kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья по теме Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья по теме Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе»

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Игровая технология как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе в соответствии с ФГОС».

В настоящее время интерес к игровым технологиям быстро растёт, это естественным образом приводит к увеличению числа новых игровых форм и ситуаций, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становиться сложнее. Поэтому актуальность вопроса квалификации игр, ориентированных на новую образовательную модель и партнёрские отношения между учителем и учениками повышается с каждым днём.

Вашему вниманию я предлагаю опыт работы по теме «Игровые технологии как средство активизации познавательной активности у школьников»

Эпиграфом к своему выступлению я взяла слова В.А. Сухомлинского:

«Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В настоящее время в связи с переходом на ФОГС второго поколения особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Проводятся различные конкурсы, олимпиады. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствиям социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.

Любая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я очень часто использую на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт.

Девиз моей педагогической деятельности: «Учение без принуждения».

Задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей ситуацию успеха, переживание радости познания, облегчить преодоление трудностей в усвоении большого и сложного учебного материала.

Давайте ответим на вопрос, что такое игра?

По определению, игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. (толковый словарь С.И. Ожегова)

Игровые технологии используются для решения следующих задач:

- активизация познавательного интереса;

- развитие коммуникабельности;

- создание условий для творческого самовыражения;

- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;

- конструктивное общение в составе социальной группы;

- создание позитивного психологического климата в коллективе.

Игровые технологии – самые древние технологии в мире. Это способ передачи знаний, мудрости, житейского опыта новому поколению.

Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, любознательность, вырабатывает учение быстро ориентироваться, находить правильные решения, создает ситуацию азарта, поиска, вызывает стремление помочь своей команде.

Данная технология интересна мне самой, и это побуждает меня искать и придумывать больше интересных и разнообразных игр при изучении учебного материала.

Применяя, игровые технологии учитель должен придерживаться двух заповедей:

  • Необходимо сделать так или создать такие условия или ситуации, чтобы ребёнок сам стремился познавать. Ему нравилось бы это.

  • Необходимо, чтобы ребёнок видел, чувствовал, что учителю интересно вместе с ним познавать.

Игры, применяемые мною на уроках, многогранны и разнообразны. Это требует их классификации. Можно выделить пять основных групп:


  • 1) настольные игры

  • 2) дидактические игры

  • 3) сюжетно-ролевые игры

  • 4) игры-путешествия

  • 5) интеллектуальные игры


Настольные игры: развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В результате дети учатся быстро и логично рассуждать. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры провожу как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

а) Кроссворды, как разновидность настольных игр, готовлю к уроку на школьной доске, листе ватмана или на отдельных карточках, служащих раздаточным материалом. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой. Тематика различна.

Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.

б) Ребус - это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания. Например, в центре листа учитель рисует гриб, по сторонам рисунка написаны суффиксы и окончания –ОК, -ОЧЕК, -НОЙ, -НИК. В процессе решения такого ребуса учащиеся первого класса приобретают пропедевтические знания о составе слова, знакомятся со значением слов, узнают однокоренные слова.

в) Чайнворд - образует цепочку наименований предметов, растений или животных, которые зашифрованы начальными буквами или цифрами с вопросами к ним. Например, на уроке окружающего мира по теме «Человек», «Физкультура и спорт» можно использовать следующее задание.

Задание: Попробуй пройти сломанную трассу, а для этого заполни чайнворд словами: атлетика, коньки, команда, баскетбол, игрок, тренер, работа, лыжник, альпинист, каток. Если ты все сделал правильно, в клеточках, отмеченных белыми и черными флажками, прочитаешь названия двух олимпийских видов спорта.

Дидактические игры. Существенный признак дидактической игры – устойчивая структура, которая отличает её от всякой другой деятельности. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направлению и по отношению к играющим.

Правила игры. Их содержание и направление обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей.

Подведение итогов. Проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровые задания; определение команды – победительницы и так далее. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игры необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребенка. Для взрослого она – способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр - облегчить переход к учебе.

Дидактические игры очень хорошо уживаются с “серьезным” учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Большинство дидактических игр заключает в себе вопрос, задание, призыв к действию, например: Кто вернее и быстрее? Не зевать! Отвечай сразу! Получи сдачу! и т.д. Значительная часть игр позволяет сделать то или иное обобщение, осознать только что изученное правило, закрепить, повторить полученные знания в единстве, в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного. Многие игры и упражнения строятся с учётом различной степени трудности, что дает возможность осуществить индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний, Например, дается самостоятельная работа в виде игры "Кто первый полетит в космос?" Поскольку эта игра, учащиеся чувствуют себя свободно, а поэтому уверенно и с интересом приступают к работе. Каждый получает карточку с заданием - задачей. Задача у всех одна и та же, но степень помощи к её решению для каждого ученика оказывается разная. Так, хорошо подготовленным ученикам предлагается решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение, слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить её решение. Объясняется цель игры: тот, кто решит задачу, может считаться космонавтом, т.к. для того чтобы полететь в космос, надо хорошо знать математику. На таких уроках ставится цель привития любви к предмету у учащихся с сильными и слабыми математическими способностями. Все стараются выполнить задание, все хотят быть космонавтами. Однако игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету. Чтобы она выполняла эту цель, при её организации необходимо придерживаться следующих положений:

1. Правила игры должны быть простыми и точно сформированными. Материал игры посилен для всех детей.

2. Дидактический материал прост и по изготовлению и по использованию.

3. Игра интересна только в том случае, если в ней принимают активное участие все дети. Длительное ожидание своей очереди снижает интерес к игре.

4. Подведение результатов игры должно быть четким и справедливым.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей. Словесная дидактическая игра, сопровождаемая подачей мяча от учителя к ребенку, очень нравится детям. Например, на уроках окружающего мира при изучении темы «Грибы», провожу игру «Съедобный - несъедобный». Или при изучении темы « Дикие и домашние животные », провожу игру «Кто лишний?». Бросая мяч, задаю вопрос, у ребенка должен быть готов ответ на поставленный вопрос. Он должен быть кратким, что ускоряет темп, сокращает ожидание детей, желающих принять участие в игре. В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет» («Можно» - «Нельзя»). Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, после необходимо показать круг красный или зелёный (глее красный – это «Нет» («Нельзя»), зелёный – это «Да» («Можно»). Главное здесь – приобщить даже самых пассивных учащихся. А учитель сразу увидит, кто как знает материал. Игровой элемент соревнования (Например: «Какой ряд быстрее выполнит задание») активизирует учащихся на любом уроке.

Моя практика показала, что подавляющему числу детей нравится игра «Лови ошибку», применяемая на уроках русского языка и математики. Данная игра развивает активность учащихся, способствует формированию у них познавательного интереса: ученик, например, получает текст решенной задачи со специально допущенной ошибкой или текст. Задание: поработайте учителем, найдите ошибку.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие любого из них разрушает игру.

Сюжетно - ролевые игры: Проведение сюжетно - ролевых игр не требует специальной подготовки. В их структуре выделяют такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Это могут быть пантомимы, инсценировки… Их провожу как на уроке, так и во время внеурочной деятельности. Игры не требуют сложного оформления. Использую лишь маски или детали костюмов. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Например, диалог от имени животных и растений. Такие диалоги беру в книгах В. Бианки, Е. Чарушина. Или же диалог известных персонажей сказок, рассказов. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может индивидуальной, парной и даже массовой. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы, экологические дидактические игры. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребёнка.

Игры-путешествия: Они, как и сюжетные игры, способствуют углублению, закреплению учебного материала.

Сценарий игры-путешествия можно разрабатывать на темы природы, например:

  • в 1 классе урок математики игра-путешествие «Вместе с насекомыми», тип урока обобщение;


  • во 2 классе урок русского языка игра-путешествие «Экскурсия в лес» при изучении нового материала;


  • во 2 классе урок трудового обучения игра-путешествие «Бабочка», тип урока закрепление;


  • в 4 классе урок природоведения игра-путешествие «Озеро Байкал – жемчужина Восточной Сибири» тип урока закрепление изученного материала.

Построение сценарий игр-путешествий по мотивам литературных сказок, например:


  • в 1 классе урок математики «Волшебник Изумрудного города» тип урока закрепление;


  • в 3 классе урок математики «Простоквашино» тип урока изучение нового материала;


  • в 4 классе урок математики «Каникулы в Простоквашино» тип урока закрепление изученного материала;


  • в 3 классе урок математики «Золушка» тип урока закрепление по решению задач на пропорциональную зависимость: цена, количество, стоимость.


  • в 3 классе урок математики «Золушка» тип урока закрепление


Построение игры-путешествия на космические темы, например:


  • во 2 классе урок математики «Математическая галактика» тип урока изучение нового материала.


  • в 4 классе урок математики «Звёздный городок» тип урока изучение нового материала.


После изучения темы «Путешествие с биологом Николаем Ивановичем» предлагаю ситуацию, для повторения изученного ранее:

- Вы плывёте на лодке по лесному озеру. Опишите ваши наблюдения. Или

- Представьте, что вы во время сбора грибов в лесной полосе заблудились. Однако помните, что надо идти на север. Компаса у вас нет, небо покрыто облаками. На пути вы встретили муравейник. Не подскажет ли он, как найти направление на север.

Такие игры развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учат рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать.

Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

1) Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления признаков.

1.Назовите-ка, ребятки,

Месяц в этой вот загадке:

Дни его - всех дней короче,

Всех ночей длиннее ночи. (Декабрь)

2. Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок -

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

2) Загадки, где описание предлагает краткую характеристику предмета или явления.

Длинное ухо,

Комочек пуха,

Прыгает ловко,

Любит морковку. (Заяц)

3) В описании загадки использованы метафоры.

1. Много рук, а нога одна. (Дерево)

2. Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

4) Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом - слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.

Кто играл в горелки летом,

Да еще «горел» при этом,

Называл он раз-другой

Слог и первый и второй.

Если дождь тебя застанет,

По спине забарабанит,

Чтоб насквозь ты не промок,

Раскрываешь третий слог.

Ты о целом слышал в школе

И видал, конечно, в поле,

Там, где линия земли

С небом сходится вдали. (Горизонт)

5) Рассказ-загадка - в данном случае о природе, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности природы.

1. На зеленом лугу они прыгают и веселятся. Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают. Хоть куда упади - не страшно: везде листики, травинки - мягкие перинки. Прыгают как акробаты: прыг-скок, прыг-скок. Сто былинок - сто перинок, всякая травинка мягче, чем перинка: прыг-скок, прыг-скок.(Кузнечики)

2. Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушки)

Разносторонняя работа над загадкой формирует у школьников умение сравнивать, сопоставлять явления окружающей действительности желание найти суть явления, т.е. способствует активности личности ребенка, развивает познавательный интерес. Учитель может сам составить загадки, а может предложить учащимся сделать это.

Например: Не человек, а думает; не телевизор, а показывает; не книга, а учит; не учитель, а ошибки исправляет. Что это? (Компьютер).

Развитию познавательного интереса способствует так называемая отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет найдена на уроке при работе над новым материалом. Иногда загадку можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.

Я всегда задумывалась, как сделать минутку чистописания более интересной. Связывала её и с пословицами и со словарными словами и всякими шарадами, вплоть до написания с вензелями. Но однажды вспомнила игру в «Города», и теперь мы проводим её так. Дети обычно заранее знают, какую прописную букву будем писать на уроке. Поэтому они уже знают, что к домашнему заданию добавляется новое: например, найти на заданную букву страны, города и водоёмы. Можно дать задания найти горы, вулканы и т. д. Соответственно дети дома учатся обращаться с картой, атласом. Многие привлекают родителей, что очень немаловажно в наше время. Опять-таки общение с родителями. Надо отметить, что многие родители с удовольствием стали «жаловаться», что приходиться искать вместе с ребёнком, а «ведь раньше книгу не заставишь в руки взять».

Сначала дети находили названия простые и известные, а затем – позаковырестей, посложнее. А для них интереснее. На мой вопрос «Почему именно это название?», отвечали по-разному: Просто понравилось или Я бы хотел там побывать! Вскоре я добавила задание, сами дети и натолкнули меня на эту мысль: добавлять сообщение о стране, городе или водоёме что-нибудь интересное.

Например: Буква В. Страна-Вьетнам. Находится в Азии. Наш сосед.

Город Владивосток. Столица нашего края.

Река Волга. Крупнейшая река в Европе.

Самые интересные сообщения записываем как предложения. Коротко, но дети открывают новые слова, новые знания причём не только о нашей стране. Кроме этого, они учатся произносить, писать не совсем привычные буквосочетания, повторяем правила.

Со строчными буквами тоже широкое поле деятельности: камни, цветы, растения, животные и т.п. Попробуйте и дети сами вам подскажут и помогут в вашем творческом поиске. О каждом объекте дети находят массу информации, хотят поделиться ею, а необходимо сказать минимум, но так, чтобы тебя поняли, и было всем интересно. А, значит, учатся говорить кратко и точно. И, вот уже дети видят опасные места в словах и определяют орфограммы, предлагают свои задания.

Всем нам известно, что многие дети не любят учить правила. На помощь мне пришёл круговой опрос. Проводится он в виде разминки после изучения новой темы и на протяжении нескольких уроков. Составляются карточки, где есть сначала ответ, затем вопрос. Я обычно делаю на каждую парту по одной карточке. Начинаю всегда я, т.е. «кидаю» вопрос, продолжает ученик, у которого на карточке дан ответ на мой вопрос. Ученик отвечает и тут же задаёт свой вопрос и т.д. Каждый раз на парту кладётся новая карточка. И очень скоро даже самый нерадивый ученик свободно излагает правило. Ведь ему надо внимательно слушать других, чтобы не пропустить своё. Внимателен, слушает – значит запоминает. Такие круговые опросы можно проводить на различных уроках.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урок.

При организации внеклассной работы я стремлюсь к тому, чтобы каждое внеклассное занятие содержало некоторые элементы игры или соревнования. Это оживляет учебную деятельность, повышает интерес детей к занятиям, способствует лучшему пониманию материала. При этом, чем меньше по возрасту дети, тем больше элементов игры я ввожу в занятия.

Я считаю, что одним из условий, при котором игровые технологии эффективны, является желание детей играть. Готовясь к выступлению, я провела в своём классе анкетирование и небольшое исследование, с целью выявления отношения их к игре в учебной деятельности.

Анкета:

– Нравиться ли тебе играть на уроке?

– На каких уроках тебе хотелось бы играть?

– Как ты любишь больше играть один или с друзьями?

– Хочешь ли ты всегда побеждать в игре?

Анализ ответов учащихся дал следующие результаты:

1.   Игры на уроках нравятся всем учащимся без исключений.
2.   Большинство учащихся хотели бы играть на каждом уроке, но если только эта игра им интересна.
3.   Дети больше всего любят групповую форму игр. По-видимому, это объясняется стремлением к общению со сверстниками, стремлением поделиться с ними своими мыслями, фантазиями, а также утвердить свой авторитет среди товарищей.
4.   Учащимся может не нравиться игра, в случае, если при организации игры не учитываются интересы учащихся.
5.   Большинству учеников нравится в игре побеждать. По-моему мнению, это стремление к победе обеспечивает обучение и развитие учащихся в игровой деятельности.

Исследование:


Вопрос 1:


Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на уроке?


Приёмы работы

Использование игр

Работа с учебником

Таблицы, схемы, рисунки

Кол-во выборов

67%

17%

16%


Вопрос 2:


Как ты относишься к игре на уроке?


Отношение

Очень хочется участвовать

Нет большого желания поддерживать игру

Игра на уроке простая трата времени

Кол-во выборов

87%

13%

0%


Вопрос 3:


Как ты думаешь, какая польза от игры на уроке?


Отношение к использованию игр на уроке

Очень большая

Большая

Затрудняюсь ответить

Кол-во выборов

64%

19%

17%


Из всего этого можно сделать вывод:

  • Учащимся нравятся игры на уроках.

  • Если бы учащиеся были учителями, то более 67% использовали бы на своих уроках игры.

  • И практически основная часть детей считает, что игры на уроках приносят большую пользу и с удовольствием в них участвуют.

Применение игровых технологий на уроках позволяет вовлекать в работу всех детей. Даже слабые, стеснительные, неразговорчивые на таких уроках раскрывают свои способности, становятся раскрепощенными, открытыми и доверчивыми. Ребенок учится высказывать, оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать свою деятельность и своих товарищей, активно формирует речевые умения, навыки чтения, слушания, рассказывания.
Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.


























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Андреюк Татьяна Борисовна

Дата: 01.11.2023

Номер свидетельства: 639128


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства