kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема "Влияние развития мелкой моторики на формирование связной речи и расширение словарного запаса учащихся с интеллектуальной недостаточностью"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экспериментальная программа на тему "Влияние развития мелкой моторики на формирование связной речи и расширение словарного запаса учащихся с интеллектуальной недостаточностью". Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей и своевременная помощь в формировании последовательной координации движений пальцев рук. Программа коррекционно - развивающих занятий рассчитана на 4 года, 1 час в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут. Цель программы: помочь детям младшего школьного возраста в развитии мелкой моторики.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема "Влияние развития мелкой моторики на формирование связной речи и расширение словарного запаса учащихся с интеллектуальной недостаточностью" »







Экспериментальная работа

 

ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ НА формирование

СВЯЗНОЙ РЕЧИ и расширение словарного запаса У УЧАЩИХСЯ С интеллектуальной недостаточностью»

 


для учащихся 1-4 классов

педагог Зайцева С.Н.

Пояснительная записка

Программа предназначена для правильного развития мелкой моторики детей и

своевременная помощь в формировании последовательной координации движений

пальцев рук.

Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений

пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.


Исторически сложилось так, что двигательная зона в коре головного мозга расположена

рядом с речевой зоной и когда начинаем развивать мелкую моторику начинает

активизироваться зона, которая отвечает за развитие речи.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности

к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики,

умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности в

овладении навыком письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц

кисти и всей руки.

Актуальность: 

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики,

зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного

отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в младшем школьном

возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом,

создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта,

развития навыков ручной умелости.

Программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на 4 года, 1 час в неделю.

Продолжительность каждого занятия 30 минут.

Цель: помочь детям младшего школьного возраста в развитии мелкой моторики.

Предмет: моторная недостаточность.

Объект: младшие школьники с моторной недостаточностью.

Задачи:


  • Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.


  • Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.


  • Разнообразить двигательные навыки;


  • Способствовать развитию высших корковых функций (память, внимание, мышление, воображение и др.)


  • Улучшить качество письма


Программа содержит несколько разделов:


  • Развитие движений рук и ручной умелости.


Движение пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние

на развитие высшей нервной деятельности ребенка. Своевременное развитие ручных

умений положительно влияет на развитие речи детей, на формирование познавательных

психических процессов: восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.


  • ^ Графические упражнения.


Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации

движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений очень важно для успешного овладения письмом.


  • ^ Лечебная физкультура.


Массаж и самомассаж рук оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему,

повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность

утомленной мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее.

Массаж улучшает функцию рецепторов, проводящих путей, усиливает рефлекторные

связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. 


^



Тематическое планирование 1 класс


1. Развитие движений рук и ручной умелости.


  1. Вращательные движения мелких предметов пальцами.


  • Застёгивание пуговиц (игры с куклой – одевание, раздевание). 


  1. Складывание бумаги. 


  • Сминание и разглаживание бумажных комочков геометрической формы


  1. Рисование, раскрашивание. 


  • Раскрашивание картинок в «Книжках - раскрасках». 


  • Рисование различными материалами: ручкой, карандашом.


^ 2. Графические упражнения.


  1. Прямые линии.


  • «Дорожки»


  • «Дождик»


  1. Штриховка. 


  • Штриховка фигур (вертикальными, наклонными, линиями)


  1. Клубочки. 


  • Рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против.

5. Итоговое занятие


Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов.






Тематическое планирование 2 класса


1. Развитие

движений рук и

ручной умелости.

1
Вращательные движения мелких предметов пальцами.


  • Застёгивание пуговиц, шнуровка (игры с куклой – одевание, раздевание). 

2.
Складывание бумаги. 


  • Изготовление изделий способом складывания – «гармошка».

3.
Раскрашивание, лепка. 


  • Раскрашивание сюжетных картинок к сказке «Колобок».

  • Лепка из пластилина колобков, колбасок, баранок.


^ 2. Графические упражнения.

1.
Прямые линии.


  • «Домик»


  • «Дерево»

2
Штриховка. 


  • Обводка и штриховка фигур

  • (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

3
От рисунка к букве. 


  • Серия упражнений, направленных на выработку стереотипов движений

руки слева направо, сверху вниз, способствующих исчезновению

угловатости овалов. 


  • «Грибочек» , «Зонтик»

  1. Итоговое занятие Коллективная работа «Здравствуй, лето» (рисование рисунка ладошками специальными красками )




Тематическое планирование 3 класс


1. Развитие

движений рук и

ручной умелости.

1
Работа с бумагой.


  • Аппликация «Осень в парке» (порвать цветную бумагу на мелкие

клочки и наклеить )  

2.
Раскрашивание, лепка. 


  • «Осенний лист» (обводка трафарета листа и раскрашивание цветными

карандашами в одном направлении, не выходя за контур)

  • «Дары осени» (лепка из пластилина корзинки с ягодами)

  1. Работа с крупой.

Коллективная работа «Зимний пейзаж» (использование круп риса, манка,

макароны)

  1. Работа с конструктором

. Стульчик для куколки

. Качели



^ 2. Графические упражнения.

1.
Прямые линии.


  • «Мой город» (рисование прямыми линиями:дома, деревья, дороги)

2
Штриховка. 


  • «Машина» (обводка по трафарету и штриховка фломастерами

  • горизонтальными, вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

3
От рисунка к букве. 


  • Серия упражнений, направленных на выработку стереотипов движений руки слева направо, сверху вниз, способствующих исчезновению угловатости овалов. 


  • «Яркая бабочка» 

  • «Золотая рыбка» 


Тематическое планирование 4класс






1. Развитие

движений рук и

ручной умелости.

1
Работа с бумагой.


  • Коллективная работа «Осень» (вырезание деревьев, листочков, травки по трафарету из цветной бумаги и наклеивание )  

2.
Раскрашивание, лепка. 


  • «Кленовый лист» (вырезание по трафарету, нанесение пластилина

и растягивание по листу)

  • «Корзина грибов» (лепка из пластилина корзинки с грибами)

  1. Работа с крупой.

«Животные зимой: медведь, заяц» (контуры обвести по трафарету, намазать клеем и посыпать рис, гречу)

  1. Работа с конструктором

. Тачка

. Качели, лесенка

^ 2. Графические упражнения.

1.
Прямые линии.


  • Рисование геометрического узора в квадрате

2
Штриховка. 


  • «Весенний букет» (обводка по трафарету цветов, штриховка фломастерами

  • горизонтальными, вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

3
Итоговое занятие

. «Топиарий» (изготовление дерева из салфеток)


 


Лечебная физкультура


.


  1. Массаж, самомассаж.


  • Разминание.


  • Распределение.


  • Надавливание.


  • Пощипывание.


  • Потягивание за кончики пальцев.


  1. Гимнастический комплекс. 


  • Сжатие и разжатие кулака.


  • Поочерёдное сжатие и разжатие пальцев руки.


  • Вращение кистью рук. 


  • Упражнения с карандашом, шариками, грецкими орехами.


  1. Упражнения, связанные с укреплением мышц руки.


  • Хватательные движения.


  • Работа с мячиками.














Реализация программы 1 класс


№1 сентябрь

«Застёгиваем сами»

Практическое занятие застёгивание и расстёгивание пуговиц у курток, пальто


№2 октябрь

Сминание и разглаживание бумаги

Фигуры геометрической формы сминаем в шарики и разглаживаем


№3 ноябрь

Раскрашивание картинок в «Книжках - раскрасках». 

Раскрашиваем картинки из книжек раскрасок


№4 декабрь

Рисование различными материалами: ручкой, карандашом

Рисование рисунков используя ручку и карандаш


№5 январь

«Дорожки»


Рисование прямыми линиями, без отрыва, дорожек в саду


№6 февраль

«Дождик»


Рисование прямыми линиями с отрывом дождика в саду


№7 март

Штриховка фигур (вертикальными, наклонными, линиями

Штриховка квадрата и прямоугольника карандашом.


№8 апрель

Рисование клубочка


Рисование, наматывание клубочка от центра или от края по часовой стрелке и против.



№ 9 май

Рисование узоров .


Рисование узоров по образцу не осложнённых количеством элементов.







Реализация программы 2 класс



№ 1

Сентябрь

Застёгивание пуговиц, шнуровка.

Игры с куклой – одевание, раздевание. Зашнуровка, расшнуровка обуви.

№ 2

Октябрь

Изготовление изделий способом складывания – «гармошка».


№ 3

Ноябрь

Раскрашивание картинок

Раскрашивание сюжетных картинок к сказке «Колобок».

№ 4

Декабрь

«Готовим угощение»

Лепка из пластилина колобков, колбасок, баранок.

№ 5

Январь

«Домик»

Рисование домика по образцу прямыми линиями.

№ 6

Февраль

«Дерево»

Рисование деревьев, используя только прямые линии

№ 7

Март

«Рыбки в аквариуме»

Обводка трафарета фигур рыбок и штриховка (вертикальными, наклонными, округлыми линиями).

№ 8

Апрель

«Грибочек» 

«Зонтик»


Серия упражнений, направленных на выработку стереотипов движений руки слева направо, сверху вниз, способствующих исчезновению угловатости овалов. 

№ 9

Май

«Здравствуй, лето»


Коллективная работа «Здравствуй, лето» (рисование рисунка ладошками специальными красками











Реализация программы 3 класс



№ 1

Сентябрь

«Осень в парке»

Аппликация «Осень в парке» (порвать цветную бумагу на мелкие клочки и наклеить на альбомный лист в форме деревьев и опадающих листьев )  

№ 2

Октябрь

«Осенний лист»

Обводка трафарета листа и раскрашивание цветными карандашами в одном направлении, не выходя за контур.

№ 3

Ноябрь

«Дары осени»

Лепка из пластилина корзинки с ягодами

№ 4

Декабрь

«Зимний пейзаж»

Коллективная работа с использование круп: рис, манка, макароны.

№ 5

Январь

«Стульчик для кукол»

Работа с конструктором

№ 6

Февраль

«Качели»

Работа с конструктором

№ 7

Март

«Мой город»

Рисование прямыми линиями :дома, деревья, дорога.

№ 8

Апрель

«Моя машина»


Обводка по трафарету и штриховка фломастерами горизонтальными, вертикальными, наклонными, округлыми линиями.


№ 9

Май

«Яркая бабочка»

«Золотая рыбка» 


Серия упражнений, направленных на выработку стереотипов движений руки слева направо, сверху вниз, способствующих исчезновению угловатости овалов. По трафарету обвести и раскрасить яркими цветами.










Реализация программы 4 класс



№ 1

Сентябрь

«Осень »

Коллективная работа. Вырезание деревьев, листочков, травки по трафарету из цветной бумаги и наклеивание на лист. 

№ 2

Октябрь

«Кленовый лист»

Вырезание по трафарету кленового листа, нанесение пластилина и растягивание по листу.

№ 3

Ноябрь

«Корзина грибов»

Лепка из пластилина корзинки с грибам.


№ 4

Декабрь

«Животные зимой» Мозаика из крупы.

Контуры животных обвести по трафарету, намазать клеем и и выложить крупой (рис, греча)

№ 5

Январь

«Тачка»

Работа с конструктором

№ 6

Февраль

«Качели, лесенка»

Работа с конструктором

№ 7

Март

Узор в квадрате

Рисование геометрического узора в квадрате


№ 8

Апрель

«Весенний букет»


Обводка по трафарету цветов, штриховка фломастерами горизонтальными, вертикальными, наклонными, округлыми линиями.

№ 9

Май

Топиарий-дерево


Изготовление дерева из салфелок




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Зайцева Светлана Николаевна

Дата: 27.01.2015

Номер свидетельства: 162587


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства