kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Судакова Татьяна Александровна

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект выполнен по теме "Следы прошлого". О жизни мамонтов и почему они вымерли.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Судакова Татьяна Александровна»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №5

Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области






Исследовательская работа

СЛЕДЫ ДАЛЕКОГО ПРОШЛОГО





Автор: Тинта Анна, 1 класс

Руководитель: Судакова Татьяна Александровна








г. Усть-Кут, 2021 год



Оглавление


Введение…………………………………………………………………….….…...3

Основная часть

  1. Жизнь мамонтов……………………………………………………………….5

  2. Почему вымерли мамонты …………………………………………………...6

  3. Откуда люди узнали о мамонтах…………………………………………….7

  4. Останки мамонтов, найденные в Усть-Кутском районе…………………....9

Заключение……………………………………………………………………….11

Словарь терминов………………………………………………………………....12

Список использованных источников информации……………………….…….13

















Введение.

Актуальность темы исследования:

Я очень люблю мультфильм «Мама для мамонтенка». Из мультфильма узнала, что на земле много лет назад жили такие животные как мамонты. Оказывается, это не единственный мультфильм про мамонта. В интернете мне удалось найти и другие: «Ледниковый период», «Мультик про мамонтенка Диму», «Космические археологи. Эффект мамонта». Меня заинтересовало, действительно ли существовали мамонты? Почему мамонтов нет в настоящее время? И жили ли мамонты в наших краях?

Объект исследования: мамонт.

Предмет исследования: история существования мамонтов на Земле.

Цель исследования: Узнать, что это за животное - мамонт? Как жили, чем питались? Почему вымерли? Жили ли мамонты в наших краях?

Задачи исследования:

-изучить и проанализировать информацию по теме;

-узнать о том, как жили мамонты;

-выяснить причины вымирания мамонтов;

-собрать материал об уникальных находках останков мамонтов на территории Усть-Кутского района;

-обобщить полученные результаты;

-подготовить отчет в форме слайдовой презентации PowerPoint о мамонтах.

Гипотеза:

Могу предположить, что мамонты могли жить на территории Усть-Кутского района и имели большое значение в жизни древних людей.

Методы исследования:

-теоретический анализ и обобщение научной и художественной литературы, материалов сети Internet;

-экскурсии в Усть-Кутский исторический музей и музеи школ г. Усть-Кута

-интервью;

-фотографирование;

- практические занятия по археологии в музее





























1. Жизнь мамонтов.

Из мультфильмов, фильмов и прочитанных книг я узнала, что мамонт внешним видом напоминал слона, но был значительно крупнее. Мамонты были отлично приспособлены к жизни в суровых условиях холодного климата; обитали в Европе, Азии, Африке и Северной Америке. Животные достигали высоты 5,5 метров и массы тела 14—15 тонн. Мамонты обладали массивным туловищем, длинной шерстью и длинными изогнутыми бивнями; последние могли служить мамонту для добывания пищи в зимнее время из-под снега. Огромные бивни у крупных самцов достигали 4 метров в длину. Также, бивни могли быть использованы в оборонительных целях, чтобы отгонять голодных саблезубых тигров. Молодые мамонты использовали маленькие бивни летом для обдирания коры деревьев – ивы, осины, лиственницы и ели. Мамонт был травоядным животным, ему ежедневно требовалось 300-400 кг травянистой пищи: трава, осока, злаки, побеги ивы, березы, ольхи. Всего у мамонта было 4 зуба, два снизу и два сверху. По форме они напоминают терку, это было необходимо мамонту для перетирания травянистой пищи. Из-за того, что мамонту приходилось перетирать большое количество пищи, зубы его стирались и вырастали заново до 6 раз в течение жизни. Жили мамонты около источников воды. В зимнее время грубая шерсть мамонта состояла из волос длиной 90 сантиметров. Предполагается, что шерстистые мамонты жили группами по 2-9 особей и возглавляли их старшие самки. Продолжительность жизни мамонтов была примерно такой же, как у современных слонов, т. е. 60–65 лет.







2. Почему вымерли мамонты.

Мамонты вымерли около 10 тысяч лет назад во время последнего Ледникового периода. Ледниковый период – это период похолодания климата и возникновения материковых ледниковых покровов.

В настоящее время существует две основные гипотезы вымирания мамонтов: первая основывается на том, что существенную роль в этом сыграли древние люди, охотившиеся на мамонтов. Гигантские размеры мамонта делали его особо желанной добычей первобытных охотников. Древний человек охотился на мамонта, это было очень трудно, его шкуру не пробивали ни стрелы, ни копья, ни камни. Поэтому древние люди охотились группами. С криками и шумом они гнали животное к обрывистому берегу реки или к краю скалы, откуда оно срывалось и погибало. Мясо употребляли в пищу, из шкуры шили одежду, кости мамонта использовали для строительства жилищ, кости и бивни мамонта служили столбами, опорой сооружения. Из костей мамонта древний человек делал наконечники стрел, ножей, копий и других орудий для охоты и труда.

Вторая гипотеза объясняет вымирание мамонтов из-за быстрого изменения климата. 10 000 лет назад лес был сплошь покрыт густой травой. Малоснежные суровые зимы не мешали мамонтам получать в большом количестве замороженную траву, а длинные густые волосы, толстый подшерсток и запасы жира помогали им справляться даже с сильными морозами.

Но вот климат сменился - стал более влажным. Тонкая корка лёсса была смыта летними дождями, а окраины Сибири превратились из северных степей в топкую болотистую тундру. Мамонты оказались не приспособленными к влажному климату: они проваливались в болота, их теплый подшерсток промокал под дождями, толстый слой выпадавшего зимой снега не позволял добираться до скудной тундровой растительности. Поэтому мамонты вымерли.


3. Откуда люди узнали о мамонтах?

Мультфильм «Про мамонтёнка Диму» был создан под впечатлением истории про мамонтёнка, которого нашли в 1977 году, в устье ручья «Дима» Магаданской области. Благодаря такой находке ученым удалось определить строение мамонта и особенности его жизни.

Многочисленные кости мамонтов были найдены на стоянках древнего человека каменного века; обнаружены также рисунки и скульптуры мамонтов, сделанные доисторическим человеком.

В Сибири и на Аляске известны случаи нахождения трупов мамонтов, хорошо сохранившихся благодаря пребыванию их в толще многолетней мерзлоты. Одним из первых скелетов мамонта с сохранившимися остатками мягких тканей был найден охотником О. Шумаковым в дельте реки Лены, на полуострове Быковском в 1799 году. Экспонат был собран и выставлен в Кунсткамере, а позже перенесён в Зоологический музей Академии Наук.

Много останков было найдено вдоль реки Лены. В г. Якутске всемирный музей Мамонта. Музей занимается поисками и изучением мамонтов и мамонтовой фауны, природной среды ледникового периода. В этом музее хранится целый скелет мамонта. Большинство останков мамонтов были обнаружены именно в Якутии.

В 2010–2011 гг. на севере Якутии были обнаружены замороженные останки самки мамонта, которую назвали Юка, она была подросткового возраста весом 106 килограммов. Ученые считают, что мамонтенок вероятно стал жертвой первобытных охотников. На туше Юки обнаружена рана на правом боку.

В 1970-е годы выкапывали котлованы для будущего цеха Братского алюминиевого завода, тогда было обнаружено настоящее кладбище мамонта, шерстистого носорога, дикого быка, древнего оленя и дикой лошади. Одни ученые предполагают, что в этом месте когда-то находилось болото и какое-то стихийное бедствие, возможно пожар, заставило животных броситься в него.

Археологи, до сих пор находят останки древних животных, изучают их и на основе этого мы имеем представление о мамонтах и их жизни. Останки мамонтов хранятся в музеях по всему миру.

Память о древних животных увековечили в Иркутской области. Скульптурную композицию, представляющую собой двух мамонтов и мамонтенка, установили на въезде в поселок Мальта, который всему миру известен тем, что еще в 1920-е годы здесь была найдена стоянка древнего человека и останки вымерших животных.























4. Останки мамонтов, найденные в Усть-Кутском районе.

Я решила отправиться в Усть-Кутский исторический музей, узнать находили ли останки мамонтов на территории Усть-Кутского района. В музее я узнала о том, что с помощью археологических раскопок на территории Усть-Кутского района были обнаружены множественные останки мамонтов. В музее хранятся бивни, берцовые кости, фрагмент челюсти с зубом мамонта и отдельные зубы.

Научный сотрудник рассказала мне о том, что эти археологические находки, поднятые в Усть-Кутском районе, говорят о существовании мамонтов на территории Усть-Кутского района. Но не только археологи, но и жители Приленья часто во время проведения сельскохозяйственных работ, охоты, строительства находят останки давно вымерших животных. Впервые в 1948 году в селе Марково Усть-Кутского района в школу передали бивни и зубы мамонта. Бивень шерстистого мамонта, который хранится в музее, был обнаружен охотниками в 1982 г. на реке Нэпа Иркутской области и доставлен в Усть-Кут на вертолете. Этот бивень, в длину 2 метра 40 см., исходя из этого, можно предположить, что это бивень старого самца. По найденным останкам можно получить ценную информацию о жизни древних животных – такие останки называют палеонтологическим материалом. Как сохранить исторические находки? Для того чтобы сохранить экспонаты на длительный срок, за ними необходимо ухаживать. Удалять пыль, соблюдать температуру и влажность в помещении. А еще для того чтобы кости не рассыпались, их обрабатывают специальным раствором. Мне удалось поучаствовать в консервации зуба мамонта и очисть берцовую кость мамонта, переданную в музей Александром Владимировичем Щепиным. Во время проведения земляных работ, на участке дороги от села Подымахино Усть-Кутского района, ковшом экскаватора он зацепил кость, привез домой, чтобы передать в музей.

Почти в каждой школе г. Усть-Кута есть школьный музей. Первым делом я решила посетить музей свое школы № 5. Руководитель школьного музея Эмилия Андреевна Прокопьева показала и рассказала, что в школьном музее хранится зуб мамонта, переданный школе известным в Усть-Куте археологом Инешиным Александром Валерьевичем. Следующий музей, который я посетила, был музей школы № 9. В этом музее хранятся фрагменты берцовой кости мамонта, фрагмент зуба и зуб маленького мамонтенка. В музее школы № 4 так же хранится фрагмент зуба мамонта и кости древних животных, которые в настоящее время определить не возможно. Самая большая коллекция палеонтологических материалов собрана в музее школы № 2. В коллекции представлены: челюсти взрослого мамонта и маленького мамонтенка, фрагмент бивня мамонта, этот бивень с очень большим диметром, скорее всего он принадлежал старому и крупному мамонту. Все эти экспонаты подтверждают то, что на территории Усть-Кутского района действительно существовали мамонты и другие древние животные, такие как носорог и бизон.



















Заключение.


Мамонты очень красивые и добрые животные. Они были сильными и выносливыми. Из-за меняющегося климата им приходилось приспосабливаться к новым условиям, чтобы выжить, но, несмотря на свою силу и мощь, выжить мамонтам не удалось.

На сегодняшний день исследования о причинах гибели мамонтов продолжаются, возможно, ученые придут к одному мнению и найдут способ, как избежать массовой гибели редких животных. А человек задумается о своем отношении к окружающему миру и сделает все возможное, чтобы его сохранить.

Проведя исследование, я подтвердила своё предположение о том, что мамонты   жили на территории Усть-Кутского района, на сегодняшний день в музеях г. Усть-Кута хранится три фрагмента челюстей мамонта, два фрагмента челюстей взрослых особей и одна челюсть мамонтенка, возможно, это была семья. Я очень люблю рисовать, когда вырасту, хочу стать анимационным художником, возможно, я создам мультфильм о семье мамонтов из Усть-Кута, а пока я нарисовала рисунок семьи мамонтов, живших на Усть-Кутской земле. 

Очень хочется верить, в то, что ученые смогут клонировать мамонта. И у людей появится возможность увидеть это прекрасное животное вживую.













Словарь терминов


Археология - историческая дисциплина, изучающая прошлое человечества по вещественным источникам

Ледниковый период - периодически повторяющийся этап геологической истории Земли (продолжительностью в несколько миллионов лет), во время которого наблюдается общее относительное похолодание климата и возникают значительные разрастания материковых ледниковых покровов.

Мамонт - вымерший род млекопитающих, живших в четвертичном периоде, из семейства слоновых.

Палеонтология – это наука, которая изучает особенности строения и жизнедеятельности организмов, которые существовали в геологическом прошлом, по сохранившимся ископаемым останкам, следам жизнедеятельности и ориктоценозам.



















Список использованных источников информации

  1. Азбука природы. Более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, её растительном и животном мире.- Москва, издательский дом «Ридерз Дайджест», 1997.- 336с.



  1. «Вокруг света». Журнал. Новости. Воскрешение мамонта 2012 г.- www.vokrugsveta.ru



  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4.-М.: Русский язык, 1978. Т.2. И-О, 1979. 779с.



  1. Детская энциклопедия. От Большого взрыва к человеку разумному. Том 1. Москва «ТЕРРА-TERRA»-1997г. - 96с.



  1. Зоологический музей РАН г. Санкт-Петербург. Мамонты и мамонтовая фауна- http://www.zin.ru/museum/expositions/mammoth_fauna.html



  1. Легенды о мамонте- http://ivoryart.ru/legendy_o_mamonte



  1. Мамонты - Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%EC%EE%ED%F2%FB



  1. Рычкова Ю.В. Вымершие животные.- М.: Вече, 2005.-160с.



  1. Щипачев С.П. Избранное. Издательство: «Художественная литература».

– 1988 г.- 399с.



  1. Яковлева И.Н., Яковлев В.Н. По следам минувшего: Научно-художественная литература-М.: Дет.лит., 1983.-319с., ил.



12



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Судакова Татьяна Александровна

Автор: Татьяна Александровна Судакова

Дата: 16.12.2021

Номер свидетельства: 595004


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства