kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Теоретические аспекты деятельности тьютора по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиадам. Основные понятия исследования и их сущность

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические аспекты деятельности тьютора.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Теоретические аспекты деятельности тьютора по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиадам. Основные понятия исследования и их сущность»

Теоретические аспекты деятельности тьютора по сопровождению обучающихся на этапе подготовки к олимпиадам. Основные понятия исследования и их сущность


Согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными и иными организациями организуются и проводятся олимпиады и иные интеллектуальные и (или творческие конкурсы, физкультурные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятием физической культурой и спортом, интереса к научной (научно-исследовательской) деятельности[36].

Рассмотрим подробнее понятие «олимпиада».

В Большой советской энциклопедии говорится, что олимпиада – этосоревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний. Проблеме развития и распространения программ олимпийского образования и воспитания в детских и молодёжных образовательных учреждениях посвященыработы таких ученых и педагогов как: В.И. Столяров [33], В.В. Столбов [32], B.C. Родиченко, А.Н. Бугреев [7], В.М. Лабскир, И.В. Баринова, Ю.А. Прокопчук, В.И. Усаков, Ю.П. Симаков, В.И. Самусенкова, И.В. Саланин, Н,В. Печерский [26], А.А. Сучилин, Г.Ф. Петлеванный, Ю.М. Чернецкий, А.А. Исаев и другие. Ученые указывают на значимость и необходимость гуманизации воспитательной деятельности, обращают внимание на гуманистический характер идей олимпизма, который не только по своей социальной природе, но и целевым установкам выступает серьезным фактором всестороннего развития человека.  По их определению участие в олимпиаде позволяет подготовить обучающихся к жизни в современных условиях, в условиях конкуренции.Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. На данный момент олимпиады проводятся и в начальной школе и занимают важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребенка. Реализованные возможности развивают ребенка, стимулируют интерес к различным наукам. Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы ребенка[33].

Н.Ф. Диком определены основные цели проведения олимпиад:

- всестороннее развитие личности младшего школьника через привитие интереса к предмету;

- развитие умения и желания детей самостоятельно приобретать знания и применять их на практике;

- правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности;

- преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке;

- пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к учебным предметам;

- расширение и углубление знаний, развитие познавательных способностей;

- развитие креативных способностей учащихся [10].

Интеллектуальные состязания влияют на формирование тактичности у участников, толерантности, активной позиции учащихся, воспитывают чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их, умение реализовать себя в интересных и посильных делах и закладывают фундамент личности, способной в дальнейшем успешно решать жизненно важные цели и задачи.Концепция олимпиады разрабатывается исходя из направления и уровня мероприятия: профильная олимпиада может носить как междисциплинарный, так и строго направленный – предметный характер. Предметная олимпиада – это вид интеллектуальных соревнований, основанный на демонстрации знаний в области одной конкретной дисциплины. Предметные олимпиады — классическая форма работы с одаренными обучающимися, помогающая решать целый ряд важных задач по их развитию и воспитанию[34].

Подготовка обучающихся к участию в олимпиадах, конкурсах и фестивалях и их сопровождение являются одной из задач профессиональной компетентности образовательной организации. И наиболее эффективно такая подготовка будет проходить, если ею будет заниматься тьютор, так как именно его деятельность обеспечит индивидуальный подход, учет потребностей и возможностей обучающихся. В дидактике тьютор – это позиция педагога, по сопровождению, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ (Т.М. Ковалева, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий) [19].

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих определяет основную деятельность тьюторав следующем:

- в поддержке познавательного интереса обучающегося, анализе перспективы развития и возможности расширения его диапазона;

- в синтезе познавательного интереса с другими интересами, предметами обучения и способствовании наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося;

- в организации процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов и их персональное сопровождение в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения;

- в составлении индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий;

- в организации взаимодействия обучающегося с учителями и другими педагогическими работниками для коррекции индивидуального учебного плана, содействует генерированию его творческого потенциала и участию в проектной и научно-исследовательской деятельности с учетом интересов.

- в осуществлении взаимодействия с родителями по формированию и развитию познавательных интересов обучающихся, составлению и корректировке индивидуальных учебных (образовательных) планов обучающихся, анализирует и обсуждает с ними ход и результаты реализации этих планов [12].

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

- диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

- осуществление целеполагания;

- мотивация и вовлечение обучающихся;

- управление деятельностью обучающихся;

- коррекция деятельности обучающихся;

- контроль выполнения заданий;

- рефлексия деятельности (своей и обучающихся) [13].

Тьюторское сопровождение разворачивается в виде единого цикла взаимосвязанных этапов: диагностического, проектировочного, реализационного, аналитического. Каждый из них имеет свою специфику и предлагает определенные способы работы педагога и учащегося.

На первом этапе, диагностическом, происходит встреча тьютора с по­допечным, выяснение образовательной ситуации. Особенно значимым здесь будет создание позитивной атмосферы, психологического комфорта, способст­вующего вхождению учащегося в тьюторское взаимодействие, готовности продолжать сотрудничество.Тьютор фиксирует первичный образовательный запрос школьника, его интересы, склонности; демонстрирует значимость интереса и перспекти­вы совместной работы в этом направлении; выясняет планы учащегося и образ желаемого будущего. Инструменты диагностики - педагогические.Разработаны и специальные тьюторские методы и приемы, которые могут использоваться на диагностическом этапе: начало сбо­ра портфолио, анкетирование, тестирование, свободное интервью, оценка имеющегося объема знаний по теме заявленного интереса [19].

Второй этап - проектирование предстоящей работы. Организация сбора информации относительно зафиксированного познавательного инте­реса. Тьютор помогает выбрать ведущий образовательный стиль (модуль) и спланировать его освоение. Составляется так называемая карта интере­са. На этом этапе сопровождения тьютор проводит консультации, оказывает необходимую помощь в формулировании вопросов, сужении или расширении темы. Его задача на данном этапе - поддержать самостоятельность мышления ребенка, актив­ность, стремление отыскать собственный оригинальный способ решения поставленной задачи. Здесь развивается содержательно-деятельностный компонент познавательного интереса.

Третий этап – реализация образовательного поиска и де­монстрирование найденных сведений, полученных результатов. Защи­та-представление организуется разными способами: от устного 3-минут­ного сообщения вовремя тьюториала (занятия в мини-группе, не более 15 учеников), классного часа, урока (тьютор поможет договориться с учи­телем-предметником), мини-соревнования, презентации в период проведения конференции учебно-исследовательских и проектных работ, творческих фестивалей и т.п. Тьютор не вмешивается, консультации про­водит «по требованию»[19].

Четвертый этап – аналитический (условно завершающий) направлен на самоанализ пройденного пути, достигнутых результатов. Это способствует развитию самооценки, умению рефлексировать собственные и чужие способы дей­ствия, понимать происходящие в себе и изменения в окружающих. Удач­но ли был сформулирован вопрос? Насколько полным и исчерпывающим оказался найденный ответ? Как учащийся оценивает эффективность вы­бранного ведущего образовательного модуля? Определяются перспективы продолжения поиска по той же теме, либо аргументируется отказ продол­жать поиски.

На отдельной встрече организуется тьюторская консультация по итогам представления результатов. Анализируются трудности, воз­никшие во время доклада, соревнования и т.д. проводится рефлексия.

В профессиональную компетентность тьюторапо созданию системы подготовки обучающихся к олимпиадам и конкурсам входит:

- базовая школьная подготовка по предмету;

- подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету [19].

В процессе сопровождения тьютор может компетентно помочь исследовать психологические особенности личности ученика в процессе подготовки обучающихся к участию в олимпиадах и конкурсах.Диагностика познавательной сферы поможет выявить особенности развития внимания, памяти, мышления. Другая важная составляющая - это выделение индивидуальных и типологических особенностей личности. Третьей составляющей исследования является круг интересов и мотивов учащихся. Эта информация, которую собирает тьютор вместе с психологом школы, поможет более эффективно построить процесс подготовки ребенка к участию в конкурсах и олимпиадах. Еще одна сторона подготовки детей, которая решается на данном этапе - это отбор учебных предметов для подготовки к олимпиадам. Нередко одни и те же способные дети представляют школу на нескольких олимпиадах, что часто приводит к чрезмерным физическим и психоэмоциональным перегрузкам. Роль тьютора - помочь педагогам и самим детям выбрать один или несколько предметов, в которых результативность на олимпиаде будет выше [23].

Подготовка к олимпиадным мероприятиям, интеллектуальным конкурсам требует от тьютора наработки особенных навыков и умений, способствующих развитию творческой компетенции обучающихся.

Методика социально-психологической работы тьютора при подготовке обучающихся к олимпиадам и соревнованиям должна основываться на развитии нескольких компонентов, а именно:

- интеллектуального (память, гибкое мышление, творческое воображение при решении проблемной ситуации, моногоканальность мышления в процессе решения проблемной задачи и выбора наиболее рационального решения, механизмов формирования решения, способность концентрировать творческие усилия и др.);

- личностного (стрессоустойчивость, умение планировать, концентрироваться на процессе, умение работать в команде, навыки самопрезентации, самостоятельность, уверенность в себе и др.). В реализации этого направления важна тренинговая работа с воспитанниками, направленная:на развитие самосознания, широкого и глубокого понимания ими своих способностей и возможностей;обучение социально-психологическим навыкам и умениям делового сотрудничества с людьми, понимания смысла действий и реакций партнеров по общению[34].

Сопровождая обучающихся по подготовке к олимпиадам и конкурсам тьютор осуществляет индивидуализацию обучения. По мнению И. Унт, А.С. Границкой, А.А. Кирсанова и В.Д. Шадриковаиндивидуализация обучения – этоорганизация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями учащихся, а также различные учебно-методические, психолого-педагогические и организационно-управленческие мероприятия, обеспечивающие индивидуальный подход [9].

Суть индивидуализациив том, чтобы идти в процессе обучения не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к учебному предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, учить его с учетом потенциальных возможностей, которые необходимо развивать, совершенствовать, обогащать. А также индивидуализации включает, отказ от ориентировки на среднего ученика; поиск лучших качеств личности; применение психолого-педагогической диагностики личности; учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе; прогнозирование развития личности; конструирование индивидуальных программ развития, его коррекция[9].

Результатом такого обучения является оптимизация учебного процесса применительно к способным и одаренным учащимся, предоставление свободы выбора ряда элементов процесса обучения, формирование мотивации достижения, уверенности в своих возможностях, собственной позиции в учебной деятельности.

Таким образом, под олимпиадой мы понимаем соревнование учащихся на лучшее выполнение определенных заданий в какой-либо области знаний.Мы определили, что участие в олимпиадах способствуют формированию тактичности у обучающихся, толерантности, активной позиции, воспитывает чувство уверенности в своих силах, умение ставить цели и добиваться их. Мы считаем, что эффективную подготовку к олимпиадам и конкурсам в школе будет осуществлять тьютор, основной деятельностью которого, является осуществление индивидуализации обучения.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рябова Валентина Владимировна

Дата: 29.10.2018

Номер свидетельства: 482525


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства