kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья "Клубная работа в группе продлённого дня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья предназначена для воспитателей ГПД.Вней даны рекомендации проведения клубных занятий для младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Клубная работа в группе продлённого дня"»






Ольшевская Ольга Григорьевна , ГБОУ СОШ №358


Статья :

«Организация клубной работы в ГПД»



Воспитательный процесс в современной школе невозможно представить себе без включения учащихся в клубную деятельность.

Школьные клубы создаются по интересам ребят. Это клубы, деятельность которых направлена на выбор ребятами будущей профессии, или клубы любителей театра, литературы, искусства. Особое место занимают дискуссионные клубы, где ребята учатся искусству общения.

Клубы выходного дня помогают педагогам сделать отдых ребят разумным и полезным, помочь избежать отрицательного влияния улицы.

Спортивные, краеведческие, туристические клубы- дают возможность для ребят приобрести полезные умения и навыки, укрепить здоровье.

Клубную деятельность организуется как фронтальная, групповая и индивидуальная. Фронтальная клубная работа – это крупные школьные акции, организуемые по инициативе самих детей при условии их добровольного участия в них (праздники, смотры, ярмарки и др.). Групповая – это деятельность различного рода клубных объединений. Индивидуальная клубная работа в условиях школы организуется чаще всего не самостоятельно, а в рамках фронтальной или групповой деятельности (работа над ролью в театральном объединении, репетиция индивидуального номера для концерта или консультация по разработке проекта).

Наиболее распространенными являются групповые формы клубной работы; именно в процессе деятельности объединений по интересам создаются благоприятные условия для создания коллектива, появляется возможности учесть интересы и возможности каждого его члена, развить индивидуальность ребенка.

Различают клубы по масштабам деятельности (многопрофильные и однопрофильные);

По преобладающим видам деятельности (учебные, дискуссионные, творческие, досуговые и др.);

По степени организованности (официальные и неформальные);

По возрастному признаку членов клуба (одновозрастные или разновозрастные);

По временному фактору (постоянные, временные).

К функциям клубов относятся:

 - создание условий для выявления, удовлетворения и развития интересов, способностей и склонностей школьников;

 - предоставление детям возможности удовлетворить свои потребности в творческой деятельности;

 - организация общения учащихся по интересам;

 - предоставление им поля деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания;

 - организация отдыха детей во внеучебное время;

 - систематизация внеучебной деятельности школьного коллектива, придание ей большей эмоциональной насыщенности.

Создание клуба.

Для создания клуба необходимо провести большую подготовительную работу: проинформировать, объяснить, заинтересовать, провести анкетирование и организовать работу самого объединения.

Клуб имеет цели и задачи, программу, а также название, девиз, песню, эмблему-значок, и билет члена клуба. Деятельность клуба может освещаться ежемесячно в стенгазете либо на сайте класса.

Главные принципы клуба – добровольное объединение учащихся, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом, самоуправление.

Возглавляется клуб, как правило, Советом, избираемым общим собранием членов клуба.

На заседаниях клуба обсуждаются все организационные вопросы: планирование работы, распределение обязанностей, подготовка мероприятий. Заслушиваются и обсуждаются предложения членов совета, отчеты о выполнении поручений, анализируются недостатки и успехи. Члены клуба сами выбирают содержание и формы работы, а педагоги, не вмешиваясь, умело направляют эту работу и следят за ней.  Для успешной работы клуба важны учет и реализация детских предложений и сотрудничество учащихся, педагогов, родителей.

Результатами деятельности клуба можно считать наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры поведения.

Клуб – это коллектив, члены которого имеют активную жизненную позицию. Поэтому в его работе применяются информационный, спортивно-оздоровительный, исследовательский, эвристический и другие методы.

Цель различных методов, применяемых в клубной работе, - рациональная организация всей деятельности в интересах воспитания.

«Частицей» клубной жизни является клубный час, который включает в себя разно­образные виды деятельности.

Основными требованиями, которым должен отвечать клубный час, являются следующие:

• содержание клубного часа должно отличаться новизной, необычностью, привлекательностью для детей, вызывать у них активность, стремление побыстрее взяться за увлекательное дело;

• клубные часы должны быть своеобразной школой самовоспитания младших школьников, их познания самих себя и окружающих людей;

• клубный час предполагает свободное общение, творческое взаимодействие детей друг с другом, воспитателем и теми взрослыми, которые принимают участие в клубном занятии, что способствует воспитанию у младших школьников отношений дружбы и товарищества, навыков сотрудничества и культуры общения.

Благодаря неформальному общению и формам подачи материала приобретаются знания, которые в последующем отражаются в положительных поступках учащихся.

Виды клубной деятельности:

Среди наиболее распространенных видов клубной работы можно назвать такие: спортивные соревнования, игры, тематические выставки, выставки прикладного творчества, семейные конкурсные программы, вечера отдыха, тематические вечера и встречи с интересными людьми, агитбригада и другое.

Замечу, что хорошо организованная групповая деятельность помогает индивидуальному развитию личности. Распределение функций необходимо сделать с учетом индивидуальных склонностей и интересов. Работая в группе каждый старается показать себя с лучшей стороны. Происходит воспитание радостью, которое побуждает к творчеству.

Учащимся важно видеть результаты своей деятельности, сравнивать, делать выводы. Поэтому важна организация смотров, соревнований конкурсов и др. Гласность и поощрение - обязательные условия для дальнейшей успешной деятельности.

Младшие школьники очень любознательны, всегда что- то коллекционируют. Так начинается исследовательская работа. Задача руководителя клуба направить тягу ребят к познанию в нужное русло, с тем чтобы они приобрели интересные и полезные знания.

Одним из видов клубной деятельности является художественная самодеятельность, где дети могут реализовать свой творческий потенциал. Сюда так же можно отнести танцы, песню, где выявляются таланты ребят.

Для младших школьников при развитии инициативы и творчества руководитель клуба должен демонстрировать свои творческие способности: рисовать, петь, танцевать, выступать.

Творчество в клубе – не столько индивидуальный, сколько коллективный процесс. Организация коллективной творческой деятельности способствует формированию у каждого участника объединения активной позиции. Тогда он становится не простым созерцателем происходящего, а его творцом, проявляя при этом свою индивидуальность.  В процессе такой деятельности происходит развитие каждого участника, в том числе его творческой активности.

Поэтому особое место в жизни клуба занимают праздники, которые запоминаются на всю жизнь. Это коллективно-творческое дело, приносящее радость каждому участнику, помогают снять нервное перенапряжение и усталость. Жизнь детей в этот период проходит через разные виды деятельности: познавательную, трудовую, творческую, спортивную, художественно-эстетическую. Праздники помогают сплотить детский коллектив, дают возможности проявить свои способности.

Вывод.

Клубное объединение не только играет важную роль в создании условий для развития личности ребенка, удовлетворяя его потребности в творчестве, общении, предоставляя поле деятельности для самовыражения, самоутверждения, самовоспитания, но и способно в значительной степени повысить воспитательную эффективность общешкольного коллектива, что возможно тогда, когда деятельность объединения по интересам становится органической частью воспитательной системы школы.


Занятие 1. О дружбе, товариществе, о хороших людях.


Здесь идет разговор о дружбе, кого считать своим другом, о ком можно сказать: «Это мои товарищи»; что чувствует человек, когда он вместе со всеми делает общее дело, кого мы называем хорошим человеком.

Дети делятся своими мыслями о дружбе, рассказывают случаи из собственного опыта общения со сверстниками. Когда разговор идет активно, учитель дает возможность самостоятельно высказаться. Он слушает и направляет беседу вопросами.

В заключении занятия дети читают стихи, поют песни (задания даются заранее). Можно использовать пословицы, поговорки.


Занятие 2. «Мы с товарищем вдвоем замечательно живем».

На занятии продолжается разговор о дружбе и товариществе. Оно начинается с выступлений ребят. Дети читают рассказы и стихи, поют песни, показывают сценки.

Краткое обсуждение выступлений переходит в беседу о дружбе всего класса.


Занятие 3. «Рассказ о родном городе (селе)».

Главная тема беседы с детьми - «Что ты расскажешь нашим гостям о своем городе (селе) и замечательных людях, которыми гордится наш город (село)». Такая работа закрепляет у детей гражданские чувства, которые возникли в результате экскурсий, бесед о родных местах.


Занятие 4. «Героев помнят вечно».

Беседа о легендарных личностях, которые в разное историческое время вносили свою героическую лепту в историю нашей страны. Можно использовать грамзаписи песен революции и гражданской войны, рассказы о создании этих песен. Можно провести занятие в форме литературно-музыкальной композиции. Дети могут рассказать, зачитать о подвигах героев. Слушая же воспитателя, они получают полное представление о том или ином человеке, отчетливее осознают прошлое нашей страны.

Занятие 5. «Герои любимых книг».

Учитель предлагает провести обсуждение прочитанных книг. Дети рассказывают о своих впечатлениях, что им больше всего понравилось. К выступлениям можно подобрать записи музыкальных произведений, приготовить рисунки о любимых героях книг.


Занятие 6. Клуб юных путешественников. «Путешествие по родной стране».

За две-три недели до проведения занятия дети получают задания: подобрать плакаты, рассказы о гербе, флаге, городах-героях, замечательных людях нашей страны, первооткрывателях и т. д. Затем подготовленный материал они рассказывают всему классу и все вместе обсуждают.

В конце занятия можно поиграть в разные игры, например: дети по очереди называют города (реки, озера) нашей страны, начинающиеся с одинаковой буквы (или последняя буква названия одного города начинает название другого) и т. д.

Или можно организовать путешествие-игру, то есть «поехать» на север, на юг, на восток, на запад, а на следующих занятиях рассказывать об этих путешествиях: что узнали интересного о растениях и животных и т. д.


Занятие 7. Клуб юных путешественников. «Путешествие на восток».

Занятие готовят группы ребят. Материал о природе, растениях, животных.

Воспитатель рекомендует детям материал для подготовки:

1. «Что такое? Кто такой?».

2. Спутник любознательных.

3. Детская энциклопедия и др.

В конце занятия подводятся итоги путешествия по Родине.


Занятие 8. Забота о животных.

Внимание к природе, забота о «братьях наших меньших» - один из важнейших вопросов нравственного воспитания детей.

Эти занятия посвящаются заботе о домашних животных. Многие дети имеют дома собаку или кошку. Ребята должны понимать, что, приучив к себе животное, они несут ответственность за него. Нельзя взять щенка или котенка, поиграть с ними - маленькие они забавны, - а как вырастут или потребуют особого ухода, отказаться от них.

За две-три недели до занятия воспитатель дает поручение собрать для всего класса библиотечку книг о животных. Ребята подбирают отрывки из интересных рассказов о жизни животных. На занятии дети обмениваются впечатлениями, рассказывают своим товарищам о повадках домашних и диких зверей, о наиболее интересных случаях дружбы животного и человека, об особенностях приручения и дрессировки зверей (для этого можно использовать книги В. Бианки, Н. Дуровой), рассматривают открытки о разных животных.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья "Клубная работа в группе продлённого дня"

Автор: Ольшевская Ольга Григорьевна

Дата: 06.12.2020

Номер свидетельства: 565690


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства