Экспериментальная работа
ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА формирование СВЯЗНОЙ РЕЧИ и расширение словарного запаса У УЧАЩИХСЯ С интеллектуальной недостаточностью» для учащихся 1-4 классов
педагог Зайцева С.Н.
Пояснительная записка
Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Исторически сложилось так, что двигательная зона в коре головного мозга расположена рядом с речевой зоной и когда начинаем развивать мелкую моторику начинает активизироваться зона, которая отвечает за развитие речи.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки.
Актуальность:
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в младшем школьном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. ^ Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 4 года, 1 час в неделю. Продолжительность каждого занятия 30 минут. Цель: помочь детям младшего школьного возраста в развитии мелкой моторики.
Предмет: моторная недостаточность.
Объект: младшие школьники с моторной недостаточностью.
Задачи: Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием. Разнообразить двигательные навыки; Способствовать развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, воображение и др.) Улучшить качество письма Программа содержит несколько разделов: Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения. Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом. Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее. Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.
^ Тематическое планирование 1 класс 1. Развитие движений рук и ручной умелости. | Вращательные движения мелких предметов пальцами. Складывание бумаги. Рисование, раскрашивание. Раскрашивание картинок в «Книжках - раскрасках». Рисование различными материалами: ручкой, карандашом. | ^ 2. Графические упражнения. | Прямые линии. Штриховка. Клубочки. 5. Итоговое занятие Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов.
| | | Тематическое планирование 2 класса |