kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисы ВКР на тему "Внеклассные занятия, как средство развития интереса к музыке у младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тезисы на тему "Внеклассные занятия, как средство развития интереса к музыке у младших школьников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы ВКР на тему "Внеклассные занятия, как средство развития интереса к музыке у младших школьников"»

Внеклассные занятия, как средство развития интереса к музыке у младших школьников



Чаплыгина Т.М., студентка

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», г. Камышлов,

специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс

Бубенщикова С.А., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»


В связи с перестройкой жизни общества возрастает роль и важность музыкального образования школьников как важного фактора формирования и развития художественной культуры личности. Школьное музыкальное образование призвано реализовать на уроках музыки, а также на внеклассных музыкальных занятиях способности детей чувствовать, понимать, любить, оценивать явления искусства, наслаждаться ими, создавать в меру сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Актуальность темы согласно новым федеральным государственным образовательным стандартам, что педагогическая деятельность должна быть ориентирована на формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных и других качеств личности. Все это достигается при помощи развития интереса к музыке. На основе анализа нормативных документов, психолого‑педагогической, методической литературы и педагогического опыта определены следующие противоречия:

  • между необходимостью приобщения младших школьников к музыке, декларированной Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся РФ, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией реализации национальных целей в сфере науки и высшего образования до 2030 года и низким уровнем музыкальных знаний школьников;

  • между необходимостью приобщения младших школьников к изучению музыки и недостаточным применением потенциала внеурочных занятий при развитии интереса к музыке;

  • между наличием воспитательного потенциала музыки как средства приобщения младших школьников к музыке и недостаточной методической разработанностью данной формы.

  • Выявленные противоречия позволили определить проблему исследования: недостаточный уровень методического обеспечения развития интереса у младших школьников к музыке при помощи проведения внеклассных занятий.

  • Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность определили выбор темы исследования: «Внеклассные занятия, как средство развития интереса к музыке у младших школьников».

  • В основу исследовательского проекта положены следующие научные положения трудов отечественных педагогов в области развития интереса к музыке у младших школьников: Холостякова Л.В., Черемкина О.П., Сокорутова Л.В., Яхнина Е. З., Фролова Н. А., Дмитриева М. Б., Тихонова Е.В., Полюдова Ю.В. и многих других.

  • Перед тем как осуществлять развитие интереса к музыке у младших школьников требуется рассмотреть определение термина «интерес».

Интерес может быть обусловлен познанием предметов, обучением искусству, музыке. Особый интерес вызывает развитие интереса у младших школьников к искусству, музыке, в частности. Изучение интереса к музыке в младшем школьном возрасте касается, в первую очередь, формирования познавательного интереса, выступающего ключевым мотивом познавательной деятельности, что приводит к готовности и стремлению получать знания, умения и навыки. У познавательного интереса, выступающего мотивом обучения, в отличие от других мотивов (коллективных, социальных и других) имеется несколько достоинств [3]:

  • познавательный интерес в качестве мотива осознается учащимся первоочередно. Основными критериями в таком случае выступают – интересно и неинтересно. Достаточно часто интерес, который был вызван учителем и педагогом, является основной причиной познавательной активности детей на уроках;

Интерес к музыкальному искусству проявляется в качестве реализации особой потребности, которая выражается в желании освоить определенный вид музыкальной деятельности, а также в сознательном выборе произведений для прослушивания (интерес к особого рода музыке). Выделяют три вида способов реализации музыкального интереса у младших школьников: пассивный, полуактивный и активный. Музыка, в свою очередь, положительно воздействует на развитие мозговой деятельности младших школьников, стимулирует память, улучшает восприятие школьного материала, приводит в нормальное состояние эмоции, избавляет от тревожности, увеличивает уверенность в себе, развивает логическое и творческое мышление, способствует формированию коммуникабельных навыков, воспитывает силу воли, терпимость, любовь к трудовой деятельности, целеустремленность, усидчивость, избавляет от психических, двигательных и речевых расстройств.

Прежде всего, школьников привлекает занимательная и развлекательная сторона музыки, интерес к музыкальному искусству базируется на занимательности предмета, яркости и новизне эмоциональных впечатлений, которые вызывает музыка. Несмотря на то, что любопытство является наиболее низким уровнем осознанности и действенности интереса к урокам музыкального искусства, его часто используют с целью привлечения младших школьников к изучению предмета. Детские интересы основаны на эмоциональной привлекательности предмета либо деятельности в целом. В ходе формирования интереса реализуется взаимосвязь с иными потребностями, способностями, осознанием долга

Гамезо М.В. предлагает порядок появления интереса у младших школьников:

  • первоначально интерес в определенной области знания либо деятельности появляется у ребенка под влиянием окружающей среды (родителей, сверстников);

  • на втором этапе интерес переносится на учебные и внеклассные занятия, в результате чего они приобретает силу, устойчивость и глубину.

Основной упор для развития интереса у младших школьников к музыке необходимо делать на перемены в учебных заведениях, группах продленного дня, проведение конкурсов, выездов на природу, походов в театр, филармонии. Необходимо проводить раз в неделю после уроков внеурочное занятие. Развитие интереса к музыкальному искусству у младших школьников проходит определенные стадии и должно направляться педагогом. Для того чтобы сформировать глубокий интерес к занятиям музыкой важно, во-первых, обучить ребенка необходимым знаниям, умениям и навыкам, позволяющим ученику успешно осуществлять музыкальную деятельность, а во-вторых, использовать различные методы, приемы и технологии, позволяющие повысить занимательность урока, способствующие усвоению трудного материала, активизирующие творческие способности и воображение детей [1].

Акцент в системе массового музыкального воспитания и образования имеет смысл ставить как на приобретение теоретических знаний, так и на расширение интонационно-образного багажа ребенка, развитие его эмоционального отклика на музыку, на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству как составляющей окружающей жизни. Основными являются знания о музыке и погружение детей в саму музыку, знание самой музыки. Этому способствует применение разных видов деятельности, а включение их в урок является эффективным средством, помогающим школьникам лучше почувствовать и понять художественное произведение. Чередование форм, методов и видов деятельности вызывает интерес всего коллектива и каждого ученика в отдельности, активизирует процесс музыкального обучения.


Была разработана подборка внеклассных занятий для развития интереса к музыке у младших школьников.

Проектируемая подборка внеурочных занятий по развитию интереса к музыке учеников начальной школы состоит из таких структурных элементов, как:

  • титульный лист (включает: название подборки, год издания, место издания);

  • аннотация (краткое описание предназначения проектируемой подборки, указывается адресат, составитель, рецензент, место издания);

  • пояснительная записка (актуальность, перечень частей проектируемой подборки, цель, рекомендации по использованию);

  • тематический план (дата проведения внеурочных занятий, раздел, название темы, цель, время проведения);

  • конструкты внеурочных занятий, направленные на развитие интереса к музыке у младших школьников;

  • список литературы.


Для оценки результативности разработаны карта наблюдения, а также лист экспертной оценки, по которому будет оцениваться качество разработанного методического продукта

Таким образом, разработанные внеклассные занятия, реализуемые в начальной школе, будут целенаправленно развивать интерес к музыке у младших школьников. В процессе внеклассных занятий ребята приобретут навыки общения, научатся работать в группах, делить успех и с другими, узнают особенности построения музыкальных произведений, познакомятся с музыкальными произведениями разных композиторов, музыкальными инструментами народов Урала, музыкой страны. Таким образом, произойдет одновременно два важных процесса: формирование личности школьника и развитие интереса к музыке

Список литературы

      1. Апраксина О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. – М.: Просвещение, 2009. – 224 c.

      2. Арасланова А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. – М.: Русайнс, 2018. – 320 c.

      3. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство: Учебное пособие / Л.А. Баренбойм. – СПб.: Планета Музыки, 2018. – 340 c.

      4. Баренбойм Л.А. Фортепианная педагогика: Учебное пособие / Л.А. Баренбойм. – СПб.: Планета Музыки, 2018. – 252 c.

      5. Волкова В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. – СПб.: Планета Музыки, 2016. – 160 c.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Чаплыгина Татьяна Михайловна

Дата: 09.12.2021

Номер свидетельства: 594028


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства