Статья "Проектно-исследовательская деятельность – путь развития одаренности детей"
Статья "Проектно-исследовательская деятельность – путь развития одаренности детей"
В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому перед школой стоит задача выбора новых технологий работы с детьми и особенно с одарёнными. Такой технологией и является технология проектно-исследовательской деятельности обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Проектно-исследовательская деятельность – путь развития одаренности детей"»
Проектно-исследовательская деятельность – путь развития одаренности детей.
Одарённые дети – это очень ценная, но и весьма хрупкая часть нашего общества. Вопреки распространенному убеждению, что одаренность сама может пробить себе дорогу, научные исследования показывают обратную картину. Дело в том, что ребенок с высокими интеллектуальными способностями очень далеко отрывается от сверстников, у него возникают особые интересы, в результате он оказывается в изоляции от своей группы, часто подвергается насмешкам и гонениям.
Важной проблемой одарённых детей является и то, что при опережающем развитии отдельных функций одаренные дети в других отношениях не отличаются от своих ровесников или даже иногда уступают им. В результате этого некоторые интеллектуально одаренные дети оказываются слабо успевающими, а их особые возможности и потребности – невостребованными. У них теряется учебная мотивация и может развиться стойкое отвращение к школе.
Потеря мотивации к учебе в школе одаренными детьми может вести к негативным последствиям еще в одном отношении. Одаренные люди, не нашедшие себе полезного применения в обществе, образуют костяк сил, направленных на разрушение общества, что очень опасно.
Из всего сказанного выше следует, что одарённые дети требуют индивидуального подхода, более сложной работы с ними. В силу своих особенностей они очень уязвимы, их слабости подчас кроются в их преимуществах. Поэтому важно не «закопать» талант, а максимально способствовать развитию интеллекта и чувств одарённых детей как потенциала развития нации, создавая вокруг них атмосферу заинтересованности и доброжелательного отношения.
Поэтому на сегодняшний день выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей школы. Транжирить таланты – преступление для государства. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одарённых детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Поэтому перед школой стоит задача выбора новых технологий работы с детьми и особенно с одарёнными. Такой технологией и является технология проектно-исследовательской деятельности обучения.
В своём опыте работы в последние годы я чаще всего использую технологию проектно-исследовательской деятельности, которая выступает как условие и способ развития способностей детей и особенно одарённых.
Нужна ли проектно-исследовательская деятельность? Чтобы ответить на этот вопрос можно взвесить следующие аргументы:
· На одну чащу весов положите: множество проблем, связанных с поиском и выбором темы, организацией работы, поиском источников информации, средств и т. д.
· На другую чашу можно положить результат, достигаемый в процессе исследований – развитие интеллектуальной и творчески развитой личности, профессионально ориентированной в жизни, умеющей ставить определенные цели и достигать их. Ведь в настоящее время мы и так наблюдаем падение интеллектуального потенциала общества, обнаруживая в общей массе населения возросшее число лиц со средним и низким уровнем интеллектуальных возможностей. Ответ ясен – нужна такая деятельность.
Данная технология служит средством комплексного решения задач воспитания, образования и развития в социуме. Помимо учебных целей и задач, перед учащимися ставятся задачи, направленные на развитие и формирование навыков исследовательской деятельности.
«В основе проектно-исследовательской деятельности лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования – учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т. д.»
Занимаясь проектно-исследовательской деятельностью, обучающиеся развивают самостоятельность при работе со специальной и научной литературой. При выполнении наблюдений и опытов; развивают абстрактное мышление, необходимое учащемуся; развивают способности формировать свое мнение и умение его отстаивать; развивают умения общаться с аудиторией, выступать на конференциях, в кружках; сформировать чувство ответственности за порученное дело; воспитать уверенность в себе, осознать значимость выполненной работы.
В процессе исследовательской деятельности формируются многие ключевые компетенции: ценностно-смысловая; общекультурная; учебно-познавательная; информационно-коммуникативная; социально-трудовая; личностная.
Для исследовательской работы весьма важно сформировать у обучающихся навыки креативности. Исследовательская деятельность сама по себе является мощным развивающим инструментом, а значит, выступает как условие выявления и способ развития творческих способностей детей.
Как же увлечь школьников исследовательской деятельностью?
Каждому ребенку от природы дарована склонность к познанию и исследованию. «Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Ведь одного желания недостаточно для решения исследовательских задач. Исследовательская деятельность должна выступать не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования. «Важно так организовать учебную работу, чтобы учащиеся ненавязчиво усваивали процедуру исследования, например, предложить неожиданно сформулированное учебное задание, которое при дальнейшей работе оказывается не сложным, но интересным». [3] На практике я часто создаю совместную учебно-познавательную деятельность с обучающимися, используя творческую или игровую деятельность детей: через ученические конференции, уроки-исследования, деловые игры, домашние лабораторные работы и домашний эксперимент, направленные на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Увлечь исследовательской и проектной деятельностью можно используя такие приемы, как «учебный мозговой штурм», «взаимоопрос», «три уровня домашнего задания» и задания креативного типа. К таким заданиям относятся:
Реализация метода проектов на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Проектно-исследовательская деятельность педагога и обучающегося, являясь условием выявления и развития одарённых детей, очень кропотлива и занимает достаточно времени, но дорогого стоит.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Леонтович, А. В. Исследовательская деятельность учащихся./ А. В.Леонтович-М.:Просвещение,2002,с.17. 2.Обухов, А. С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростков в пространство культуры /А. С.Обухова Развитие исследовательской деятельности учащихся.– М.: Просвещение, 2000.
3.Савенков, А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников./А. И.Савенков - М.: Просвещение, 2003, с. 203.