Просмотр содержимого документа
«Статья "Сущность понятия ИКТ-компетентности учащихся начальной школы".»
Сущность понятия ИКТ-компетентности учащихся начальной школы
В начальной школе в рамках основной образовательной программыформируется ИКТ - грамотность младших школьников.
ИКТ-грамотность – это использование цифровых технологий,инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации,управления ею, ее интеграции, оценки и создания для функционирования всовременном обществе.
ИКТ – представление информации в электронном виде, ее обработка ихранение, но не обязательно ее передача. Информационно-коммуникационнаятехнология представляет собой объединение информационных икоммуникационных технологий;грамотность – это динамичный инструмент (в самом широком смыслеслова), позволяющий индивидууму постоянно учиться и расти;цифровые технологии относятся к компьютерному и программномуобеспечению;инструменты коммуникации – к продуктам и услугам, с помощьюкоторых передается информация;сети – это каналы передачи информации.
Функционирование в современном обществе отражает многообразие контекстов применения индивидуумом ИКТ - грамотности. ИКТ-грамотность предоставит индивидууму средства для успешной жизни и работы в экономически развитом или развивающемся обществе.
Введенное понятие ИКТ - грамотности определяет, какими же навыками и умениями должен обладать человек, чтобы его можно было назвать грамотным в данном смысле.
Перечень этих навыков и умений приведен ниже в порядке повышения сложности познавательных (когнитивных) действий, необходимых для их выполнения:
· определение информации – способность использовать инструменты ИКТ для идентификации и соответствующего представления необходимой информации;
· доступ к информации – умение собирать и/или извлекать информацию;
· управление информацией – умение применять существующую схему организации или классификации;
· интегрирование информации – умение интерпретировать и представлять информацию. Сюда входит обобщение, сравнение и противопоставление данных;
· оценивание информации – умение выносить суждение о качестве, важности, полезности или эффективности информации;
· создание информации – умение генерировать информацию, адаптируя, применяя, проектируя, изобретая или разрабатывая ее;
· передача информации – способность должным образом передавать информацию в среде ИКТ. Сюда входит способность направлять электронную информацию определенной аудитории и передавать знания в соответствующем направлении.
В соответствии с Законом об образовании (2012 г.) «Федеральные государственные образовательные стандарты … включают в себя требования к: …2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе … материально-техническим и иным условиям». Требования образовательного Стандарта описывают виды деятельности учащегося, которые должны быть обеспечены образовательным учреждением.
Большинство детей, поступающих в начальную школу, – это шестилетки, ведущей деятельностью для них является игра. Ребенок приходит в первый класс с несформированными механизмами учебной деятельности, хотя его психофизическое развитие уже позволяет приступить к ее постепенному формированию. Сложность ситуации состоит в том, что организованная учебная деятельность у каждого учащегося формируется индивидуально, этот процесс занимает разное количество времени и проходит с различной интенсивностью. Поэтому учителю нужно обеспечить индивидуализацию образовательной деятельности. Общей потребностью для детей данного возраста являются двигательная активность и необходимость частой смены деятельности. Для этого в начальной школе тоже приходится создавать специальные условия.
По мнению автора программы универсальных учебных действий академика А. Г. Асмолова, «ребенок должен войти в образование через пространство детской игры». Среда образовательного учреждения должна быть насыщена средствами, побуждающими ребенка к игровой деятельности и позволяющими решать в ходе игры образовательные задачи. Современные средства, обеспечивающие образовательную деятельность ребенка, могут активно использовать ИКТ везде, где это целесообразно и оправдано. Образовательная среда представляет собой целый комплекс оборудования, компоненты которого трудно рассматривать в отрыве друг от друга.
Постараемся определить, в какой мере на развитие ребенка влияет образовательная среда и каковы особенности ее формирования.
Одной из главных образовательных целей в начале обучения можно считать развитие интеллекта. Исходя из определения, данного Ховардом Гарднером, психологом и профессором неврологии из Гарварда, интеллект – это способность создавать эффективные продукты, предлагать ценности, которые имеют культурное и общечеловеческое значение. Это также набор навыков, которые позволяют творчески решать задачи, которые жизнь ставит перед человеком, потенциал искать и находить новые знания. В своей теории Гарднер исходит из понимания интеллекта как множественности, определяя не один, а семь интеллектов. Согласно его модели, интеллект состоит из независимых модулей: формально-лингвистического, пространственного, логико-математического, музыкального, двигательного, межличностного, внутриличностного. Каждый из них представлен вертикально расположенными уровнями: восприятие, запоминание, учение. При проектировании развивающей образовательной среды необходимо учитывать, что она должна инициировать развитие всех перечисленных интеллектов.
Образовательная среда воздействует прежде всего на первый уровень развития интеллекта – восприятие. На основе восприятия у ребенка создается образ внешнего мира и формируется индивидуальный опыт. Восприятие и ощущения – две отправные точки, которые с рождения дают ребенку чувственный материал, на котором строится процесс познания. Можно утверждать, что дети, у которых хорошо развиты все органы чувств и все виды восприятия, не испытывают серьезных трудностей в обучении. Отсюда следует, что компоненты образовательной среды, окружающей младшего школьника, обязательно должны работать на развитие его органов чувств и на усиление роли восприятия и ощущений в образовательном процессе.
Получается, что при создании образовательной среды начальной школы (неважно, говорим ли мы об использовании ИКТ, или нет), необходимо создать условия для активизации всех видов восприятия, учитывая:
современное понимание интеллекта (можно использовать определение семи интеллектов по Гарднеру);
возможность активизации и использования всех органов чувств;
разный уровень подготовленности детей к школе;
разную степень социализации.
Деятельностный характер Cтандарта заставляет пересмотреть требования к оснащению образовательного учреждения, определяя прежде всего виды деятельности ребенка, которые должны быть предусмотрены при оснащении образовательного процесса. Задачей школы становится создание адекватных условий для каждого вида деятельности учащегося.
Как мы уже говорили, ребенок приходит в школу, когда основной деятельностью для него является игра. Адекватные условия для игровой деятельности могут создаваться в разных зонах образовательного учреждения. Так, классная комната первоклассников должна непременно содержать не только традиционное учебное, но и игровое пространство или должна быть легко трансформируема в игровое пространство, если в оснащении классной комнаты были использованы мобильные модульные конструкции. При небольшой площади помещений для классно-урочных занятий выделить активное игровое пространство можно в отдельном помещении или рекреации школьного здания. Выбирая игровое оборудование для этих целей для детей младшего школьного возраста, можно руководствоваться теми же целями развития семи интеллектов, о которых говорилось выше. В набор игровой комнаты могут входить наборы для сюжетно-ролевых игр, настольные игры (логические, математические и др.), конструкторы и, если позволяет место, модули для двигательной активности и спортивных занятий. Игровая деятельность является стартовой ступенью для учащегося начальной школы. Постепенно она будет дополняться и заменяться другими видами деятельности: учебной, творческой, проектной, исследовательской, трудовой, спортивной. Образовательная среда учреждения должна отреагировать появлением специфических средств, позволяющих организовывать эти виды деятельности. И здесь речь пойдет уже не об игровом оборудовании, а, возможно, о достаточно мощных компьютерах, цифровой технике и измерительных приборах.
За время обучения в начальной школе, независимо от уровня готовности ребенка к школе, должна произойти смена ведущей деятельности. Ею должна стать учеба. Современная школа имеет достаточно возможностей разнообразить образовательную среду различными средствами, создав адекватные условия для формирования учебной деятельности в различных областях знаний.
Говоря об образовательной среде и ее материальных и информационных средствах, мы часто сосредотачиваемся на том, в какой мере эта среда способствует освоению того или иного предметного содержания. Образовательный Стандарт, предусматривающий формированиея у обучающихся универсальных учебных действий, подчеркивает ведущую роль метапредметных результатов обучения. Важнейшим результатом образования являются некоторые общие модели деятельности человека, в том числе и интеллектуальной. Многие из этих моделей достаточно легко выстраиваются в детских играх, гораздо реже это происходит в ситуации урока. Однако время, проводимое ребенком в школе, занимает большую часть его дня; постепенно отрывая ребенка от игры, школа становится центром формирования ключевых компетентностей учащегося, в т.ч. метапредметных. Таким образом, в ходе урока ребенок осваивает целый ряд моделей деятельности.
Мы уже упоминали о возможности многофункционального устройства кабинета начальных классов с целью выделения игрового пространства. Разнообразие видов образовательной деятельности заставляет задуматься о многофункциональности учебного пространства. За время существования классно-урочной системы все уже свыклись с мыслью, что учащиеся обязательно должны сидеть за партами в три ряда. Однако современная школа шагнула далеко вперед в сторону разнообразия форм работы на уроке, что, в свою очередь, требует разнообразия в построении классного пространства. Даже в течение одного учебного дня учащийся может оказаться участником индивидуальной, групповой и фронтальной образовательной деятельности. Каждая из этих форм требует удобной расстановки мебели, компьютерной техники и лабораторного оборудования, достаточного количества дидактических материалов. Пространство для работы в классе не обязательно должно выстраиваться в три традиционных ряда. Рабочие места учащихся могут трансформироваться в зависимости от конкретной образовательной задачи. Говоря о различных возможностях построения классного пространства, мы учитываем не только перестановку мебели, но и организацию работы с оборудованием – тетрадями и учебниками, компьютерами, цифровой техникой, лабораторным оборудованием и т.д. Рассмотрим некоторые примеры:
При фронтальной работе с классом рабочие места учащихся могут располагаться по периметру или выстраиваться в различных направлениях в произвольном порядке. В одном случае учитель будет иметь лучший контакт («глаза в глаза») с каждым ребенком, в другом – он сможет легче переходить к индивидуальным и групповым формам работы.
В случае когда несколько детей работают над одной задачей, им естественно сидеть вместе и работать в своей группе, распределяя работу между собой, ассистируя друг другу по мере необходимости, обсуждая и формулируя результаты.
Необходимость самостоятельной работы с книгой или ресурсами Интернета, выполнение индивидуального задания в дидактическом материале с печатной основой или на компьютере, написание сочинения и другие аналогичные виды деятельности предполагают наличие отдельного рабочего места, которое помогает сосредоточиться и собраться с мыслями. Для такой работы подойдет и традиционная посадка парами, но необходимо иметь несколько выделенных мест в разных частях учебного кабинета.
Для того чтобы послушать рассказ, просмотреть отснятые в течение дня фото- и видеоматериалы, обсудить продолжение работы в конце дня, когда дети уже устали от интенсивных занятий, удобно расположиться в той части класса, которая выделена как игровая. Возможно, там будет ковер или спортивный мат, на котором можно расположиться в удобной позе, или диван.
Конечно, для описанных выше изменений в построении образовательных пространств школьных кабинетов необходимо иметь подходящую легко перемещаемую мебель и мобильное учебное оборудование, включая компьютеры и цифровую технику.
Обязательным элементом классной комнаты является автоматизированное рабочее место учителя. Как правило, в комплект входит современный компьютер, проектор, позволяющий демонстрировать изображение на экране компьютера всем учащимся, интерактивная доска, позволяющая управлять экраном компьютера со своей поверхности, а также сканер, принтер и копировальный аппарат, часто объединенные в одном многофункциональном устройстве. С помощью этого оборудования учитель осуществляет подготовку и проведение уроков.
Наиболее удовлетворяет требованиям начальной школы мобильный компьютерный класс на базе портативных компьютеров с беспроводной связью. Мобильный класс включает портативный компьютер учителя и до 30 компьютеров учащихся. Имея мобильный компьютер, учитель сможет готовиться к урокам в любое удобное для него время и в любом месте, а также без дополнительных трудностей, связанных с переносом информации с одного компьютера на другой, использовать его при проведении уроков в разных помещениях школы или вне нее – экскурсиях, практических занятиях, прогулках с детьми.
Требования образовательного Стандарта указывают на необходимость активной работы с видеоизображением и звуком в начальной школе. Для этого учительский компьютер должен быть оснащен встроенной или внешней веб-камерой, шумопоглащающими наушниками и звукоусиливающим комплектом, а также иметь специальное программное обеспечение, включающее легко осваиваемые программы обработки видео и звука.
Для решения учебных задач, связанных с поиском и отбором информации, а также для организации образовательного процесса в информационной среде учреждения (что также является требованием Стандарта) учитель должен иметь возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения, а через нее – в Интернет.
Наличие такого оборудования на уроке существенно меняет и способ представления материала учителем, и работу учащегося «у доски». Учитель может сопровождать свой рассказ заранее подобранными цифровыми иллюстрациями или непосредственно обращаться к интернет-источникам. Основные тезисы выступления и факты, которые нужно запомнить, могут быть выделены на экране и распечатаны по окончании выступления. Эффективно организуется работа с текстом, который теперь можно редактировать с участием всего класса. Имея проектор, естественно демонстрировать всем учащимся их работы – иллюстрированные сочинения, мультфильмы, фотоальбомы и т.п. Это позволяет удерживать высокий уровень мотивации учащихся, что является одним из главных условий успешности обучения.
Помимо вышеупомянутой работы со звуком и видео учителю необходимо программное обеспечение, позволяющее отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, работать с электронными таблицами и лентами времени, строить семейные деревья, снимать показания цифровых измерительных приборов. Использование названных средств требует не только желания и высокой квалификации учителя, но и дополнительного финансирования оснащения образовательного проесса. При дефиците финансирования и невозможности в кратчайшие сроки создать универсальную образовательную среду в каждой классной комнате возможно создать сеть кабинетов с особенно богатой средой – кабинет искусства, естественно-научную лабораторию, мультистудию, различные мастерские. Комплект мобильных компьютеров может быть использован в пределах одной вертикали. В этом случае индивидуальность компьютера обеспечивается за счет введения прав доступа. Причина отсутствия полностью индивидуальных компьютеров скорее финансовая, чем иная. Компьютер, так же как «перо и бумага», сегодня становится наиболее востребованным инструментом современного урока и должен быть всегда под рукой.
Точные сведения о наименованиях и рекомендуемом количестве оборудования, необходимого для описанной выше образовательной деятельности, имеется в Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений Минобрнауки России, который позволяет комплектовать наборы учебного оборудования и информационного обеспечения по отдельным предметным областям.