kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье дано описание подробное профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Развитие профессиональной компетентности педагога в условиях введения ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"»

Развитие профессиональной компетентности педагога

в условиях введения ФГОС для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья


подготовила: педагог-психолог

ОГБОУ ЦОР «Особый ребенок г. Смоленска»

Строева К.Н.

Современный педагог призван решать задачи, требующие серьезных педагогических усилий. Освоение нового содержания, эффективных форм и методов преподавания, необходимость учитывать очень быстрые изменения, происходящие в обществе, все это под силу лишь психологически здоровому, профессионально компетентному, творчески работающему педагогу. Объем информации, необходимый для эффективной работы, нуждается в систематическом расширении. Постоянное пополнение и обновление знаний – важная сторона профессиональной деятельности любого специалиста.

В декабре 2014 года Министерством образования и науки Российской Федерации утвержден ФГОС образования обучающихся с ОВЗ, который вступил в силу с 1 сентября 2016 года.

В «Письме Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ" указано, что «Инклюзивное образование» - процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка. Здоровым же детям совместное обучение со сверстниками с ОВЗ позволяет развить толерантность и ответственность – качества, столь необходимые на сегодняшний день.

Наиболее уязвимой стороной введения ФГОС образования обучающихся с ОВЗ является готовность педагогических работников. Поэтому одной из актуальных задач является подготовка учителя, формирование его философской и педагогической позиции, методологической, дидактической, коммуникативной, методической и других компетенций.

Главное, что должен понять каждый учитель, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, что это особенные дети, очень нуждающиеся в пошаговом сопровождении, создании специальных условий.

В образовательных учреждениях, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, предъявляются новые и более высокие требования ко всем педагогам, работающим в школе:

  1. направленность на ребёнка:

- положительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья и готовность работать с ними;

- стратегию сотрудничества с родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) интеллектуальная гибкость:

- навыки разработки индивидуальных маршрутов для детей с ОВЗ;

3) поведенческая гибкость:

- навыки сопровождения ребенка с ОВЗ по индивидуальному образовательному маршруту;

- знание методик работы с детьми с ОВЗ.

4) профессиональная компетентность:

- знания и навыки, необходимые для работы с учащимися с ОВЗ;

- знания специальных технологий сопровождения ребенка с ОВЗ;

- навыки проведения педагогической диагностики для построения траектории индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

Учитель должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способным к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.

Учитель становится координатором инклюзивного процесса в классе в сотрудничестве со всеми участниками образовательного процесса.

Для учителя в инклюзивной образовательной среде важно владеть практикой в самостоятельной исследовательской деятельности, навыками разработки поурочных планов для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, умениями творчески перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников.

Для квалифицированного решения коррекционных задач, связанных с обучением ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оказывать помощь учителю в инклюзивном пространстве обязательно должны такие специалисты, как учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог ЛФК, социальный педагог, тьютор.

Ожидаемым результатом данной работы является профессиональная готовность учителя к реализации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ:

  • обеспечение оптимального вхождения педагогов в систему ценностей современного образования;

  • принятие идеологии ФГОС образования обучающихся с ОВЗ;

  • освоение новой системы требований к структуре адаптированной основной общеобразовательной программы, результатам её освоения и условиям реализации, а также системы оценки итогов образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ;

  • овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС образования обучающихся с ОВЗ.









































Для работы педагогу необходимо:

1. Знание профессиональных терминов. Использование профессиональных терминов в свободной речи. Культура общения (доступность, логичность).

2. Знание основных закономерностей психического развития детей в онтогенезе (индивидуальное развитие организма). Умение соотносить полученные знания в соответствии с конкретной ситуацией развития отдельно взятого ребенка. Анализ результатов, сопоставление, переработка информации.

3. Знание отечественных и зарубежных теорий, посвященных проблемам детского развития. Умение определять, соответствует ли развитие данного ребенка нормальным показателям. Общая эрудированность, диагностические способности, познавательный интерес, аналитические способности.

4. Знание основных закономерностей психического развития детей при различных нарушениях. Умение определять вид дизонтогенеза (нарушение индивидуального развития организма) в конкретном случае. Эмпатические способности, педагогическая интуиция.

5. Знание различных диагностических методик. Самостоятельный подбор диагностического инструментария при выявлении вида нарушения у детей. Общая эрудированность, синтез, анализ.

6. Знание коррекционных методик. Определение целей, задач коррекционного воздействия и его реализация. Стиль педагогической деятельности, прогностические способности, предпочитаемые формы, методы работы.

7. Знание основных нормативных документов, касающихся обучения и воспитания детей с ОВЗ. Реализация основных принципов в своей практической деятельности. Нравственное развитие, рефлексия, эрудированность, самосовершенствование.

8. Знание основных видов документации для работы педагога. Правильное ведение основных документов. Аналитические, методические, организаторские способности.

9. Знание основ научно-исследовательской деятельности. Обобщение собственного опыта работы, формулирование выводов. Представление результатов в виде научных статей, проектов. Исследовательские способности.

10. Знание коммуникативных норм общения. Построение эффективного общения с различными участниками коррекционно-образовательного процесса.

Одной из задач обучения и воспитания детей с ОВЗ является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Зафиксировать результаты возможно помощью создания индивидуального «портфолио» ученика. Основная функция портфолио ученика с ОВЗ - показать динамику развития родителям. Портфолио становится «зеркалом» обучения и воспитания на всем протяжении обучения в школе.

Педагогическую деятельность можно тогда считать качественной и эффективной, когда у педагога имеется высокий уровень теоретических знаний, обеспечивающий ему уверенность и самостоятельность при решении профессиональных задач.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Строева Ксения Николаевна

Дата: 11.05.2025

Номер свидетельства: 669571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников согласно ФГОС начального общего образования "
    ["seo_title"] => string(124) "psikhologho-piedaghoghichieskoie-soprovozhdieniie-mladshikh-shkol-nikov-soghlasno-fgos-nachal-nogho-obshchiegho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "139575"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417758342"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства