Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ
Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ
Цвет - одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребенок. Цвет влияет на людей на подсознательном уровне, он воздействует на наши органы чувств, лечит нас; цвет может успокоить, тонизировать, повлиять на настроение. Цветотерапия помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развивать его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ»
Проект: «Цветотерапия, как метод по преодолению психологических трудностей у детей с ОВЗ»
Руководители проекта:
Участники проекта: учащиеся 8-11 лет.
Вид проекта:
Практико-ориентированный (прикладной). Проект ориентирован на личностное развитие воспитанников.
По продолжительности проведения-является долгосрочным, так как срок его реализации составляет 1 год.
Актуальность: Цвет - одна из первых характеристик окружающего мира, которую воспринимает ребенок. Цвет влияет на людей на подсознательном уровне, он воздействует на наши органы чувств, лечит нас; цвет может успокоить, тонизировать, повлиять на настроение. Цветотерапия помогает скорректировать эмоциональное состояние ребенка, позволяет развивать его творческий потенциал, учитывая индивидуальные особенности и предпочтения.
Цель проекта:
Создание условий для сохранения психологического здоровья школьников, повышения адаптивных возможностей детей в развитии, поведении, в отношениях с другими, раскрытия потенциальных творческих резервов детей, используя метод цветотерапии.
Задачи:
1. Обогащать эмоциональный мир ребенка, используя метод погружения в цвет, цветовосприятие. 2. Формировать первичные представления ребенка о самом себе, способность осознавать себя как личность, принимать себя и понимать собственную ценность как человека. 3. Способствовать осознанию своих взаимосвязей с миром и своего места в окружающей действительности. 4. Развивать интегративные качества: любознательность, эмоциональная отзывчивость, способность управлять своим поведением, способность решать интеллектуальные и личностные задачи. 5. Развивать коммуникативные способности, речь ребенка. 6. Способствовать творческой самореализации школьников.
Проект состоял из четырех циклов:
-Предподготовка. Проведение первичной диагностики по выявлению уровня знаний по теме на начало реализации проекта;
Цикл I. «Путешествие в страну цвета» представлял собой вводные занятия по знакомству с цветом. Использовались методы: погружение в цвет; игры на реализацию вербальной и двигательной потребности, на снятие напряжения и агрессии; на развитие физиологического и речевого дыхания; пальчиковые игры; упражнения на формирование вкусовых, обонятельных и тактильных ощущений; чтение сказок, самовыражение в цвете и др.
Цикл II. «Во саду ли, в огороде» был направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Фрукты, овощи» Использовались методы: информационные сообщения; загадки; подвижные игры; упражнения на составление описательных рассказов, на развитие дыхания; самовыражение в цвете и др.
Цикл III. «Цветовой мир зверей, птиц и насекомых» был направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Животные, птицы, насекомые». Использовались методы: речевые гимнастики, сочинение сказок, упражнения на развитие умения образовывать слова в уменьшительно-ласкательной форме, составление описательных рассказов, снятие мышечного напряжения; релаксационные упражнения; самовыражение в цвете и др.
Цикл IV. «Язык цветов понятен сердцу каждого» был направлен на формирование цветовых представлений с помощью работы по теме «Цветочные растения». Использовались методы: викторины; настольные игры; релаксационные упражнения; танцевально-музыкальные игры; самовыражение в цвете и др.
-Итоговая диагностика.
При реализации проекта использовались здоровьесберегающие технологии (релаксация, психогимнастика, пальчиковые и подвижные игры, речевые разминки и тренинги; постоянная смена деятельности, свободное расположение во время проведения занятия, подача материала в состоянии релаксации и др.); Проводились разнообразные задания и упражнения для творческого самовыражения и самореализации в целом. Проводились:
-беседы: «Ощущение цвета», «Действие цвета на характер человека»;
- занятия по цветотерапии: «В гостях у зеленой Феи», «Синяя птица счастья», «Царство красок», «Подарки принца из оранжевой страны»;
-экскурсия «Прогулка по осеннему лесу»;
- плоскостное моделирование – составление сюжетов из мозаики и плоскостных цветных фигур;
- Игры и упражнения: «Цветные фигуры», «Собери фигуру», «Расскажи про свой узор», «Палочки в ряд»;
- Слушали и разучивали песни о цвете: В. Шаинского «Голубой вагон», «Оранжевая песенка», «Дети любят рисовать», Л. Рубальской «Разноцветная игра»
Результаты проектной деятельности:
-Снизилось количество тревожных детей и детей с признаками синдрома гиперактивности (Методика измерения уровня тревожности Тейлора)
-Повысилась коммуникативная культура детей («Диагностика уровня коммуникативной эмпатии» Юсупов И.М.)
-Прослеживается положительная динамика психического развития детей и развития произвольной сферы детей (по результатам наблюдений)
-Расширились представления детей о самих себе и окружающем мире (Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний" Каримов Р.Р.)
Считаем, что проект можно считать рабочим, главное достоинство его в том, что, работая по реализации проекта в системе, совместно, мы достигаем лучших результатов.