1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тося Самвеловна, и сегодня урок проведу у вас я. Присаживайтесь! -С чего мы начинаем каждое занятие? -Вот что значит простое, обыкновенное здравствуйте. Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение (Приложение1) -А как нужно здороваться, чтобы на «капельку солнца прибавилось в мире?» -Надеюсь в будущем, что вы всегда будете пользоваться этим | Приветствуют учителя. -со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья -использовать мимику, жесты, интонацию, здороваться, глядя человеку в глаза | (Л 1) Положительное отношение к школе и учебной деятельности; | Психологический тренинг |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | -Ребята, кто мне напомнит, какова была тема нашего прошлого урока? Совершенно верно! -А что такое этикет? - Распределите правила в эти две группы: домашние и школьные (на карточках) -Почему важно соблюдать этикет? - Верно! Я вижу, что вы были очень внимательны на прошлом уроке. | - школьные и домашние правила этикета - Этикет- это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям. Перечисляют знакомые правила. -Соблюдать этикет необходимо для того чтобы людям было приятно с тобой находиться рядом, общаться. | Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.(К) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П) |
Устный опрос
Практическая работа
|
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3.1. Целеполагание 3.2. Открытие нового знания. 3.3.Первичное закрепление 3.4.Самостоятельная работа 3.5. Повторение и включение в систему знаний | - Приглашаю вас завершить раздел об этикете беседой в лесу на лужайке. Перенесёмся в лес. (видео) -Что вы видели на видео? - Какое слово похоже на слово “речка”? -Что общего между этими словами? -В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” - говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво. - Как же звучит тема нашего урока? - Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Аристотеля «Приятная речь для слуха – своего рода музыка» -Послушайте стихотворение С.Есенина «Черёмуха» (Приложение 2) Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете? Какие выразительные средства помогли автору? -Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.) Откройте учебник на с.43, прочитайте последний абзац. (Произнесённое слово....) Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Одни и те же слова” Назовите эти слова. В чём вы видите эмоциональную окраску в произнесении одних и тех же слов? - Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово” Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба? -Какой вывод мы можем сделать? Разыгрывание речевой ситуации (игра – тренинг)Приложение 3 - Чем недоволен Коля? -Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”? -Как их называют? -Почему? -Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков? -Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать ее течению Игра «Чистый ручеёк нашей речи» -Нарисуйте ручеёк и напишите по берегам ручейка слова, засоряющие нашу речь Я соберу их в мешок и выброшу. Работа с пословицами и поговорками о языке -Перед вами лежат карточки, на которых перепутались пословицы. Соберите их, и объясните значение любого из них. (Приложение 4) |
-деревья, цветы, речку -речь -для речи так же , как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями.
-чистый ручеёк нашей речи
-Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”. Эпитеты (душистая, золотистая, медвяная, пряная, серебряный, гремучею), сравнение (Что кудри завила), олицетворение(песенки поёт) -ответы детей
-читают рассказ -пойди воды принеси -ответы детей -читают -ответы детей
-разыгрывают ситуацию -речью Лени -нет -Слова-сорняки; -они засоряют нашу речь -не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.
-выполняют задание
-собирают пословицы
| Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П) Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П) Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К) формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р) Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) |
Диалог
Создание проблемной ситуации
Беседа
Метод стимулирования занимательным содержанием
Обсуждение
Работа с учебником
Беседа Объсуждение
Инсценирование
Творческое задание
Практическая работа |
4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | -Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали? -С чем часто сравнивают речь человека? -Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим? Что для себя ты узнал на уроке? Что расскажите о сегодняшнем уроке своим близким?
| -о речевом этикете -с речкой
-ответы детей | Фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке | Беседа Тренинг
Самооценка |