Статья «Мотивация как основополагающий этап современного урока в рамках ФГОС НОО»
Статья «Мотивация как основополагающий этап современного урока в рамках ФГОС НОО»
Цель: показать роль мотивационного этапа, как основополагающего в современном уроке.
Задачи:
- через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевом понятии «мотивация»;
- используя практический опыт выявить наиболее эффективные формы и приёмы формирования мотивации;
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья «Мотивация как основополагающий этап современного урока в рамках ФГОС НОО»»
«Мотивация как основополагающий этап современного урока
в рамках ФГОС НОО»
Цель: показать роль мотивационного этапа, как основополагающего в современном уроке.
Задачи:
- через проживание в активных процессах поисково-познавательной деятельности обобщить и систематизировать теоретические положения о ключевом понятии «мотивация»;
- используя практический опыт выявить наиболее эффективные формы и приёмы формирования мотивации;
- создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов.
Ход
1.
- Тема моего выступления «Мотивация как основополагающий этап современного урока в рамках ФГОС НОО»
- Сейчас я предлагаю вам посмотреть на слайд и определить, кто этот герой, вспомнить отрывок и как данная сцена из произведения связана с темой моего выступления.
- Итак, что вы можете сказать?
- Есть какие-то мнения? (Том Сойер)
- Что сделал Том Сойер? (ответы)
- Мы вспомнили, как Том Сойер превратил скучное принудительное занятие по окраске забора в увлекательную игру, для участия в которой его приятели отдавали самые дорогие подарки, сокровища.
- Цель, содержание и техника остались прежними – покраска забора.
- Но что изменилось? (изменилась мотивация)
- Мотивация…Что же это такое?
Если рассматривать это понятие с точки зрения психологии, то
Мотивация – это побуждение к действию. Если рассматривать этот термин с точки зрения педагогики, то
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает ученика к самостоятельным действиям.
Что касается мотивации, как этапа современного урока, то это – начальный этап урока, который призван сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала.
Основная цель этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности – выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность т.е. («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности т.е («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Три кита учебной мотивации:
Ощущение самостоятельности, поиска («Мы это поняли, узнали, придумали сами!»).
Ощущение свободы выбора («Мы можем выбирать!» / исключается «Вы должны! Вы обязаны!»).
Ощущение компетентности («У меня это получается, я понял, я умею!»).
Всем нам известно, что ученика нельзя заставить учиться, если он относится к знаниям равнодушно и без интереса. От мотивации зависит учебная активность и успеваемость обучающихся. Последние исследования психологов, говоря о том, что нет связи интеллекта с успеваемостью ни по профильным предметам, ни по общеобразовательным дисциплинам. Оказывается, что « сильные» и «слабые» ученики отличаются друг от друга не по уровню интеллекта, а по силе мотивации учебной деятельности. Таким образом, каким бы не был школьник - без желания и мотивации к учебной деятельности успехов он не добьется.
Занимательность – интерес – мотивация
Занимательность должна вести к мотивации. Это происходит, когда ребенку интересно. Учебная мотивация побуждает к действиям, направляет ученика к принятию правильных решений, помогает найти силы и ресурсы в сложных ситуациях. Система включает мотивы деятельности, цели, настойчивость, адекватную реакцию на неудачи, общие установки. Разумеется, когда ученик замотивирован, стремится к результату, он и более внимателен. Нужно учитывать, что хорошая оценка, одобрение учителя и другие подобные факторы – это не мотивация, а только стимулирование. Мотивация идет изнутри. Это собственное желание ребенка заняться учебной деятельностью, в которой выгода играет не первую роль.
- Однажды мне ученик на уроке сказал: «Мне тогда всё понятно, когда интересно». Значит, ребёнку должно быть интересно на уроке. Надо иметь в виду, что интерес – это синоним к слову мотивация.
Чтобы было интересно ребёнку на уроке для этого существует множество приёмов.
ПРИЕМЫ
1.Яркое пятно
В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, притчи, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, демонстрация непонятных явлений с помощью эксперимента или наглядности, просмотр фрагментов фильма, то, что вы увидели вначале моего выступления.
Урок математики
Тема: Единицы времени: год, месяц, сутки.
Сказка-загадка В.Даля «Старик-годовик» Сказку читать не буду, только отрывок.
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз – и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз. Махнул старик-годовик второй раз – и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы. Махнул старик-годовик третий раз – полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь. Махнул старик-годовик четвертый раз – и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залег туман. А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая – черная. Махнет птица раз – станет светлым-светло, махнет другой - станет темным-темно.
- Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
- Какие это четыре крыла у каждой птицы?
- Какие семь перьев в каждом крыле?
- Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая – черная?
И так переходим к теме урока.
Этот приём использую на уроках открытия нового знания.
2. Прием «Толстые и тонкие вопросы».
Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.
Пример вы видите
«Толстые» вопросы
«Тонкие» вопросы
Объясните, почему…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предположите, что будет если…?
На что похоже…?
Кто? Что?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли…?
Было ли…? Согласны ли вы…?
Верно ли…?
Обучать детей задавать тонкие и толстые вопросы можно со 2 класса. Этот приём чаще всего используем на уроках рефлексии. Чаще всего можно использовать на уроках чтения и окружающего мира.
3 . Приём «Корзина идей»
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учеников на начальной стадии урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.
Например,
Тема урока: Обобщение знаний о глаголе.
Тип урока - урок рефлексии
Ход урока:
Даны группы слов. Задание: найдите лишние слова и запишите их в тетрадь. Объясните, почему вы выбрали именно эти слова?
1)Обида, огорчение, жестокость, ударить.
2)Смех, улыбка, хохотать, радость.
3)Печалиться, грусть, настроение, веселье.
Учитель: Слова какой части речи назвали? (Глаголы)
«Вызываю вас на мысль…».
«Корзина» идей.
- Теперь скажите все, что вы знаете и помните о глаголе, при этом постарайтесь не повторять ранее сказанного. Соберем в корзине идей, все, что вы знаете по данной теме (учащиеся называют сведения, а учитель записывает все идеи в виде тезиса без комментариев, даже если они ошибочны).
4.«Удивляй»
- это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Например,
Урок математики в 1 классе. Тема: «Измерение длины отрезка. Сантиметр».
-Ребята, посмотрите на меня внимательно. Я сегодня не просто учитель (на шее висит сантиметр), отгадайте по моему атрибуту, кто я по профессии? (Швея, портной)
- Как вы догадались? (У Вас сантиметровая лента)
- Кто такой портной? (Портной – это человек, который шьет одежду)
- Правильно. Сегодня я портной и приглашаю вас в свою мастерскую.
- Дальше предлагаю детям полоски. Сравнить на глаз. Способом наложения и переходим к теме урока.
5.«Верите ли вы, что…».
Учащимся в начале урока на листочках даются факты, работая в парах, группах, дети знакомятся с ними. Если они согласны с данными фактами, то ставят в таблице «+», а если нет, то «-». В конце урока снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы. Допустим:
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Вселенная. Солнце»
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
- Земля – это одна из планет солнечной системы.
- Солнце – ближайшая к нам звезда, раскалённый шар и т.д.
В конце урока возвращаемся к этой таблице и видим, насколько были правы.
Этот приём можно использовать и на уроках рефлексии и на уроках открытия нового знания.
Что же касается мотивации при подаче домашнего задания, то здесь следует учитывать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом в рамках реализации требований ФГОС НОО. Что же конкретно имеется в виду?
Домашнее задание должно быть личностно значимым, творческим, практически направленным, вариативным, дифференцированным.
Оно может быть:
- Единым для всех учащихся.
- Групповым. В начальных классах часто используем на уроках «внеклассного чтения», «окружающего мира», «литературного чтения», работая над диалогической речью, мы используем групповые задания. Для детей это очень полезно. Такая форма работы не только формирует знания, умения и навыки, но и воспитывает коммуникативные качества.
- Индивидуальные задания предлагаются учащимся на основе проведенных срезовых работ, которые выявляют группы детей, требующие индивидуального подхода. Задания могут быть на карточках, как для слабо усваивающих учебный материал, так и для сильных учащихся
- Творческие домашние задания
Н.Н.Носов «Живая шляпа»
(Урок чтения. 3 класс)
Домашнее задание записано на листиках, завёрнуто и лежит в шляпе.
Каждый ученик вытягивает себе задание. Задания могут быть такие:
Придумать сказку о шляпе.
Рассказать сюжет «всё наоборот».
Составить кроссворд.
Нарисовать к рассказу «весёлые картинки».
Изобретатель! Сконструировать необычную шляпу.
Почемучка! Составить вопросы к тексту.
Вспомнить сказочных героев, у которых есть головной убор.
Нарисовать портрет мамы в необычной шляпе.
Сочинить фантастический рассказ.
Русский язык
Тема: «Текст», 3 класс
Детям предлагается рисунок или предмет ЯБЛОКО.
Напишите рассказ от имени инопланетянина;
жадины;
яблоньки.
Рассказ от имени инопланетянина.
Приземлился инопланетянин на нашу землю, вышел из корабля, а навстречу ему катится яблоко. Вытащил инопланетянин антенну и стал подавать сигналы на свою планету: «Вижу объект - круглый, напоминает планету, по цвету красный, но не опасный для жизни, его клюют птицы, значит он съедобный.
2.
- А теперь приступим к практической части
Задания
1. Прочитайте и определите, какой приём мотивации использовал учитель.
Учитель рассказывает историю: - Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! - А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходи по воде? (Дело происходит зимой, за окном снег). - Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем её удивительных свойств…Прием ( «Удивляй»)
2. Русский язык
Тема: «Однозначные и многозначные слова», 2 класс
- Ребята, послушайте отрывок из рассказа А. Толстого
«Отстань, пожалуйста, со своим шкафом, у меня и без того руки отваливаются. Митя, услышав эти слова, испугался и долго ходил за матерью, ждал, когда у неё начнут отваливаться руки».
- Вам смешно? Почему?
-Чего не знал маленький мальчик?... Прием ( «Яркое пятно»)
3.Урок окружающего мира
- Прочитайте тему урока. («Здоровый образ жизни») - Запишите несколько фраз по теме. Всё, что пришло в голову.
Потом дети зачитывают свои фразы, которые фиксируются на доске. Получаем кластер, который к концу урока может значительно разветвится. Прием (« Корзина идей»)
4. Урок математики
Тема: Прямоугольник. Квадрат
Верите ли вы, что прямоугольник это четырёхугольник.
Верите ли вы, что квадрат – это прямоугольник.
Верите ли вы, что прямоугольник это четырёхугольник, у которого все углы прямые.
Верите ли вы, что у прямоугольника все стороны равны…