Конспект урока литературного чтения во 2-м классе по Тема: "В.Бианки. «Музыкант»"
Этапы урока | Обучающие и развивающие и диагностирующие задания каждого этапа | Формирование УУД каждого этапа |
Организационный момент | Все вместе: В нашем классе все друзья, Ты, вы, мы и я Улыбнись соседу справа Улыбнись соседу слева, Улыбнись своим гостям, Вместе мы одна семья Ты, вы, мы, я Вместе нам скучать нельзя. – Ребята, народная мудрость гласит: «Душу и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи». - Как вы понимаете эти слова? (Слушаю ответы детей) - Верно, ребята, чтобы получить положительный результат от своей работы, нужно, прежде всего, отдать всего себя ей. - На каждом уроке литературного чтения мы с вами открываем дверцу в прекрасную страну и отправляемся в путь… - А что же сегодня нас ожидает за этой волшебной дверью? (видеосюжет «Новаторы») В работе нам будут помогать Новаторы. Кто это такие? - А в каком источнике точно можно узнать значение этого слова? (в словаре) - Обратимся к словарю Ожегова: НОВАТОР, Человек, который вносит новые, прогрессивные идеи, приёмы в какой-нибудь области деятельности. - Какими мы будем сегодня с вами? Какие качества должны развивать? – Чтобы продолжить работу, нам предстоит выполнить задания. А помогут нам наши новаторы. | Слушать учителя, понимать и выполнять задания на уроке. (Регулятивные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике. (Познавательные УУД). Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. (Коммуникативные УУД). |
2. Речевая разминка | – Начиная исследования нам нужно немного поработать с нашей речью. Прочитайте скороговорку записанную на доске: МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ. - Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее. - Прочитаем её тихо, громко, ещё громче. - Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением, спокойно. - Повторите её быстро (3 ученика называют в быстром темпе). | Регулятивные УУД: - соотносить выполнение задания с образцом, предложенным учителем; - мобилизовать силы и энергию на плодотворную работу на уроке литературного чтения. |
3. Актуализация знаний Проверка домашнего задания Постановка проблемы, выдвижение гипотезы | Итак, первое задание: Посмотрите в своих рабочих тетрадях представлен текст и писатели, сопоставьте их, соедините стрелочками автора и его произведение друг к другу. Лежат тихо-тихо, чтобы их никто не услышал. Страшный рассказ. Чарушин Е.И. – Скажите, из каких произведений эти тексты и кто автор? («Храбрый утенок» Борис Житков, «Ребята и утята» Михаил Пришвин, «ежик» «Страшный рассказ» Евгений Чарушин.) – Что объединяет этих авторов? (Они пишут о животных и о природе). - Ребята, вы ничего не заметили? Остался лишний портрет. Кто это? | |
4. Мотивация к учебной деятельности | (У доски выставка книг) - Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (книги одного автора- Виталия Бианки) - Посмотрите чей это портрет. - А можно догадаться, О ЧЕМ ПИСАЛ Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные) – Узнать название произведения писателя вам поможет зашифрованное слово. Попробуйте его расшифровать. Слово начинается с буквы М. – Что это за слово? (Музыкант.) – Как вы понимаете значение слова музыкант? Кого мы можем назвать музыкантом? (предположения детей) – Ребята, из какого источника мы можем узнать значение слова музыкант? – Сейчас Лиза прочитает значение слова «Музыкант» по толковому словарю Ожегова. (Сделать закладку и дать ребенку). Музыкант – артист, играющий на музыкальном инструменте. Появляется слайд № 3 (Портреты музыкантов) – Подтвердились ваши предположения? | Регулятивные УУД: - организовать своего рабочее место. Коммуникативные УУД: - уметь вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное) Познавательные УУД: - уметь строить речевое высказывание в устной форме. |
5. Определение темы. Постановка цели, задач урока | – Ребята, как вы думаете, как связаны между собой слова Бианки и музыкант. Выскажите, свои предположения. (Произведение называется «Музыкант», а написал его В.Бианки. – Кто сформулирует тему урока? (В.В. Бианки «Музыкант») (На доске заранее написана тема урока, открываю ее сначала В.В.Бианки, а затем «Музыкант») - Зная тему, поставьте цель урока. Узнать, почему произведение называется музыкант? Определить главную мысль произведения? – Можем мы это сделать? Почему? – Откройте учебник на стр.142, прочитайте фамилию автора и название рассказа. – Правильно сформулировали тему урока? | Регулятивные УУД: -следовать режиму организации учебной деятельности; - определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно. ПознавательныеУУД: - осуществлять поиск нужной информации. |
6. Работа с текстом до чтенияПрогнозирование ситуации | – На странице 144 учебника рассмотрите иллюстрацию – На какие же мысли наводят вас название произведения и иллюстрация?) – Почему автор назвал произведение «Музыкант»? И как это связано с медведем? (Потому что музыкантом автор называет медведя) – Что может произойти в произведении с таким названием? (Предположения детей) – В конце урока, мы узнаем, подтвердились ли ваши предположения. - Чтобы понять содержание текста, нужно прочитать произведени | Личностные УУД: - ценить и принимать базовые ценности: «добро», «сострадание»; - формировать желание учиться. Коммуникативные УУД: - |
7. Физкультминутка | Учитель: 1) - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы хлопните в ладоши. Игра «Определи музыкальный инструмент?» (Скрипка, берёза, рябина, пианино, сосна, гитара, баян, ель, труба, осина). 2) аз – поднялись, потянулись Два – согнулись, разогнулись Три в ладоши три хлопка На четыре – три кивка, Пять руками помахать, Шесть – тихонько сесть | Личностные УУД: - учебная мотивация. Регулятивные УУД: - контролировать правильный результат свой и одноклассников. |
8. Работа с текстом во время чтения СЛАЙД 3 | Виталий Валентинович Бианки очень любил ходить в лес и наблюдать за природой. Давайте вместе с писателем с помощью машины времени новаторов отправимся в охотничий домик на опушке леса. С. учебника 142 Слушайте внимательно. Обратите внимание, какой необычный музыкант встречается там. МЫ С ВАМИ БУДЕМ ЧИТАТЬ И ВЕСТИ ДИАЛОГ С АВТОРОМ, ЗАДАВАТЬ АВТОРУ ВОПРОСЫ, САМИ ИСКАТЬ НА НИХ ОТВЕТЫ, И ПРОВЕРЯТЬ СВОИ ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ ПО ХОДУ ЧТЕНИЯ. Если у вас возникают вопросы к автору или вам встретятся непонятные слова, сразу остановимся и разберемся. ИТАК, ВИТАЛИЙ Бианки «Музыкант» 1) Чтение. Учитель: Я начну читать рассказ, а вы продолжите по цепочке, после прочтения я задам вам несколько вопросов. По ходу чтения идет словарная работа. Словарная работа (по щелчку) – Кто такой медвежатник? (Медвежатник – человек, который охотится на медведей). (Читает 1 ученик) ; – Как вы понимаете слово «завалинка»? (Земляная насыпь с внешней стороны дома) – Что, значит, пиликал на скрипке? (Пиликал на скрипке – плохо играл) 2) Вопросы по содержанию. – Чем занимался старый? (Он пиликал на скрипке) – Для чего медвежатник, сидя на завалинке пиликал? (Ему хотелось научиться красиво играть. Он очень любил музыку.) – Можно ли назвать то, что получалось у медвежатника «игрой на скрипке» и почему? (Нет нельзя. У него были отрывистые, нескладные, скрипучие, некрасивые звуки.) – Какая главная мысль этой части? (Он очень любил музыку и старался сам научиться играть). Подтвердите из текста. – КАКОЙ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС? Кто мог издавать звонкий ласковый звук? 3 часть - чтение цепочкой | Познавательные УУД: - анализировать предлагаемую информацию, сравнивать; - характеризовать и оценивать; - устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные УУД: - проявлять инициативность и самостоятельность, контроль и коррекцию. Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других; - учиться работать в группе; - выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Личностные УУД: - адекватно реагировать на трудности; - развивать эмоционально-нравственную отзывчивость; - оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм. |
9. Определение жанра произведения | Сказка Басня Стихотворение Рассказ Загадка – Ребята, к какому литературному жанру художественной литературы вы отнесли это произведение? Докажите, что это рассказ. (Это произведение небольшое по объему, в нем мало действующих лиц, рассказывается об одном случае из жизни старика – охотника). | Познавательные УУД: - подробно пересказывать прочитанный и прослушанный текст; - составлять простой план; - находить необходимую информацию в учебнике; - наблюдать и делать самостоятельные простые выводы. Коммуникативные УУД: - участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки; - организация работы в трёх группах; - владеть грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; - оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Регулятивные УДД: - оценивать задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении. |
а) работа в парах |
А герой рассказа – медвежатник и медведь похожи? Чем? А теперь поработаем в паре - Сравните как старик и медведь слушали пение щепки. В тетради у вас есть табличка слова - помощники (внимательно, любил музыку, не нравился звук) Свои наблюдения запишите. А действительно ли старик (медведь) музыкант? Почему? Значит, в каком смысле употреблено это название – в прямом или переносном? - Сколько частей вы выделили бы? Почему? Давайте назовем каждую часть, о чем она. Мы должны выделить только то, что нам важно, основные моменты произведения. ДАВАЙТЕ СОСТАВИМ ПЛАН РАССКАЗА. Работаем в паре в рабочей тетради. 2-е у доски. План рассказа «Музыкант». 1 часть. Старый медвежатник любил 2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя. 3 часть. Медведь – музыкант. 4 часть. Охотник пожалел медведя. |