Просмотр содержимого документа
«Статья на тему : "Здоровьесберегающие технологии в школе"»
Гусенкова В.В, учитель начальных классов
МАОУ СОШ№16 Саратовская область, г.Балаково
Здоровьесберегающие технологии в школе.
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ставит перед школой обязательное условие - обучение без вреда здоровью.
По статистике количество детей, имеющих отклонения в развитии значительно растет. Приблизительно 50% детей имеют отклонения в развитии, у 40% имеются хронические заболевания и только 14 % детей практически здоровы. На сегодняшний день эти цифры вызывают тревогу за детей.
Причинами таких показателей может быть плохая экология, генетическая предрасположенность к заболеваниям, пренебрежительное отношение к своему здоровью, низкая грамотность родителей в вопросах охраны здоровья, а также перегрузка учебного процесса.
В образовательных учреждениях дети пребывают с 7 до 17 лет. Именно в этот период происходит их психическое, физическое и нравственное развитие. Ввиду этого школа ставит себе задачу-создание комфортной обстановки для успешного освоения программы обучения и получения знаний, необходимых детям в дальнейшей жизни.
Одной из основных инновационных технологий в образовательной структуре является здоровьесберегающая. Эта технология применялась и ранее в образовательном процессе, но в настоящее время, судя по показателям здоровья подрастающего поколения, становится, чуть ли не одной из главных. Использование на уроках и во внеурочное время здоровьесберегающей технологии дают возможность школьникам успешно адаптироваться в социуме и раскрыть свой творческий потенциал.
Так как на педагогов возложена большая ответственность в решении данной задачи, он обязан не только продумать правильный подход в обучении и воспитании, но и быть примером в вопросе здоровьесбережения. Совместно с родителями педагог организует мероприятия по сохранению и укреплению здоровья, а также побуждают детей в соблюдении гигиенических рекомендаций, назначений врача.
Каждый педагог должен быть осведомлен об индивидуальных, возрастных и физиологических особенностях детей. Зная все эти особенности, учитель не должен подвергать риску, здоровье школьников и продумать урок так, чтобы не возникало стрессов у детей, чтобы дети выходили с урока с позитивным отношением к учебной деятельности. Правильный подход к выбору приемов и методов обучения также помогут повысить результативность на уроке.
Так что же такое здоровьесбережение на уроках и других школьных мероприятиях?
Так как дети большую часть дня проводят в школе, мы - педагоги должны продумать заранее все виды деятельности. Обеспечение правильного питания школьников, подготовка проветренных и хорошо освещенных кабинетов, медицинская и психологическая помощь, правильно спланированные уроки, всеобуч по технике безопасности на спортивных занятиях - все это составляющие здоровьесбережения.
Урок- один из составляющих здоровьесберегательной технологии. Исходя из опыта учителей и собственного, замечаю, что каждый из нас старается создать на своем уроке благоприятный микроклимат. Порой дети приходят на урок напряженными, кто как не мы - учителя сразу заметим это. Доброе слово, юмор, народная мудрость, адресованная ученику, поможет ему успокоиться, поверить в свои силы. Обращение по имени к учащимся помогает снять напряжение во время урока. Между учителем и детьми появляются доверительные отношения. Если же весь урок пронизан положительными эмоциями, и ученик проявляет интерес к предмету - это и есть показатель позитивного воздействия школы на здоровье.
На современном уроке эффективен дифференцированный подход в обучении. Дети работают в группах, в парах. Задания по уровню сложности дают возможность ребенку выполнять те задачи, которые ему по силам. Если же он не справляется, то учитель или одноклассник его поддержит и поможет в трудной ситуации. Считаю, что с таким подходом можно больше времени уделить слабым учащимся. Если же это творческая работа, мастерство учителя заключается в том, чтобы создать ситуацию успеха для каждого ребенка, независимо от его умственных способностей. Вот и ещё показатель приобретения знания по предмету без нанесения вреда здоровью. Такие виды работ как работа в группах, дискуссия, диспут, семинары-все направлено на самопознание и развитие.
Учитель продумывает все виды деятельности на уроке. Дети порой неусидчивы долгое время. Смена видов деятельности помогают детям немного отдохнуть, отвлечься. Сейчас ещё одним распространенным инновационным методом в образовании является использование ИКТ. Самое главное, чтобы работа с ИКТ на уроке не превышала нормы СанПин и не навредила детям. Школьники любят картинки, если говорить о младших. Старшеклассникам же нравится работать с тестовыми заданиями, просматривать фрагменты кинофильмов, или презентацию по теме урока. Самостоятельная же подготовка презентации помогает детям показать свою самостоятельность и уверенность в своих силах. Включение в ходе урока этого вида деятельности, то есть ИКТ, помогает немного отдохнуть от привычной работы.
Педагог замечает наступление момента утомляемости на уроке. Для этого целесообразно провести ряд мероприятий по расслаблению. Физкультминутки, релаксация с помощью музыки, дыхательные гимнастики, гимнастики для глаз помогают детям отвлечься и предупреждают переутомление. Зарядки можно сочетать с предметом и темой урока. Думаю, что нужно проводить дважды на уроке такие минутки отдыха. Это не отнимет много времени, зато повысить работоспособность учащихся.
Рефлексия как один из заключительных этапов на уроке дает неплохие результаты. На данном этапе дети не только смогут оценить себя и товарища, но и поделиться своими впечатлениями по данному уроку, а также выбрать для себя такое домашнее задание, с которым он может справиться.
На уроках по сохранению здоровья можно использовать игровые приемы. На таких уроках дети вовлечены в активную сменяемую деятельность. Например, урок-праздник создает для каждого ощущение значимости в подготовке и участии. Уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-викторины, уроки-соревнования помогут школьникам показать свои способности по изучаемому предмету и раскрыть свои творческие и интеллектуальные возможности.
Что же касается других школьных мероприятий, вместо привычных классных часов можно совместно с психологом или социальным педагогом провести тренинги. Они эффективны, так содержат в себе и информационные блоки, и игровые упражнения. А как уже было сказано, через игру воспитывается познавательный интерес, активизируется деятельность, тренируется память, внимание. Игры применимы к школьникам младшего и среднего звена, благотворно влияют на подрастающий организм детей. Старшеклассникам можно предложить создание проекта или ролика, где они будут главными участниками, подготовку какого-то ответственного внутришкольного мероприятия.
Как можно чаще в школе, кроме физкультурно-оздоровительных мероприятий, нужно проводить всевозможные акции, направленные на борьбу с курением, алкоголизмом, наркоманией. Это может быть и смотр стенгазет, и КВН, и спектакли, и акция «Поменяй сигаретку на конфетку» или музыкальные представления. Они не только помогут детям адекватно воспринимать происходящее, но и научат бережному отношению к своему здоровью и к здоровью окружающих людей.
Так как здоровье-это главная ценность, мы должны помочь сберечь его и проводить из стен школы не только с багажом знаний, но и духовно и физически здоровых выпускников.
Литература:
1.Воротилкина И.М. Оздоровительные мероприятия в учебном процессе. 2005. № 4
2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии – М: ВАКО, 2004
3. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. – М.:АРКТИ, 2006
4. Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений / сост. О.В.Нестерова. – Волгоград: Учитель, 2006