Идея здоровьесбережения учащихся приобрела статус приоритетного направления, это красная нить национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов. Высокий процент первоклассников приходит в школу с врожденными, приобретенными заболеваниями. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок, ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья. Основная проблема в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение. Как помочь ребенку сохранить зрение, как увеличить двигательную активность на уроке – основные вопросы, которые необходимо решать педагогу в современных условиях. Здоровьесберегающие технологии – это: 1. Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); 2. Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); 3. Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным особенностям ребёнка; 4. Необходимый, достаточный, рационально организованный двигательный режим. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения: -обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. - научить использовать полученные знания в повседневной жизни. - сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни. Аспекты урока с позиции технологии здоровьесбережения: Гигиенические условия в классе (кабинете); Число видов учебной деятельности, Число использованных учителем видов преподавания Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы Физкультминутки и физкультпаузы. Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Гигиенические условия в классе (кабинете): -чистота, -температура и свежесть воздуха, -рациональность освещения класса и доски, -наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п. -благотворно на здоровье и настроение влияют запахи; лучший их источник – растения. Чередование видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, | рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия. | Однообразие урока способствует утомляемости школьников. частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Нормой считается 4-7 видов учебной деятельности за урок. | Необходимым компонентом здоровьесберегающих технологий является включение в структуру урока: физкультурных минуток гимнастики для глаз пальчиковой гимнастики точечного массажа | физкультурных минуток гимнастики для глаз пальчиковой гимнастики точечного массажа | Использование различных двигательных упражнений позволяет решить несколько задач: способствуют повышению речевой активности развивает речевые умения и навыки снимает напряжение, восстанавливает работоспособность активизирует познавательный интерес активизирует познавательный интерес улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой . Физкультурные минутки Естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Учитель должен: Проводить физкультминутки, находясь в хорошем настроении; Обладать педагогическим тактом; Владеть высокой двигательной культурой и образно показывать упражнения; Уметь сочетать движения с музыкальным ритмом; Знать основы терминологии физических упражнений. Зрительная гимнастика Используется для: Цели: Профилактика возникновения и развития близорукости. Расширение пространственной активности глаз в ходе занятий. «В пятницу мы не зевали Глаза по кругу побежали. Остановка, и опять В другую сторону бежать» Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влевои вверх, и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх;(совершенствует сложныедвижения глаз). Траектории, по которым дети «бегают» глазами | Пальчиковая гимнастика «Рука – вышедший наружу мозг» Кант «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев». В.А.Сухомлински« Руки развиваем - в школе успеваем! Пальчиковая гимнастика помогает: - подготовить руки к письму; - развитию внимания, терпения; - стимулировать фантазию; -активизировать работу мозга; - научиться управлять своим телом. | «Этот пальчик – маленький, Мизинчик удаленький . Безымянный – кольцо носит, Ни за что его не бросит. Ну, а этот – средний, длинный. Он как раз посередине. Этот указательный, Пальчик замечательный. Большой палец, хоть не длинный, Среди пальцев самый сильный.» | Точечный массаж Точечный массаж – простая и безопасная терапия. Массирование производится надавливанием на определённые точки. При простудных заболеваниях и для повышения иммунитета необходимо массировать определённые точки на лице ( №1, №2,№3 ), при головных болях рекомендуется массировать височную область . | | Дыхательная гимнастика. Обеспечивает: - укрепление дыхательной мускулатуры; - уменьшение заболеваний дыхательной системы; -повышает общую сопротивляемость организма, его тонус, оздоровляет нервно-психическое состояние. Правильное дыхание очень важно для развития речи, оно влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. | | | Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его. Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения. Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. Автор: Максимова Наталия Александровна, учитель начальных классов высшей категории, воспитатель ГПД первой категории ГБОУ СОШ № 461 Колпинского района Санкт-Петербурга |