«Учебная ситуация в комплексно-ориентированном обучении младших школьников»
«Учебная ситуация в комплексно-ориентированном обучении младших школьников»
Плохой учитель преподносит истину, хороший-учит ее находить.
А.В. Дистервег
В стандартах второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от «знаниевого» подхода к деятельностному.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Учебная ситуация в комплексно-ориентированном обучении младших школьников»»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Лопатинская основная общеобразовательная школа»
Лямбирского муниципального района РМ
Выступление на заседании кафедры учителей начальных классов при опорном методическом центре МОУ «Лямбирская СОШ №2»
ТЕМА:
«Учебная ситуация в комплексно-ориентированном обучении младших школьников»
Подготовила: Демкина Н.Г.,
учитель начальных классов
2024г
Плохой учитель преподносит истину,
хороший-учит ее находить.
А.В. Дистервег
В стандартах второго поколения ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от «знаниевого» подхода к деятельностному.
В соответствии с деятельностным подходом процесс усвоения начинается не с предъявления ученику образца, готовых сведений, а с создания учителем такой учебной ситуации, которая вызвала бы у детей потребность, желание узнать эти сведения и научиться ими пользоваться. Именно собственное действие ребенка является основой формирования в будущем его способности.
Федеральные государственные образовательные стандарты вводят новое понятие – учебная ситуация.
Учебная ситуация – это особая структурная единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т. д., частично – запоминают. Учебная ситуация другими словами – это учебное задание, организующее поисковую активность учеников, предполагающую освоение требуемых универсальных учебных действий, предметных и надпредметных.
Цель учебной ситуации состоит в построении такой среды, которая позволила бы ученикам творчески реализовать себя и получить собственную продукцию знаний.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы), осваивает характерные для данной области способы действия, учится ставить и отвечать на вопросы типа: "Что я делаю?", "Как я делаю?", "Почему я делаю так, а не иначе?". Роль учителя здесь сводится не к передаче готовых знаний, а к координации действий обучающихся.
Проектируя учебные ситуации необходимо иметь в виду, что они строятся с учётом:
возраста ребенка (если это первоклассники 6,5-7 лет, то необходимо помнить о преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием, что постепенно игровая деятельность сменяется учебнойи, соответственно то, что провоцирует на действие младшего школьника, оставляет равнодушным и пассивным подростка);
специфики учебного предмета (например, учебная ситуация в математике качественно отличается от учебной ситуации в литературном чтении типами формируемых умений);
меры сформированности УУД учащихся (например, исполнительских, не требующих активного содействия педагога, или ориентировочных, которые могут осуществляться, особенно поначалу, только при активном участии учителя).
.
Существуют способы перевода учебной задачи в учебную ситуацию:
Продумать содержание учебной задачи;
Продумать и её «аранжировку» - поставить эту задачу в такие условия, чтобы те толкали, провоцировали детей на активное действие, создавали мотивацию учения, причём не вынуждения, а побуждения.
Пример перевода учебной задачи в учебную ситуацию.
Учебное задание:
Выполнить сложение именованных величин, например 2ч 15 мин + 51 мин.
Учебная ситуация:
Предлагаем детям задание, имеющее практическое значение:
Занятия начинаются в 8ч00мин. Прийти в школу следует за 10 мин. до начала уроков. Дорога до школы занимает 20 мин. Не позднее какого времени необходимо выйти из дома, чтобы прийти вовремя?
Создание учебной ситуации предполагает:
наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
выполнение учениками определенных действий для приобретения недостающих знаний;
формирование у школьников умения контролировать свои действия (как после их завершения, так и по ходу);
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Как пример могу предложить учебные ситуации с элементами игровой деятельности:
соревнования – командные и индивидуальные;
сюжетные – «поиск сокровищ» …
ролевые – «пишем инструкцию», «я - учитель» …
Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности:
«Пишем книгу»;
«Готовим праздник»
«Делаем подарки»
«Сообщаем вам …
Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности:
эксперименты с изучаемыми объектами (например, с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, и др.)
маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение (например чисел, тел и форм, величин и т.д.),
проведение мини-исследований
описание и оценка (например, свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.)
По содержанию учебная ситуация может быть нейтральной или проблемной.
Нейтральная ситуация–когда
Выбор методов обучения не всегда рационален.
Обучение ведется в режиме «готового знания».
Не всегда целесообразно применение наглядности.
Проблемная ситуация предполагает наличие проблемы, т.е. соотношения нового и известного, учебно-познавательной потребности обучающегося и его способности решать эту задачу.
Так, например, учебная ситуация целеполагания может быть проблемной, если постановка цели идет через анализ противоречий и выявление проблемы, и может быть нейтральной, если ученики, работая с информацией учебника, выясняют тему урока, анализируют содержание страниц учебника, определяют цель.
Формы организации учебных ситуаций могут быть разнообразны. Многое в процессе их возникновения и развития будет зависеть как от объективных обстоятельств учебного процесса, так и от учителя.
В целом, к учебным ситуациям, которые возможно организовать в младшем школьном возрасте, можно отнести:
ситуация неожиданности, которая создается при ознакомлении с фактами, вызывающими удивление;
ситуация конфликта, возникающая, когда новые факты вступают в противоречие с устоявшимися представлениями;
ситуация несоответствия, порождается противоречием между жизненным опытом и научными данными и не «вписывается» в уже имеющийся опыт и представления;
ситуация неопределенности, возникает, когда проблемное задание содержит недостаточное количество данных для решения. Это побуждает проявить смекалку, интуицию, сообразительность;
ситуация выбора, предполагает, что школьники должны сделать выбор из нескольких вариантов ответа и обосновать его;
ситуация предложения, основана на возможности выдвинуть версию о причинах, характере и последствиях изучаемых событий.
В связи с вышеуказанным и потребностью качественно реализовывать ФГОС НОО перед нами, учителями, ставится задача научиться создавать учебные ситуации, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
предъявление противоречивых фактов, теорий;
определение житейского представления и предъявление научных фактов;
использовать прием «яркое пятно» (суть приёма в сообщении темы урока через интересный интригующий материал: притчи, сказки, легенды и т.д.)
приём «актуальность» (суть приёма – обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся), и т.п.
Отбор и использование учителем учебных ситуаций встраивается в логику образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС НОО и позволяет формировать у обучающихся не только предметные, но познавательные и коммуникативные компетентности. Важным опытом решения учебных ситуаций в обучении является рефлексия — способность обучающихся рассматривать и оценивать собственные действия, содержание и процесс своей мыслительной деятельности, свои особенности.
«Золотые правила» использования приемов технологий
Веди ученика от собственного опыта к общественному;
Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
Радуйся вопросу, но отвечать не спеши;
Учи анализировать каждый этап работы;
Критикуя, стимулируй ученика.
Подводя итоги можно сделать выводы, что создавая и используя на уроках учебные ситуации, можно развить позитивные изменения не только у учащихся, но и в самой личности педагога, делая их более открытыми, доступными для формирования и развития.
Завершить своё выступление мне бы хотелось девизом «Учись у времени, в котором ты живёшь!», который, как нельзя, кстати, подходит нам, современным учителям. Ведь нам приходится не только учить, но и учиться. Идти в ногу со временем, не отставая ни на шаг.