Теоретические основы исследования развития иноязычной межкультурной компетенции на уроках английского языка на начальной ступени школьного образования
Теоретические основы исследования развития иноязычной межкультурной компетенции на уроках английского языка на начальной ступени школьного образования
Теоретические основы исследования развития иноязычной межкультурной компетенции на уроках английского языка на начальной ступени школьного образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Теоретические основы исследования развития иноязычной межкультурной компетенции на уроках английского языка на начальной ступени школьного образования»
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие и компоненты иноязычной межкультурной компетенции
Одним из ведущих подходов в образовании сегодня признаётся компетентностный, согласно которому целью получения образования является не просто накопление студентом отдельных знаний, навыков и умений, а приобретение им различных компетенций, таких, как информационная, коммуникативная, исследовательская, ряд общекультурных компетенций и др.
В самом общем виде термин «компетенция» понимается в качестве обладания достаточными знаниями о предмете.1
Иноязычная компетенция понимается в качестве специфического вида деятельности, состоящем в обмене информацией между членами разных языковых сообществ для достижения взаимопонимания и взаимодействия, а также в способности к пониманию и продуцированию неограниченного числа правильных в языковом отношении предложений с помощью усвоенных языковых правил и правил их соединения.2
В последнее десятилетие в связи с переходом на новую парадигму образования широкое распространение получил компетентностный подход. В связи с этим традиционные цели обучения иностранным языкам получают дополнительную конкретизацию и уточнение, «так как именно цель определяет и содержание обучения, и его организацию».
Одной из основных целей обучения иностранному языку в начальной школе является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, под которой понимается владение языком в том необходимом и достаточном объёме, который позволяет ребёнку обеспечивать нормальную жизнедеятельность и комфортное самочувствие при общении в условиях иноязычной среды.
Для реализации данной цели современные российские преподаватели иностранного языка ориентируются как на нормативные документы Министерства образования и науки РФ, так и на последнюю редакцию европейского документа, получившего название «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка» [Cadre Europeen].
Многие годы в качестве одной из основных целей лингвистического образования являлось формирование иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), владение которой предполагает «формирование у обучающихся способности к созданию общего с собеседником значения происходящего».
Между тем, концепция межкультурного подхода в обучении, предполагающая формирование и развитие поликультурной языковой личности обучающихся, основной акцент ставит на способность человека к общению на межкультурном уровне. Однополярная направленность инокультурного развития личности сейчас смещается в сторону межкультурной иноязычной подготовки.
В состав иноязычной коммуникативной компетенции традиционно включается несколько компонентов: языковая, речевая, социокультурная, учебно-познавательная компетенции.3
Языковая и речевая коммуникативные компетенции образуют лингвистический аспект иноязычной коммуникативной компетенции, который разделяется на 2 основных компонента:
1) общеязыковая иноязычная коммуникативная компетенция - способность принимать участие в общении в рамках бытовой, учебно-познавательной и социально-культурной сфер. Именно этот блок коммуникативной компетенции формируется в средней школе;
2) иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция - способность участвовать в иноязычной профессиональной коммуникации. Этот компонент компетенции формируется преимущественно в учебных заведениях среднего и высшего профессионального образования.
Лингвистическая компетенция из компонентов:
1) знания: лексических (в числе ) и правил, о предложения текста, также лингвистических речевых ;
2) лексико- языковые речевые , т.. навыки и лексических (в числе ) и разных предложения;
3) навыки умения всех речевой (чтении, , аудировании, ).
Социокультурная как иноязычной компетенции в :
а) аспект, .е. учитывать , ситуацию и соответствии этим языковые из одноуровневых , выстраивать речевое ;
б) социокультурный , т.. знакомство национально- контекстом, котором изучаемый : знание , социальных , правил норм изучаемого .
Социокультурная формируется процессе страноведческого .
Учебно- компетенция - постоянно в языке, средства способы его за учебной . К относятся общеучебные “” умения, умение литературой специальности электронными в нахождения для перевода , двуязычными и толковыми общеязыкового терминологического .
Сформированная коммуникативная - неотъемлемый общей компетенции . Ее является значимым, .к. совершенствованию и степени адаптации .
Таким , названные иноязычной компетенции ей в других , которыми владеть школьник. анализ и иноязычной компетенции рассматривать формирование качестве процесса, ходе происходит изменение личности решаются школьного . Это к подходов выборе формирования межкультурной школьника, составляет дальнейшего .
Особенности межкультурной младших
В педагогике подход - новых , предъявляемых качеству . Стандартная «знания - – навыки ()» уже недостаточной определения школьника общества, ЗУНы позиции .
С компетентностного основной образовательной - формирование компетенций. компетенции наиболее по характеру степени компетенциями. ключевых осуществляется рамках учебного .
В обучения языку образовательный ставит , нацеливающие на и иноязычной компетенции.
понятие компетенции следующее :
1) способности и словосочетания предложения такой и таким , которые данному контексту коммуникации;
2) эффективно в , выбирая стратегию , а правильную для эффективности .
В -русском справочнике методике иностранного его И.. Колесникова О.. Долгина следующее : «коммуникативная – способность общение языка, .е. мысли обмениваться в ситуациях процессе с участниками , правильно системы и норм выбирая поведение, аутентичной общения».4
стандарте общего по языку компетенция – функциональное изучаемого как общения познавательной . Кроме , в стандарте иностранному отмечается, формирование компетенции связано социокультурными .5
Следовательно, компетенция в осуществлять посредством , передавать , правильно систему и норм таким планировать коммуникативное , которое соответствующим определенной ситуации .
В настоящего будем определением компетенции, предложила .Л. . Она коммуникативную как « и осуществления общения определенных требованиях, в очередь, на специфичных иностранного знаний, и , таких владение средствами процессами и речи».6
к младшего возраста является термина « коммуникативная ».
В государственном стандарте общего (ФГОС , 2009) подчеркивается, интегративной обучения языку начальных является элементарной компетенции школьника доступном него в видах деятельности: , говорении, и .7
Элементарная компетенция способностью готовностью школьника осуществлению и общения носителями иностранного в и формах ограниченном типичных и общения, для школьника.
коммуникативная является характеристикой, из качеств , обеспечивающих способность в ситуации , выполнять роль коммуникации, и использовать опыт решении коммуникативных – на , обусловленном , психологическими и социального младшего , с возрастных познавательно- характера.
Федеральному государственных стандартов общего, общего среднего () общего , и , которые определяет, иностранных должно направлено развитие компетенции, :
- речевую ;
- языковую/ компетенции;
- компетенцию;
- компетенцию;
- -познавательную .
Основные и обучения языку ( АЯ) начальной направлены формирование учащихся:
- представления роли значимости в современного и мира;
- активной позиции;
- коммуникативной ;
-основ культуры;
- отношения чужой ;
- более осознания культуры народа;
- мотивации устойчивого –познавательного к «Иностранный », а развитие универсальных действий () и учебных (СУУ), заложит успешной деятельности овладению на ступени .
Школьники рациональными изучения и : пользоваться словарями другой литературой, информацию интернете, электронные ресурсы, в -образовательной и .д.
должны следующие учебные :
- работать звуками, , каллиграфией, , правилами , транскрипцией, , грамматическими английского ;
- работать справочным : англо- и -английским , грамматическими лингвострановедческими ;
- пользоваться опорами: схемами, образцами, словами, и . для собственных ;
- пользоваться приложением;
- свои в видах деятельности.
системой учебных и учебных неразрывно с учебно- компетенции школьников.
качестве системы иностранным учебно- компетенция с содержанием, есть компонентами коммуникативной . При первая в второй правах элемента, успешность языковой, компетенций достижения осведомленности.
-познавательная обращена, одной , в универсальных (общее), другой, – сферу предметного (частное). , она рассматриваться как , и методическая .
Определение учебно- компетентности предусматривает сущности -познавательной , при которой и данная .
Учебно- деятельность - деятельность по личностно- и -актуальных познавательных , сопровождающуюся необходимыми их знаниями умениями добыванию, и информации.
-познавательная – интегрированное личности, -поисковый реализации потребностей в мотивированной, познавательной , направленный приращение , умений навыков, в деятельности.
вышесказанное, учебно- компетенции, наш , составляют:
- знания, в минимуме среднего () общего ;
- общеучебные : познавательные ( навыками с источниками , проводить , и .), учебно- умения, -оценочные;
- , самостоятельная деятельность.
сущность -познавательной , можно , что ее ставит развития интереса устойчивой учащихся познавательную , отработку умений, и деятельности. подчеркнуть, формирование -познавательной учащихся в деятельности поэтапном комплексном развития качеств , общеучебных и практической .
Таким , учебно- компетенция важным элементарной компетенции школьников, иностранный , и компонент продуктивный учения, достичь уровень к общению доступных младшего условиях коммуникации. сложную , учебно- компетенция , что в не универсальных всех знаний нормативно- умений, и присвоении индивидуально учебных , формирующих стиль учебной .
1 Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
2 Насиханова А.З., Давыдова Л.Н. К вопросу о сущности понятия "иноязычная компетенция" // Гуманитарные исследования. 2013. № 2 (46). С. 041-046.
3 Кондрашова Н.В. Иноязычная коммуникативная компетенция как составляющая общей профессиональной компетенции выпускника неязыкового вуза // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 43-45.
4 Колесникова, И. Л., Долгина, О. А. «Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков» Cambridge Un. Press, Русско-Балтийский информационный центр БЛИЦ. – СПб., 2001. – 224с.
5 Новые государственные стандарты по иностранному языку: 2-11 класс: Образование в документах и комментариях.– М. : АСТ ; Астрель, 2004. – С.93.
6 Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход - основная стратегия обновления школы / Иностр. языки в школе. – 2002. – № 2. –С.11–15.
7 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(1-4 кл.) / Режим доступа: http://минобрнауки.рф.