Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в учебном процессе посредством эвристических методов обучения.
Трифанова В.В.
Камышлов, 2016
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (далее ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика как субъекта познавательной деятельности.
Актуальной задачей образования становится, в частности, формирование у учащихся умения обобщать, классифицировать и аргументировано обосновывать свои выводы. Данные умения относятся к группе познавательных универсальных учебных действий (далее УУД). На первое место в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) второго поколения выступает компетентностный подход. Главным в данном подходе является формирование у ребёнка «умение учиться» как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.[1].
Познавательные учебные действия связаны с формированием умений, направленных на развитие интеллектуального уровня учащихся на определение ступени образовательного процесса.
Данные виды УУД формируются в процессе изучения различных учебных дисциплин. Всё это помогает ребёнку включать в процесс запоминания все виды памяти, материализует орфографические понятия, позволяет развивать наблюдательность, формирует умение анализировать, сравнивать, делать выводы. [4]
Именно младший школьный возраст является сензитивным периодом, т.е. наиболее благоприятным для формирования познавательных универсальных учебных действий. [2]
Для создания условий развития познавательных УУД деятельность учителя должна быть направлена на развитие умений по применению имеющихся знаний детьми, а также создание условий для самостоятельного открытия знаний через содержание учебно-методических комплектов, формирования умения делать свои выводы, оценки, применять знания в новых условиях.
Познавательные УУД у младших школьников в процессе изуче-ния различных предметов могут особенно эффективно развиваться через включение детей в решение упражнений для развития их логических умений, в ходе «проживания» урока, организованного как «событие», позволяющего им увидеть, осмыслить и успешно решить учебную проблему. [3]
Список литературы:
Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учебное пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
Введенский, В.Н. Формирование эвристической деятельности старшеклассников в процессе обучения: дисс. канд. пед.наук / В.Н. Введенский. – Новосибирск, 1999. – 196с.
Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб.:Прайм – ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.