Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Чистый ручеёк нашей речи", проведённого в 4 "Б" классе»
Технологическая карта урока
Класс: 4
Тема урока: «Чистый ручеёк нашей речи»
Тип урока: открытие нового знания
Цель урока: иметь представление о правилах речевого этикета
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов:
Формировать:
1) Положительное отношение к школе и учебной деятельности;
2) Потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;
3) Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Формировать умение:
1) Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К)
3) Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К)
4) формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р)
5) Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р)
6) Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.(К)
7) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)
8) Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р)
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
Формировать умение
1.правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.
2.анализ собственной речи, избавление от слов-сорняков;
Оснащение урока:
Материалы для учителя: «Основы религиозных культур и светской этики» Шемшурина А.И., 4 кл., тех.карта, иллюстративный материал, раздаточный материал, карточки для рефлексии, предметы для сценки.
Материалы для учащихся: «Основы религиозных культур и светской этики» Шемшурина А.И., 4 кл.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Методы обучения
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тося Самвеловна, и сегодня урок проведу у вас я. Присаживайтесь!
-С чего мы начинаем каждое занятие?
-Вот что значит простое, обыкновенное здравствуйте. Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение (Приложение1)
-А как нужно здороваться, чтобы на «капельку солнца прибавилось в мире?»
-Надеюсь в будущем, что вы всегда будете пользоваться этим
Приветствуют учителя.
-со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья
-использовать мимику, жесты, интонацию, здороваться, глядя человеку в глаза
(Л 1) Положительное отношение к школе и учебной деятельности;
Психологический тренинг
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ
-Ребята, кто мне напомнит, какова была тема нашего прошлого урока? Совершенно верно!
-А что такое этикет?
- Распределите правила в эти две группы: домашние и школьные (на карточках)
-Почему важно соблюдать этикет?
- Верно! Я вижу, что вы были очень внимательны на прошлом уроке.
- школьные и домашние правила этикета
- Этикет- это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.
Перечисляют знакомые правила.
-Соблюдать этикет необходимо для того чтобы людям было приятно с тобой находиться рядом, общаться.
Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.(К)
Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)
Устный опрос
Практическая работа
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Целеполагание
3.2. Открытие нового знания.
3.3.Первичное закрепление
3.4.Самостоятельная работа
3.5. Повторение и включение в систему знаний
- Приглашаю вас завершить раздел об этикете беседой в лесу на лужайке. Перенесёмся в лес. (видео)
-Что вы видели на видео?
- Какое слово похоже на слово “речка”?
-Что общего между этими словами?
-В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” - говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво.
- Как же звучит тема нашего урока?
- Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Аристотеля «Приятная речь для слуха – своего рода музыка»
Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?
Какие выразительные средства помогли автору?
-Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)
Откройте учебник на с.43, прочитайте последний абзац. (Произнесённое слово....)
Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Одни и те же слова”
Назовите эти слова.
В чём вы видите эмоциональную окраску в произнесении одних и тех же слов?
- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово”
Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?
-Какой вывод мы можем сделать?
Разыгрывание речевой ситуации (игра – тренинг)Приложение 3
- Чем недоволен Коля?
-Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”?
-Как их называют?
-Почему?
-Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков?
-Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать ее течению
Игра «Чистый ручеёк нашей речи»
-Нарисуйте ручеёк и напишите по берегам ручейка слова, засоряющие нашу речь
Я соберу их в мешок и выброшу.
Работа с пословицами и поговорками о языке
-Перед вами лежат карточки, на которых перепутались пословицы. Соберите их, и объясните значение любого из них. (Приложение 4)
-деревья, цветы, речку
-речь
-для речи так же , как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями.
-чистый ручеёк нашей речи
-Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”.
-не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.
-выполняют задание
-собирают пословицы
Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К)
Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)
Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К)
Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)
Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К)
формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р)
Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р)
Диалог
Создание проблемной ситуации
Беседа
Метод стимулирования занимательным содержанием
Обсуждение
Работа с учебником
Беседа
Объсуждение
Инсценирование
Творческое задание
Практическая работа
4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
-Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали?
-С чем часто сравнивают речь человека?
-Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?
Что для себя ты узнал на уроке?
Что расскажите о сегодняшнем уроке своим близким?
-о речевом этикете
-с речкой
-ответы детей
Фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке
Беседа
Тренинг
Самооценка
Приложение 1
Мне навстречу попалась крестьянка, Пожилая, Вся в платках (даже сзади крест-накрест). Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул, По колено увязнув в снегу. — Здравствуйте!— Поклонившись, мы друг другу сказали, Хоть были совсем незнакомы. — Здравствуйте!— Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? — Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой. Мы его в городах потеряли, Потому что нельзя ж перекланяться всем, Кто ходит по улице Горького, В ГУМе толпится И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль. — Здравствуйте!— Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских Поклониться друг другу при встрече (Хотя бы совсем незнакомы) И «здравствуйте» тихо сказать. «Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье, Это — главное в жизни. Я вам главного, лучшего в жизни желаю. — Здравствуйте! Я вас встретил впервые. Но я — человек, и вы человек — Мы люди на этой земле.— Поклонимся же друг другу при встрече И тропинку друг другу уступим (Если даже там снег, Если даже там грязь по колено). — Здравствуйте, Как я рад, Что могу вам это сказать!
Приложение 2
Черёмуха душистая С весною расцвела И ветки золотистые, Что кудри завила. Кругом роса медвяная Сползает по коре, Под нею зелень пряная Сияет в серебре. А рядом у проталинки, В траве между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей. Черёмуха душистая Развесившись, стоит, А зелень золотистая На солнышке горит. Ручей волной гремучею Все ветки обдаёт. И вкрадчиво под кручею Её песенки поёт.
Приложение 3
Герои: Лёня и Коля.
- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?
- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов “ну” и “значит”. Это слова-сорняки, они засоряют речь.
- Ну а кто всё время говорит “ну”!
- Да ты только что сказал “ну”!
-Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!
- Опять говоришь так!
- Ну как же с тобой говорить?
- Без “ну” и без “значит”.
- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.