Просмотр содержимого документа
«Цикл бесед для родителей первоклассников»
Беседы для родителей первоклассников
Беседа «Ничего нового — режим!»
Некоторые родители могут скептически заметить: «Подумаешь, режим! Так ли это важно — соблюдать его?»
Да! Двух мнений здесь быть не может. В жизни первоклассника режим дня приобретает особое значение. Попробую убедить вас в этом. Начало занятий в школе — как правило, в 8 часов 30 минут. Значит, нужно так рассчитать утреннее время, чтобы хватило на все: постель убрать, зарядку сделать, себя привести в порядок, позавтракать.
И главное, выйти из дома заранее, без спешки. Тогда и друзей во дворе подождать можно, и до школы не бежать сломя голову, а идти спокойно, погулять немножко.
Во сколько придется вставать маленькому школьнику? Вероятно, не позднее семи часов. А теперь передвиньте «отбой» так, чтобы до подъема было не менее 10—11 часов (именно столько времени необходимо спать в семилетием возрасте). И непременно проследите, чтобы каждый вечер ребенок засыпал в строго определенное время.
Итак, первое — сон. Нужно рано вставать, а следовательно, и ложиться не поздно, иначе накапливается хроническое недосыпание. Ведь дневной сон, такой привычный в детском саду, как правило, отменяется.
Если не позаботиться, чтобы ребенок мог спать положенное количество часов, им постепенно начнет овладевать вялость либо раздражительность, он станет плохо соображать, не сможет сосредоточиться на интеллектуальных задачах. Атмосфера в доме приобретет напряженный характер, а недосыпание у маленького ученика будет неуклонно накапливаться.
Второе — движение. Это необходимейшее условие успехов первоклассников. Для того чтобы ребенок хорошо учился, его двигательный режим должен составлять 12—14 часов в неделю.
А что мы видим на практике? Из детского сада малыш переходит в школу. При этом умственная нагрузка значительно увеличивается, а двигательная, наоборот, сокращается на 50%. Малоподвижность — самая обременительная часть школьных будней.
Особенно тяжело переживается ребенком сидение. Сидеть приходится в классе за партой, потом дома за столом. К тому же есть дети, которые стараются на всех уроках «сидеть смирно», усердно сложив руки перед грудью и напряженно выпрямив спину. Какую тяжелейшую работу они выполняют! Ведь сидение — активный процесс, и участвуют в нем 250 мышц из 600, имеющихся в организме человека.
Вы, конечно, замечали, что маленькие дети не могут просто стоять. Они скачут на одной ножке, кружатся, подпрыгивают. Наверняка каждому приходилось слышать раздраженное: «Да постой же спокойно хоть пять минут!» А малышам все трудно, даже стояние. Правда, при этом легче функционировать сердцу и легким. Сколько может выстоять первоклассник? Именно пять, от силы семь минут, не больше. Дальше наступает перенапряжение, а затем — срыв.
День за днем накапливается и недостаток движения. Два урока физкультуры в неделю его, безусловно, компенсировать не могут. Но лишь немногие дети занимаются в спортивных секциях, утреннюю гимнастику делают единицы, зато большое количество школьников освобождаются от уроков физической культуры врачом, а частенько и мамой: «Сегодня на физкультуру не ходи, у тебя насморк». Ребенок вручает записку учительнице, а родителям невдомек, что болеет он как раз потому, что недостаточно двигается. Ведь малоподвижный образ жизни — прямая дорога к гиподинамии, чрезвычайно опасной для растущего детского организма.
Третье — воздух. Прогулки на свежем воздухе — сильнейшее лекарство от переутомления.
С первого школьного дня время приходится считать, его постоянно не хватает. После уроков — все это прекрасно знают — нужно выполнить домашнее задание, да еще сделать работу качественно. Усиленное внимание к учебным успехам своего чада — сегодня фактор родительского престижа. Вот и заставляет мама переписывать упражнение по несколько раз, а мышцы-то слабые. Поэтому почерк становится разбросанным, буквы — корявыми, письмо — неряшливым.
Или чтение. Чтобы прочесть одну страницу текста, надо произвести 500 движений глазами. Ребенок быстро устает, не в состоянии концентрировать внимание. Начинаешь с ним говорить, а он не слушает. Появляется расторможенность: вертится, постоянно что-то хватает руками, рвется куда-то, может и под стол залезть или по дивану попрыгать. «Какой шалун! Прекрати баловаться!» — гневно восклицают взрослые, глядя на такого малыша. А он просто не выдерживает свою возрастную норму интеллектуальной нагрузки.
Близятся сумерки, а маленький труженик упорно и безнадежно делает уроки. Сколько же времени уходит у него на это? Два, три, порой даже четыре часа! Да, как показывают наблюдения, совсем не редкость, когда первоклассник сидит за уроками четыре часа.
А если еще музыка, чтение и т.д.?
Где же выход? И первое, на что идут родители, — отмена прогулки. Не успеваешь — не гуляешь. Картина весьма знакомая.
Но вот уроки сделаны, и в конце дня неослабным вниманием всей семьи завладевает телевизор. Между прочим, за это удовольствие дети расплачиваются своим здоровьем. Поэтому позволять ребятишкам быть телезрителями лучше в выходные дни и немного больше на каникулах. Причем смотреть трансляцию следует сидя на жестком стуле, а не развались в кресле или, что еще хуже, лежа на диване.
Задумывались ли вы, почему передача «Спокойной ночи, малыши» длится 15 минут? Ровно столько времени разрешается детям проводить у телевизионного экрана. Однако любящие мамы и папы, пренебрегая элементарными правилами, не возражают, когда мальчики и девочки до глубокой ночи просиживают перед телевизором или компьютером, забывая о вечернем моционе.
Дневная норма прогулки первоклассника — 3 часа. А сколько гуляет ваш ребенок? Наверняка меньше. К чему это приводит? Переутомление растет, недостаток в свежем воздухе увеличивается. В результате родительская небрежность оборачивается во вред школьнику. Он истощается в борьбе с неправильным режимом и неподдающимися уроками. С трудом входит в мир обязанностей, которых не знал прежде, причем обязанностей не всегда приятных. Нелегко сходится со сверстниками в новом коллективе и испытывает трепет перед учителем.
Все это сказывается на общем состоянии организма: многие дети худеют; жалуются на головные боли, плохой сон и кошмары по ночам, а утром у них «ватная голова» и синяки под глазами.
Вот почему именно на первых порах чрезвычайно важно четко определить режим дня первоклассника и добиться его выполнения, то есть организовать жизнь ребенка так, как это необходимо для успешного учебного труда. И помните, любая «полуорганизация» лишь прибавит ему трудностей, а вам принесет в будущем немало забот.
Беседа «Нельзя» и «Надо»
Часто на собраниях перед началом учебного года родители первоклассников спрашивают: «Кому будет легче учиться — тому, кто идет в школу подготовленным, или тому, кто не знает грамоты?»
Обычно очень трудно ответить на такой вопрос однозначно. Многое зависит от индивидуальных возможностей ребенка. Однако с уверенностью можно утверждать, что для успешного обучения гораздо важнее, насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», знакомо ли им чувство ответственности, организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова. Если мальчика или девочку до школы не научили выполнять «обязательные» дела, умерять свои желания, то слишком неожиданно возникает в их жизни коротенькое «надо».
Надо рано вставать, надо сидеть в классе; надо писать буквы в тетради, надо решать задачи, надо читать, надо засветло с улицы возвращаться... Словом, появились дела, которые детям неприятны, но неизбежны, а они не привыкли делать то, что им не нравится, не научились управлять собственными чувствами.
Дети, которым дома привили элементарные навыки самообслуживания, быстрее других привыкают управляться и со своими учебными обязанностями.
Беседа «Собранность, ответственность и самоконтроль»
Собранности и самостоятельности недостает многим первоклассникам. Все это — издержки семейного воспитания. Случается, родители, напуганные несобранностью ребенка, считают единственным средством приучения его к ответственности неослабный контроль.
Как они это делают? С рвением и завидным постоянством взрослые начинают опекать свое детище. Вечером собирают ранец, сверяясь с расписанием, ни на минуту не оставляют без присмотра во время приготовления уроков, упорно сидя рядом за столом, звонят одноклассникам и даже учительнице, чтобы узнать домашнее задание: «Он у меня такой забывчивый». А «забывчивый» довольно быстро смекает, что учебные проблемы не столько его, сколько мамино дело. Выполнит упражнение неправильно, получит оценку ниже той, на которую рассчитывал, и в слезы, да еще домашних упрекнет: «Ты, мамочка (или бабушка), виновата!». Тут бы самое время задать ребенку вопрос: «Чем же ты сам на уроке был занят?». Но взрослые почему-то с прежней страстностью продолжают терпеливо — изо дня в день, шаг за шагом — вместе с сыном или дочерью осваивать школьную программу. И так из года в год, до тех пор, пока, наконец, «заочное обучение» в средней школе становится им не под силу. И тогда ребенок оказывается в бедственном положении. Изнеженный опекой, привыкший к постоянной, весьма существенной помощи, он не приобрел необходимых навыков для успешной учебы. Ему недостает собранности, ответственности, самоконтроля. Наступает момент, когда учиться школьнику становится неимоверно трудно. Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы первокласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребенку повода переложить свои обязанности на чужие плечи. Как этому научиться? Не так уж сложно. Просто старайтесь следовать советам педагога. В сентябре у первоклассников домашних заданий как таковых еще нет. Их учат ответственности, порядку и дисциплинированности. Приемы просты, ими может воспользоваться каждый. К примеру, учительница говорит, что завтра необходимо принести клеенку или большой лист бумаги, хотя бы газету. Но обязательно целую, несмятую, чтобы парту не испачкать клеем во время урока труда. Да еще не забыть тряпочку: руки вытирать. А вот другое задание — нарисовать свою любимую игрушку. И не просто нарисовать, но подумать, что рассказать о ней ребятам. Давно ли она у тебя, почему больше всего любишь ее, во что с ней играешь? Не правда ли, такое запамятовать довольно трудно. Но всякое бывает. В чем проявляется забота родителей в подобных случаях? От взрослых требуется немногое — всего лишь помочь ребенку удерживать в памяти школьные дела, задания и поручения учителя. Если кто-то из членов семьи взял в этом году отпуск в сентябре, а кто-то в октябре, чтобы уделить ребенку больше времени, то вы приняли правильное решение. Именно в самом начале школьной жизни совет и поддержка старших так важны для маленького человека. Именно сейчас он особенно нуждается в том, чтобы рядом с ним были самые близкие люди, которые в любой момент, если понадобится, придут на помощь.
Беседа «Особые предметы»
Многие родители просто-напросто относятся к таким предметам, как рисование, труд, как к чему-то второстепенному, необязательному. Какая несправедливость! Эти предметы не менее важны, чем любые другие.
Рисование воспитывает глаз и руку ребенка, совершенствует его восприятие, наблюдательность, развивает эстетический вкус. А уж уроки труда в первом классе ничем заменить невозможно. Конечно, ребячьи поделки незатейливы: закладки, аппликации, бумажные фонарики для елки... Но детям они дороги и, главное, приносят им неоценимую пользу.
Бумага — тот счастливый материал, который, не прилагая больших физических усилий, можно подвергать самой различной технологической обработке. Она легко гнется, складывается, свертывается, режется, клеится. Из нее можно конструировать различные модели, которые не только расширяют технический кругозор ребенка, но и помогают ему практически уяснить некоторые физические свойства и закономерности окружающего мира. Но все это будет возможно только в том случае, если ребенок овладеет кругом необходимых навыков и умений.
Воспитательное значение уроков труда огромно: здесь маленький школьник познает радость созидания. Создавая вещь, он переживает гордость мастера, который самостоятельно изготовил то, чего раньше не было. Это самый зримый, наглядный успех! Дети всегда радуются своей работе. Как же можно лишать их радости?!
Наконец, уроки труда несут большую интеллектуальную нагрузку. Здесь нет места простому исполнительству, копированию образца. Сознательный трудовой процесс начинается с постановки цели: сделать определенную вещь. Затем следует анализ образца, который дети под руководством учителя проводят самостоятельно, а это уже важная интеллектуальная работа. Далее ребенок учится планировать свои будущие действия, то есть намечать последовательность практических операций, необходимых для достижения поставленной цели.
Планирование и самоконтроль в процессе работы относятся к общим интеллектуальным умениям и являются обязательным элементом всех видов умственного труда.
Беседа «Успех и неудачи»
Не следует пугаться ошибок ребенка, особенно на первых порах обучения. Ошибки обязательно будут, их надо учиться преодолевать. Не пасуйте перед неудачами, а тем более — не показывайте свое недовольство и опасение ребенку. Пусть видит: родители относятся к его ошибкам, как к явлению временному и вполне преодолимому.
Главная задача — приохотить первоклассника к учению, чтобы была настоящая жажда знаний, желание преодолеть трудности. И главный союзник здесь — успех. Кто не испытал на себе окрыляющее действие успеха! Чувствуешь прилив сил, огромное желание работать, не отступать перед сложностями.
А ребенок, этот маленький труженик, в начале своей школьной жизни особенно нуждается в ободрении и поддержке близких: он легко раним, не уверен в себе, горячо реагирует на малейшие промахи и неудачи. Если же каждая его ошибка вызывает у нас гнев, если мы по любому поводу наказываем ребенка, то, сами того не желая, можем отбить у него всякое желание учиться.
Поэтому мы предупреждаем и просим вас, дорогие родители: постарайтесь избежать этих грубых просчетов, этого несчастья. Помните, что ребенку для плодотворной работы в школе необходим успех. Так дайте ему возможность чаще переживать радостное ощущение окрыляющего успеха.