Просмотр содержимого документа
«Стендовый доклад "Развитие одаренности учащихся в условиях реализации ФГОС начального общего образования"»
Берберих Н. В.
учитель начальных классов
МБОУ «Городищенская ООШ»
г.Исилькуль Омской области
Развитие одаренности учащихся в условиях реализации ФГОС начального общего образования
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним,
сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».
В. А. Сухомлинский
Особая группа детей-одаренные дети, требующая учета индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей, подбора особых видов деятельности, форм общения, что является одной из основополагающих целей системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС.
Одаренность (талант) – это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Нашим достоянием являются дети, с которыми мы работаем. Задачей образовательного учреждения является выявление среди общей массы обучающихся одаренных детей и индивидуальная работа с ними.
В работе с одаренными детьми растет и меняется не только ученик, но и сам учитель. Ребенка нужно понять и принять, а лишь потом думать о его развитии. Задача семьи состоит в том, чтобы увидеть способности ребѐнка, задача школы – поддержать и подготовить почву для его развития в дальнейшем.
Поэтому на одарённых детей возлагается надежда на решение актуальных проблем современного общества, именно их интеллектуальные способности являются залогом прогресса в любой сфере жизни. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения одарённых детей. Такие дети любят энциклопедии, справочную литературу. Их способность к самостоятельному обучению очень высока. Занимаясь над увлекающей его идеей, ученик удовлетворяет свое любопытство, свой «исследовательский инстинкт». Учитель только направляет ученика в нужное направление, дает советы.
В своей работе с одаренными детьми я использую различные формы работы:
индивидуальный подход на уроках;
использование элементов дифференцированного обучения;
наблюдение (во время урочной и внеурочной деятельности);
разноуровневые задания (работа в парах, малых группах);
изучение психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления;
общение с родителями;
олимпиады, всероссийские конкурсы, викторины;
интеллектуальные марафоны;
научно-практические конференции;
проектная деятельность учащихся;
создание детских портфолио.
Все эти разнообразные формы и методы работы с одарённым ребёнком позволили добиться хороших результатов. О результатах проведенной работы
с моей ученицей Черновой Валерией свидетельствуют следующие данные. В период с 2014 по 2016 год Чернова В. стала победителем во Всероссийском конкурсе по окружающему миру-Ι место, в Международном Конкурсе-игре по математике «Слон»-ΙΙΙ место, во Всероссийской олимпиаде по русскому языку-Ι место, во Всероссийском метапредметном конкурсе «Решай-ка»-ΙΙ место. Исследовательская работа «Откуда в хлебе дырочки», подготовленная во 2 классе Черновой Валерией принесла ей победу на районной научно-практической конференции. Выступив на Межрегиональной научно-практической конференции с этой работой, она стала лауреатом.
Чернова В. имеет высокие лидерские способности, она – первая помощница в организации мероприятий в классе.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа с одаренными и способными детьми в начальной школе – важная и необходимая часть деятельности педагога. В дальнейшей своей работе я планирую продолжать работу с одаренными детьми, а также буду отслеживать их успехи и в будушем.
Литература:
1. Козырева. Е.А.. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов – М., 2000.
3. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения. – М., 2000 г.