kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе учителя-дефектолога"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе учителя-дефектолога по развитию словесной памяти и устной речи" предназначена для детей с нарушением слуха. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему "Использование приёмов мнемотехники в коррекционной работе учителя-дефектолога"»

Использование приёмов мнемотехники

в коррекционной работе учителя-дефектолога
по развитию словесной памяти и устной речи детей с нарушениями слуха

Одной из главных задач коррекционно-воспитательной работы нашей школы является формирование речи глухих обучающихся вне зависимости от уровня психического и общего развития ребёнка. Так как от уровня развития коммуникативных умений обучающихся с нарушением слуха зависит их успешное обучение в школе, их интеграция в общество.

В нашей школе-интернате обучается 41 ученик. За последние годы увеличилось число глухих детей, с множественными нарушениями развития, которые, кроме глухоты, имеют отклонения в интеллектуальном развитии, что в свою очередь сильно влияет на формирование устной речи ребенка.

У многих детей нашей школы, после обследования внятности речи - речь маловнятная, невнятная или отсутствует, как правило, такие дети, имеют интеллектуальные нарушения, обследовать их очень сложно, так как ребенок не понимает инструкцию, порой даже элементарную.

Моя цель, как учителя-дефектолога увеличить количество детей с внятной и достаточно внятной речью и с хорошей словесной памятью.

С этой целью я включила в образовательный процесс приемы мнемотехники, которые позволяют более эффективно корректировать отставание в развитии основных психических процессов и выполнить основную задачу воспитания и образования детей с нарушениями слуха – развитие речи как средства общения.

Что такое мнемотехника? Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель обучения мнемотехнике - развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, так как они тесно связаны с полноценным развитием речи.

Применение приёмов мнемотехники делает процесс развития речи, памяти интересным, занимательным, творческим, развивающим. Учащиеся с огромным интересом и желанием принимают предложенный способ запоминания речевого материала.

Как мы уже знаем, неслышащие дети информацию воспринимают с опорой на зрительный анализатор. Поэтому ребенку легче будет запомнить речевой материал, если он будет представлен графически: в виде картинок, схем, моделей. Мнемотехника позволяет ребенку быстрее запомнить, удержать и воспроизвести стихотворение или рассказ.

В чём же суть приёма мнемотехники? Каждое предъявленное ребёнку слово или словосочетание заменяется картинкой, зарисовкой, символом. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется ёлка, обозначения домашних — дом. Детям предлагаю готовые мнемодорожки, мнемотаблицы. С учащимися 2 класса использую мнемоквадраты. Это элемент мнемодорожки в виде несложного рисунка с определенной информацией. Например, для обозначения места обитания животного использую картинки «Лес», «Дом». При ответе на вопрос «Где живет кошка?» ребенок выбирает картинку с изображением дома и обозначает ее словесно, подбирает необходимую табличку.

Следующий этап — это работа с мнемодорожкой. Она представляет собой таблицу, состоящую из 4 и более квадратов, которые расположены линейно. С помощью мнемодорожек я учу детей составлять описательные рассказы об объектах по различным лексическим темам (животные, растения, посуда, мебель и тд). Мнемодорожки разрабатываю сама или адаптирую готовые.

Например, при описании овоща детям предлагается следующая мнемодорожка:

первый квадрат — изображение вопроса — назвать предмет;

второй квадрат — ленточки с изображением цветов — назвать цвет предмета;

третий квадрат — изображение разных по величине двух форм — назвать величину предмета;

четвёртый квадрат — изображение геометрических форм — назвать форму предмета;

пятый квадрат — изображение сада и огорода — где растёт.

С увеличением объема знаний о предметах растет и количество мнемоквадратов в дорожке. С помощью мнемодорожки можно учить детей задавать вопросы к закрытой картинке, составлять загадку.

Например, перед детьми закрытая картинка. Педагог предлагает детям отгадать, что на ней нарисовано. Дети, опираясь на мнемоквадраты, задают вопросы: «Это овощ? Это фрукт? Он желтый? Зеленый? Круглый? Растет в огороде? и т. д».

Мнемотаблица — схема, в которой весь текст зарисован схематично, служит дидактическим материалом по развитию связной речи детей. Я использую их при работе обучению составления рассказа по картине по теме «Времена года» и по серии картин, для пересказа текстов, сказок, при заучивании стихотворений. Например, разучивая стихотворение с ребенком, я предлагаю ему план-схему, на которой каждое слово или словосочетание представлены в ячейке. Затем читаю стихотворение выразительно, потом читаю стих с опорой на таблицу. Тут же происходит отработка произношения трудных слов, работа над значением слова. Далее каждая строка стихотворения читается отдельно, ребенок повторяет, а потом договаривает слова. На следующем этапе ребенок повторяет стихотворение с опорой на мнемотаблицу и самостоятельно рассказывает стихотворение. Выучить стихотворение, опираясь на мнемотаблицу, можно за несколько дней.
Проведение мониторинга по развитию речи, ежедневные наблюдения за речевой практикой детей показали увеличение уровня речевого развития, ребята стали более активными в общении со сверстниками и взрослыми, принимают участие в интернет-конкурсах, в олимпиадах, в областных конкурсах в номинации «Художественное слово».

Применение мнемотехники вызывает интерес у детей, ускоряет запоминание речевого материала, заставляет детей думать, развивает активность и самостоятельность, развивают словесную память и устную речь детей.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Хабирова Ирина Владиславовна

Дата: 30.12.2021

Номер свидетельства: 596621


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства