kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Чистый ручеёк нашей речи", проведённого в 4 "Б" классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработан в соответствии с ФГОС. Помогает учителю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока ОРКСЭ на тему "Чистый ручеёк нашей речи", проведённого в 4 "Б" классе»

Технологическая карта урока

Класс: 4

Тема урока: «Чистый ручеёк нашей речи»

Тип урока: открытие нового знания

Цель урока: иметь представление о правилах речевого этикета

Учебные задачи:

Направленные на достижение личностных результатов:

Формировать:

1) Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

2) Потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий;

3) Умение фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке

Направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Формировать умение:

1) Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К)

3) Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К)

4) формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р)

5) Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р)

6) Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.(К)

7) Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)

8) Фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии (Р)

Направленные на достижение предметных результатов обучения:

Формировать умение

1.правильно произносить и употреблять слова, составлять из них фразы, строить речь в целом.

2.анализ собственной речи, избавление от слов-сорняков;

Оснащение урока:

Материалы для учителя: «Основы религиозных культур и светской этики» Шемшурина А.И., 4 кл., тех.карта, иллюстративный материал, раздаточный материал, карточки для рефлексии, предметы для сценки.

Материалы для учащихся: «Основы религиозных культур и светской этики» Шемшурина А.И., 4 кл.






Этап урока


Деятельность учителя


Деятельность учащихся


УУД


Методы обучения

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап)

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Тося Самвеловна, и сегодня урок проведу у вас я. Присаживайтесь!

-С чего мы начинаем каждое занятие?

-Вот что значит простое, обыкновенное здравствуйте. Об этом удивительном слове поэт Владимир Солоухин написал стихотворение (Приложение1)

-А как нужно здороваться, чтобы на «капельку солнца прибавилось в мире?»

-Надеюсь в будущем, что вы всегда будете пользоваться этим

Приветствуют учителя.



-со слов приветствия, пожелания друг другу здоровья




-использовать мимику, жесты, интонацию, здороваться, глядя человеку в глаза

(Л 1) Положительное отношение к школе и учебной деятельности;

Психологический тренинг

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

-Ребята, кто мне напомнит, какова была тема нашего прошлого урока? Совершенно верно!

-А что такое этикет?



- Распределите правила в эти две группы: домашние и школьные (на карточках)

-Почему важно соблюдать этикет?

- Верно! Я вижу, что вы были очень внимательны на прошлом уроке.


- школьные и домашние правила этикета

- Этикет- это внешнее оформление поведения человека в обществе, чтобы быть приятным другим людям.

Перечисляют знакомые правила.


-Соблюдать этикет необходимо для того чтобы людям было приятно с тобой находиться рядом, общаться.


Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи.(К)

Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)




Устный опрос





Практическая работа




3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание

















3.2. Открытие нового знания.















3.3.Первичное закрепление



























3.4.Самостоятельная работа





3.5. Повторение и включение в систему знаний

- Приглашаю вас завершить раздел об этикете беседой в лесу на лужайке. Перенесёмся в лес. (видео)

-Что вы видели на видео?

- Какое слово похоже на слово “речка”?

-Что общего между этими словами?




-В словарях сохранилось ранее употребляемое слово “речёт” - говорит. Это близко по звучанию слову течёт, которое применимо и к речке, и к речи. Плавно течёт речка, т.е спокойно. Плавно течёт речь, т.е. складно, красиво.

- Как же звучит тема нашего урока?

- Эпиграфом к нашему уроку будет высказывание Аристотеля «Приятная речь для слуха – своего рода музыка»


-Послушайте стихотворение С.Есенина «Черёмуха» (Приложение 2)

Почему с этих строк начинаем разговор о речевом этикете?




Какие выразительные средства помогли автору?




-Перечитайте последние четыре строки. Какую картину вы представляете себе? (Словесное рисование.)


Откройте учебник на с.43, прочитайте последний абзац. (Произнесённое слово....)

Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Одни и те же слова”

Назовите эти слова.

В чём вы видите эмоциональную окраску в произнесении одних и тех же слов?

- Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского “Я хочу сказать своё слово”

Какие разные оттенки настроения дал нам почувствовать автор в описании неба?

-Какой вывод мы можем сделать?


Разыгрывание речевой ситуации (игра – тренинг)Приложение 3

- Чем недоволен Коля? 

-Замечает ли Лёня в своей речи “лишние слова”?

-Как их называют?

-Почему? 

 -Какой вывод можно сделать, понаблюдав за разговором мальчиков?

-Чтобы речка текла плавно, была полноводной, ничто не должно мешать ее течению


Игра «Чистый ручеёк нашей речи»

-Нарисуйте ручеёк и напишите по берегам ручейка слова, засоряющие нашу речь

Я соберу их в мешок и выброшу.


Работа с пословицами и поговорками о языке

-Перед вами лежат карточки, на которых перепутались пословицы. Соберите их, и объясните значение любого из них. (Приложение 4)




-деревья, цветы, речку


-речь

-для речи так же , как и для речки, важно плавное течение. Хорошо, когда речка полноводная, а речь наполнена смыслом и образными выражениями.







-чистый ручеёк нашей речи







-Поэзия С.Есенина – образец чистой русской речи. Его стихи красивы и музыкальны. С древнейших времён люди заметили, что приятная для слуха речь – “своего рода музыка”.

Эпитеты (душистая, золотистая, медвяная, пряная, серебряный, гремучею), сравнение (Что кудри завила), олицетворение(песенки поёт)

-ответы детей







-читают рассказ

-пойди воды принеси

-ответы детей

-читают

-ответы детей



-разыгрывают ситуацию

-речью Лени

-нет


-Слова-сорняки;

-они засоряют нашу речь

-не употребляйте в своей речи лишние, сорные слова, не имеющие никакого значения, а лишь мешающие людям понимать друг друга.





-выполняют задание







-собирают пословицы




Включаться в диалог с учителем и сверстниками; (К)


Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)











Строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами (К)





Формировать умение выполнять анализ объектов с целью выделения признаков. (П)





Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической формой речи. (К)












формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;(Р)

Выражать положительное отношение к процессу познания, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р)





Диалог



Создание проблемной ситуации





Беседа









Метод стимулирования занимательным содержанием



Обсуждение











Работа с учебником





Беседа

Объсуждение









Инсценирование









Творческое задание











Практическая работа

4.РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

-Итак, давайте подведём итоги сегодняшнего занятия. А для этого ещё раз вспомним, о чём же мы разговаривали?

-С чем часто сравнивают речь человека?

-Какие же советы мы дадим человеку, который хочет, чтобы его речь действительно как реченька журчала и была приятна окружающим?

Что для себя ты узнал на уроке?

Что расскажите о сегодняшнем уроке своим близким?





-о речевом этикете



-с речкой





-ответы детей

Фиксировать в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке

Беседа

Тренинг



Самооценка





















Приложение 1

Мне навстречу попалась крестьянка,
Пожилая,
Вся в платках (даже сзади крест-накрест).
Пропуская ее по тропинке, я в сторону резко шагнул,
По колено увязнув в снегу.
— Здравствуйте!—
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хоть были совсем незнакомы.
— Здравствуйте!—
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
— Здравствуйте!— был ведь когда-то обычай такой.
Мы его в городах потеряли,
Потому что нельзя ж перекланяться всем,
Кто ходит по улице Горького,
В ГУМе толпится
И даже кто вместе с тобой приходит в театр, на спектакль.
— Здравствуйте!—
Был ведь, был ведь прекрасный обычай у русских
Поклониться друг другу при встрече
(Хотя бы совсем незнакомы)
И «здравствуйте» тихо сказать.
«Здравствуйте!» — то есть будьте в хорошем здоровье,
Это — главное в жизни.
Я вам главного, лучшего в жизни желаю.
— Здравствуйте! Я вас встретил впервые.
Но я — человек, и вы человек —
Мы люди на этой земле.—
Поклонимся же друг другу при встрече
И тропинку друг другу уступим
(Если даже там снег,
Если даже там грязь по колено).
— Здравствуйте,
Как я рад,
Что могу вам это сказать!

Приложение 2

Черёмуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.
А рядом у проталинки,
В траве между корней,
Бежит, струится маленький
Серебряный ручей.
Черёмуха душистая
Развесившись, стоит,
А зелень золотистая
На солнышке горит.
Ручей волной гремучею
Все ветки обдаёт.
И вкрадчиво под кручею 
Её песенки поёт.

Приложение 3

Герои: Лёня и Коля.

- Привет, Коля! Ну, значит, пойдём в бассейн?

- Слушай, Лёня, я тебе сколько раз говорил, что нужно отвыкать от слов “ну” и “значит”. Это слова-сорняки, они засоряют речь.

- Ну а кто всё время говорит “ну”!

- Да ты только что сказал “ну”!

-Ну что с тобой, Коля? Я, значит, ошибся!

- Опять говоришь так!

- Ну как же с тобой говорить?

- Без “ну” и без “значит”.

- Ну, значит, буду говорить так, как ты мне советуешь.

Приложение 4

Речами тих, да сердцем лих.

Речь красна слушанием.

Говори, да не заговаривайся.

Говорит, словно реченька журчит.





































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бабаян Тося Самвеловна

Дата: 27.12.2018

Номер свидетельства: 492985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства