в компьютерной технологии включает следующие функции:

- Организация учебного процесса на уровне класса в целом, предмета в целом;

- Организация внутри классной активизации и координации, расстановка рабочих мест, инструктаж, управление внутренней сетью;

- Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи, индивидуальный человеческий контакт с ребёнком.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Дудина Яна Юрьевна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141060


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства