Просмотр содержимого документа
««ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТОЛПИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
КОРЕНЕВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Выступление на педагогическом совете
на тему:
«ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФГОС II ПОКОЛЕНИЯ
В СИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ»
Выступила: БЕЙСОВА МАРИНА ВАСИЛЬЕВНА,
учитель начальных классов
Формирование природоохранных навыков — как одна из сторон экологического воспитания — важная задача в работе школьного учителя. Жизнь показывает: знание того, “что такое хорошо и что такое плохо”, не всегда руководит человеческими поступками и действиями. Необходимо единство и целостность чувства и рассудка, мотива и поступка. Эта мысль выражена в словах английского писателя, Д. Рескина: “Все усилия при воспитании окажутся тщетны, пока вы не научите ваших воспитанников любить поле, птиц и цветы”.
Экологическое воспитание учащихся становится сейчас одной из важнейших задач общества и образования. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание и формирование активной жизненной позиции по вопросам охраны природы. Сочетание знаний основ экологических проблем с практической деятельностью позволит воспитать экологически культурного гражданина. Школа – идеальный центр для воспитания и формирования экологической культуры.
Приказом Министерства образования и науки РФ утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который направлен на обеспечение развития системы образования в соответствии с реальными условиями. Одно из них – это создание условий «для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся».
Особенно это важно сейчас, когда отмечается большое количество проблем экологического характера. Например, проблем утилизации отходов, мы стараемся привлечь внимание учащихся нашей школы. Беседы на данную тему мы ведем не только на уроках, во внеурочной деятельности, но и выполняем с учащимися исследовательские работы. Еще одна большая проблема, о которой говорят всё чаще – проблема воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни детей.
Экология - это наука об условиях жизни, об отношениях живых организмов между собой и с неживой природой, о влиянии человека на природу и последствиях его деятельности.
Главная цель экологического воспитания - формирование экологической культуры с помощью универсальных учебных действий.
Экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.
В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет обучения детей.
На основе ведущих принципов и анализа интересов и склонностей школьников были разработаны различные формы экологического воспитания. Их можно классифицировать на: массовые, групповые и индивидуальные
Основная цель экологического воспитания:
способствовать углублению и расширению экологических знаний.
Предполагаемые результаты: вовлечение школьников в дела среди природы, которые формируют убеждения, речь, волю, характер.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в области обществознания и естествознания должны отражать:
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. );
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Учебные предметы начальной школы составляют основу экологического воспитания младших школьников.
Можно без преувеличения сказать, что все учебные предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для формирования универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных.
Наиболее сложным вопросом является определение объема экологической информации.
Чтобы вызвать у ребёнка интерес к учебе необходимо использовать современные образовательные технологии: компьютерные презентации, диалоговые формы общения, проектная деятельность, исследовательские работы. Это подчеркивает соответствие духу времени. Современна и проблематика исследовательских работ учащихся.
В своей работе с детьми мы работаем над созданием индивидуальных проектов, что представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Результаты его выполнения отражают сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской, инновационной, аналитической деятельности, творческой, проектной и интеллектуальной деятельности, а также навыков самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей.
Успешная реализация возможностей экологического образования учащихся может быть достигнута при осуществлении всех форм обучения: урочная и внеурочная работа, проведение тестов, диктантов, сочинений, решение математических задач с экологическим содержанием, исследовательская работа учащихся по разным предметам, включающая в себя элементы экологии. Эти формы работы активизируют познавательную деятельность учащихся, воспитывают бережное отношение к природе.
Безусловно, привлекать внимание учащихся к ценности, значимости своей среды обитания можно, лишь действуя сообща со всем педагогическим коллективом, родителями учащихся, администрацией.
Работа с учащимися построена таким образом, чтобы не только приобретать новые знания, но и принимать деятельное участие в преобразовании окружающей среды, иметь активную жизненную позицию, чувствовать себя сопричастным к международному экологическому движению, развивать навыки исследовательской деятельности, что отражено в ФГОС второго поколения.
Поэтому учителя кроме реализации рабочих программ по отдельным предметным областям, должны использовать внеурочные формы занятости детей. При этом, под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Как организовать внеурочную работу, способствующую формированию у школьников универсальных учебных действий? Универсальные учебные действия, в соответствии с новыми стандартами, должны стать основой структурирования содержания образования, выбора приемов, методов, форм обучения, а также проектирования образовательно-воспитательного процесса.
Образовательные стандарты второго поколения нормативно закрепляют деятельностный подход в системе школьного образования, провоцирующий на активную самостоятельную работу ученика.
Работы детей имеют большую практическую значимость, так как результаты этих работ могут быть использованы на уроках и во внеклассной работе. В процессе работы выявляются таланты и способности детей, а в старших классах это помогает ребятам лучше познавать себя, свое место в жизни, а порой – и выбрать профессию.
В плане экологического воспитания в нашем классе ведется следующая работа:
Возможности уроков окружающего мира
Экскурсии в природу
Сообщения
Составление памяток
Проектная деятельность
Рисование экологических знаков, плакатов
Участие в акциях
Основные методы и формы организации - «Письмо зеленому другу», «Секретный разговор», «Лес благодарит и сердится», «Радости и огорчения», проведение опытов, наблюдения в природе за деревьями и кустарниками, наблюдения за ростом и развитием комнатных растений , сбор гербария, тесты.
Возможности уроков русского языка, литературного чтения, математики, технологии:
Анализ литературных произведений
Подбор текстов для диктантов, сочинений
Решение экологических задач
Уборка мусора на территории школы
Интегрированные уроки
Внеклассная работа
Экологические сказки
ролевые игры
викторины
КВНы
классные часы
просмотр видеофильмов на экологическую тематику
При формирования экологического сознания у младших школьников проводила родительское собрание на экологическую тематику «Экологическое воспитание младших школьников».
На основе накопления знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа - среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов, занимается спортом, трудится;
природу необходимо охранять.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика.