Просмотр содержимого документа
«Тема: « Формирование здоровых детско-родительских отношений».»
Тема:« Формирование здоровых детско-родительских отношений».
Цель: прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьёй.
Ход собрания.
I. Вступительное слово учителя. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о наших детях, какую роль в их воспитании играют взрослые: родители (семья) и школа, как от согласованности действий зависит эффективность процесса воспитания ребёнка. Но сначала давайте с вами познакомимся, а заодно и узнаем, какой теме будет посвящена наша встреча. А знакомиться мы будем так: вы передаёте коробочку друг другу, называете себя, характерную особенность вашего ребёнка и как вы с ним взаимодействуете.
Например: я, Лариса Николаевна, мой ребёнок бывает, упрям, я пытаюсь его переубедить. Или: мой ребёнок самый замечательный и у меня нет проблем. При этом вы выбираете себе кружок из коробочки.
(Родители высказываются и передают коробочку друг другу)
II. Основная часть.
- Посмотрите, какие разные кружки у вас оказались, а если учесть, что речь идёт о детях, мы можем увидеть, насколько многогранны наши дети и насколько различны будут методы взаимодействия с ними. Сегодня мы поговорим о детско-родительских отношениях. (Слайд 1 тема).
Что же такое воспитание? (Высказывания родителей)
Воспитание – это взаимопонимание.
Воспитание – это формирование личности.
Воспитание – это формирование характера ребёнка (норм, правил, морали).
Воспитание – это, прежде всего любовь и понимание близких, основанные на личном опыте старших.
Как видите, мы получили самые разнообразные ответы. Делая вывод, можно сказать, что: воспитание – процесс целенаправленного, систематического формирования личности в целях подготовки её к активному участию в общественной, производственной и культурной жизни.(Слайд 2).
Вот как записано, что такое воспитание в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова.
«Воспитание – навыки поведения, привитые семьёй, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни». (Слайд 3).
Упражнение «Моё солнышко».
- Возьмите на столе лист бумаги с нарисованным солнышком. Нарисуйте схематично лицо вашего ребёнка, каким обычно вы его видите, а на лучиках запишите те качества, которые есть у вашего ребёнка.
(Родителям предлагается два одинаковой величины листа бумаги, склеенные по углам. На нижнем листе изображено солнышко с лучами, на которых написаны все качества, которые может проявлять ребёнок. На верхнем листе такое же солнце, но круг в середине вырезан, а надписи на лучах отсутствуют. Родители выполняют задание.)
- Любой ребёнок имеет свою палитру красок. В нём как бы смешались доброта и агрессия, смелость и страх, тяга к познаниям и лень, смех и слёзы. Но эта палитра гораздо шире, чем вы себе представляете. Снимите верхний слой листка, и вы увидите, как многогранен ваш ребёнок.
Родители читают свои и написанные черты ребёнка.
- Современный мир устроен так, что сегодня всё благополучно, а завтра всё идёт кувырком и кажется, что выхода нет. Но для выживания в этом мире человеку нужны не только положительные качества, но и отрицательные, чтобы он мог постоять за себя, защититься от хамства и насилия. Ребёнок, как и мы, живёт не в идеальном мире. Мне часто приходится слышать вопрос: Как оградить ребёнка от влияния окружающей среды? Как уберечь? Оградить, наверное, нельзя ни стенами квартир, ни тонированными стёклами автомобилей, ни сменой учреждения, ни виртуальным миром компьютера. А вот уберечь, наверное, можно – при условии правильного воспитания. Когда же мы начинаем воспитывать своего ребёнка? (с рождения).
Каждый любящий родитель хотел бы, чтобы ребёнок был похож на него и прошёл тот путь, который мы для него придумали в наших мечтах. Вероятно, ребёнок действительно чем-то напоминает нас. И всё-таки он проживает свою жизнь, и жизненный опыт он получит только свой, спотыкаясь о свои кочки и находя свои способы преодоления трудностей. Поэтому каждый ребёнок сравним только с собой. Ребёнок не стоит на месте, он развивается, он не ординарен. И где гарантия, что те проблемы, которые мы так тщательно прятали в своём ребёнке, не всплывут позже? Где же ребёнок получает больше всего ударов? (сфера общения: семья, школа, улица).
Да, чаще всего это сфера общения ребёнка. В ней он получает как отрицательные, так и положительные эмоции. Я вам предлагаю условно разделиться на три группы: «Семья», «Школа», «Улица». И с позиции той группы, где вы оказались, напишите, какое оказывает влияние та или иная группа на ребёнка, что может дать хорошего или плохого в формировании личности ребёнка. (2-3 минуты). Давайте познакомимся с результатами вашей работы.
ВЫВОД:Сравнивая ответы, мы можем выделить то, что объединяет группы.
(общение ребёнка и семьи, ребёнка и школы, ребёнка и улицы).
У детей довольно большой круг общения. И мы постоянно должны контролировать с кем он общается. Порой взгляд взрослого ребёнок ощущает, даже когда нас нет рядом. Но свобода и постоянный контроль несовместимы. Если не ослабить пресс, взрослея, ребёнок вряд ли сможет самостоятельно решать какие бы то ни было вопросы, спотыкаясь о кочки и натыкаясь на камни жизненных неурядиц. Наверное, вам хотелось бы узнать, а как ребёнок чувствует себя, находясь рядом с вами? Для этого вам нужно заполнить таблицу. На столе лежат карточки, запишите своё мнение в них.
Как я воспитываю своего ребёнка?
Наказываю
Поощряю
Родители вписывают свои высказывания.
- Итак, давайте назовём, как мы наказываем и как поощряем своего ребёнка.
(Родители называют, а я кладу монетки на чашу весов).
Обратите внимание, какая чаша перевешивает? (как правило, чаша с наказаниями, а если наоборот, то очень хорошо, что наказания остались где-то далеко и их так мало, а поощрения делают из наших детей воспитанных ребят).
Семья является самым мощным средством в формировании личности ребёнка.
- Мы стираем все шероховатости, пытаемся сделать ребёнка гладким, удобным. Но для кого? Сможет ли такой ребёнок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребёнке свои, а не его ошибки.
- Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребёнка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.
- Мы ругаем ребёнка, срываемся на нём, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в своё время откликнется физическим протестом.
- Детство, как правило, это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребёнок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребёнка, необходимо иметь ввиду, что чаша поощрений должна перевешивать чашу наказаний в несколько раз. Только тогда ребёнок будет ощущать себя комфортно. Пополните чашу поощрения.
Воспитывая ребёнка, необходимо научить его летать, а не ползать.
- Я хочу предложить вашему вниманию философскую сказку, которая покажет в аллегорической форме, как происходит воздействие на ребёнка и какой (чей) метод наиболее эффективен.
Сказка. "Фиолетовый котенок" Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. — Ну что мне с ним делать? — Кошка всплескивала лапами. — Ведь хороший, умный котенок, а тут — ну что ты будешь делать, хоть кол на голове теши — ни в какую. Только в лунном! Ну что ты будешь делать? — Да что с ним цацкаться? — рычал кабан. — Макнуть его головой в солнечный ушат или просто в речку! Ишь ты — все котята как котята, а этому лунный свет подавай! — Он просто глупый, — каркала ворона. — Голова маленькая, мозгов немного. Вырастет — его из солнечного света не вытащишь! Фиолетовый котенок мыл лапы только в лунном свете. Луна была большая, белая, яркая.
- Милый котенок, — говорила Луна, — а почему ты фиолетовый?
- А, какие бывают еще? — удивлялся котенок.
- У меня есть брат, — сказала. Луна, — он очень большой и ярко-желтый. ---- Хочешь на него посмотреть?
- Конечно, хочу. Он похож на тебя?
- Тогда не ложись спать, когда я стану таять в небе, а немножко подожди. Он выйдет из-за той горы и займет мое место.
Ранним утром котенок увидел Солнце.
- Ух, какой ты теплый! — воскликнул котенок. — А я знаю твою сестру Луну!
- Передай ей привет, — сказало Солнце, — когда встретишь. А то мы редко видимся.
- Конечно, передам.
Фиолетовый котенок теперь умеет мыть лапки не только на солнце, а даже в мыльной ванной.
О чём эта сказка? - Эта сказка об отношении к воспитанию. Кошка, кабан и ворона — это обычные методы воспитания. Это, в сущности, вина, угроза и насмешка.
А. Луна — это символ веры. Она не воспитывает котенка, а расширяет его мир.
- Прежде чем воспитывать, откройте двери в своё детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребёнка? Превосходство или сочувствие к нему? Но самое главное – никогда не воспитывайте ребёнка в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте, один отрежьте. Старайтесь стать для ребёнка таким родителем, о котором вы сами мечтали в детстве.
(высказывания детей о семье. Слайд 4)
- Я хочу вам показать интервью с Богом. Я думаю, что это интервью напрямую связано с нашей темой. ( Интервью с Богом).
III. Рефлексия.
- В заключении хотелось бы мне узнать ваше мнение о нашей встрече.
- Какие свои методы взаимодействия родителей и детей вы хотели бы предложить?
(Высказывания родителей)
- Если вы находитесь в этом классе, на этой встрече, значит, у вас есть семья. Полная или неполная, обеспеченная или не очень, в отдельной квартире или нет – это всё на втором плане. Главное, что она у вас есть. Цените её,берегите, потому что именно семья нужна вам и вашим детям для душевного комфорта. Семья – это ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой – приспособить к жизни в обществе. Я желаю вам успехов в воспитании, чтобы ваши дети всегда вас понимали, идиллии в ваших семьях, любви, душевной теплоты.