Просмотр содержимого документа
«Технология создания приёма «Кроссенс»»
Технология создания приёма «Кроссенс»
Цель:
Продемонстрировать использование приёма «Кроссенс» на уроках как средства развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления обучающихся.
Ожидаемые результаты мастер-класса
Принятие и применение данной технологии участниками мастер-класса
слайд 1
Добрый день, уважаемые коллеги!
Бернард Шоу сказал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменяемся этими яблоками, то у каждого из нас будет одно яблоко... если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи!»
Вашему вниманию я хочу представить мастер- класс, тему которого я раскрою чуть позже. А пока я попрошу аудиторию хором ответить на мои вопросы.
- Какого цвета чистый лист бумаги? (Белого)
- Какого цвета падающий снег? (Белого)
- Что пьёт корова? ( Молоко) ( Воду)
-Конечно, корова пьёт воду, но некоторые не задумываясь сказали «молоко», почему же так произошло? У Вас возникла ассоциация со словом «белый».
- Рассмотрим первую самую простую ассоциативную цепочку.
Слайд 2
Итак, перед вами четыре картинки, что их объединяет? (Ананас, апельсин, абрикос, айва). Такие цепочки хорошо использовать в 1 классе на обучении грамоте. Детям задаю вопрос. Отгадайте букву, которая должна быть в середине. (А)
Теперь немного сложнее. Слайд 3
Обратите внимание, число картинок добавилось.Как связаны картинки друг с другом, если смотреть по периметру? (Баба- Яга-куры – двойка (пара)- попугай- Страна Дураков – Буратино (кукла) - бабочка (куколка) ,у бабочки крылья и у машины крылья, у машины есть дворники, у дворника есть метла и Баба Яга летает на метле.)
- У нас с Вами получился кроссенс. И тема моего мастер-класса «Технология создания приёма «Кроссенс».
Слайд 4
- Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд". Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает "пересечение смыслов".
Кроссенс – это загадка, головоломка, ребус. Это набор картинок. Связи, между которыми могут быть как поверхностными, так и глубинными. Это отличное упражнение для развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления.
Слайд 5
- Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым - писателем, педагогом, математиком и Владимиром Бусленко - доктором технических наук, художником и философом. Кроссенс впервые опубликован в 2002 году в журнале "Наука и жизнь".
Слайд 6
Давайте рассмотрим способы чтения кроссенса.
- Это поле из 9 четырехугольников, в которых помещены изображения. Каждое изображение связано с предыдущим и последующим по смыслу.
В базовом кроссенсе изображения несут прямой смысл и его нужно просто объяснить. Кроссенс высокого уровня образуется на основе замены прямых образов косвенными, такой кроссенс нужно разгадывать.
Слайд 7
Как создать кроссенс?
Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом (словосочетанием) по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.
1.Определить тематику (общую идею).
2.Выбрать 9 элементов (образов), имеющих отношение к теме.
3.Найти связи между элементами.
4.Определить последовательность элементов по типу связи.
5.Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).
6.Подобрать картинки, иллюстрирующие выбранные элементы (образы).
7.Заменить выбранные элементы (образы) картинками.
А теперь, перейдем к практике. На экране вы видите алгоритм создания кроссенса, зачитывать мы его не будем, так как у всех он есть на ваших рабочих листах. Сейчас я попрошу вас объединится в группы. Вам нужно сейчас составить кроссенс из готовых картинок, определить его тему и объяснить его.
Слайд 8
Как любое творческое задание, кроссенсы повышают инициативность, креативность, развивают воображение, повышает мотивацию, развивает логическое мышление, творческие способности идёт формирование всех УУД.
Слайд 9 Как работать с кроссенсом?
Слайд 10 + и – приёма
Итак, я думаю, что коллеги готовы представить итог своей работы.
Слайд 11 выступление 1 группы кроссенс по теме «Волшебная и загадочная 7 в детской литературе» тип улитка
Слайд 12 выступление 2 группы кроссенс по теме «Магическое число 7» тип к середине
Работа по технологии кроссенс трудна, но достаточно интересна.
Какую бы программу или технологию мы ни выбрали, давайте помнить, что главное - это дети, наше будущее. А каким оно будет, во многом зависит от нас.
Я благодарю вас за внимание, активность и желаю всем успехов и профессионального оптимизма , а главное …А что главное попробуйте узнать с помощью кроссенса.
Слайд 13 здоровье
Рефлексия.
-Тем, кому понравился и кто будет использовать в своей практике прием «кроссенс», просто подарите мне свои улыбки.
- Те, которые считают, что этот прием неэффективен и не имеет результативности, ну что ж пусть будет так, возможно вы владеете чем-то более интересным и когда-нибудь тоже представите свой опыт.