Интересные разработки материалов для начальных классов на уроках русского языка и математики.
Просмотр содержимого презентации
«Технология развивающего обучения по методике М»
Технология развивающего обучения по методике М.Монтессори
Из опыта работы
Учителя начальных классов
Овсянниковой Т.Е.
Ребенок - субъект своего развития
- В технологии развивающего обучения ребенку отводится роль самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности:
- целеполагание,
- планирование и организацию,
- реализацию целей и анализ результатов деятельности.
- Каждый из этапов вносит свой специфический вклад в развитие личности.
Методы и приемы выявления зон развития учащихся
5. Чередование приемов работы:
- а) трудного с легким;
- б) теорию с практикой;
- в) эмоционально насыщенного материала (большой объем) с материалом, который требует размышлений;
- г) письменной и устной работы;
- д) рассказа педагога и самостоятельной работы учащегося;
- е) беседы с рассказом;
- ж) материала для заучивания наизусть с материалом, который не требует точного воспроизведения.
«Чем раньше мы начинаем воспитывать в детях стремление самим добиваться своих целей, тем скорее создадим сильных, а, следовательно, самостоятельных и свободных людей». М.Монтессори
Ключ к миру
Рабочий материал-это «ключ к миру»
Через ясные, точные, однозначные структуры в рабочем материале мир для ребенка становится упорядоченным, разграниченным.
Рука-инструмент ума
Учение происходит через осмысление материала. «рука-инструмент ума, который помогает ребенку достичь глубокой поляризации внимания».
В рабочем материале заложено опосредованное руководство к социальному поведению.
Сенсорное воспитание: как основа развития речи в дидактической системе.
- Познание ребенка окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия.
- Сенсорное воспитание обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представление о свойствах и качествах предметов .
- Письмо на манке с шершавыми буквами и словами
- Цель упражнения: подготовка к письму. Утончение мелкой моторики.
- Соотнесение тактильного образа со зрительным и акустическим. Концентрация внимания.
- Материал: Коробка с картонными табличками, на которых буквами из шершавой бумаги написаны буквы и слова. К этому дается платок для завязывания глаз .
- Описание работы: Ребенок перед собой кладет табличку с шершавой буквой или словом, завязывает или закрывает глаза и, ощупывая букву за буквой, соединяет их в слово. Затем открывает глаза и пишет по манке. Контроль осуществляет другой ребенок или учитель.
- Комментарий: Изолируя тактильное чувство, мы обостряем и утончаем чувствительность кончиков пальцев, развитие которых, как известно, способствует постановке мышления. Одновременно с этим совершенствуется и механический процесс мысленного соединения букв в слова. Это упражнение готовит к незаметному переходу к осознанному письму и чтению.
- Цель упражнения: Концентрация внимания при письме, утончение моторики руки, развитие внимания и зрительной памяти, координация зрения и руки, воспитание аккуратности.
- Материал: коробка, в которой лежат чистые листы бумаги, в другой стопке карточки с текстами для переписывания. На карточках отдельные слоги, слова, короткие предложения.
- Описание работы: Ребенок выбирает необходимую для него карточку для переписывания, кладет ее с чистым листом бумаги перед собой на стол, берет карандаш и аккуратно переписывает знаки с карточек. Можно эту работу усложнить: переписывать строчными и заглавными буквами, также можно предложить ребенку напечатать текст на компьютере или на печатной машинке.
- Комментарий: эта работа свидетельствует о начале перехода ребенка к общению с помощью письменного языка. Механическое переписывание сделает этот переход более естественным, плавным, легким для ребенка. Особенно эту работу надо предлагать тем детям, которые пишут сплошным текстом без запятых и точек в диктантах.
ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ
- Цель упражнения: Утончение фонетического слуха. Распознавание качества согласных звуков по твердости. Упорядочивание фонетической системы языка . Фонетический анализ .
- МАТЕРИАЛ: коробка, разделенная на три части. Набор карточек со словами, в которых красным выделена одна из букв, обозначающих мягкий или твердый согласный. На обратной стороне стоит знак этой согласной для самопроверки .
- Описание работы: Ребенок ставит пред собой коробку и берет из большого отделения по одной карточке со словами. Он определяет мягкость или твердость согласного звука, обозначенного красной буквой и кладет в соответствующую ячейку. После выполнения работы , ребенок выполняет самоконтроль на обратной стороне .
- Комментарий: выполняя это упражнение, ребенок делает для себя открытие - он реально видит, что твердо и мягкозвучащие согласные на письме обозначаются одной и той же буквой. И в этом смысле согласных звуков больше, чем букв. Кроме чувственного восприятия звука, он пользуется, анализом, т.е. способом мыслительной деятельности. Именно на основе анализа он классифицирует согласные.
ПОСТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
- Цель упражнения: соединение отдельных слов в предложение. Знакомство с понятием предложения. Упражнение в чтении отдельных слов и их осмыслении.
- Материал: Группы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны различные слова. Из карточек одного цвета можно составить предложение .
- Описание работы: ребенок раскладывает карточки на столе по цветам, смотрит на картинку, читает слова на карточках и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение. Можно составлять короткий и законченный текст .
- Комментарий: Осознание, что слова в языке по смыслу и мелодии объединены в группы. Вводится заглавная буква первого слова в предложении.
ВСТАВЬ НУЖНУЮ БУКВУ
- Цель упражнения: Концентрация внимания. Соотнесение буквы в словах.
- Материал: карточки со словами, в которых пропущена буква, и отдельно карточки с буквами или работа сделана виде перфокарты.
- Описание работы: Ребенок берет карточку и вставляет нужную букву, на обратной стороне выполняет самоконтроль.
- Комментарий: Осознанное написание слов и анализ написания этих слов.
- Материал с дробями, существует два вида карточек, на синем фоне задания, а на розовых карточках самопроверка. Например: берет ребенок карточку №1.На ней задание: составь круг из половины и четвертей круга. Ребенок выполняет это задание, а затем выполняет самоконтроль
- Материал: Собери таблицу умножения.
- Ребенок собирает треугольник на основе знаний таблицы умножения и осуществляет самоконтроль по готовому треугольнику. Такой же есть треугольник на деление .
- Геометрический материал представляет собой доску, на которой расположены, 12 гвоздиков по кругу. Одна серия карточек с заданием и другая серия карточек для самопроверки. Ребенок выполняет задание при помощи доски и цветных резинок, а
- Геометрический материал затем осуществляет самоконтроль.
- Примеры на сложение. Даны карточки с примерами, а рядом расположены цветные кружочки с ответами в разброс. Ребенок ищет ответ правильный и прикрепляет ту по цвету скрепку, которая соответствует этому ответу. Затем осуществляет самоконтроль на обратной стороне.
Собери таблицу умножения .
- Даны карточки разные по цвету и пустая таблица, эту таблицу ребенок заполняет и по готовой таблице осуществляет самоконтроль.
- Склонение местоимений. Сначала ребенок читает, что же такое местоимение, что такое склонение, вспоминает падежи с вспомогательными вопросами, выполняет задание, раскладывая карточки по падежам, и осуществляет самоконтроль по готовой карточке.
Изменение имен существительных по падежам
- Сначала ребенок читает, что же такое существительное, что такое склонение, вспоминает падежи с вспомогательными вопросами, выполняет задание, раскладывая карточки по падежам, и осуществляет самоконтроль по готовой карточке
Стремление постичь новое становится уже потребностью самопознания, а не принуждение.