Почему я выбрал тему о хоккее с шайбой……………………….. 3
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………….. 4
ГЛАВА 1. ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ВИД
СПОРТА ………………………………………………………….... 5
1.1. История возникновения хоккея……………………………… 5
1.2. Что нужно знать о хоккее…………………………………….. 7
1.3. Условия для занятия хоккеем в моем городе……………….. 10
1.4. Мои кумиры.………………………………………………….. 10
1.5. Влияние хоккея на здоровье и психику ребенка…………… 11
1.6. Почему я советую сверстникам заняться хоккеем………… 12
Выводы по главе 1 ……………………………………………… 13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………… 13
2.1. Социологическое исследование …………………………… 13
2.2. Анкетироание ……………………………………………… 15
2.3. Моделирование……………………………………………… 15
Выводы по главе 2 ……………………………………………….. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………… 17
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………………… 18
ПОЧЕМУ Я ВЫБРАЛ ТЕМУ О ХОККЕЕ?
Мой интерес к теме исследования возник не случайно. По выходным мы часто выбирались на каток, и мама даже подумывала отдать меня в фигуристы. Но в шесть с половиной лет я посмотрел по телевизору хоккей и «заболел» им. Мама, взвесив все «за» и «против», записала меня в секцию. Первый раз я вышел на искусственный лед 2,5 года назад. Мой первый шаг на лед был ползком, почти всю тренировку я простоял на коленках, потом пробовал делать первые шаги скольжения. За время, что я занимаюсь хоккеем, тренер меня научил многому. Мне очень понравился этот зрелищный и подвижный вид спорта. Первые годы пришлось нелегко. Поскольку мне довольно сложно было выучить порядок надевания экипировки, и то, как правильно надеть на себя спортивное «обмундирование», маме приходилось каждое занятие сопровождать юного хоккеиста. Я осваивал азы увлекательной игры, а мамочка, как верный болельщик, сидела на трибуне и своей улыбкой подбадривала меня, вздрагивая при каждом падении. Прошло время. Я подрос и стал более самостоятельным, а мама так и остаётся моим самым верным болельщиком. Приходится жить в очень жёстком режиме. Ежедневное расписание выглядит примерно так: занятия в школе, поездка на каток и полуторачасовая тренировка на льду, отработка игровых комбинаций. На льду принимать решение нужно за долю секунды, при этом успевать бежать, видеть игровое поле и понять — обводить соперника или бить по воротам. Когда выхожу со льда, нательное бельё можно буквально выжимать.
На одном из классных часов в школе мы рассказывали о том, кто и чем увлекается. Я узнал, что многие мои одноклассники занимаются в спортивных секциях, и, к сожалению, мало знают о, казалось бы, таком популярном виде спорта, как хоккей с шайбой. Я занимаюсь хоккеем с 6,5 лет, вот я и решил поподробней изучить историю хоккея знаменитых Российских хоккеистов, лидирующие клубы этого интереснейшего вида спорта.
ВВЕДЕНИЕ
Всем известно то, что занятия спортом – это залог здоровья. Спорт укрепляет организм, делает нас выносливее. Занятия спортом разнообразны и актуальны круглый год. Спортивные победы не раз прославляли нашу страну на весь мир.
Командные спортивные игры – это то, что нужно каждому не только для здоровья, но и в целях его роста и становления как личности. Тема моего проекта приобретает особую актуальность в условиях, когда отечественный хоккей начал активно развиваться, как профессиональный, так и любительский. Сегодня в него играют и президент, и многие политики, и взрослые и молодые любители хоккея. Во время проведения чемпионата мира эта игра собирает тысячи людей у экранов телевизора и на стадионах.
Современный хоккей в настоящее время пользуется большой популярностью. Многие современные спортивные каналы, газеты, журналы, социальные сети предоставляют самые актуальные новости хоккея. Современный хоккей благодаря своей динамичности и необычности привлекает большое множество активных болельщиков. И совершено понятно, спортивные битвы такого характера не могут оставить кого-либо равнодушным. Ведь даже если любимая команда по каким-то причинам проигрывает, то она делает это очень ярко и зрелищно – такие спортивные события стоят того, чтобы на них посмотреть. Конечно же, современный хоккей – это чисто мужская игра, именно поэтому ее фанаты в основном мужчины, которые любят экстрим и сильные эмоции. Когда нас спрашивают:«Зачем вы играете в хоккей», мы отвечаем: «Хоккей – больше, чем игра! Это жизнь!».
Поэтому, тема моего учебно-исследовательской работы: «Хоккей с шайбой – мой любимый вид спорта».
Объект исследования: хоккей с шайбой
Предмет исследования: хоккей - как вид спорта и его влияние на физическое и психическое развитие человека.
Цель исследования: знакомство с историей хоккея с шайбой и выяснение, какое влияние данный вид спорта оказывает на здоровье и жизнь в целом.
Задачи:
изучить развитие хоккея как вида спорта;
исследовать отношение к хоккею и её влияние на здоровье человека;
доказать, что физическое самовоспитание, самосовершенствование – условие здорового образа жизни;
приобщать сверстников к здоровому образу жизни;
проанализировать и систематизировать результаты анкетирования обучающихся по этой теме.
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении того, чтоумение выбирать любимый вид спорта позволит обучающимся не только развивать физические качества, но и положительно влиять на здоровье.
Методы исследования:
поиск информации;
отбор информации;
систематизация собственного опыта;
анкетирование, проведение опроса;
обработка результатов.
Практическая значимость: данные материалы могут быть использованы для проведения часов общения о здоровом образе жизни, на уроках окружающего мира и для вовлечения обучающихся в занятия спортом.
ГЛАВА 1. ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ – МОЙ ЛЮБИМЫЙ ВИД СПОРТА
1.1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХОККЕЯ
Еще до появления хоккея в 16 веке Голландии существовали игры с мячом и клюшками на льду. Затем подобные игры появились в Англии и Скандинавии, где впоследствии они преобразовались в хоккей с мячом на льду в 19 веке.
Современный хоккей с шайбой как спортивная игра возник в Канаде. Это страна, климат и природа которой (многочисленные водоемы, замерзающие зимой, и длительные зимы) создавали хорошие условия для распространения этой игры. Сначала играли не шайбой, а тяжелым мячом и по численности команды доходили до 50 и более игроков с каждой стороны.
В 1870-е гг. хоккей с шайбой в Канаде являлся обязательной игрой для всех спортивных праздников. Первые хоккейные правила были сформулированы студентами университета Мак-Гилла в Монреале. Классические хоккейные ворота в то время еще не были изобретены, их роль выполняли две стойки, которые отмечали пространство, в которое должна попасть шайба при ударе по воротам.
В 1879 канадец УФ. Робертсон сформулировал правила хоккея, и тогда же была предложена для игры резиновая шайба. В 1885 в Монреале была основана Любительская хоккейная ассоциация. Первые официальные правила игры в хоккей с шайбой были изданы в 1886г, максимально сохранившиеся и до наших дней.
Команде, вышедшей на поле для игры, было запрещено по каким-либо причинам менять игроков, поэтому весь матч она проводила в одном составе. Исключения по замене игроков делались только для получивших травму и при обязательном согласии соперников. Автором нового кодекса правил стал канадец Р. Смит. В 1886 году была проведена первая международная встреча между канадской и английской командами.
Первая профессиональная команда по игре в хоккей была организована в той стране, где хоккей и зародился – в Канаде в 1904 году. Спустя четыре сезона игр данной команды произошло окончательное разделение на профессионалов и любителей. В конце 19 века канадский хоккей пришел в Европу. В 1914 году профессиональные клубы хоккея на льду объединились в Национальную хоккейную лигу. А в 1908 Великобритания, Богемия, Швейцария, Франция и Бельгия основали Международную хоккейную федерацию (ЛИХ, после 1979 года — ИИХФ).
Правила игры постоянно претерпевали изменения: например, в 1900 году была изобретена сетка для ворот, которая позволяла точно определить – был ли забит гол в ворота команды. Позднее были установлены размеры хоккейных площадок, установлено время игры (три периода по 20 минут), сократили количество игроков, находящихся на поле до 6 человек, стали возможными замены игроков не только по состоянию здоровья. Также свои нововведения оставили нам братья Пэтрики - они ввели систему присвоения номера каждому игроку, новую систему начисления очков, площадка была расчерчена на определенные зоны. В 1929 году вратарь Клинт Бенедикт впервые надел маску, а в 1945 году за воротами установили разноцветные фонари для более точного подсчета заброшенных шайб («красный» — гол, «зеленый» — взятие ворот не зафиксировано). В последние годы в хоккее стали появляться женские команды, которые в 1998 году были включены в программу Олимпийских игр.
Днем рождения хоккея в России и в СССР в целом считается 22 декабря 1946 года. В 1954 году советские хоккеисты дебютировали на чемпионатах мира и сразу же заняли ведущее положение в мировом хоккее.
И только в последнее время российская сборная стала возвращать свою былую силу. В 2008, в год официального 100-летия хоккея, вернули себе звание чемпионов мира, обыграв канадцев в Квебеке, а 10 мая 2009 года подтвердили своё звание, обыграв сборную Канады в финале чемпионата мира-2009, проходившего в Швейцарии.
1.2. ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О ХОККЕЕ?
Хокке́й с ша́йбой — спортивная игра, подвид хоккея. Играется на специальной хоккейной площадке двумя командами из шести игроков. Цель игры — забить шайбу в ворота соперника.
Матч по хоккею с шайбой состоит из трех периодов по 20 минут чистого времени. В случае ничейного результата по окончании трех периодов возможно назначение дополнительного времени (овертайма). В случае ничьей по окончании овертайма, пробиваются штрафные броски (буллиты). Необходимость овертайма, а также его продолжительность, необходимость и количество штрафных бросков оговаривается отдельно в регламенте турнира.
Одновременно на поле со стороны одной команды должны находиться шесть игроков — пять полевых и один вратарь. Допускается замена вратаря на шестого полевого игрока. Смены игроков возможны как в паузах во время остановки времени игры, так и непосредственно в ходе игры.
Во время проведения овертаймов на площадке присутствует по пять игроков (вратарь и четыре полевых). Размеры хоккейной площадки: длина: 56 -61 м; ширина: 26 -30 м. Углы площадки должны быть скруглены дугой окружности радиусом от 7 м до 8,5 м. Площадка должны быть окружена пластиковыми или деревянными бортами высотой не менее чем 1,17 м и не более чем 1,22 м над уровнем поверхности льда. На лицевых бортах площадки должно быть установлено защитное стекло. Ворота должны иметь следующие размеры: высота: 1,22 м над поверхностью льда; ширина 1,83 м. Боковые стойки и перекладина ворот, соединяющая боковые стойки, должны быть определенной конструкции и изготовлены из материала с наружным диаметром 5 см.
Шайба должна быть изготовлена из вулканизированной резины или другого одобренного ИИХФ материала и быть в основном черного цвета.
Размеры шайбы: диаметр: 7,62 см; толщина: 2,54 см; вес: 105 -185 г. На матч обычно приходят 20 -25 игроков от одной команды. Минимальное и максимальное количество игроков определяется регламентом турнира.
Одновременно на поле со стороны одной команды должны находиться шесть игроков — пять полевых и один вратарь. Допускается замена вратаря на шестого полевого игрока. Смены игроков возможны как в паузах во время остановки времени игры, так и непосредственно в ходе игры.
Во время проведения овертаймов на площадке присутствует по пять игроков (вратарь и четыре полевых).
Хоккейный матч обслуживает судейская бригада, состоящая из трех или четырех судей. Один из судей (в НХЛ таких арбитров два) называется главным судьей, два других — помощниками главного судьи. В обязанности главного судьи входит отслеживание нарушений правил, фиксация взятия ворот (голов). Помощники главного судьи отвечают за отслеживание положений «вне игры», пробросов шайбы, вбрасываний шайбы.
Кроме судей в поле на каждом матче присутствует судейская бригада, находящаяся за пределами площадки. В обязанности этих судей входит ведение протоколов игры, замер времени. В обязанности судьи за воротами входит сигнализирование о забитой в ворота шайбе путем включения специального фонаря.
В хоккее с шайбой игрокам разрешается применять так называемую силовую борьбу. Силовая борьба предусматривает контактную игру, игру «корпус в корпус». Однако запрещаются подножки, задержки соперника руками, задержки клюшкой, игра высоко поднятой клюшкой, удары руками, локтями и тому подобное.
Нарушивший правила игрок удаляется с площадки на определенное время. Удаление бывает дисциплинарным (на 10 минут или до конца матча), когда вместо удаленного выходит другой игрок, либо обычным (на 2 минуты или — реже, в случае нанесения травмы — на 5 минут), когда число игроков на площадке уменьшается. Время удаления считается по чистому времени игры. Удаленный игрок проводит время удаления на скамейке штрафников. За некоторые нарушения (например, нарушение численного состава) наказывается команда в целом, штраф отбывает любой из игроков.
В случае, если нарушение правил произошло против игрока, вышедшего один на один с вратарем, то главным судьей может быть назначен штрафной бросок (буллит). Штрафной бросок выполняется одним полевым игроком пострадавшей команды против вратаря провинившейся команды.
2.3. УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ХОККЕМ В МОЁМ ГОРОДЕ
Мне очень повезло – я родился и живу в городе Навашине Нижегородской области. В нашем городе созданы замечательные условия для занятий хоккеем. Здесь построен великолепный Ледовый дворец «Флагман». На ледовой арене проводятся тренировочные занятия юных хоккеистов, городские и окружные соревнования. В учебные группы на отделение хоккея принимаются дети с 4 лет. С ними работают тренеры-преподаватели: Кислов Алексей Вячеславович, Куприянов Александр Валентинович, а я занимаюсь под руководством опытного тренера Финашова Андрея Викторовича. У нас замечательная дружная команда. В прошлом сезоне мы выиграли турнир, заняв I место.
2.4. МОИ КУМИРЫ
Моим кумиром в хоккее является Валерий Харламов. Он был нападающим. Обладая небольшим ростом, Валерий отличался прекрасным умением мыслить на хоккейной площадке, «читать» игру и оказываться именно в тех местах, где это было необходимо. Валерий Харламов - двукратный олимпийский чемпион (1972, 1976), восьмикратный чемпион мира, 11-кратный чемпион СССР в составе ЦСКА. Он погиб в августе 1981 года в автомобильной аварии.
Александр Овечкин. Родился 17 сентября 1985 в Москве. Первая команда, в которой сыграл Александр Овечкин - «Динамо» Москва. Текущая команда Левый крайний нападающий клуба НХЛ «Вашингтон Кэпиталз». В сборной России Овечкин дебютировал в 17 лет, став самым молодым игроком сборной за всю её историю. Основные достижения: обладатель Кубка Стэнли (2018); трёхкратный чемпион мира (2008, 2012, 2014). В конце 2009 года Овечкин вошёл в число 10 лучших игроков НХЛ десятилетия; Включён в список 100 величайших хоккеистов за всю историю НХЛ
Никита Гусев Родился 8 июля 1992, Москва. Первая его команда «Красная Армия», Москва. Текущая команда нападающий клуба КХЛ «СКА»Санкт-Петербург. Основные достижения: российский хоккеист, нападающий. Чемпион зимних Олимпийских игр 2018 года. Заслуженный мастер спорта России.
2.5. ВЛИЯНИЕ ХОККЕЯ НА ЗДОРОВЬЕ И ПСИХИКУ РЕБЁНКА
Хоккей для ребенка — это универсальное средство для профилактики болезней позвоночника, сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем организма. Родителями отмечается положительное воздействие занятий на поддержание нормальной осанки, предупреждается сколиоз, что крайне важно для детей школьного возраста. Если записать ребенка на хоккей с раннего возраста, в период активного роста организма, в процессе занятий можно легко и естественно сформировать устойчивую базу для дальнейшего развития малыша: его мышечного каркаса, крепкого здоровья без кашля, гриппа и простуд.
Регулярные занятия хоккеем для детей станут прекрасной возможностью укрепить здоровье, «вылепить» красивое атлетическое тело, развить ловкость, зоркость, быстроту реакции. Ведь только сильный, крепко сложенный хоккеист сможет правильно сыграть корпусом и с большей силой послать шайбу в ворота.
Хоккей, являясь самым мужественным видом спорта, оказывает на детей разностороннее влияние. Недаром говорят: «трус не играет в хоккей». Тренировка в сочетании со скоростными, силовыми, координационными нагрузками и упражнениями на выносливость формирует устойчивую психику ребенка, укрепляет пока еще не развитые волевые качества. Становление характера происходит не только во время обучения хоккею детей, но и благодаря работе тренера по общей психологической подготовке спортсменов.
Индивидуальные тренировки по хоккею направлены на формирование уверенности в своих силах, боевой готовности, устойчивости неблагоприятным факторам, стремления к победе. Отмечено, что занимающиеся в секции по хоккею для детей по психическому и физическому развитию перегоняют своих сверстников — они гораздо более собранные, дисциплинированные, морально устойчивые, хорошо адаптируются в коллективе. Хоккей — это прекрасная закалка и тела, и «мужского» духа.
2.6. ПОЧЕМУ Я СОВЕТУЮ СВЕРСТНИКАМ ЗАНИМАТЬСЯ
ХОККЕЕМ
Хоккей – игра командная. Ты научишься играть в команде, согласовывать свои действия, переживать за игру в целом. У тебя будет больше друзей!
На льду происходят силовые столкновения игроков, нужно постоянно быть готовым к атакам или силовым воздействиям. Не отступать и не сдаваться! Это важное качество не только в спорте, но и в жизни.
Чтобы принять решение о своих действиях во время игры уходят секунды. С такими навыками везде будет легче.
Хоккей – чередование ускорений и замедлений. В ходе тренировок развивается сила, выносливость, быстрота реакции, стартовая скорость, координация движения.
Тренировки позволяют выплеснуть эмоции, в том числе и негативные, а значит способствуют психологическому равновесию и спокойствию.
Помни: главное условие – соблюдение режима дня и спортивной дисциплины! Последние слово всегда остается за тренером!
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
Хоккей – один из самых популярных зимних видов спорта. Эта игра нравится и взрослым, и детям – на любом ледяном пятачке во дворе можно встретить компанию, оживленно гоняющую шайбу. По мнению специалистов, хоккей на льду – один из лучших способов сжигания жира. За 45 минут хоккеист теряет около 500 ккал. Поскольку игра проходит на льду, катание на коньках отлично развивает чувство равновесия и контроль над всем телом, так как в погоне за шайбой человеку приходится постоянно менять направление и скорость движения. Кроме того, хоккей тренирует выносливость, поскольку темп игры очень высокий. Учит хоккей и вниманию – всем игрокам надо постоянно следить за перемещением очень небольшой и быстрой шайбы. Поскольку эта игра командная – игроки учатся взаимодействовать в коллективе и быстро принимать решения. Важно и то, что любительские игры проходят, как правило, на свежем воздухе. Это позволяет игрокам активнее насыщать свою кровь кислородом.
ПРАКТИЧЕКАЯ ЧАСТЬ
2.1. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Для создания системного подхода к формированию здорового образа жизни в нашем городе работают спортивные секции. Обучающиеся стараются принимать активное участие во всех соревнованиях. Мы провели опрос, какие спортивные секции ребята посещают вне школы. Было опрошено 25 человек из разных классов.По результатам мы составили диаграмму и таблицу с результатами. (Приложение 1, таблица 1)
Рис.1. Спортивные секции
По результатам опроса можем сделать вывод, что в школе из всех видов спорта обучающиеся предпочитают: футбол и хоккей. А это –подвижные виды спорта, так как в последнее время молодежь потянулась к быстрым видам спорта, это укрепляет мышцы ног, улучшает работу вестибулярного аппарата и координацию движений, расширяет круг общения.
Т ак же мы провели социологический опрос по поводу отношения ребят к спорту (Приложение 2, таблица 2)
Рис.2. Отношение обучающихся к спорту
По результатам социологического опроса можно сделать следующие выводы: все опрошенные положительно относятся к спорту. 50% ребят занимаются спортом, чтобы быть здоровыми; 30 % нравиться заниматься спортом и 20% для того, чтобы быть сильным.
2.2. АНКЕТИРОВАНИЕ
Нам захотелось узнать, как наши обучающиеся относятся к хоккею. С этой целью мы провели анкетирование. Всего было опрошено 25 человек из разных классов.
Вывод. В результате мы выяснили, что многим обучающимся нравится этот вид спорта, некоторые хотели бы им заниматься. Основной причиной для занятий, обучающиеся называют укрепление здоровья.
2.3.МОДЕЛИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ БУДУЩЕГО
Кроме того, в ходе данной работы мы с мамой попытались смоделировать мое будущее с хоккеем и без. Его я связываю с этой игрой. Как минимум хочу стать тренером, а как максимум – сыграть за сборную страны на Олимпиаде. Однако стопроцентно предвидеть мое будущее невозможно, но если я буду продолжать заниматься этим видом спорта, то у меня появится больше шансов на успешное воплощение моих желаний. Ведь занятия хоккеем сильно дисциплинируют и закаляют характер.
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2
В последнее время молодежь потянулась к быстрым видам спорта, это укрепляет мышцы ног, улучшает работу вестибулярного аппарата и координацию движений, расширяет круг общения.
В ходе исследования было установлено, что любимым времяпрепровождением у ребят в нашей школе, является занятие спортом. Выбирают они его потому, что хотят быть здоровыми, сильными и стремятся всегда и во всем быть первыми.
Из всех видов спорта обучающиеся предпочитают: волейбол, футбол, баскетбол, хоккей, настольный теннис и лыжные гонки. Но самый популярный вид спорта: футбол и хоккей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Любите спорт, занимайтесь спортом, и тогда вы проживете долгую и счастливую жизнь, которая будет приносить вам только положительные эмоции. Существует масса видов спорта, и думаю, что, хотя бы один да подойдет, кому бы то ни было. Уважаемые взрослые, рассказывайте нам, детям, о различных видах спорта, ходите с нами на спортивные состязания, устраивайте на праздник спортивные соревнования. Надо сделать так, чтобы занятия спортом считались нормой жизни! Спорт – это красота, это улыбки и счастье наше и наших близких! Спорт – это жизнь!!!
В начале нашей исследовательской работы я поставил проблему – выяснить, каким образом занятия хоккеем влияет на здоровье человека.В ходе изучения специальной литературы, проведения наблюдений я выяснил, что систематические занятия этим видом спорта, при условии соблюдения норм техники безопасности, только положительно влияют на развитие растущего организма.Проведенные нами наблюдения помогли убедиться в правильности выдвинутой гипотезы: что любимый вид спорта позволит ребятам не только развивать физические качества, но и положительно повлияет на формирование характера. Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы обучающимися и учителями для пропаганды здорового образа жизни.Таким образом, поставленная цель и задачи учебно-исследовательской работы достигнуты, гипотеза подтверждена.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
А. Шатунов, А. Филатов. Детская энциклопедия хоккея. – Москва: Издательство «Э», 2017
М.Санадзе, «Когда я вырасту, я стану хоккеистом», Издательство «Поляндрия», 2019