Статья "Личностно-ориентированный подход в формировании коммуникативной компетенции учащихся начальных классов"
Статья "Личностно-ориентированный подход в формировании коммуникативной компетенции учащихся начальных классов"
Развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса начальной школы. Но при этом необходимо понимать то, что работать необходимо с каждым учеником лично. Начальная школа в наибольшей степени имеет возможность работать с каждым учеником в силу специфики организации учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Личностно-ориентированный подход в формировании коммуникативной компетенции учащихся начальных классов"»
Пронина Наталья Николаевна
МАОУ «СОШ № 8 г. Челябинска», Россия
Личностно-ориентированныйподход вформированиикоммуникативнойкомпетенцииучащихся начальных классов
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетенций, имеющих особую значимость в жизни человека.
В структуре общеучебной компетенции младшего школьника выделяется компетенция коммуникативная. Она включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, практическое овладение диалогической и монологической речью, умение использовать средства языка в устной речи в соответствии с условиями общения, владение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения, способность к осуществлению учебного сотрудничества, умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей, умение создавать небольшой текст, актуальный для успешной социализации человека.
Анализ коммуникативной компетентности широко представлен в отечественной педагогике И.А. Зимней (1), А.В. Хуторским (4), Л.А. Петровской (3) и другими учёными. Наиболее обобщённо, коммуникативную компетентность можно охарактеризовать как целостную систему психических и поведенческих характеристик человека, способствующих успешному общению.
Дети, начинающие своё обучение в школе, не всегда могут выразить свои мысли, чувства, ощущения сообразно ситуации. В числе прочего это обусловлено двумя важными аспектами: 1) возрастные особенности; 2) смена привычной, комфортной для ребёнка ситуации.
Неумение или неготовность взаимодействовать с другими членами нового коллектива, в котором оказался ребёнок, является препятствием для установления полноценного контакта как со сверстниками, так и со взрослыми. Вместе с тем, именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками. В пользу этого можно привести следующие факты:
новая обстановка вызывает интерес, желание узнавать, осваивать;
смена и увеличение числа действующих лиц, окружающих ребёнка, и как следствие расширение круга общения;
возможность найти новые увлечения, новых единомышленников;
совместная учебная деятельность вовлекает ребёнка во всё новые формы взаимодействия с максимальным количеством участников и с их возможными вариациями.
Следовательно, развитие коммуникативной компетентности ученика – актуальная задача воспитательно-образовательного процесса начальной школы. Но при этом необходимо понимать то, что работать необходимо с каждым учеником лично. Начальная школа в наибольшей степени имеет возможность работать с каждым учеником в силу специфики организации учебной деятельности. Продолжительный по времени контакт учителя и ребёнка наилучшим образом способствуют реализации личностно-ориентированного подхода в организации обучения.
Личностно-ориентированный подход одно из основополагающих педагогических условий в организации учебного процесса.
В психолого-педагогической литературе условия рассматриваются в работах многих учёных. В целом педагогические условия понимаются как:
источник возникновения, существования, развития процесса во всех его формах;
среда, в которой осуществляется образовательный процесс;
комплекс соотносимых друг с другом мероприятий, направленный на достижение конечного результата.
В словаре по педагогике личностно-ориентированный подход определяется как «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия» (2).
В российской педагогике интересным будет рассмотреть личностно-ориентированный подход с позиций И.А. Зимней и Е.Н. Шияновой.
И.А. Зимняя рассматривает личностно – ориентированный подход с двух позиций: педагога и учащегося. Педагог выступает в роли собеседника, владеющего полезной информацией и делящегося ей (1).
Позиция Е.Н. Шияновой в этом вопросе следующая: личностно – ориентированный подход в обучении, с позиции самого обучающегося, предполагает наличие актуальной ситуации, позволяющей формировать новые правила, способы и средства социальной, профессиональной и коммуникативной деятельности (5).
Профессиональная готовность педагога к реализации личностно – ориентированного подхода в обучении может определяться как:
умение оценивать возможности как всей группы в целом, так и отдельных её членов;
умение ставить различные цели, принимая во внимание личностные особенности учащихся;
умение диагностировать динамику уровня развития каждого учащегося.
Педагогическое взаимодействие учителя и ученика рассматривается как сотрудничество, где оба участника образовательного процесса выступают в отношениях паритета, основанного на своих знаниях, опыте, особенностях.
Коммуникативные умения можно охарактеризовать с двух позиций: содержательной и деятельностной. Содержательная позиция отражает суть общения: приветствие, прощание, обращение, различные просьбы, оказание помощи, благодарность, отказ, прощение. Деятельностная позиция обеспечивает сам процесс общения: умение анализировать ситуацию, говорить перед другими и слушать их, сотрудничество, управление, подчинение.
Развитие коммуникативной компетентности оказывает непосредственное влияние на успешность ученика, на его возможности и желания влиться в образовательный процесс. Сформированная коммуникативная компетентность влияет на учебную успешность, на процесс адаптации ребёнка к школе.
Педагог, видя в ребёнке личность, ориентируясь на его потребности, соотнося их с его возможностями, способен оказать ученику поддержку при принятии им новой для себя роли ученика, сопряжённой со множеством новых особенностей проявления как себя лично, так во взаимодействии с другими участниками образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности это работа как на ближайшую перспективу, так и на долгосрочную перспективу, поскольку в настоящее время, коммуникативная компетентность рассматривается не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни.
Литература:
Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. психол. направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. – 2-е изд., доп., испр., и перераб. – М. : Логос, 2002. – 382 с.
Коджаспирова, Г. М., Коджаспиров, А. Ю. Педагогический словарь [Текст]: для студ. высш. и сред. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М., 2001. – 176 с.
Петровская, Л.А. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг [Текст] / Л.А. Петровская. - М.: МГУ, 1989.
Хуторский, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения [Текст] / А.В. Хуторский. – М.: Изд-во МГУ, 2003. -416с.
Шиянов, Е.Н. Развитие личности в обучении [Текст] / Е.Н. Шиянов. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 230 с.