kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тезисы по теме: "КВИЗ-викторины, направленные на формирование нравственно-патриотических качеств младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кратко сформулированные основные положения, главные мысли дипломной работы по теме: "КВИЗ-викторины, направленные на формирование нравственно-патриотических качеств"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тезисы по теме: "КВИЗ-викторины, направленные на формирование нравственно-патриотических качеств младших школьников"»

КВИЗ-ВИКТОРИНЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Зуева К.О., студентка

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»,

г. Камышлов,

специальность «Преподавание в начальных классах», 4 курс

Павлова О.Л., преподаватель

ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж»


Проблему нравственно-патриотического воспитания по своей научной и социальной значимости можно отнести к одной из классических проблем прошлого, настоящего и будущего. Патриотическое воспитание молодого поколения во все времена являлось неотъемлемой частью воспитательного процесса.

Одной из приоритетных задач российского образования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, является необходимость активизации процесса воспитания патриотизма школьника. К результатам индивидуальных достижений обучающихся относятся: индивидуальные личностные характеристики, в том числе патриотизм, толерантность, гуманизм [5].

В современной психолого-педагогической литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих проблему формирования нравственно–патриотических качеств. Вопросы, связанные с данной темой, рассматривал один из знаменитых русских педагогов Ушинский К.Д.

Константин Дмитриевич писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь даёт воспитанию верный ключ к сердцу человека…». Изучение отеческого наследия воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Конечно, нужно с уважением относиться к людям всех национальностей, но человек, живущий в России, обязан знать её культуру и историю. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов [4].

Очевидно, что формировать нравственно-патриотические качества личности необходимо уже на первой ступени образования – в начальной школе.

В нашей работе рассмотрен ряд основных понятий (патриотизм, патриотические чувства, патриотическое воспитание), показана взаимосвязь между ними. В своей работе придерживаемся определения понятий «патриотизм» и «патриотическое воспитание» доктора педагогических наук Шемшуриной А.И. которая раскрывает патриотическое воспитание как сложный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование патриотизма как личностного качества [6].

Патриотизм относится к нравственным чувствам, формирование которых является частью содержания нравственно–этического воспитания. Патриотическое воспитание имеет огромное значение в духовном и социальном развитии личности учащихся. Ведь именно в процессе формирования нравственно-патриотических качеств укрепляется любовь к своей Родине, появляется чувство ответственности за её честь и независимость, за сохранение материальных и духовных общественных ценностей.

Анализ учебно-методического комплекса «Школа России», различных программ внеурочной деятельности, педагогического опыта методистов, учителей – начальных классов и результатов исследований по данной теме подтвердили значимость и необходимость разработки заданий, направленных на формирование нравственно–патриотических качеств. Приведенный анализ позволяет утверждать, что в воспитательном процессе на достаточном уровне созданы условия для формирования нравственно-патриотических качеств у младших школьников.

В связи с вышеизложенным возникает необходимость методической разработки комплекта КВИЗ-викторин, направленных на формирование нравственно–патриотических качеств младших школьников.

Для того чтобы дать определение понятию «КВИЗ», обратимся к словарю иностранных слов Комлева Н.Г.: КВИЗ [англ. quiz – задание, вопрос] – 1) радио– или телевизионная игра в вопросы–ответы на разные темы с призами для победителей; 2) литературная, музыкальная или какая-либо другая викторина [2].

КВИЗ-викторина – это не просто игра. Это возможность узнать что-то новое и закрепить уже имеющиеся знания в игровой форме. Такой вид активности предполагает ответы на вопросы, придуманные учителем. Проведение викторин положительно влияет на память, способность ребенка быстро принимать решения и анализировать.

Для того чтобы разработать комплект КВИЗ-викторин, целесообразно сформулировать и разработать интересные вопросы и задания, способствующие формированию нравственно-патриотических качеств.

При подготовке КВИЗ–викторин нужно придерживаться следующих этапов:

1. Определение темы викторины, все задания объединены общей тематикой;

2. Выбор вида и уровня сложности вопросов викторины. Вопросы с несколькими вариантами ответа, при этом может быть единственный правильный ответ или несколько, возможность вписать ответ и т.д.;

3. Составление вопросов. Придумать вопросы – это самый сложный и интересный этап создания КВИЗ–викторины. Главным критерием отбора материала для КВИЗ–викторин, направленных на формирование нравственно-патриотических качеств младших школьников является краеведческая культура, искусство и история, факты и события как составные части общей национальной культуры России;

5. Составление инструкции к викторине. Не следует составлять сложные правила, которые придется долго разъяснять, растолковывать, в результате чего участники КВИЗ–викторины могут путаться, сбиваться, потерять интерес к викторине, тем самым нарушится темп проведения;

6. Подведение итогов и поощрение победителей. Как правило, при подведении итогов акцентируется внимание на самых активных участниках КВИЗ–викторины, на быстроту их реакции, правильные ответы. Победителем объявляется участник, ответивший правильно на большинство заданных вопросов, ему вручается диплом за проявленную активность в КВИЗ– викторине [1].

При разработке КВИЗ-викторин можно использовать различные программы для создания видеоматериала. Предполагается, что учащиеся будут разделены на несколько групп. У каждой группы будет своё название и бланк для внесения ответов. На экране будет включен видеоматериал с вопросами и ограниченным временем, а после возникнут ответы для того, чтобы учащиеся смогли проверить и сравнить со своими ответами.

Также можно использовать сервис Quizizz, который предлагает педагогам создать специальный учительский аккаунт, чтобы провести викторину во время занятия или в дистанционном режиме. Сервис Quizizz даёт возможность учителю создавать тесты и задания на своём компьютере, а ученики могут отвечать на вопросы со своих мобильных устройств или компьютеров, имеющих доступ к Интернету [3].

КВИЗ–викторины будут реализованы во внеурочной деятельности и представляют собой разнообразные по содержанию и объему задания и вопросы, которые:

1) составлены для учащихся 3-х классов, обучающихся по УМК «Школа России»;

2) объединены общей целью: формирование нравственно-патриотических качеств обучающихся во внеурочной деятельности;

3) разработаны с учетом психолого–педагогических принципов, которые позволяют создать оптимальные условия для самореализации обучающихся, позволяют учитывать индивидуальные и возрастные особенности младших школьников;

4) подразделяются на 5 типов:

– закончи предложение: «Столица России – город…»;

– ответь на вопрос: «Древнее название России?»;

– выбери правильный ответ: «Каким одним словом можно назвать: флаг, герб, гимн? Варианты ответов: символы, ценности, атрибуты»;

– узнать фото: «Что изображено на картинке?»;

– верно или неверно: «Верно ли, что Камышлов находится в Челябинской области?».

Для определения уровня сформированности нравственно–патриотических качеств нами разработаны карты наблюдения, подобраны дополнительные диагностики («Патриотизм – это…» Основин А.В., «Мое отношение к малой родине» Маслова Т.М., «Я – патриот», Видякин М.В.), которые позволяют сделать выводы об уровне нравственно–патриотических качеств у учащихся и обосновать эффективность применения КВИЗ–викторин.

Таким образом, подобранные и разработанные вопросы и задания обладают большими возможностями для формирования нравственно-патриотических качеств младших школьников, так как КВИЗ-викторины это возможность заинтересовать учеников, пробудить у них желание изучать историю, географию своей страны и своего родного края, поскольку в данном возрасте дети лучше усваивают ту информацию, которая у них вызывает интерес, а игровая деятельность всегда нравится детям.

Список литературы:

  1. Калякина Н.А. Методические рекомендации «Использование КВИЗ-технологий». URL: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-ispolzovanie-kviztehnologiy-3776728.html (дата обращения: 22.10.2021)

  2. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО-Пресс, 2006.

  3. Создание КВИЗ-викторин. Сайт Quizizz. URL: https://quizizz.com/

  4. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт человеческой антропологии // Педагогические сочинения в 6 т. М.: Гранд Фай пресс, 2004.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357)

  6. Шемшурина А.И. Патриотическое воспитание школьников. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2017. 110 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Зуева Карина Олеговна

Дата: 09.12.2021

Номер свидетельства: 593998


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства