Ориентирующий этап | -Ребята, чтобы определить тему занятия, предлагаем вам посмотреть на презентацию и отгадать ребус. (слайд 2) -Скажите, а что такое «ребус»? Что несёт в себе значение этого слова? Кто-нибудь из вас разгадывал ребус? Какой он был? -Итак, как вы думаете, какова тема нашего занятия? (слайд 3) - Хорошо, верно. Что-то вы уже знаете о ребусах, но мне бы хотелось, чтобы вы ближе познакомились со значением слова «ребус». Послушайте, пожалуйста то, что мы вам расскажем. - Итак, «ребус» – это шифровка, носящая развлекательный характер (посмотрим по словарю). В ребусах текс зашифровывается с помощью рисунков, предметов, цифр, букв и т.д. Ребусы появились очень давно, в эпоху возрождения письменности (рисунчатое письмо). В 15 – 16 веках ребусы становятся модным увлечением у народа и при королевских дворах во Франции, Германии, Англии, Италии, а с 1845г и в России. Само название произошло от старинного латинского выражения, которое в переводе на русский язык означает: «Не словами, а при помощи букв». Обратите внимание на презентацию. Это наскальная надпись из Северной Америки. Она повествует о том, как вождь по имени Майенгук отправился в путь на 5 каноэ. Путешествие длилось 3 дня (3 солнца под изогнутым небосводом). Орел – символ храбрости. Другие животные – это изображения добрых духов хранителей. - Ребята, составление ребусов – это умственный труд. Иногда для этого требуется много времени. Но какое удовольствие получаешь, когда ребус разгадан. Знание правил составления и расшифровки ребусов позволяет разгадать любой ребус. - Давайте вспомним несколько правил, которые помогут нам для того, чтобы мы знали как расшифровать ребус. - Если в ребусе между двумя картинками стоит знак «+», то нужно сложить названия рисунков. Например: слово «семья» можно изобразить, написав цифру 7 и букву Я, и поставить между ними знак «+». 7 + я - Если рисунок перевернут «вверх тормашками», название его следует читать наоборот. Например: вместо слова «нос» получается слово «сон». - Когда перед рисунком стоит запятая, от названия предмета следует отбросить первую букву. Например: из слова «муха» получается слово «уха». , - Запятая после рисунка указывает на то, что в названии предмета следует отбросить последнюю букву. Например: из слова «стол» получается слово «сто». , - Две запятые перед или после картинки означают, что надо отбросить от названия две буквы. Однако надо помнить, что обилие запятых перегружает рисунок и делает ребус неоригинальным. - Существуют ребусы, в которых используются только буквы. Здесь нужно использовать различные предлоги. Например: если внутри буквы «о» изобразить цифру 7, то получится слово «восемь». - Если в ребусах встречаются зачеркнутые над рисунками (около рисунка) буквы, надо выбросить указанные буквы из названия предмета. Например: изобразив зачеркнутую букву «к» около рисунка крота, получим слово «рот» К - Знак равенства между буквами над каким-либо рисунком предполагает замену одной на другую. Иногда делают по-другому: зачеркивают букву, которую надо заменить, а рядом ставят ту букву, на которую надо поменять. Например: Если над изображением лука стоит «у = а», следует читать «лак» - Цифры над рисунком указывают, что следует изменить порядок букв в слове. Например: если над изображением куста поставить цифры 3,4,2,1, получится слово «стук» 3, 4, 2, 1 - Вот такие правила помогают нам разгадывать ребусы. Но не думайте, что этот процесс такой легкий. Встречаются «хитрые» ребусы, над разгадкой которых приходится немало потрудиться. | Разгадывают ребус. Ответ: ребус. «Ребус» – это шифровка какого-либо слова. Я разгадывал сложные и простые ребусы. Тема занятия – ребусы. Внимательно слушают рассказ учителя Рассматривают рисунок надписи на презентации. Слушают внимательно правила для разгадывания ребуса |
Деятельностный этап | - А сейчас мы предлагаем вам немножко размяться. Поднимайтесь из-за парт. Проведем физминутку. (видео) - Хорошо, вы большие молодцы. Теперь мы будем разгадывать различные ребусы. Не забывайте про правила- помощники, с которыми вы познакомились. Внимание на слайд. - Итак, первый ребус, давайте проверим. Что у вас получилось? (обсуждение ребусов, проверка) Верно, переходим к следующим ребусам. (слайды 5- 14) - Молодцы. Понравилось вам разгадывать ребусы? - А теперь давайте сделаем так: вы сами превратитесь в шифровальщиков. Ваша задача – создать свой ребус. Помните о правилах «шифровки» и не забывайте самого главного: рисунки в ребусах должны быть ясными и точными. (раздаются листы для работы) Мы можем дать вам небольшую подсказку. Посмотрите на доску, здесь написаны слова, которые можно легко зашифровать. (Лодка = ложка, воронка = ворона, ток). -Итак, ребята, давайте теперь представим ваши работы. -Молодцы. | Выполняют физминутку. Ученики расшифровывают слово, а один из них объясняет, как он это сделал. Первая буква К, а от слова нос мы убираем 2 буквы, потому что в конце картинки 2 запятые, тоже самое делаем со словом игла и в конце буква А. Получилось слово – книга. Ответы: ступень, компьютер, площадь, мороз, аист, минус, силач, молодец. Да. Создают свои ребусы. Рассказывают о своих ребусах. |