Просмотр содержимого документа
«Тандем в работе учителей и родителей с детьми с овз»
Белобородова Ольга Анатольевна
МБОУ СОШ №4,г. Бирск
ТАНДЕМ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье.» (В. А. Сухомлинский).
Роль педагога в судьбе ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - это прежде всего работа с родителями. Что же значит работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий.
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие "объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Как заинтересовать родителей в совместной работе с педагогом? Конечно же, самым распространенным решением проблемы раньше была беседа, консультация психологов, но в век инноваций и новых технологий появилось много иных методов работы с родителями, которые могут успешно применять молодые педагоги, чтобы найти ту «золотую» середину, которая так необходима при взаимодействии с семьей.
Нейтрализовать страхи родителей, создать у них убеждение о возможных высоких результатах ребенка в учебе помогут следующие формы работы.
I.Изложение родителям при первом знакомстве основных принципов подхода учителя к их ребенку:
1. Принятие ребенка с ОВЗ, как и всех остальных детей
2. Включение его в одинаковые с другими детьми виды деятельности, но с разными задачами.
3. Участие ребенка во внеклассной деятельности: в конкурсах, разработках творческих и научных проектов, смотрах знаний, совместных играх.
Участие в конкурсе – это один из способов самосовершенствования. Он тем самым развивает свои умения, поднимается на ступень выше в своём развитии. У ребёнка начинает появляться уверенность «я могу». Конкурс даёт возможность ребёнку показать свои достижения, умения и таланты, выделиться из массы. Это придаёт ему силы и уверенности в жизни, появляется стремление быть лучше.
Приведём прим из жизни: так, в 2018году, я подготовила своего воспитанника на VI открытый конкурс творчества детей и подростков с ОВЗ «Созвездие талантов», который проходил в городе Уфа, и получили диплом 2 степени в номинации «Художественное чтение» со стихотворением «Мой Урал!» Салавата Юлаева.
II.Анкетирование родителей и посещение семьи. Цель – узнать микроклимат семьи и ее готовность к совместной со школой работе.
Ш.Совместная разработка режима ребенка, учебного плана, общих единых требований учителя и родителей
1. Общие требования в учебной и трудовой деятельности ребенка.
2. Общая сбалансированная система требований и поощрений.
3. Совместные действия по укреплению уверенности ребенка в своих силах и возможностях.
4. Совместная работа по преодолению ребенком неполноценности и страхов.
5. Акцентирование внимания в школе и дома исключительно на способностях и возможностях ребенка.
IV.Периодические визиты в семью с целью больше узнать об интересах, умениях и навыках ребенка, знакомить родителей с его успехами, помочь организовать выполнение домашних заданий и соблюдение режима. V.Проведение в школе консультаций по возникающим у родителей вопросам.
VI.Проведение совместных индивидуальных уроков по системе ученик-педагог- родитель.
VIII.Проведение открытых уроков для родителей с видеосъемкой и их детальный разбор.
Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний. Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, однако главная роль в этом процессе принадлежит классному руководителю, поскольку он разрабатывает конкретные мероприятия, направленные на психологическую поддержку родителей.
Такое сотрудничество со специалистами школы помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.