Одним из важных факторов воспитания личности является трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Так же изменяется и самооценка. Это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Трудовое воспитание младшего школьника»
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
“ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ”
ПРОВЕРИЛ
_________/___________
“____”_____________20__г.
Сообщение
на тему: “Трудовое воспитание младшего школьника”
Выполнила:
Студентка Ш-22 группы
Прокопенко А.А.
Преподаватель:
Голоскок Г.Н.
Ейск, 2019 г.
Одним из важных факторов воспитания личности является трудовая деятельность. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Так же изменяется и самооценка. Это происходит под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания младших школьников, подготовке учителя начальных классов к педагогической деятельности в области трудового воспитания.
Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя начальных классов к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.
В процессе труда развиваются способности, трудовые умения и навыки младших школьников. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективной деятельности школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.
С введением ФГОС НОО произошла перестройка школы, которая потребовала эффективного решения задач трудового воспитания. Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников. Трудовое воспитание школьников – составная часть целостного педагогического процесса, которая включает в себя передачу школьникам трудовых умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, трудового сознания и активности.
К задачам воспитания трудового сознания у младших школьников относятся:
– разъяснение ученикам общественной значимости различных профессий, их важности и необходимости;
– знакомство младших школьников с особенностями социально-производственной инфраструктуры города, района;
– привитие элементарных трудовых навыков;
– формирование положительной направленности к трудовой деятельности.
Научить детей некоторым трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, нужно изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы его активизации.
Так, положительное отношение к труду взрослых, уважение к человеку труда учителя начальных классов нашей школы формируют посредством широкого применения технологии игровой деятельности. На уроках и во внеурочной деятельности используем сюжетно-ролевые игры, которые дают возможность в игровой форме воспроизводить трудовую деятельность представителей различных профессий, ситуации общения, выполнять трудовые действия, наблюдаемые в быту. Игры на трудовые сюжеты позволяют детям самим исполнять роли продавцов, машинистов, контролеров, строителей и т.д. Эта деятельность помогает школьникам лучше понять особенности труда в промышленности, сельском хозяйстве, в сфере торговых отношений и т.п., осознать значение различных профессий.
Стимулирование трудовой активности выполняет задачу – привлечь внимание учеников к труду, пробудить у них любознательность, познавательный интерес, трудолюбие. Этому способствуют различные виды труда:
самообслуживание (уход за своими вещами, изготовление и ремонт учебно-наглядных пособий, библиотечных книг); слайд 4, 5
хозяйственно-бытовой труд (уборка классов и учебных помещений) слайд 6, 7
труд в природе (уход за растениями и животными, сбор лекарственного сырья, работа по благоустройству территории пришкольного участка); слайд 10
ручной труд (изготовление поделок); слайд 14, 15, 17
художественный труд (рисунки). Слайд 18 - 23
К сожалению, в начальных классах отводится мало часов для уроков технологии. Дети очень любят эти уроки, потому что они видят конечный результат своего труда.
Акцент в новых уроках технологии делается на практическом применении школьниками теоретических знаний. Изменяется и структура трудового образования. Уроки технологии по ФГОС предполагают совместную деятельность родителей и учеников. Часто на уроках учитель лишь рассказывает об изделии, которое дети должны изготовить. А само изделие ученики выполняют дома с родителями. Особенно высоко должен быть оценен творческий подход в решении нестандартных задач.
Дать школьникам трудовые навыки и умения – это еще не значит подготовить их к жизни, к труду.
Наиболее интересное направление связано с вопросами применения на уроке труда методов и приемов проблемного обучения и создания проблемных ситуаций как средства повышения трудовой активности учащихся.
Такие уроки стимулируют творческую и трудовую активность младших школьников в процессе разрешения проблемных ситуаций. Педагог создает проблемную ситуацию по следующей тематике:
1) На общетрудовые темы: «Наш огород», «Ухаживаем за больной бабушкой», «На даче».
2) На профессиональные сюжеты: «Почта», «Магазин», «Стройка» и т.д.
3) На техническую смекалку, творческие способности и воображение: «Я – скульптор», «Я – дизайнер», «Я – повар» и т.д.
Темы могут задаваться учителем как на уроке труда – для выполнения какой-либо работы, так и в качестве домашнего задания, чтобы ребенок самостоятельно осуществил поисковую деятельность и к следующему уроку имел определенные знания, умения и навыки.
Также в процессе проблемного обучения используются занимательные игры, расширяющие кругозор детей о труде, профессиях, технике, орудиях труда, условиях работ, например:
«Посадка и уборка картофеля»,
«Полное лукошко грибов»,
«Калейдоскоп профессий» и др.
В современном подходе к обучению особое место занимает метод проектов. Это самостоятельная творческая работа учащихся – от выдвижения идеи до воплощения её в готовом изделии – выполняется или под контролем и при непосредственной консультативной помощи преподавателя.
Проектный метод ориентирован на творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.
В процессе трудового воспитания учащиеся познают окружающую действительность, систематизируя и закрепляя знания, ученик закрепляет свой кругозор. Он становится более прилежным в учебе, начинает интересоваться техникой, производством. Все это превращает труд в активный стимул для получения новых знаний. Педагоги нашей школы стараются воспитать в школьниках нравственное отношение к труду, вызвать интерес к работе, добиться оказания ими полезности своего труда для общества.
Вопросы:
Назовите задачи воспитания трудового сознания младшего школьника?
Что познают учащиеся в процессе трудового воспитания?