Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока вначальной школе по ФГОС НОО»
МБОУ «Камбродская СОШ»
Доклад по теме:«Технологическая карта урока в начальной школе по ФГОС НОО»
Учитель:Шарапова Сания Минрафиковна
г. Буинск
2015
Слайд 2
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Российская школа переживает сегодня серьёзные преобразования. К нам пришел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход к развитию универсальных учебных действий. Это привело изменениям целей и задач школьного образования, а главное – сориентировало педагога на получение нового образовательного результата, соответствующего требованиям современной жизни.
Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения призвана обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
Слайд 3
В результате начального общего образования у обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к образованию и самообразованию на ступени основного общего образования; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности, математическая грамотность и грамотность в области чтения как основа всего последующего образования.
В этой связи возрастают требования к профессионализму современного учителя начальной общеобразовательной школы, основными компетенциями которого должны стать:
Слайд 4
- Планирование образовательной деятельности во взаимосвязи с планируемыми результатами и их оценки.
- Использование инновационных технологий в образовательном процессе.
- Осуществление обучения в соответствии с требованиями системно-деятельностного, личностно-ориентированного и развивающего подходов.
- Способность решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
- Формирование и развитие у обучающихся УУД.
- Формирование у обучающихся навыков аргументации собственной точки зрения.
На современном этапе учитель начальной общеобразовательной школы должен быть готов к организации образовательного процесса, соответствующего новым требованиям, а для этого должен сам:
Слайд 5
- научиться выстраивать взаимодействие с обучающимися и обучающихся между собой как совместную учебную деятельность; управлять этой сложной коллективно распределённой формой организации учебной работы;
- уметь оптимизировать учебную деятельность так, чтобы в её процессе были сформированы УУД на максимально возможном для каждого ученика уровне.
- владеть широкой палитрой методических приёмов, социальных форм (индивидуальная, дифференцированная, групповая, парная и др.) и современных информационно-коммуникационных средств обучения.
- уметь организовать в классе обучение, построенное по типу учебной деятельности, что предполагает широкое учебное сотрудничество обучающихся и сложный процесс управления коллективно-распределённой формой организации деятельности со стороны учителя.
Таким образом, учителям начальных классов необходимо освоить новые формы планирования и организации образовательного процесса в начальной общеобразовательной школе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Решением поставленных задач может стать проектирование технологической карты урока.
Слайд 6
Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. П.
Исходя из определения “технологическая карта”, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:
- в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
- должны быть указаны операции, их составные части.
Слайд 7 (пример технологической карты)
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Слайд 8
Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Задача технологической карты урока - отразить деятельностный подход в обучении. Это способ графического проектирования урока. Формы таких карт могут быть самыми разнообразными.
Слайд 9
Что даёт использование технологической карты
Моделирование и проведение урока с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам.
Слайд 10
Возможности технологической карты
тщательного планирования каждого этапа деятельности;
максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности;
введение самооценки учащихся на каждом этапе урока.
Слайд 11
Технологическая карта позволит учителю:
-реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; -определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; -системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; -осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; -определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
Слайд 12 -проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
-определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); -на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; -выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. -решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); -соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт. -обеспечить повышение качества образования.
Слайд 13
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Слайд 14
Структура технологической карты
Наиболее целесообразной и приемлемой для всех учебных предметов является следующая структура технологической карты:
1. Название блока (темы) учебных занятий.
2. Количество часов на изучение блока учебных занятий.
Название блока (темы) и количество часов определяются исходя из программы на основе значимости учебного материала в обязательном минимуме требований государственного стандарта.
3. Триединые дидактические цели (далее – ТДЦ), планируемые при изучении учебного блока (темы) и сформулированные на деятельностной основе.
Слайд 15
ТДЦ включают в себя обучающие, развивающие и воспитательные аспекты.
Слайд 16
4. Содержание учебного материала – федеральный, региональный и школьный компоненты (далее – СУМ).
Здесь учитель указывает обязательный минимум федерального, регионального и школьного компонентов содержания учебного материала;
5. Преобладающие методы обучения (далее – МО).
В зависимости от содержания учебного материала, дидактических целей учитель планирует использование тех или иных МО.
6. Формы организации познавательной деятельности учащихся (далее – ФОПД).
Наиболее распространенными в педагогической практике формами организации познавательной деятельности являются:
фронтальная;
групповая;
парная;
индивидуальная (индивидуализированная).
При планировании форм организации познавательной деятельности необходимо учитывать их адекватность содержанию изучаемого материала, дидактическим целям и используемым методам.
7. Требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям учащихся.
Данные требования формулируются в категориях знать, уметь, владеть компетенциями в соответствии с требованиями государственного стандарта применительно к содержанию изучаемого материала.
8. Межпредметные связи (далее – МПС).
Межпредметные связи планируются для обеспечения преемственности в формировании понятий, общих для группы родственных дисциплин (гуманитарных, естественнонаучных и др.), способов учебной деятельности, развития творческих способностей учащихся, формирования ключевых компетентностей.
9. Система контроля процесса усвоения знаний, овладения умениями, навыками и компетенциями.
Слайд 17
ТК предусматривает систему контрольно-оценочной деятельности, включающую в себя:
самоконтроль учащихся;
взаимный контроль;
контроль учителя.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.
Слайд 18
Гете писал: «Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете».
Цель составления технологической карты состоит в превращении мысли в действие.