Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС начального общего образования"»
Развитие воображения у детей младшего школьного возраста в рамках реализации ФГОС начального общего образования
Колпакова Наталья Максимовна
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №10
Аннотация: в данной статье рассматривается необходимость развития творческого воображения для реализации ФГОС НОО в рамках урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: творческое воображение, младший школьник.
В последнее время в России происходят изменения в системе образования, направленные на развитие творческой личности, способной к инновационной деятельности.
С появлением ФГОС НОО данная проблема стала более актуальной. Связано это с потребностью общества в «Сверхлюдях», приспособленных к быстроизменяющимся инновационным условиям. Происходящий в последнее время колоссальный рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников. В связи с этим возникла потребность в новых методах диагностики и развития воображения детей младшего школьного возраста как в условиях образовательных учреждениях, так и в семье. [1]
Анализ научной психолого-педагогической и методической литературы показывает, что основы системы развития такого типа воображения закладываются еще на этапе начального образования, что подтверждается в одной из задач, определенной в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, в которой отмечается, что развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру способствует развитию личности и дальнейшей социализации в обществе. Творческое воображение пронизывает все школьные предметыи теснейшим образом связано с другими психическими процессами (памятью, мышлением, вниманием, восприятием), помогая обучающемуся лучше усваивать материал и его преобразовывать, выходя на высокий уровень.
Учитывая, что проблема воображения стала предметом активных исследований сравнительно недавно, результаты системного анализа показывают, что в этой области исследованию специфики воображения посвящено на сегодняшний день множество работ как зарубежных, так и отечественных авторов. Существует несколько подходов к пониманию воображения:
воображение рассматривается как особая психическая функция в работах Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, Г. Башляр и др.;
как основополагающая творческая сила духа, укорененная в подсознании, без которой немыслимо никакое созидание и культура (Дж. Рескин, 3.Фрейд, К.Г. Юнг и др);
процесс творческого воображения широко рассматривается в психологии художественного творчества (С.К. Лангером, О.И. Никифоровой, C.Х. Раппопортом и др.);
психолого-педагогическое направление в исследовании воображения представлено работами А.В. Брушлинского, Л.С. Выготского, A.Я. Дудецкого и др.
Анализ методической литературы и педагогического опыта показал, что большинство обучающихся, выполняя на занятиях стандартные задания, которые направлены на закрепления базовых знаний, проявляют элементы воображения, но полноценных условий для развития не позволяют создать ограничения системы основного образования, так как обучающиеся ограниченны, как правило, четким алгоритмом действий. Наиболее эффективным дидактическим средством для развития творческого воображения, как утверждают A.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев и др., являются творческие задания.В данных и во многих других исследованиях доказывается, что творческое задание является основой (единицей) организации учебного процесса, при которой развивается творческая, поисковая деятельность обучающихся, формирование которой рассматривается: в качестве одной из основных задач современного образования.
Психолого-педагогические исследования доказывают, что творческое воображение выходит на первое место и характеризует всю умственную деятельность ребёнка. Именно такой точки зрения придерживался Л. С. Выготский. [2]
Условно можно разделить методы по развитию воображения на несколько групп:
Сочинение сказок и историй.
Режиссерская игра-импровизация.
Задания на преобразующее воображение..
Тренировка беглости ассоциаций.
Творческое моделирование.
Задания на актуализацию субъектного опыта (свободно обсудить, сравнить, передать впечатления).
Задания на формулирование творческих вопросов. [3]
Данные группы ориентируются на проблемное обучение, которое, в рамках реализации ФГОС НОО, является «фундаментом» развития и воспитания тех качеств личности, которые будут отвечать требованиям информационного, инновационного общества. [4]
Подводя итоги, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость младшего школьного возраста. Именно на этом этапе происходит активное развитие всех процессов, в том числе и творческого воображения. Для того чтоб не упустить этот важный период, педагогу важно знать законы развития воображения и условия необходимые для его развития. По ходу исследования мы выяснили, что творческое воображение формируется только в творческой деятельности. Педагог должен так выстраивать ход работы на уроках, что б мотивировать учащихся к творческой деятельности и тем самым развивать творческое воображение. [5].
Библиографический список
Мурзина, Н.П. Психология и педагогика начального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Педагогическое образование" / Н.П. Мурзина, Е.В. Чердынцева, М.В. Мякишева, Е.Г. Ожогова, Е.В.Намсинк, И.Н. Рассказова, Е.В. Чухина, О.В. Якубенко. Под общей редакцией Н.П. Мурзиной. – Омск, изд-во ОмГПУ, 2015. – 484 с.
Чердынцева, Е.В. Особенности формирования внутренней позиции школьника у первоклассников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева// Актуальные вопросы развития современного общества: сборник научных статей по материалам I Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 103-105.
Чердынцева, Е.В. Технология организации внеурочной деятельности в начальной школе / Е.В. Чердынцева// Научный потенциал. – 2014. – № 1 (14). – С. 88-91.
Чердынцева Е.В. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к реализации профессионального стандарта педагога / Е.В. Чердынцева //Педагог 3.0: подготовка учителя для школы будущего: сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – Н. Новгород, Изд-во Мининского университета, 2016. – С. С. 209-214.