kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий новогоднего праздника "Нового года не будет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

пгкшулроптмвлоашулимтдвыаоквы

ауоцшщоартвцжыалоиуьтмьцзАОЦЫ

КЩЦШОПРМТДЫАЛКУЛОЬВТИМТДЦВЫА

ВлОЛОЬТМЖЦ

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий новогоднего праздника "Нового года не будет"»

2










РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

В 2024-2025 УЧЕБНОМ ГОДУ

Занятие 1.5

«Ключ к семейной гармонии доверительное общение»

Цель: сформировать представления родителей о путях достижения гармонии в семье на основе доверительных отношений с детьми.

Задачи:

мотивировать родителей на построение гармоничных, доверительных отношений с детьми;

раскрыть значение и важность доверия между детьми и родителями как основы для построения гармоничных семейных взаимоотношений;

развивать навыки построения доверительных отношений посредством активных методов воспитания и обучения.

Национальные ценности и качества личности: сотрудничество, родительский долг, уважение, эмоциональный интеллект, социальный интеллект, ответственность, креативность, отзывчивость, открытость, готовность сотрудничать.

План

I. Вводная часть:

  • приветствие, психологический настрой, деление на группы II. Основная часть

  • Мозговой штурм «Что такое доверие?»

  • Просмотр и обсуждение видеоролика «Взаимопонимание»

  • Работа в группах по методу «Карусель»

  • Работа в парах. Упражнение «7 магических ключей к семейной гармонии»

  • Упражнение «Доверительное падение»

III. Заключительная часть

  • Обратная связь.

  • Рефлексия


Ожидаемые результаты

Родители:

сформируют готовность для построения доверительных отношений в семье; углубят представления о необходимости создании гармонии в семье на основе доверительных отношений с детьми;

выработают навыки построения доверительных отношений в семье.

Продолжительность занятия 60 мин.


Хроном етраж

Содержание

Ресурсы


I. Вводная часть




2 мин.

















8 мин.

На входе каждый родитель получает мотивационную карточку на тему доверия.



Педагог: Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на очередном занятии Центра педагогической поддержки родителей. Для того, чтобы помочь вам сформировать чувство близости и кома духа на сегодняшнем занятии, я предлагаю вам выполнить упражнение «Найди общее».


Упражнение-тренинг «Найди общее»

Цель: формирование чувства близости с другими людьми, принятие друг друга, осознание собственной самоценности и ценности каждого человека.

Участники встают в круг. Ведущий передает по кругу мяч со словами: «Посмотрите внимательно на каждого из присутствующих и подумайте, что нас всех может объединять». Передавая мяч, каждый участник называет один общий для всех признак. Например, мы все родители учеников 3 «Б» класса.

Педагог: Все родители мечтают о доверительных отношениях со своими детьми. Но как достичь такой гармонии? Как приучить ребенка делиться своими переживаниями, чувствами и страхами? Конечно, универсального рецепта нет, но общие рекомендации педагогов и психологов с учетом особенностей ребенка помогут вам, родителям, выбрать нужную линию поведения.

На входе вы все получили мотивационные карточки на тему доверия. Прошу вас поделиться на четыре группы согласно полученным катрочкам.

Деление на группы посредством мотивационных карточек (приложение 1). Группы выбирают

Слайд 1

Слайд 2

Карточки на тему доверия

№1, 2, 3, 4

(приложен ие 1)











Слайд 3


Мяч или клубок ниток














Карточки

№1, 2, 3, 4

Группа №1

Группа № 2

Группа №3

Группа №4


















спикеров, которые в ходе занятия будут выступать от их имени. Педагог напоминает правила занятия: уважать друг друга, соблюдать тайминг, не

перебивать участников, давать возможность высказаться каждому.



3 мин.











8 мин.

ІІ. Основная часть

Для начала предлагаю вам посмотреть и обсудить видеоролик о семье. https://youtu.be/GB_seMNBzcQ?si=yjwublNtwDYEOJm D «Притча о семье» (100 раз прощение, 100 раз любовь, 100 раз терпение)

Обсуждение видеоролика

Согласны ли вы со старейшиной?

Какое правило вы бы добавили к этим трем? (Заслушиваются ответы родителей. Необходимо подвести их к важности доверия.)

Мозговой штурм «Что такое доверие?» (облако слов методом «6–3–5»)

Группы обсуждают изречения о доверии, которые написаны у них на карточках. Каждый участник группы на карточке / листе бумаги пишет за одну минуту три свои мысли о том, что такое доверие. После этого группы обмениваются карточками и дополняют идеи друг друга. В конце все вместе делают обобщение о том, что такое доверие.

Доверие в социологии и психологии – это открытые взаимоотношения между людьми, содержащие уверенность в порядочности другого человека, с которым доверяющий находится в тех или иных отношениях; это чувство или субъективная убежденность в том, что в тех или иных отношениях мы получим поддержку, честность, искренность, принятие.

У родителей, которые действительно заботятся о потребностях своих детей, создают безопасное пространство для их развития и дарят эмоциональную теплоту, вырастает ребенок, который доверяет миру и самому себе, не боится открыться людям. Но если родители игнорируют ребенка, запрещают ему

проявлять чувства и высказывать свои желания, он


Слайд 4 Видеороли к о правилах счастливо й семьи






Слайд 5












3 мин.





15 мин.

вырастает закрытым и недоверчивым. Уважаемые родители, на столах у каждой группы лежат листы с заданиями, памятки с советами

психолога и чек-лист. Пожалуйста, ознакомьтесь с ними, после чего мы посмотрим видеоролик на тему взаимопонимания между детьми и родителями, а затем в группах ответим на вопросы.

Просмотр и обсуждение видеоролика

«Взаимопонимание»

https://youtu.be/gnKotnIbDAg?si=4_8wBqnstBNLoyCK


Работа в группах по методу «Карусель»

На четырех столах лежат листы формата А3 с заданиями, маркеры, чек-листы с информацией для родителей. Участники, двигаясь по кругу, подходят к каждому столу, обсуждают задания и отвечают на вопрос в течение 3 мин., после чего двигаются дальше. По истечении времени каждая группа возвращается к своему столу, и спикеры зачитывают ответ на свой вопрос.












Слайд 6




Слайд 7


Листы формата А3,

маркеры, буклеты для родителей






























7 мин.






























Слайд 8

Задание №1. Какую семью можно назвать гармоничной?

Задание №2. Что мешает доверительным отношениям детей и родителей?

Задание №3. Как научить ребенка рассказывать о своих проблемах?

Задание №4. Как родителям построить доверительные отношения с ребенком?

Спикеры групп зачитывают ответы, дополняют друг друга.

Гармония в семье наступает, когда родители вместе с детьми работают над отношениями и дополняют друг друга. Только ежедневной работой над собой, а именно трудом над эмоциональной составляющей, можно добиться гармонии в семье.

Работа в парах

Упражнение «7 магических ключей к семейной гармонии»

Семья – это основа нашей жизни, и качество взаимоотношений внутри семьи имеет огромное значение для благополучия и счастья всех ее членов. Чтобы понять, как можно улучшить взаимоотношения в семье и научиться вместе преодолевать общие трудности, я предлагаю вам разбиться на пары и рассмотреть практические советы, которые помогут вам создать гармонию и сблизиться в семейной жизни.

На экране вы увидите «магические» ключи с



советами. Работая в парах, вам нужно придумать диалог, в котором вы можете применить эти ключи.

  • Высказывайте признательность и уважение. Часто мы принимаем близких людей как должное и забываем выражать им свою благодарность и уважение. Признательность и уважение являются основополагающими факторами для укрепления связей в семье. Попробуйте каждый день находить минуту, чтобы сказать своим близким, что вы цените их, и вы увидите, как это повлияет на атмосферу в вашем доме.

Пример: «Мама, я хочу сказать тебе, как я благодарен за все, что ты делаешь для нас. Ты всегда поддерживаешь меня, и я ценю это».

  • Улучшайте коммуникацию. Открытая и эффективная коммуникация – это ключевой аспект здоровых отношений в семье. Уделите время и внимание друг другу, выслушивайте и понимайте чувства и потребности каждого члена семьи. Старайтесь говорить без осуждения и критики, общайтесь и находите компромиссы.

Пример: «Сын, я чувствую себя обиженным, когда ты не принимаешь участия в совместном отдыхе.

Можем ли мы найти способ сделать наш досуг интересным для всех?»

  • Создавайте общие моменты. Совместное времяпрепровождение помогает укрепить связи в семье. Планируйте и проводите вместе активный досуг: семейные прогулки, путешествия, игры, совместное приготовление пищи и т. д. Это позволит всем членам семьи почувствовать себя ближе друг к другу.

Пример: «Давайте в воскресенье сходим вместе в парк и сыграем в футбол. Это будет отличная возможность провести время вместе и насладиться обществом друг друга».

  • Решайте конфликты конструктивно. Конфликты в семье неизбежны, но то, как мы их решаем, имеет большое значение. Учите детей и сами старайтесь

решать конфликты без насилия, с помощью диалога и поиска компромиссов. Помните, что важно не







Слайды 9,

10, 11, 12








































5 мин.

победить друг друга, а найти решение, удовлетворяющее всех. Иногда даже можно на листочке выписывать все «за» и «против» для каждого участника конфликта.

Пример: «Дочь, давай обсудим, как мы распределим время пользования компьютером, чтобы никто не чувствовал себя обиженным. Может быть, стоит составить график?»

  • Возьмите на себя ответственность за свои

действия. Умение признавать свои ошибки и брать на себя ответственность – важные навыки для улучшения отношений в семье. Если вы сделали что-то неправильное, извинитесь и постарайтесь не повторять свои ошибки. Это поможет создать атмосферу доверия и поддержки в семье. Не бойтесь быть уязвленными, бойтесь потерять доверие и любовь.

Пример: «Сын, я сожалею о том, что испортила цвет твоей футболки. Я обещаю быть более осторожной и помочь восстановить цвет».

  • Устанавливайте границы и уважайте личное пространство. У каждого члена семьи должно быть право на личное пространство и время для саморазвития. Уважайте индивидуальность и интересы друг друга, устанавливайте границы и не нарушайте их. Это поможет создать атмосферу уважения и поддержки в семье.

Пример: «Сын, я понимаю, что у тебя есть свои интересы и хобби. Я уважаю твою приватность и не буду читать твои личные записи в дневнике без твоего разрешения».

  • Выражайте любовь и поддержку. Не забывайте говорить близким о своей любви и поддержке. Маленькие знаки внимания, объятия и слова поддержки имеют огромное значение для укрепления связей в семье. Показывайте свою заботу и любовь каждый день.

Пример: «Дочь, я горжусь тобой и всегда буду поддерживать тебя. Ты умная и талантливая девушка, и я люблю тебя».







































Слайд 13



Педагог: Для того чтобы закрепить теорию сегодняшнего занятия, предлагаю вам выполнить упражнение «Доверительное падение». Это упражнение дает прекрасную возможность испытать, что такое доверие.


Упражнение «Доверительное падение»

Цель: сближение членов группы, установление между ними доверительных отношений. Родителям предлагается дома провести это упражнение с детьми. Психологический смысл упражнения: развитие коммуникативных навыков, укрепление сплоченности членов группы, доверия.

Задание. Участники делятся на группы и встают в две шеренги. Родители из одной шеренги по очереди должны попробовать упасть спиной на руки членов своей группы, стоящих в другой шеренге. Проводится с каждым членом группы.


Анализ упражнения

Что было легче: падать или ловить?

Какие трудности возникали у вас при выполнении этого упражнения?

Как вы думаете, смогли бы ваши дети выполнить это задание?

Помогло ли вам это упражнение лучше понять, что такое доверие?

Попробуете выполнить его дома с детьми и другими членами семьи?

Родители рассказывают, что помогало или, наоборот, мешало выполнению задания; что

чувствовали те, кто падали, а что те, кто ловили.


2 мин.

III. Заключительная часть

Доверие – это ключевой фактор семейного счастья и развития каждого члена семьи. Когда в семье высокий уровень доверия, все чувствуют себя в безопасности и спокойствии и всем легче и радостнее выполнять свои задачи. Доверие – это возможность обсудить любую тему, озвучить свои желания, проблемы, мнение,















5 мин.

получить поддержку, а главное – это навык, которому можно и нужно научиться.

Педагог: В завершение нашего занятия хочется сказать, что доверие в отношениях между детьми и родителями – это тот самый фундамент, на котором строится все остальное. Это основа безопасности, уверенности ребенка в том, что он может поделиться самым сокровенным, важным, наболевшим, получить эмоциональную поддержку и попросить о помощи в ситуации, когда перестал справляться сам.


Вопросы для рефлексии (по методу «Карусель»: члены групп остаются за столами, меняются листами с вопросами, ответы зачитывают спикеры групп).

  1. Какие открытия вы сделали для себя в ходе занятия?

  2. Было ли что-то, удивившее вас?

  3. Какие знания и навыки, полученные на занятии, вы будете применять в своей жизни?

Педагог: Доверие между участниками образовательного процесса является важнейшим фактором, обеспечивающим благополучную среду для воспитания и эффективного обучения. Оно позволяет создать атмосферу взаимопонимания, поддержки и сотрудничества, что способствует развитию у учащихся мотивации к обучению, повышению их успеваемости и личностному росту.

Уважаемые родители, благодарю вас за внимание и активное участие на нашем занятии «Ключ к семейной гармонии – доверительное общение» в рамках обучения в Центре педагогической поддержки родителей.

До новых встреч!












Слайд 14 Листы с вопросами для рефлексии


Приложение 1

(карточки для деления на группы)


Группа 1

Группа 2


Группа 3

Группа 4

Приложение 2

(чек-листы для родителей)


Приложение 3

(задания по группам)



ЗАДАНИЕ №1

Какую семью можно назвать гармоничной?


ЗАДАНИЕ №2

Что мешает доверительным отношениям детей

и родителей?


ЗАДАНИЕ №3

Как научить ребенка рассказывать о своих проблемах?

ЗАДАНИЕ №4

Как родителям построить доверительные отношения с ребенком?

Приложение 4 (раздаточный материал, буклеты для родителей)



Занятие 2.5

«Как понять и принять подростка»

Цель: оказание помощи родителям в развитии эмпатии, установлении взаимопонимания и эффективной коммуникации с подростками.

Задачи:
    • познакомить с особенностями развития и поведения детей подросткового возраста;

    • стимулировать потребность в понимании мотивов и причин поведения подростка и установлении доверительных отношений с ним;

    • развивать навыки эмпатии, готовности к взаимопониманию и позитивному общению с подростком.

Национальные ценности и качества личности: справедливость, ответственность, солидарность.


План
  1. Вводная часть

    • Увлечение и хобби ваших детей

    • Игра «Вспомните»

  2. Основная часть

    • Теоретическое погружение в тему

    • Групповая работа и обсуждение

    • Разбор кейсов

    • Просмотр видео «Мозг подростка»

    • Чек-лист

  3. Заключительная часть

    • Подведение итогов занятия


Ожидаемые результаты

Родители:

    • расширят знания о возрастных особенностях, существующих проблемах и потенциальных рисках подросткового периода;

    • получат информацию о мотивах и причинах поведения подростков, научатся устанавливать доверительные отношения с ними;

    • усовершенствуют навыки сотрудничества, умение работать в группе, договариваться, понимать и принимать подростка, находить выход из спорной / конфликтной ситуации.

Продолжительность занятия: 60 минут



Хроном

етраж

Содержание

Ресурсы




5–7 мин.

I. Вводная часть

Педагог: Добрый день, уважаемые родители! Рада приветствовать вас на нашем занятии.

Вы являетесь родителями подростков, у которых очень много идей, мыслей, талантов и т. д.

Слайд 1

Слайд 2


Скажите, пожалуйста, какие увлечения, хобби и интересы есть у ваших детей? (Ответы родителей)

Действительно, все дети разные, каждый имеет свои личные предпочтения и желает быть принятым и признанным в своем кругу.


Игра «Вспомните»

Педагог: Предлагаю сыграть в игру. Вам нужно вспомнить себя в возрасте вашего ребенка и хлопнуть в ладоши, если вы хоть раз:

перечили взрослым; пробовали уйти из дома; считали, что вас не понимают;

экспериментировали со своей внешностью.

Прошу поделиться мыслями и комментариями. Есть ли совпадения в поведении с вашим ребенком?

Вывод: мы тоже были подростками.









Слайд 3


10 мин. Разделе ние на группы. Правила группы










15 мин.

II. Основная часть

Тема нашего занятия «Как понять и принять подростка». Что такое подростковый возраст, особенности подросткового возраста, какие проблемы могут возникать и как найти выход из разных трудных ситуаций – об этом мы сегодня и поговорим.


Теоретическая часть: психологические особенности подростков

Подростковый возраст – это период жизни, который характеризуется значительными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Обычно он охватывает период от 10–12 до 18 лет, хотя точные границы могут варьироваться в зависимости от культурных и социальных факторов.

Подростковый возраст – это время значительных изменений и вызовов, но также возможностей для личностного роста и развития. Он играет ключевую роль в формировании личности и будущего жизненного пути каждого человека.

Теория о подростковом возрасте включает в себя различные подходы и концепции, которые помогают понять и объяснить особенности этого периода развития.

Вот несколько основных теорий.

Теория Эриксона о психосоциальном развитии

Слайды 4–5



Эрик Эриксон выдвинул теорию развития, в которой подростковый возраст связан с кризисом идентичности против ролевой рассеянности. По его мнению, подростки сталкиваются с необходимостью определиться с собственной идентичностью и встать на путь к самоопределению, что часто сопровождается эмоциональной нестабильностью и поиском своего места в обществе.

Теория Ля Люси о развитии мозга

Согласно этой теории, подростковый возраст характеризуется интенсивным развитием мозга, особенно в области фронтальных долей, которые отвечают за принятие решений, планирование и контроль поведения. Это период, когда мозг подростка проходит критический этап формирования, что может влиять на поведение, решения и восприятие мира.

Теория психосоциального развития Джеймса Марка Джеймс Марк предложил теорию, в которой подростковый возраст рассматривается как период, когда молодые люди сталкиваются с задачами в области интимности против изоляции. Он подчеркивал важность формирования близких отношений и социальной поддержки в этот период, что влияет на их эмоциональное благополучие и развитие личности.

Социокультурная теория развития Леонтьева

Алексей Леонтьев развил концепцию социокультурного развития, в которой подростковый возраст рассматривается через призму взаимодействия с окружающей средой и культурными нормами. Он подчеркивал влияние социального и культурного контекста на формирование личности и процессы самопознания в подростковом возрасте.

Теория развития Л. С. Выготского

Лев Выготский подчеркивал влияние социального взаимодействия и культурного контекста на когнитивное развитие подростков. Он считал, что общение и участие в социальных практиках способствуют формированию высших психических функций и интеллектуальных способностей в подростковом возрасте.

Каждая из этих теорий предоставляет уникальный взгляд на подростковый возраст, его особенности и важные задачи развития. Все они подчеркивают сложность этого периода и

влияние различных факторов – от биологических и психологических изменений до социальных и культурных















10 мин.

аспектов. Объединяя эти теории, можно лучше понять подростковый возраст как период перехода от детства к взрослости, когда формируются ключевые аспекты личности и будущего развития человека.

Кроме известных теорий, у каждого народа этот возраст считается особенно важным.

Ұлыңа бес жасқа дейін патшаңдай қара Он бес жасқа дейін қосшыңдай сана, Он бестен асқан соң досыңа бала Бойың жетсе де, ойың жеткен жоқ.

Например, казахский народ издавна понимал потребности детей подросткового возраста, чутко относился к ним, о чем свидетельствуют народные пословицы и поговорки.


Работа в группах «Портрет подростка»

Родители делятся на три группы с помощью игры «Атомы и молекулы».

Все играющие беспорядочно передвигаются по игровой площадке. В этот момент они все являются «атомами». Как известно, атомы могут превращаться в молекулы – более сложные образования, состоящие из нескольких атомов. В молекуле может быть и два, и три, и пять атомов. По команде ведущего игроки должны создать «молекулу», т. е. нескольким игрокам нужно будет схватиться друг за друга.

Если ведущий говорит: «Реакция идет по три!», то это значит, что три игрока («атома») сливаются в одну «молекулу».

Сигналом к тому, чтобы «молекулы» вновь распались на отдельные «атомы», служит команда ведущего: «Реакция окончена!»

После этого каждой группе дается задание. Группа 1: описать физические и физиологические особенности подростка

Группа 2: описать психологические изменения в подростковом возрасте

Группа 3: социальные особенности подросткового возраста Каждая группа защищает свои работы и отвечает на вопросы аудитории.

Дополнительная информация для спикера и видеозаключение групповой работы

Физиологические изменения

1. Половое созревание. Важной частью подросткового














Слайд 6












Можно разделить на группы (физичес кие и физиолог ические, психолог ические и социальн ые особенно

сти этого возраста),




































30 мин.

периода является половое созревание. У мальчиков начинается рост половых признаков, у девочек – менструальный цикл и другие изменения.

  1. Рост и развитие. Подростки обычно испытывают быстрый рост и изменения в процессе физического развития, такие как увеличение мышечной массы, изменение пропорций тела и т. д.

  2. Нейрологическое развитие. В этот период происходят значительные изменения в мозге, связанные с формированием нейронных связей и развитием частей мозга, ответственных за принятие решений, самоконтроль и социальное восприятие.

Психологические аспекты

  1. Идентичность и самопонимание. Подростки активно ищут свое место в обществе, определяют свои ценности и убеждения, формируют личностную идентичность.

  2. Эмоциональное развитие. Возникают новые эмоциональные вызовы, связанные с самостоятельностью, отделением от родителей и установлением близких отношений с однолетками.

  3. Поиск автономии и готовности к будущему. Подростки начинают проявлять интерес к своей будущей карьере, образованию и независимости от родителей.

Социальные аспекты

  1. Отношения с однолетками. Однолетки становятся центральным аспектом жизни подростков, и они начинают формировать собственные социальные круги и группы.

  2. Социальное влияние. Влияние сверстников становится сильным, и подростки могут испытывать давление группы, чтобы соответствовать нормам и ожиданиям своих сверстников.

Семейные отношения. Возникают изменения в отношениях с семьей, включая увеличение конфликтов и необходимость переговоров о новых уровнях автономии и ответственности.


Разбор кейсов

Что же нужно делать взрослым, чтобы понимать подростка и позитивно разрешать конфликты в общении с ним?

Давайте попробуем разобрать возникающие жизненные ситуации.

а потом дополнят ь в ходе презентац ии.

Слайд 7

Информа ция на видео




















Слайд 8

Кейсы распечата ны на трех листах










10 мин.









5 мин.

















15 мин.

Кейс 1. Аружан 12 лет, она долгожданный и единственный ребенок в семье. С раннего детства была окружена любовью, заботой и поддержкой. Успехи в учебе у Аружан были хорошие, дополнительно посещала музыкальный кружок.

Мама всегда помогает Аружан в обучении, хобби и общении. У них всегда найдутся общие интересы, вопросы и темы для бесед.

Но в последнее время отношения между Аружан и мамой стали напряженными. Учеба у девочки стала «хромать», посыпались двойки и замечания учителей. Аружан все больше уходит с головой в общение с подругами по телефону вместо того, чтобы исправлять оценки. Она перестала помогать по дому, выполнять свои обязанности по ведению быта и периодически игнорирует просьбы родителей.

После очередного напоминания мамы, что она должна была прибраться в своей комнате еще три дня назад, Аружан грубо ответила: «Ну что ты пристала с этой комнатой?! Я никому ничего не должна, мне сейчас некогда, потом уберусь. Никто же не умер от того, что она не убрана. Меня лично вообще все устраивает».

А маму совсем не устраивает такое поведение дочери, и она решила поговорить с ней об этом.

Как маме начать разговор? На что обратить внимание дочери?

Кейс 2. В 14 лет Максат решил раскручивать свой YouTube- канал и профиль в социальных сетях. Стал готовить материалы, монтировать видео, активно рассказывать о себе и всех событиях в своей жизни, брать хайповые и скандальные сюжеты из интернета. Чтобы привлечь аудиторию, он начал выкладывать фото с дорогими вещами из дома, постить смешные видео в TikTok, смешно озвучивать первых лиц страны с нецензурными шуточками и мемами.

Постепенно количество подписчиков стало расти, на него начали подписываться, смотреть и оставлять комментарии не только его знакомые, но и совершенно незнакомые люди, в том числе и взрослые. Комментарии были как позитивного, так и некорректного содержания.

После того как количество подписчиков перевалило за тысячу, стали поступать предложения о рекламе и раскрутке

























Педагог наблюдае т за работой группы и направля ет их ход мыслей, но не дает никаких советов по выполнен ию

задания.



его паблика. Максат сказал, что это абсолютно нормально и ничего страшного нет, потому что так все делают.

Папа Максата работает в силовых структурах, поэтому для семьи крайне важна репутация в обществе и интернет- пространстве, а также информационная безопасность.

Родители начали беспокоиться, что ребенок слишком много рассказывает о себе, делится спорным и провокационным контентом, постоянно отмечает геолокацию из дома, дачи и школы.

После поста с подсказками, как обмануть учителей, чтобы получить хорошую оценку, у родителей вполне естественно возникло опасение, что активность подростка и нежелательный контент навлекут проблемы на него и семью в целом. Ведь в борьбе за хайп и подписчиков он будет выкладывать много такого, за что им придется краснеть, или еще хуже – попадется на крючок мошенников.

Папа и мама понимают, как важно это увлечение для их ребенка, его популярность и количество подписчиков растет, и это затягивает его все больше и больше.

Как обезопасить семью, сына, не навредив ему и не испортив с ним отношения? Если бы вы были на месте родителей

Максата, как бы отреагировали и что предприняли бы?

Кейс 3. Мама заметила у 11-летнего Максима царапины на лице и надорванный рукав недавно купленной рубашки. На вопрос, что именно случилось, он погрустнел и признался, что его задирал и побил старшеклассник. Но он не дал себя в обиду и ответил, как мог, и ничего страшного нет: они разобрались по-мужски, а волноваться из-за возможного повторения ситуации вовсе не стоит.

Максим слезно просил, чтобы мама с папой не вмешивались, иначе над ним будут смеяться в школе, будто он «маменькин сыночек». Мама облегченно вздохнула и собиралась вечером с гордостью рассказать папе о том, что сын взрослеет и растет «настоящим мужиком», что может постоять за себя и что вложенные в воспитание силы себя оправдывают. Это особенно было важно для папы: он в свое время настоял на том, чтобы Максим начал ходить в разные силовые секции и не рос «тряпкой».

Но маму опередил неприятный звонок от классного руководителя с приглашением прийти в школу на встречу с

















Спикер дополняе т ответы родителе й рекоменд ациями и раздает чек- листы.



другим родителем, так как, оказывается, Максим задирает мальчика из младшего класса, подрался с ним и выбросил из окна его портфель на глазах у ребят. Мальчик пытался его остановить и оттолкнуть от окна. Более того, это уже не первый случай. После того как Максим первым толкал его на перемене, о чем есть запись на школьных камерах, с ребятами была проведена беседа, и Максим обещал его не трогать, но ситуация снова повторилась. Также он был замечен с ребятами из старших классов за школой, и от него пахло сигаретами. Мама того мальчика настроена враждебно, классный руководитель хочет решить все мирно и не усугублять конфликт.

Ситуация выглядит неоднозначно, ведь слова Максима совсем не сходятся с тем, что говорит классный руководитель.

Как на месте родителей Максима вы бы поступили в этой ситуации? Как отреагировали бы на такое поведение сына? Далее каждая группа защищает свои ответы. Педагог дополняет предложения родителей.

Вывод. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя.

Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители.

Просмотр ролика «Пойми» https://www.youtube.com/watch?v=I21smaR7P7U&t=3s Педагог подводит родителей к итогу занятия.


Чек-лист по обращению с подростком

Будьте мудрее, не провоцируйте ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения.

  1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

  2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от





























Слайд 9












категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

  1. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

  2. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

  3. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность,

непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.



5 мин.

  1. Заключительная часть Упражнение «Чаша чувств»

Каждый родитель по очереди вынимает из чаши листочек с каким-либо чувством, зачитывает вслух.

Мы поможем нашим детям общаться с нами, если наше отношение к ним будет включать:

    • принятие;

    • внимание;

    • признание (уважение);

    • одобрение;

    • теплые чувства;

    • понимание;

    • любовь;

    • доверие;

    • поддержку;

    • юмор.


Слайд 10

Вместо чаши можно использо вать коробку, шкатулку и т. д.















5 мин.

Педагог: Моделируя свое отношение к детям в соответствии с указанными принципами, мы научим их устанавливать добрые отношения с ровесниками и другими людьми.

Период, когда ребенок становится подростком, сложен не только для него, но и для нас – тех взрослых, которые с ним взаимодействуют. Неудивительно, что у нас тоже могут возникнуть те или иные трудности во взаимодействии с ним. В зависимости от индивидуальных особенностей у подростков могут возникнуть специфические трудности при прохождении подросткового возраста.

Если у вас есть конкретные вопросы, мы можем обсудить их в рамках индивидуальной беседы.


Рефлексия

Как вы себя сейчас чувствуете?

Что полезного было для вас на занятии?

Участники по цепочке высказываются и подводят итог занятия.












Слайд 11



Занятие 3.5

Становление личности: право на самостоятельность

Цель: формирование готовности родителей к формированию у ребенка самостоятельности и уверенности в себе.

Задачи:
  • развивать стремление к формированию самостоятельности ребенка как условия его жизненного успеха;

  • содействовать расширению представлений о сущности и психологических аспектах своевременной здоровой сепарации подростка от родителей;

  • способствовать овладению практическими навыками поддержки подростка в процессе сепарации.

Национальные ценности и качества личности: справедливость, ответственность, доверие, взаимопонимание, уважение, солидарность.


ПЛАН
  1. Вводная часть

    • Организационный момент


    • Индивидуальная работа

  1. Основная часть

    • Работа в группах

    • Просмотри обсуждение короткометражного мультфильма

    • Работа в группах

  2. Заключительная часть

    • Мозговой штурм

    • Рефлексия

    • Подведение итогов


Ожидаемые результаты

Родители:

  • будут мотивированы к поддержке ребенка в процессе сепарации;

  • научатся распознавать признаки здоровой и нездоровой сепарации подростка;

  • овладеют конкретными стратегиями и методами для поддержки подростка в процессе сепарации.

Продолжительность занятия: 60 минут



Хрономе

траж

Содержание

Ресурсы


  1. мин.








  1. мин.

I. Вводная часть

Педагог: Добрый день, уважаемые родители!

Тема сегодняшнего занятия – «Становление личности: право на самостоятельность», то есть сегодня мы поговорим об особенностях сепарации детей от родителей.


Упражнение «Ассоциация»

Задание: родителям предлагается ответить на вопрос:

«Что вы представляете, когда слышите словосочетание

психологическое отделение

Вывод: выявление у родителей общих ожиданий, опасений и уровня осведомленности, что способствует более открытому и информированному обсуждению в процессе занятия.

Презентаци я слайдов Слайды 1, 2



10 мин.

II. Основная часть

Родителей делят на три группы, каждой из которых дается текст. Родители должны ознакомиться с текстом, определить основные моменты и представить другим

Слайд 3 Раздаточны й материал


группам содержание текста в виде схемы либо рисунка, используя флипчарт. На подготовку 4 мин., на представление по 2 мин.

Текст 1

Сепарация от родителей это процесс постепенного отделения ребенка от взрослых, которые его воспитывают, и развития его независимости и самостоятельности. Этот процесс начинается с самого рождения и продолжается на протяжении всего взросления. Ребенок постепенно осваивает навыки самостоятельности, принятия решений и взаимодействия с окружающим миром.

В контексте казахской культуры выделяют следующие аспекты процесса отделения.

  • Значение семьи. В казахской культуре семья играет центральную роль, и процесс сепарации рассматривается как естественный шаг в развитии ребенка, направленный на его личностное и культурное самоопределение.

  • Уважение к старшим. Важно подчеркнуть, что в процессе сепарации дети могут сохранять уважение и привязанность к родителям, что не противоречит независимости и самостоятельности.

  • Традиционные ценности и идентичность. Понимание собственной культурной идентичности помогает детям изучать и сохранять традиционные казахские ценности и обычаи, что важно в контексте сепарации.

Интеграция казахских культурных аспектов в понимание и поддержку процесса психологической сепарации помогает создать глубокое и взаимопонимающее общение между родителями и детьми, укрепляя семейные связи и сохраняя культурное наследие.

Текст 2

Несвоевременная сепарация от родителей, когда процесс развития самостоятельности и независимости не происходит в должном возрасте или не достигает должного уровня, может вызвать ряд трудностей как у ребенка, так и у его родителей.

Трудности у ребенка

  • Зависимость от родителей в повседневных делах.

  • Отсутствие навыков самостоятельности и решения



Текст 1


































Текст 2



проблем.

  • Эмоциональные проблемы, включая тревогу и низкую самооценку.

  • Трудности в установлении отношений и социальной адаптации.

  • Проблемы в учебе и карьере из-за отсутствия мотивации и целеустремленности.

У родителей: чрезмерная опека, стресс от сепарации, беспокойство о будущем ребенка.

Сепарация включает в себя не только взросление, но и особое самоощущение, свойственное самостоятельному человеку.

Главная задача родителей в процессе сепарации не помешать ребенку стать самостоятельным. Важно, чтобы родители последовательно передавали ребенку больше ответственности и давали возможность принимать собственные решения.

Текст 3

Выделяют несколько типов сепарации, каждый из которых мы должны пройти на пути к окончательной взрослости.

  1. Эмоциональная сепарация. Уменьшение зависимости от родительского одобрения или неодобрения. Когда человек учится принимать собственные решения и действовать в соответствии со своими ценностями, он становится менее зависимым от мнения родителей и развивает свое собственное эмоциональное самоощущение.

  2. Аттитюдная сепарация позволяет перестать оценивать себя и все окружающее родительскими оценками, рассуждать в родительских категориях. Это не значит, что в семье непременно должен быть конфликт поколений. Просто подросший ребенок должен перестать смотреть на мир глазами родителей, а начать вырабатывать собственный взгляд и суждения, основанные на личном опыте.

  3. Функциональная сепарация предполагает, что человек обретает способность физически отделиться от родителей, самостоятельно обеспечивать себя, а

впоследствии и свою семью. Начинается это с обеспечения базовых потребностей, простых действий,
























Текст 3


















10 мин.


















15 мин.

вроде стирки, готовки, похода в магазин, оплаты счетов. Сначала подросток делает это, проживая с родителями, затем – отдельно от них.

4. Конфликтная сепарация – свобода от чрезмерных переживаний тревоги, вины, ответственности, недоверия, гнева по отношению к родителям. Если в этой части происходит сепарация, подросток обретает способность, не испытывая чувства вины, идти своим путем. Он уже умеет отстаивать себя, свой выбор, свою индивидуальность, даже если родители противятся этому, запрещают что-либо.

Вывод: родители получат информацию о важности сепарации в становлении личности их детей.

Для более подробного объяснения темы предлагается просмотр короткометражного мультфильма «Бао». http://surl.li/uajyv (7 мин.)

Обсуждение сюжета мультфильма. Анализ отношений родитель – ребенок.

Вопросы

  1. Что вы почувствовали, когда смотрели этот мультфильм?

  2. Какие моменты в мультфильме показались вам наиболее трогательными? Почему?

  3. Как вы думаете, что символизирует маленький Бао?

  4. Есть ли у вас воспоминания о похожих ситуациях из собственного опыта?

  5. Как вы думаете, почему мама отпустила Бао в конце мультфильма?

  6. Как бы вы поступили на месте мамы в этой истории? Вывод: осознание родителей, что на самостоятельность их детей большое влияние оказывает отношение самих родителей.


Разбор кейсов

Родителей делят на группы по три человека и каждой группе дают по кейсу. Далее каждая группа представляет по готовой таблице проблему, причину и способы

решения кейса (т. е. как родители могут помочь ребенку в сепарации).



















Слайд 4 Видеоролик

. Пример сепарации ребенка от родителя












Слайд 5 Раздаточны

й материал (кейсы,


Проблема

Причина

Способы







решения


таблица для

заполнения)









Кейс 1




  1. Амина, 17 лет, заканчивает 11 класс. Ее родители всегда принимали решения за нее: куда поступать, на какую специальность учиться, какие дополнительные занятия посещать, какие хобби развивать и где работать. Амина не принимает никаких важных решений в своей жизни и считает, что так даже лучше, так как уверена, что не умеет принимать решения. Родители воспитали в ней отсутствие самостоятельности и уверенности в собственных силах.

Амина привыкла полагаться на родителей, считая, что так проще и безопаснее. Однако в течение дня у них часто возникают конфликты. Ей трудно сделать даже самый простой выбор, например, что съесть, куда поехать, какой фильм посмотреть или чем заняться.

Родители, думая, что поступают наилучшим образом, фактически лишили Амину возможности учиться на своих ошибках и развивать самостоятельность.

Этот кейс подчеркивает важность того, чтобы родители умели отпускать своих детей, давали им свободу выбора и возможность учиться на своих ошибках. Только так ребенок может сепарироваться,

стать самостоятельным и развить уверенность в себе.

Когда родители контролируют все аспекты жизни ребенка, они лишают его опыта принятия решений и самостоятельности, что в конечном итоге может

привести к низкой самооценке и трудностям в будущем. Сепарация важна не только для развития ребенка, но и для сохранения хороших и доверительных отношений в семье. Родители должны осознавать, что, отпуская своего ребенка и давая ему возможность выбора, они способствуют его личностному росту и укрепляют семейные узы.

  1. Максату 16 лет, и его родители всегда контролировали каждый его шаг. Они выбирали для него друзей, учебные заведения и даже хобби. Максат никогда не имел возможности самостоятельно принимать решения и исследовать мир вокруг себя.

Трудности для подростка: Максат чувствует себя лишенным контроля над своей жизнью. Он не развивает



навыков принятия решений и не учится справляться с трудностями самостоятельно. Это приводит к чувству беспомощности и низкой самооценке.

Последствия: непройденная сепарация мешает Максату развивать свою личность и самостоятельность. Он часто испытывает стресс и тревогу при попытке принимать решения самостоятельно, что может привести к депрессии и социальной изоляции.

  1. Анеля – первенец в семье, и ее родители заботятся о ней с избытком внимания. Они решают все ее проблемы и конфликты, стремясь обеспечить ей комфорт и безопасность. Они боятся отпускать ее в другой город или страну, так как для них она всегда остается их маленькой девочкой, которой нужна защита и забота. Однако Анеля стремится к свободе и самостоятельности. Поступив в университет в другом городе, она пытается найти свое место в мире и научиться принимать решения самостоятельно. Ее родители, не готовые отпустить дочь, сталкиваются с конфликтом между желанием защитить ее и необходимостью позволить ей вырасти и развиться как личность.

Эта ситуация связана с непройденной сепарацией – процессом отделения ребенка от родителей и формирования его самостоятельности. Родители, стараясь уберечь своего ребенка от трудностей и опасностей мира, не дают ему возможности самостоятельно исследовать окружающую среду и принимать решения. В результате у Анели возникают трудности с доверием к себе и окружающим, она испытывает стресс от чрезмерной опеки и недостатка свободы. Стремление родителей сохранить связь с

ребенком приводит к еще большему отдалению, а несбывшиеся надежды вызывают чувство обиды и разочарования.

  1. Айгуль и ее дочь Сабина

Ситуация. Айгуль, мать-одиночка, всегда была очень защитнической по отношению к своей дочери Сабине. Она всегда боялась, что Сабина может пострадать или совершить ошибки, поэтому она контролирует каждый аспект ее жизни и редко дает ей свободу выбора.

Сложности для родителей. Айгуль часто испытывает








Кейс 2


















Кейс 3
















10 мин.



5 мин.

чувство вины и тревогу за свою дочь. Она боится, что не сможет защитить ее от всех опасностей мира, поэтому стремится контролировать ее жизнь.

Сложности для детей. Сабина чувствует себя подавленной и лишенной самостоятельности из-за постоянного вмешательства матери. Она испытывает давление и стресс от ограничений, налагаемых матерью, что мешает ей развиваться и становиться самостоятельной личностью.

Кейс демонстрируют, как чрезмерный контроль со стороны родителей может затруднять процесс сепарации и негативно сказываться на эмоциональном и психологическом благополучии детей.

Вывод: родители разовьют умение активного слушания, навыки эмпатии.
















Кейс 4


3 мин.










2 мин.

III. Заключительная часть Мозговой штурм

Родителям нужно ответить на вопрос: «Почему нужны границы в отношениях между родителями и подростками?»

Родители предлагают варианты ответов. После общего обсуждения педагог записывает ответы на флипчарте.

Вывод: родители смогут понять важность установления границ в отношениях с подростками, осознать основные причины необходимости границ, обсудить с другими родителями важные аспекты взаимодействия с подростками, увидеть возможные пробелы в своем подходе и найти способы их устранения, повысить свою осведомленность о психологических и эмоциональных потребностях подростков.

Рефлексия



Слайд 6 Флипчарт



Педагог задает родителям вопросы.

  • Что нового вы сегодня узнали?

  • Что особенно трудно было выполнить?

  • Какие моменты были самыми важными, трогательными, а может даже смешными сегодня?

  • Что самое важное, на ваш взгляд, принесла вам наша встреча?


Подведение итогов

Педагог: Дорогие родители, сегодняшнее занятие о психологическом отделении подростков от родителей помогло нам лучше понять важность этого процесса для здоровья и развития наших детей. Подобно тому, как пчелы учат своих детей летать, мы тоже должны дать нашим детям возможность расправить крылья и учиться самостоятельности. Давайте продолжать поддерживать наших детей, помогая им расти и развиваться в самостоятельных и счастливых личностях.

Спасибо, что вы сегодня были с нами и активно участвовали в этом важном разговоре.

Слайд 7








Слайд 8




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий новогоднего праздника "Нового года не будет"

Автор: Кистаубаева Э.Р., Куанышбай А.Х., Аманбаева Ж.Ж.

Дата: 07.01.2025

Номер свидетельства: 663138

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Сценарий новогоднего мероприятия "Новый год у ворот""
    ["seo_title"] => string(53) "stsienariinovoghodnieghomieropriiatiianovyighoduvorot"
    ["file_id"] => string(6) "300250"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456680203"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Сценарий новогоднего мероприятия "Новый год у ворот""
    ["seo_title"] => string(54) "stsienariinovoghodnieghomieropriiatiianovyighoduvorot1"
    ["file_id"] => string(6) "300251"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456680210"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Сценарий новогоднего мероприятия "Новый год у ворот""
    ["seo_title"] => string(54) "stsienariinovoghodnieghomieropriiatiianovyighoduvorot2"
    ["file_id"] => string(6) "300252"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1456680211"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(224) "Сценарий Новогоднего праздника: «Новый год встречаем – праздник отмечаем – Обезьянка к нам идёт – скоро будет Новый год»"
    ["seo_title"] => string(80) "stsenarii_novogodnego_prazdnika_novyi_god_vstrechaem_prazdnik_otmechaem_obeziank"
    ["file_id"] => string(6) "518070"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1566381030"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Сценарий новогоднего праздника "Новогодние приключения".4 класс "
    ["seo_title"] => string(72) "stsienarii-novoghodniegho-prazdnika-novoghodniie-prikliuchieniia-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "143477"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418549202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства