kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья: Метод исследования-анкетирование.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метод анкетирования используется в случаях, когда исследуемую проблему трудно изучить другими методами. Научная ценность анкетирования зависит от теоретической базы исследования, характера исходной гипотезы, целей исследования. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников — анализа документов, интервью, наблюдений.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья: Метод исследования-анкетирование.»

Метод исследования – анкетирование.

В проектной и исследовательской работе важным методом исследования является – анкетирование.

Что такое анкетирование? 1) Анкетирование - это процесс сбора первичного материала в социологических, экономических, демографических и других исследованиях с помощью анкеты; 2) педагогический метод эмпирического исследования, основанный на опросе и используемый для получения информации о типичности тех или иных педагогических явлений. Метод анкетирования используется в случаях, когда исследуемую проблему трудно изучить другими методами. Научная ценность анкетирования зависит от теоретической базы исследования, характера исходной гипотезы, целей исследования. Сведения, полученные при анкетировании, сопоставляют с данными из других источников — анализа документов, интервью, наблюдений.

Это самостоятельная и очень распространенная форма опроса, т.е. заполнение заранее подготовленных бланков с перечнем вопросов. Анкетирование является одним из самых удобных и достоверных методов.

Анкета представляет собой список вопросов, на которые должен ответить опрашиваемый (респондент). Составлению анкеты предшествует большая исследовательская работа, имеющая целью учесть психологию респондента, предугадать его реакцию на ту или иную форму вопроса, степень его искренности и возможность сформулировать недвусмысленный ответ. Совокупность ответов должна дать характеристику изучаемой проблемы. Анкетирование является распространенным способом опроса в исследовании. Его преимущество заключается в том, что в результате обработки ответов может быть получена количественная, статистическая характеристика изучаемого явления, выявлены и смоделированы причинно-следственные связи. Анкетирование (анкетный опрос) -- метод сбора данных, который предполагает самостоятельное заполнение респондентом анкеты (опросного листа) и последующий ее возврат интервьюеру.

Анкета - это весьма тонкий и гибкий инструмент. Она требует тщательной проработки. Все важно: типы и формулировки вопросов, их последовательность и количество, корректность и уместность. Составление анкеты - сложный исследовательский процесс, включающий постановку целей, выдвижение гипотез, формулирование вопросов, разработку выборки, определение способа анкетирования и т.д. Анкетный опрос может быть осуществлен в устной форме, т.е. регистратор сам заполняет бланк со слов респондента (экспедиционный способ). Другая форма - письменная, когда респондент заполняет собственноручно анкету, которая рассылается по почте (корреспондентский способ).

Хорошо разработанная анкета, позволяет экономить время сбора информации, обеспечивает респондентам анонимность и помогает им избежать влияния на них мнения других участников опроса. Анкетирование имеет как достоинства (оперативность, экономия средств и времени и др), так и недостатки, связанные с субъективностью получаемой информации, ее достоверностью и т. д. Поэтому анкетирование необходимо сочетать с другими методами сбора первичной информации.

Тема исследовательской работы «Игра на скрипке – творческий успех». В анкетировании приняли участие 27 человек. Одноклассникам были предложены три вопроса.

- Нравится вам музыка скрипки?

- Хотели бы вы научиться играть на ней?

- Согласны ли вы с тем, что игра на скрипке может влиять на организм человека?

Результаты анкетирования:

- 22 школьникам нравится музыка скрипки;

- 12 одноклассникам хотелось научиться играть на ней;

- 19 ребят согласны с тем, что игра на скрипке может влиять на организм человека.

Вывод: ребятам нравится музыка скрипки, некоторые хотели бы научиться играть на ней, соглашаются, что музыка скрипки влияет на организм человека.

Тема исследовательской работы «Ягоды калины - кладовая здоровья». В анкетировании приняли 27 человек. Одноклассникам были предложены три вопроса.

- Знаете ли вы калину?

- Растёт ли у вас калина?

- Используете ли вы ягоды калины?

Если используете, то как?

Результаты анкетирования.

-25 человек – знают о калине

-у 15 учащихся – она растёт возле дом

- 17 учащихся- используют ягоды калины в своём рационе

Вывод: ребята знают этот кустарник и его целебные свойства, многие используют ягоды калины в своём рационе.

Из приведенных кратких характеристик видов опроса явствует, что принципиальных различий между ними нет. Не случайно в последнее время среди социологов, педагогов и психологов получают все большее распространение смешанные виды опроса, например анкеты-интервью. Далее дана развернутая характеристика лишь анкетирования: во-первых, оно является наиболее распространенным методом в теории и практике физического воспитания; во-вторых, владение методикой анкетирования дает исследователю основной объем знаний и умений для овладения другими методами опроса; в-третьих, анкетирование более доступно основной массе исследователей, не имеющих большого педагогического и житейского опыта, не обладающих способностью быстро вступать и контакт с людьми; в-четвертых, оно позволяет охватить значительное количество людей; в-пятых, анкетирование доступнее для математической обработки результатов. Анкетирование применяется для установления текущего состояния педагогического явления, для изучения существовавшего и существующего положений в практике работы или мнений, относящихся к проблеме исследования. Например, можно провести анкетирование преподавателей по плаванию, чтобы узнать, применяют ли они упражнения со штангой для развития силы. Однако анализ результатов анкетирования не может быть конечным доказательством при установлении эффективности какой-либо методики занятий, так как опирается на субъективные мнения опрашиваемых.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья: Метод исследования-анкетирование.

Автор: Трегубова Лариса Андреевна

Дата: 26.06.2019

Номер свидетельства: 516068


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства