«Текстильный конструктор "Кукольный мир", как средство формирования у обучающихся академических и жизненных компетенций»
«Текстильный конструктор "Кукольный мир", как средство формирования у обучающихся академических и жизненных компетенций»
Участие ребенка в создании народной куклы позволяет развить творческое начало. а также активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Текстильный конструктор "Кукольный мир", как средство формирования у обучающихся академических и жизненных компетенций»»
Статья: «Текстильный конструктор "Кукольный мир", как средство формирования у обучающихся академических и жизненных компетенций»
Автор: Здасюк Ирина Владимировна, воспитатель ГПД
Русская народная культура является уникальным явлением педагогического процесса; выражая общечеловеческие ценности и своеобразие национального характера. В ней находит свое отражение весь окружающий нас мир - природа, социальная жизнь, внутренний мир человека, она оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций, творческих способностей.
Не секрет, что за последние десятилетия мы утратили народные традиции и вместе с ними большую часть нравственных ценностей. А ведь в воспитании ребенка как личности народные традиции играют огромную роль. В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность», «бездуховность», мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью своего народа, ощутить гордость за свою страну. Чтобы сохранить и передать следующим поколениям культурные и нравственные ценности нашего народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой состоит в том, что в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Занятия с детьми народной куклой помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, разовьется мелкая моторика — все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе. Традиции использования народных игрушек, кукол помогут сохранить ценности человеческих отношений и этнокультуры в семье, обществе и передавать молодому поколению социальный опыт народа.
В настоящее время очевидна необходимость восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Национальная культура становится первым шагом в освоении ребёнком богатств мировой культуры, присвоение общечеловеческих духовных ценностей.
В нашем сегодняшнем желании узнать, как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли, кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Участие ребёнка в создании народной куклы позволяет развить у него творческие начала, воображение, фантазию. И, в то же время, активизирует познавательную деятельность, воспитывает интерес и любовь к культуре своего народа.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач:
-формирование патриотизма,
-активной жизненной позиции,
-творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций,
-уважения к традиционным ценностям.
Все это находит свое отражение в ряде нормативно – правовых документов:
• Одной из задач ФГОС НОО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
• Статья 64 «Закона об Образовании РФ» указывает на то, что начальное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств.
• Основной целью Государственной «Программы патриотического воспитания детей» является формирование у детей патриотического сознания, гендерной и гражданской принадлежности.
Все образовательные учреждения, решают проблемы, связанные с приобщением школьников к истокам русской народной культуры. Однако этого недостаточно. Необходимо обеспечить высокий уровень общей культуры у всех субъектов образовательного процесса. Для этого нужно изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы: перейти от эпизодических мероприятий к системе работы проводимой с обучающимися и их родителями, выйти за рамки традиционных форм и методов работы.
Актуальность темы на современном этапе очевидна: проблема заключается в том, что, дети мало знают о родном крае, городе, особенностях народных традиций.
Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры?
Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла - часть народной традиции. Изготавливая ее ребенок, постигает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.
Богатая традиция и разнообразие народной куклы вдохновила нас на создание проекта «Путешествие в мир народной куклы», посвященного кукле. Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества. Кукла рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь и сострадание, учит понимать чувства другого человека, его внутренний мир. Такую народную куклу не купить в магазине.
Перед нами, педагогами стояла задача - помочь детям найти пути возвращения традиций и обычаев.
Для успешной реализации поставленных задач данного проекта за основу мы взяли модель взаимодействия: педагог - дети – родители.