kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья в сборнике "Игровая деятельность как средство социализации к естественной школе жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья размещена в сборнике. Можно использовать в своей работе учителям и воспитателям.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья в сборнике "Игровая деятельность как средство социализации к естественной школе жизни"»

ГКОУ «Красноярская школа-интернат»

Тема: Игровая деятельность как средство социализации к естественной школе жизни. (Л.С. Выготский ).

Подготовили: Брыкина Н.А., Алексенко Т.В.

«Я пытался достичь сердца ребёнка словами,


они часто проходили мимо него не услышанными.


Я пытался достичь его сердца книгами,


он бросал на меня озадаченные взгляды.


В отчаянии я отвернулся от него.


«Как я могу пройти к сердцу этого ребёнка?» - воскликнул я.


Он прошептал мне на ухо: «Приди, поиграй со мной!»

Ли Тоубер



Социализация — это процесс, необходимый ребёнку, чтобы получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе. В отличие от других живых существ, чье поведение обусловлено биологически, человек, как существо биосоциальное, нуждается в процессе социализации для того, чтобы выжить.

Цели и задачи образовательной области «Социализация»:

Освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений

развитие игровой деятельности

приобщение к элементарным принятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу

Развитие игровой деятельности – эта задача образовательной области «Социализация»







Через игру осуществляется социализация ребёнка школьника. Этот процесс начинается и происходит в школе в ходе целенаправленного педагогически организованного воспитания. Суть социализации состоит в том, что она формирует человека как члена того общества, к которому он принадлежит.

Л.С.Выготский еще в 20-х годах прошлого столетия обратил внимание на изменение содержания и динамики детской игры. Одна из глав этой книги Л.С.Выготского «Педагогическая психология» содержит исследование педагогического значения игры. Уже давно обнаружено, что игра не представляет из себя чего-либо случайного, она неизменно возникает на всех стадиях культурной жизни у самых разных народов и представляет неустранимую и естественную особенность человеческой природы. Игры организуют высшие формы поведения, бывают связаны с разрешением довольно сложных задач поведения, требуют от играющего напряжения, сметливости и находчивости, совместного и комбинированного действия самых разных способностей и сил.

В игре усилие ребёнка всегда ограничиваются и регулируется множеством усилий других играющих. Во всякую задачу-игру входит как непременное её условие умение координировать своё поведение с поведением других, становиться в активное отношение к другим, нападать и защищаться, вредить и помогать, рассчитывать наперёд результат своего хода в общей совокупности всех играющих. Такая игра есть живой, социальный, коллективный опыт ребёнка, и в этом отношении она представляет из себя совершенно незаменимое орудие воспитания социальных навыков и умений.

Особенность игры - подчиняя всё поведение говорил Л.С. Выготский . Она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка. Всякое мышление возникает как ответ на известное затруднение вследствие нового или трудного столкновения элементов среды. Там где, этого затруднения нет, там, где среда известна до конца и наше поведение, как процесс соотнесения с ней, протекает легко и без всяких задержек, там нет мышления, там всюду работают автоматические аппараты. Но как только среда представляет нам какие-либо неожиданные и новые комбинации, требующие и от нашего поведения новых комбинаций и реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление как некоторая предварительная стадия поведения, внутренняя организация более сложных форм опыта, психологическая сущность которых сводится в конечном счёте к известному отбору из множества представляющихся возможными, единственно нужных в соответствии с основной целью, которую должно решить поведение.

По мнению Л.С. Выготского, мышление возникает от столкновения множества реакций и отбора одних из них под влиянием предварительных реакций. Но именно это и даёт нам возможность, вводя в игру известные правила и тем самым ограничивая возможности поведения, ставя перед поведением ребёнка задачу достижения определённой цели, напрягая все инстинктивные способности и интерес ребёнка до высшей точки, заставить его организовать своё поведение так, чтобы оно подчинялось известным правилам, чтобы оно направлялось к единой цели, чтобы оно сознательно решало известные задачи.

Иными словами, игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно-противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни. Ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке нужных навыков и умений». Л.С. Выготский отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Л.С. Выготского, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.

В исследованиях Л.С. Выготского - игра настолько многофункциональна, оригинальна, уникальна, ее границы настолько обширны и прозрачны, что дать ей какое-либо четкое, лаконичное определение, наверное, просто невозможно. Многие объяснения игры, которыми располагает наука, неточные, неполные, а иногда и просто неверные.

Анализируя научные труды Л.С. Выготского, пришли к выводу, что детская игра - исторически возникший вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними и, направленных на ориентировку и познание предметной и социокультурной действительности, как одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания детей. Игровая деятельность, по мнению ученого, является предметом изучения различных наук - истории культуры, этнографии, педагогики, психологии и так далее.

Л.С. Выготский определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Л.С. Выготский выделял несколько видов игровой деятельности:

развлекательную (основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

коммуникативную: освоение диалектики общения;

по самореализации в игре как на «полигоне человеческой практики»;

терапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социо-культурных ценностей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В нашей школе используют много приёмов для того, чтобы дети чувствовали себя увереннее в современном обществе.

А начинается такая работа как всегда с ознакомления с предметом, будь то игра на профессиональную тему или на формирование дружеских взаимоотношений. Это и беседы и дидактические игры, и чтение художественной литературы, экспериментальная и продуктивная деятельность, экскурсии и повседневная жизнь детей в школе.

Проводятся экскурсии, где дети воочию видят, где работают их родители (законные представители), чем занимаются, какую пользу приносит их труд.

Мероприятия совместно с родителями тоже являются фактором социализации наших детей, т.к. они перенимают опыт общения со сверстниками и взрослыми непосредственно от родителей и этот опыт переносится в игру, например, семья и школа и т. д.

В играх образовательного содержания дети знакомятся с историей своего края, своей страны, с историей создания предметов, с правилами и нормами поведения в обществе. Учатся применять полученные знания на практике, в частности в игре, таких как «Экскурсовод», «Поликлиника», «Больница». Невозможно недооценить значение дидактических игр для формирования предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Наши дети охотно играют с мелкими дидактическими игрушками, которые используют для воплощения замысла сюжетно-ролевой игры и выполняют вспомогательную функцию, например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре «Семья».

Организация предметно-игровой среды – необходимое условие формирования игровой деятельности ребёнка. При организации такой среды мы стремились сделать её универсальной, т.е. способствующей удовлетворить требования детей разного пола, разнообразные по содержанию (Семья, Стройка, Магазин, поликлиника и т.д.).

И всё же неоценимая роль по приобщению детей к жизни общества принадлежит игре, творческой игре - основному виду детской деятельности.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью для школьника.

Особо значимы и важны для детей творческие или сюжетно-ролевые игры. В них школьники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка и поэтому является важнейшим средством воспитания и социализации детей школьного возраста.

Именно в игре происходит формирование положительных личностных качеств и социализация его как члена сообщества людей. Грамотно организованная психолого-педагогическая работа специалистов нашей школы с использованием игровой деятельности в учебном процессе, способствует успешной социализации, интеграции детей с ОВЗ в современном обществе.


















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алексенко Татьяна Вячеславовна

Дата: 03.02.2020

Номер свидетельства: 538308


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства