Просмотр содержимого документа
«Творческий проект учащихся 4 класс Б по теме: "Борецкая роспись в нашем доме" »
Проект
«Борецкая роспись в нашем доме»
(создание предметов расписанных Борецкой росписью)
Северодвинск
2014
Оглавление
Введение
Основная часть
История возникновения Борецкой росписи
1. Родина Борецкой росписи
2. Происхождение росписи
3. Борецкая прялка
4. Мастера Борецкой росписи
Технология и техника Борецкой росписи
1. Характерные черты росписи
2. Основные элементы Борецкой росписи
3. Цвета Борецкой росписи
4. Материалы и инструменты
2.3.Описание изготовления изделия
3.1. Подготовка материалов к работе
3.2. Технологическая последовательность изготовления
3. Заключение
4. Литература
5. Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Откуда же пришла красота в повседневный быт, в резьбу, в кружева, в песню, в танец, в живопись? Да из души человека, откуда же ей ещё было прийти!
Русский человек всегда мог обустроить свой быт со вкусом. Умелые руки мастера изготавливали необходимые, удобные в пользовании и красивые предметы крестьянского быта. В хозяйстве крестьянина не было ненужных вещей, каждая из них имела своё значение.
Есть ли место в нашем мире древнему ремеслу, ставшему искусством. Можем ли мы вложить душу в изготовленное своими руками изделие?
Чтобы всё это выяснить, мы решили провести работу над проектом «Борецкая роспись в нашем доме»и в результате изготовить предметы быта расписанные Борецкой росписью.
Цель проекта:
оформление предметов быта элементами Борецкой росписи.
Задачи проекта:
1.Узнать историю происхождение Борецкой росписи.
2. Познакомиться с технологическим процессом создания росписи в древности и в современных условиях.
3. Научиться технике выполнения росписи.
Сроки работы над проектом: с 15 октября по 5 декабря.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
История возникновения Борецкой росписи
Родина Борецкой росписи
Борецкая роспись сама по себе очень яркая и красочная, привлекает внимание и взгляд. Нам захотелось изучить мотивы, сюжеты, вышедшие из – под кисти народных мастеров, узнать особенности и приёмы росписи.
Своё название эта роспись получила от местности, в которой зародилась. Борок – древнее село на берегу Северной Двины (ныне Виноградовский район Архангельской области), возникшее ещё при заселении двинского края новгородцами.
Корни росписи уходят в глубь веков и имеют общие истоки с древнерусским искусством переписи и оформления книг Великого Новгорода и иконописью северной школы.
Происхождение росписи
Среди легенд и преданий бытующих на двинской земле, живёт легенда о возникновении Борецкой росписи.
Московский царь Иван III, правивший более 500 лет тому назад, подчинил себе земли русские. Дань платили ему даже Псков и вольный Новгород. Однако группа бояр новгородских во главе с властной и сильной женщиной Марфой Борецкой не хотели смириться с этим.
Иван III направил войско на Новгород и покорил его, а Марфа Борецкая вместе с боярами сбежала на Северную Двину.
Здесь она поселилась на высоком берегу реки, оградив это место высоким валом. Отсюда и название Городок (огороженное место), а Борок - от фамилии владельцев.
Очевидно, среди бежавших были и художники – иконописцы и художники рукописных книг.
Таким образом, передавая свое мастерство из поколения в поколение, они сохранили лучшие традиции народного искусства древнего Новгорода на протяжении нескольких столетий.
Борецкая прялка
Исстари народ любил всё яркое, красочное, расписное. Расцвечивалась яркими узорами посуда: скопкари, бураки, ставчики.
Но особое место – прялке. Северные прялки являются отражением архитектуры Севера, церковных строений. Прялки изготавливали и дома строили одни и те же мастера.
Борецкие прялки были крупные, массивные. Вырезали их из целого дерева с корнем. Называли такие прялки «корневухи». Лопасть и ножку вырезали из ствола, а донце – из корня.
Вырезали прялки и расписывали мужчины, а пряли – женщины.
Умение прясть считалось достоинством крестьянки. «Неряху – непряху» клеймили позором: «У нашей неряхи и про себя нет рубахи».
Прялка сопровождала крестьянку с детства и до глубокой старости. Прялку берегли, передавали по наследству, прялку могли приобрести в подарок дорогому человеку.
Борецкие прялки, покрытые сусальным золотом, были самые дорогие и очень популярные на ярмарках.
Сусальное золото придавало прялке особую нарядность и праздничность. Такая прялка по стоимости приравнивалась к стоимости коровы.
А ярко расписанные, горящие золотом прялки очень нравились жителям края, и, чтобы купить красивую прялку, они могли отправиться к мастеру или на ярмарку за несколько десятков километров.
Мастера Борецкой росписи
Славилась росписью прялок семья Амосовых. Жили известные мастера – художники в деревни Скобели, в пяти километрах от пристани Борок. У Матвея Гавриловича Амосова было шестеро детей: пятеро сыновей и одна дочь. Сам он с детства владел древним искусством и передал мастерство росписи своим детям.
А вот изготавливал прялки для семьи Амосовых местный плотник Василий Иванович Никитин.
Наиболее талантливы в семье были: Василий, Кузьма и Никифор. Хорошо известны прялки Пелагеи Матвеевны Амосовой, они особенно ценились на базарах.
Кроме прялок Амосовых, известны работы других мастеров борецкой росписи Никиты Алексеевича Торгушникова, Ивана Осиповича Бурмагина, Егора Степановича Анисимова.
2.2.Технология и техника Борецкой росписи
Характерные черты росписи
Композицию росписи борецких прялок можно сравнить с иконостасом. Художники разделили лопасть прялки на ярусы – ставы, заполнили их квадратами, наподобие икон, а в центре изобразили дверь, похожую на Царские врата алтаря. На прялке можно выделить три части (ставы):
став с «оконцами», «окольцами» (верхняя часть) – небольшая по размеру - небесная;
став с «древом» – (средняя часть) – самая большая, здесь церковный сюжет;
став с «конём» – (нижняя часть) – земная, здесь бытовые сцены и сцены чаепития.
Прялка – богатый источник информации, может нам рассказать о многом. Символ борецкой росписи - «ДРЕВО ЖИЗНИ», это тюльпановидный цветок с прямым стеблем, изящный и красивый. Арка на прялках – это «врата» рая.
И вот перед нами Библейский сюжет об особом дереве в райском саду, плоды которого дарят вечную жизнь. Это «ДЕРЕВО ЖИЗНИ», а другое – «ДЕРЕВО познания Добра и Зла», плод которого вкусили Адам и Ева, чем совершили грехопадении. За это Бог выгнал их из сада, лишив возможности «жить вечно». Осталась только мечта о прекрасной вечной жизни, эту мечту борецкие мастера отразили в своих работах. Рядом с «древом жизни» на прялке – райские птички. Мастер писал их такими, какими он их видел. Птички скромны, просты, немногоцветны.
Внизу - кони. Красные, зелёные, изумрудные, золотые и охристые, впряжённые в кареты, повозки, сани. Вот они в сценах катания, в свадебных и парадных выездах. А вокруг таких сцен – листья, цветы, плоды.
Мы старались использовать в своих работах элементы росписи борецких мастеров.
Цвета Борецкой росписи
Борецкая роспись белофоновая. Ведущий цвет росписи - красный.
Борецкие мастера использовали в своих работах зелёный, жёлтый, коричневый, синий цвета.
Борецкая роспись - графическая роспись. Здесь значительную роль играет линия, контур. Мастер чётко обрисовывает каждый элемент росписи чёрным цветом. А в результате обводка превращает роспись в роскошное узорочье.
Мы решили не нарушать традиций древних мастеров и использовали в наших работах данную цветовую гамму.
Материалы и инструменты
Для росписи необходимо иметь деревянные заготовки или готовые деревянные изделия.
Учитывая графический характер борецкой росписи, в которой много геометрических элементов, при выполнении рисунка можно использовать карандаш, линейку, циркуль. Для составления эскиза рисунка – альбом, кальку, для дальнейшей работы – копировальную бумагу, трафареты.
Роспись в наше время выполняют гуашью, лучше использовать художественную краску. Кисти желательно брать беличьи или колонковые. На заключительном этапе используют лак.
2.3.Описание изготовления изделия
Подготовка материалов к работе (Приложение 1)
Деревянная заготовка.
Гуашевые краски, кисти, карандаш, циркуль.
Образец изделия народного мастера.
Технологическая последовательность изготовления (Приложение 2)
Составление эскиза будущей композиции в альбоме.
Расчерчивание доски по линейке, деление на ставы.
Перенесение эскиза на заготовку с помощью копировальной бумаги.
Подготовка белой гуашевой краски к работе.
Нанесение белого фона на заготовку, просушка изделия.
Подготовка цветных гуашевых красок к работе.
Роспись цветом композиции изделия, просушка изделия.
В процессе работы над проектом мы узнали историю возникновения Борецкой росписи. Книга Людмилы Феодосьевны Тимофеевой «Крестьянская роспись мастеров Борка» стала настольной, мы изучили и другую литературу по росписи, подготовили сообщение о данном виде искусства и выступили в классе. Посетили мастер – классы в ДЮЦе, в Школе народных ремёсел В.Н. Бурчевского в г. Архангельске. Эти занятия по росписи помогли нам в очередной раз соприкоснуться с истинно народным творчеством, которым занимались наши предки. Мы решили сами провести занятие по росписи во втором классе, ближе познакомить других ребят с Борецкой росписью, организовали для них выставку своих работ.
А самое главное – результатом нашей проектной деятельности стала роспись предметов быта Борецкой росписью. Ведь до работы над проектом с данным видом северной росписи мы были не знакомы.
А для себя решили, что будем продолжать заниматься росписью по дереву.
Теперь мы точно знаем, что истинная красота идёт из души и окружает человека сиянием. Наши работы радуют нас, наших родных и близких яркостью и праздничностью. В зимние морозы они будут веселить наш глаз, вносить тепло и уют в наш дом.
ЛИТЕРАТУРА
Круглова О.В. Народная роспись Северной Двины // Москва «Изобразительное искусство», 1987.