Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка
Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину. Благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка »
Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников
на уроках русского языка
По мнению Харченко О.О. орфографический самоконтроль – это умение контролировать ход орфографического действия, то есть правильность следования алгоритму решения задачи письма, и оценивать полученный результат – выбранную букву - с точки зрения соответствия или несоответствия нормам орфографии.( СЛАЙД 2)
Показателями сформированности орфографического самоконтроля являются способность выявить ошибку, умение по тому, что написано в тетради, диагностировать причину собственной ошибки, то есть обнаружить те действия, которые не были совершены при написании текста.
Организация деятельности учащихся с тестами позволяет осуществить контроль со стороны учителя и приучает учащихся к самоконтролю.
С помощью тестов, в отличие от обычных проверочных работ удобно проводить контроль, потому что обычная контрольная работа оценивает конечный результат, а тест позволяет установить его причину. Благодаря поэтапному выполнению заданий, проверяющих те знания и умения, из которых складывается этот результат.
Тестовые задания удобно использовать при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. В настоящее время тестирование стало одной из форм контроля в старшей школе (зачеты, ЕГЭ).
Тест по русскому языку – это контрольно – тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата. (СЛАЙД 4)
Преимущества тестирования известны: это быстрота проведения работы и легкость ее оценки, возможность охватить тестированием большие группы учащихся.
Однако в силу своих недостатков (большая вероятность выбора ответов наугад) тесты не могут служить основной формой контроля за качеством успеваемости учащихся.
Виды тестов (СЛАЙД 5)
Существует много разновидностей тестов, которые разделяются на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования; по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объекту оценивания.
По целям: (СЛАЙД 6)
Диагностирующий тест (СЛАЙД 7)
Обучающий тест (СЛАЙД 8)
Контрольный тест (СЛАЙД 9)
Используется как средство оценки результатов учения.
По характеру деятельности испытуемых (СЛАЙД 10-11)
по выбору верных ответов(СЛАЙД 12)
Тест выбора верных ответов из общего числа предложенных в заданиях. В начальной школе можно ограничится тремя ответами для выбора правильного. При составлении ответов следует учитывать типичные ошибки учащих.
Тест на установление истинности (ложности) утверждения. (СЛАЙД 13)
В нем предлагается лишь два ответа для выбора «да», «нет». Этот вид тестов содержит большую вероятность случайного выбора ответов. Во избежание указанного недостатка вопросы теста рекомендуется дублировать по содержанию. Такие тесты проверяют умение учащихся рассуждать, делать выводы и отличать верное утверждение от неверного.
Тест на заполнение пропусков в истинном утверждении.(СЛАЙД 14)
«Тест – перекресток»(СЛАЙД 15)
Решение таких тестов приводит к созданию схем, графиков – это объединение стрелками («дорожками»)элементов, связанных между понятиями.
Требования к тестам (СЛАЙД 16)
При разработке и использовании уже готовых тестов важно знать, насколько они соответствуют запроектированным целям. Ответ на этот вопрос дают критерии качества теста, на основании которых оценивается эффективность любого теста.
Адекватность целям проверки(СЛАЙД 17)
При составлении задания выделяются существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки закладываются в эталонный ответ. Другие ответы закладываются несущественные признаки с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при работе с заданием знают и выделяют существенные признаки, а не формальные, то они отвечают критерию адекватности.
Определенность (СЛАЙД 18)
После прочтения задания учащиеся должны четко понять, какие действия необходимо выполнить, какие задания продемонстрировать.
Простота (СЛАЙД 19)
Формулировка заданий и ответы на них должны быть четкими и краткими. Показателем простоты является скорость выполнения задания.
Равнотрудность (СЛАЙД 20)
При составлении тестов в нескольких вариантах равнотрудность определяется стабильностью результатов по вопросам во всех вариантах одного и того же задания.
(СЛАЙД 21)
Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестирования является весьма эффективным инструментом.
Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке русского языка, развивая навыки орфографического самоконтроля.