kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Критериальное оценивание как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая статья на тему "Критериальное оценивание как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Критериальное оценивание как способ активизации познавательной деятельности младших школьников"»



Зейб Е.В.,

Учитель начальных классов

Общеобразовательной школы села Кына

Критериальное оценивание как способ активизации познавательной деятельности младших школьников

Оценивание учащихся является одной из самых обсуждаемых  и актуальных тем. Часто трудно оценить ученика, когда он балансирует между двумя оценками. Уровень знаний одинаковый, а отношение к учебной деятельности разное. Возникают проблемы с оцениванием.

Новый образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения образовательной программы, согласно которым ученик должен уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, уметь оценивать правильность выполнения учебной задачи, владеть основами самоконтроля, самооценки, взаимооценки, адекватно оценивать свои достижения. Поэтому без изменения подходов к системе оценивания, в нынешних условиях развития образования, невозможно достичь поставленных образовательных целей.[1]

В словах советника генерального секретаря Организации экономического сотрудничества и развития по политике образования Андреаса Шлейхера говорится: «Мир быстро становится другим в связи с глобализацией и модернизацией, которые влекут за собой огромные проблемы для людей и общества. Школы должны подготовить учеников жить и работать в мире, в котором большинству людей необходимо сотрудничать с людьми разных культурных слоев, принимать во внимание различные идеи, перспективы и ценности. Школы XXI века должны помогать ученикам развивать самостоятельность и самобытность, подготавливая их к тому, чтобы они могли присоединиться к другим в жизни, работе и гражданской позиции». [2,с.93]

В Казахстане уже ведется работа по развитию системы среднего образования в соответствии с глобальными вызовами. Ключевые ценности и цели образования, сформулированные в Государственном стандарте общего среднего образования Республики Казахстан, нацелены на повышение общего уровня образованности выпускников школ, формирование навыков, необходимых для реализации инноваций и лидерства, развитие национальной идентичности сквозь призму содержания школьного образования c учётом международного опыта. Реализация обновленной образовательной программы и системы критериального оценивания является одним из мероприятий по достижению поставленных целей.[3]

Образовательная программа начальных классов включена в данный процесс. Она поможет учащимся развивать навыки, связанные с чтением, письмом, говорением, решением разнообразных проблем, исследованиями и изучением справочных материалов. Предполагается, что учащиеся сформируют понимание, основываясь на каждой сфере предметной образовательной программы для начальных классов с тем, чтобы в дальнейшем они могли обобщать и применять эти знания в других ситуациях. Поэтому учащиеся должны учиться тому, как адаптировать свои знания к любой ситуации и иметь возможность решать любые сложные задачи, с которыми им, возможно, придется столкнуться в будущем.

При грамотном проектировании показателей учащийся может самостоятельно оценить качество своей работы, что, в свою очередь, стимулирует его для достижения более высокого результата. При критериальном оценивании нет условий для сравнения себя с другими. Ты успешен по одному критерию, а я – по другому. Такие ярлыки, как “отличник”, “троечник”, “хорошист”, отпадают сами собой. Появляются дополнительные возможности оценивать и наращивать свои достижения по тому или иному критерию. Критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. При этом даже самые неудовлетворительные результаты промежуточной работы воспринимаются учеником лишь как рекомендации для улучшения собственных результатов.

Из личного опыта знаю, что не сразу ребята получат положительные отметки, так как проходит процесс адаптации к новой системе оценивания. С каждым разом они стараются лучше готовиться к констатирующим работам, учатся работать с дескрипторами.

Образовательный процесс выстраиваем таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.

С 1 класса совместно с детьми вырабатываем критерии оценки.

Предварительно договариваемся, что критерии должны быть чёткими. Обучающиеся учатся видеть свою работу как сумму многих умений, каждое из которых имеет свой критерий оценивания. Когда критерии выбраны, то учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания.

В своей практической деятельности, для формирования навыков самооценивания, использую такие техники формативного оценивания, как «Пирамида знаний», «Древо творчества», «Волшебная лесенка», «Волшебная линеечка»,  «Светофорик».

Одновременно с самооцениванием  обучаю детей взаимооцениванию выполненной работы. Оценивание чужой работы позволяет уточнить значение критериев оценки. Кроме того, ребёнку легче  увидеть недостатки в чужой работе, чем  в своей.

Овладевая технологией критериального оценивания, мы пришли к выводу, что учителю необходимо:

  • чётко знать планируемые результаты освоения обучающимися конкретной темы на базовом и повышенном уровне;

  • выделять, что должен знать и уметь ученик после конкретного урока;

  • подбирать приемы, с помощью которых можно освоить данные знания;

  • подбирать задания, формирующие данный конкретный навык;

  • совместно с детьми вырабатывать критерии оценивания, алгоритм действий.

Таким образом, критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения. На уроке учащиеся включены в творческий процесс, в коллективную работу. Каждый урок-это живой диалог, обсуждение. Учащиеся приучаются вырабатывать совместно с учителем критерии оценки той или иной работы. Все это формирует положительную мотивацию учения.



Список использованной литературы:

1. Аскарова М. А. О системе критериального оценивания в обучении (из наблюдений опыта учителей на практике в школе) // Молодой ученый. — 2014. — №20.1. — С. 34-36

2. Alexander, R. (2002). The curriculum in successful primary school: A response. HMI Invitation Conference: The curriculum in successful primary school [Образовательная программа в успешной начальной школе]. – С.93

3. АОО «НАЗАРБАЕВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ». Руководство

по критериальному оцениванию для учителей общеобразовательных школ,2016.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Зейб Елена Владимировна

Дата: 20.04.2021

Номер свидетельства: 578742


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства