kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Учебная ситуация в комплексно-ориентированном обучении младших школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Плохой учитель преподносит истину,  хороший-учит ее находить.

                                                                          А.В. Дистервег

В стандартах второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от «знаниевого» подхода к деятельностному.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Учебная ситуация в комплексно-ориентированном обучении младших школьников»»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Лопатинская основная общеобразовательная школа»

Лямбирского муниципального района РМ







Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов при опорном методическом центре МОУ «Лямбирская СОШ №2»









ТЕМА:

«Учебная ситуация в комплексно-ориентированном обучении младших школьников»











Подготовила: Демкина Н.Г.,

учитель начальных классов

2024г

Плохой учитель преподносит истину,

хороший-учит ее находить.

А.В. Дистервег


В стандартах второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от «знаниевого» подхода к деятельностному.

В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Именно собственное действие ребенка является основой формирования в будущем его способности.

Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация.

Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают. Учебная ситуация другими словами – это учебное задание, организующее поисковую активность учеников, предполагающую освоение требуемых универсальных учебных действий, предметных и надпредметных.

Цель учебной ситуации состоит в построении такой среды, которая позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию знаний.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы), осваивает характерные для данной области способы действия, учится ставить и отвечать на вопросы типа: "Что я делаю?", "Как я делаю?", "Почему я делаю так, а не иначе?". Роль учителя здесь сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.


Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учётом:


  • возраста ребенка (если это первоклассники 6,5-7 лет, то необходимо помнить о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, что постепенно игровая деятельность сменяется учебнойи, соответственно то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);

  • специфики учебного предмета (например, учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в литературном чтении типами формируемых умений);

  • меры сформированности УУД учащихся (например, исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).

.

Существуют способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию:

  1. Продумать содержание учебной задачи;

  2. Продумать и её «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, чтобы те толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.


Пример перевода учебной задачи в учебную ситуацию.

Учебное задание:

Выполнить сложение именованных величин, например 2ч 15 мин + 51 мин.

Учебная ситуация:

Предлагаем детям задание, имеющее практическое значение:


  • Занятия начинаются в 8ч00мин. Прийти в школу следует за 10 мин. до начала уроков. Дорога до школы занимает 20 мин. Не позднее какого времени необходимо выйти из дома, чтобы прийти вовремя?

Создание учебной ситуации предполагает:

  • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);

  • выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;

  • выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;

  • формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);

  • включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.


Как пример могу предложить учебные ситуации с элементами игровой деятельности:

  • соревнования – командные и индивидуальные;

  • сюжетные – «поиск сокровищ» …

  • ролевые – «пишем инструкцию», «я - учитель» …


Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:

  • «Пишем книгу»;

  • «Готовим праздник»

  • «Делаем подарки»

  • «Сообщаем вам …

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:

  • эксперименты с изучаемыми объектами (например, с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, и др.)

  • маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение (например чисел, тел и форм, величин и т.д.),

  • проведение мини-исследований

  • описание и оценка (например, свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)

По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной.


Нейтральная ситуация–когда

  • Выбор методов обучения не всегда рационален.

  • Обучение ведется в режиме «готового знания».

  • Не всегда целесообразно применение наглядности.


Проблемная ситуация предполагает наличие проблемы, т.е. соотношения нового и известного, учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности решать эту задачу.


Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель.


Формы организации учебных ситуаций могут быть разнообразны. Многое в процессе их возникновения и развития будет зависеть как от объективных обстоятельств учебного процесса, так и от учителя.


В целом, к учебным ситуациям, которые возможно организовать в младшем школьном возрасте, можно отнести:


  • ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;

  • ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;

  • ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными и не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления;

  • ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;

  • ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;

  • ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.


В связи с вышеуказанным и потребностью качественно реализовывать ФГОС НОО перед нами, учителями, ставится задача научиться создавать учебные ситуации, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.


Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявление противоречивых фактов, теорий;

  • определение житейского представления и предъявление научных фактов;

  • использовать прием «яркое пятно» (суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды и т.д.)

  • приём «актуальность» (суть приёма – обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся), и т.п.


Отбор и использование учителем учебных ситуаций встраивается в логику образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и позволяет формировать у обучающихся не только предметные, но познавательные и коммуникативные компетентности. Важным опытом решения учебных ситуаций в обучении является рефлексия — способность обучающихся рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности.


«Золотые правила» использования приемов технологий

  • Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса;

  • Веди ученика от собственного опыта к общественному;

  • Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;

  • Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;

  • Учи анализировать каждый этап работы;

  • Критикуя, стимулируй ученика.


Подводя итоги можно сделать выводы, что создавая и используя на уроках учебные ситуации, можно развить позитивные изменения не только у учащихся, но и в самой личности педагога, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития.


Завершить своё выступление мне бы хотелось девизом «Учись у времени, в котором ты живёшь!», который, как нельзя, кстати, подходит нам, современным учителям. Ведь нам приходится не только учить, но и учиться. Идти в ногу со временем, не отставая ни на шаг.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Учебная ситуация в комплексно-ориентированном обучении младших школьников»

Автор: Демкина Нина Гавриловна

Дата: 19.02.2025

Номер свидетельства: 665426


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства