Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты деятельности тьютора по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиадам. Основные понятия исследования и их сущность»
Теоретические аспекты деятельности тьютора по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиадам. Основные понятия исследования и их сущность
Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или творческие конкурсы, физкультурные мероприятия, направленные на выявление иразвитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностейк занятием физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности[36].
Рассмотрим подробнее понятие «олимпиада».
В Большой советской энциклопедии говорится, что олимпиада – этосоревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний. Проблеме развития и распространения программ олимпийского образования и воспитания в детских и молодёжных образовательных учреждениях посвященыработы таких ученых и педагогов как: В.И. Столяров [33], В.В. Столбов [32], B.C. Родиченко, А.Н. Бугреев [7], В.М. Лабскир, И.В. Баринова, Ю.А. Прокопчук, В.И. Усаков, Ю.П. Симаков, В.И. Самусенкова, И.В. Саланин, Н,В. Печерский [26], А.А. Сучилин, Г.Ф. Петлеванный, Ю.М. Чернецкий, А.А. Исаев и другие. Ученые указывают на значимость и необходимость гуманизации воспитательной деятельности, обращают внимание на гуманистический характер идей олимпизма, который не только по своей социальной природе, но и целевым установкам выступает серьезным фактором всестороннего развития человека. По их определению участие в олимпиаде позволяет подготовить обучающихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции.Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. На данный момент олимпиады проводятся и в начальной школе и занимают важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Реализованные возможности развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка[33].
Н.Ф. Диком определены основные цели проведения олимпиад:
- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;
- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;
- правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;
- преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке;
- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к учебным предметам;
- расширение и углубление знаний, развитие познавательных способностей;
- развитие креативных способностей учащихся [10].
Интеллектуальные состязания влияют на формирование тактичности у участников, толерантности, активной позиции учащихся, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи.Концепция олимпиады разрабатывается исходя из направления и уровня мероприятия: профильная олимпиада может носить как междисциплинарный, так и строго направленный – предметный характер. Предметная олимпиада – это вид интеллектуальных соревнований, основанный на демонстрации знаний в области одной конкретной дисциплины. Предметные олимпиады — классическая форма работы с одаренными обучающимися, помогающая решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию[34].
Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и фестивалях и их сопровождение являются одной из задач профессиональной компетентности образовательной организации. И наиболее эффективно такая подготовка будет проходить, если ею будет заниматься тьютор, так как именно его деятельность обеспечит индивидуальный подход, учет потребностей и возможностей обучающихся. В дидактике тьютор – это позиция педагога, по сопровождению, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий) [19].
Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих определяет основную деятельность тьюторав следующем:
- в поддержке познавательного интереса обучающегося, анализе перспективы развития и возможности расширения его диапазона;
- в синтезе познавательного интереса с другими интересами, предметами обучения и способствовании наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося;
- в организации процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов и их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- в составлении индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий;
- в организации взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.
- в осуществлении взаимодействия с родителями по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению и корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов [12].
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
- диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
- осуществление целеполагания;
- мотивация и вовлечение обучающихся;
- управление деятельностью обучающихся;
- коррекция деятельности обучающихся;
- контроль выполнения заданий;
- рефлексия деятельности (своей и обучающихся) [13].
Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и учащегося.
На первом этапе, диагностическом,происходит встреча тьютора с подопечным, выяснение образовательной ситуации. Особенно значимым здесь будет создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способствующего вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос школьника, его интересы, склонности; демонстрирует значимость интереса и перспективы совместной работы в этом направлении; выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Инструменты диагностики - педагогические.Разработаны и специальные тьюторские методы и приемы, которые могут использоваться на диагностическом этапе: начало сбора портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, оценка имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса [19].
Второй этап - проектированиепредстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного интереса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Составляется так называемая карта интереса. На этом этапе сопровождения тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы. Его задача на данном этапе - поддержать самостоятельность мышления ребенка, активность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.
Третий этап – реализацияобразовательного поиска и демонстрирование найденных сведений, полученных результатов. Защита-представление организуется разными способами: от устного 3-минутного сообщения вовремя тьюториала (занятия в мини-группе, не более 15 учеников), классного часа, урока (тьютор поможет договориться с учителем-предметником), мини-соревнования, презентации в период проведения конференции учебно-исследовательских и проектных работ, творческих фестивалей и т.п. Тьютор не вмешивается, консультации проводит «по требованию»[19].
Четвертый этап – аналитический(условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы действия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих. Удачно ли был сформулирован вопрос? Насколько полным и исчерпывающим оказался найденный ответ? Как учащийся оценивает эффективность выбранного ведущего образовательного модуля? Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продолжать поиски.
На отдельной встрече организуется тьюторская консультация по итогам представления результатов. Анализируются трудности, возникшие во время доклада, соревнования и т.д. проводится рефлексия.
В профессиональную компетентность тьюторапо созданию системы подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам входит:
- базовая школьная подготовка по предмету;
- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);
- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету [19].
В процессе сопровождения тьютор может компетентно помочь исследовать психологические особенности личности ученика в процессе подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах.Диагностика познавательной сферы поможет выявить особенности развития внимания, памяти, мышления. Другая важная составляющая - это выделение индивидуальных и типологических особенностей личности. Третьей составляющей исследования является круг интересов и мотивов учащихся. Эта информация, которую собирает тьютор вместе с психологом школы, поможет более эффективно построить процесс подготовки ребенка к участию в конкурсах и олимпиадах. Еще одна сторона подготовки детей, которая решается на данном этапе - это отбор учебных предметов для подготовки к олимпиадам. Нередко одни и те же способные дети представляют школу на нескольких олимпиадах, что часто приводит к чрезмерным физическим и психоэмоциональным перегрузкам. Роль тьютора - помочь педагогам и самим детям выбрать один или несколько предметов, в которых результативность на олимпиаде будет выше [23].
Подготовка к олимпиадным мероприятиям, интеллектуальным конкурсам требует от тьютора наработки особенных навыков и умений, способствующих развитию творческой компетенции обучающихся.
Методика социально-психологической работы тьютора при подготовке обучающихся к олимпиадам и соревнованиям должна основываться на развитии нескольких компонентов, а именно:
- интеллектуального (память, гибкое мышление, творческое воображение при решении проблемной ситуации, моногоканальность мышления в процессе решения проблемной задачи и выбора наиболее рационального решения, механизмов формирования решения, способность концентрировать творческие усилия и др.);
- личностного (стрессоустойчивость, умение планировать, концентрироваться на процессе, умение работать в команде, навыки самопрезентации, самостоятельность, уверенность в себе и др.). В реализации этого направления важна тренинговая работа с воспитанниками, направленная:на развитие самосознания, широкого и глубокого понимания ими своих способностей и возможностей;обучение социально-психологическим навыкам и умениям делового сотрудничества с людьми, понимания смысла действий и реакций партнеров по общению[34].
Сопровождая обучающихся по подготовке к олимпиадам и конкурсам тьютор осуществляет индивидуализацию обучения. По мнению И. Унт, А.С. Границкой, А.А. Кирсанова и В.Д. Шадриковаиндивидуализация обучения – этоорганизация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, а также различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход [9].
Суть индивидуализациив том, чтобы идти в процессе обучения не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. А также индивидуализации включает, отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности; учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция[9].
Результатом такого обучения является оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся, предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения, формирование мотивации достижения, уверенности в своих возможностях, собственной позиции в учебной деятельности.
Таким образом, под олимпиадой мы понимаем соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний.Мы определили, что участие в олимпиадах способствуют формированию тактичности у обучающихся, толерантности, активной позиции, воспитывает чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их. Мы считаем, что эффективную подготовку к олимпиадам и конкурсам в школе будет осуществлять тьютор, основной деятельностью которого, является осуществление индивидуализации обучения.