Статья-исследование "Методы и приемы формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста"
Статья-исследование "Методы и приемы формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста"
Данная статья-исследование рассматривает чтение как вид речевой деятельности с точки зрения психолого-педагогической характеристики детей младшего школьного возраста с применением и анализом нескольких авторских методик, направленных на развитие читательского интереса у детей данного возрастного периода.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья-исследование "Методы и приемы формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА № 61 ИМЕНИ А.И. МОРОЗОВА» Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«СОШ № 61 имени А.И. МОРОЗОВА» г. Оренбурга
Методы и приемы формирования читательского интереса
ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ................………………………...4
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста ................................................................................................................4
1.2. Чтение как вид речевой деятельности .......................................................5
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО
ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА............... 7
2.1. Анализ и практическое применение авторских методик, направленных на развитие интереса к чтению у младших школьников .................................... 7
2.2. Особенности и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе по развитию читательских интересов младших
Роль книги в духовном развитии человека невозможно переоценить. Чтение, по словам многих выдающихся отечественных учёных, педагогов, психологов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, где господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Кризис детского чтения проявил себя более всего в утрате интереса школьников к этому виду занятий. Для значительной части детей чтение – всего лишь ординарная учебная деятельность, не вызывающая радости. Читателей книг именно на бумажных носителях уменьшается, что приводит к системному кризису.
В период интенсивного становления личности – в детские годы, ее влияние особенно велико, ведь книга, которую мы прочитали в детстве, часто оставляет незабываемый след в душе, откладывающий свои отпечатки на всю жизнь. Всем нам известно, что чтение всегда рассматривалось как средство учения и обучения и как средство воспитания в человеке человека [42]. Актуальность этого вопроса обусловлена тем, что современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы обучающихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения.
Кроме того, согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее - ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", образовательный процесс понимается не только как процесс усвоения учениками системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности ребенка, принятия им духовно-нравственных, социальных ценностей. Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС.
Цель методической работы – обеспечение эффективного методического сопровождения педагогической деятельности, направленной на формирование у обучающихся начальных классов устойчивого интереса к чтению, читательской активности, развития навыков функционального чтения.
В соответствии с целью методической работы были поставлены следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме.
Разработать рекомендации для детей и их родителей по развитию читательского интереса.
Разработать рекомендации для учителей и школьных библиотекарей по развитию читательского интереса у обучающихся начальных классов.
Разработать рекомендации по формам внеурочной деятельности, способствующим развитию у младших школьников читательских интересов.
1. ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста по-разному определены в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения. [31].
Возраст младшего школьника – достаточно своеобразный, и к тому же качественный этап развития ребёнка. Развитие личности и высших функций психики в общем происходит в рамках главной на этом этапе деятельности (согласно учебной периодизации Д. Б. Эльконина), которая меняет в данном качестве деятельность игровую, выступавшей ведущей в дошкольном возрасте. Как только ученик включится в учебную деятельность, наступит начало перестройки психических функций и процессов. [10].
С поступлением в первый класс, важнейшими силами побуждения, направляющими деятельность ребёнка, являются мотивы, ориентированные на внешние аспекты школьной жизни. Сюда же можно отнести мотивы, которые сформировались в рамках дошкольной игры «в школу». Для того чтобы сформировалась адекватная мотивация непосредственно учебной деятельности, нужно уделить много внимания подкреплению положительного отношения ребёнка к обучению. Чересчур активное внимание к формальной (внешней) стороне достижений учащегося приводит к неверному пониманию учебной мотивации, определяющему желание получить высокую отметку. Одобрение людей становится ведущим мотивом. Главное, на первых этапах обучения избегать неудовлетворительного оценивания. Критерием оценки нужно по возможности выбирать сравнение достижений учащегося с его собственными, более ранними. [26].
Мотивация - это одна из основных проблем в психологии, ведь только осознание мотивов человеческого поведения дает возможность разумно оценивать поступки и их следствия; [14].
Мотивация – «не легкий механизм сопоставления личностью различных факторов поведения, определяющий направление, возникновение, а также способы осуществления конкретных форм деятельности».
Учение считается ведущей деятельностью человека в течение длительного промежутка времени. Побуждается оно внушительным рядом мотивов, которые входят в структуру мотивационной сферы личности. Учебная мотивация - это отдельный вид мотивации, характеризующийся направленностью, системностью, устойчивостью, модальностью и динамичностью.
1.2. Чтение как вид речевой деятельности
Слово «чтение» имеет множество определений, вот некоторые из них.
Чтение - вид коммуникативно-познавательной деятельности (взаимовлияния людей и духовного общения), направленной на удовлетворение потребностей разного рода (духовных, профессиональных, эстетических и др.) средствами печатной информации. [16].
Чтение – это не установление простой ассоциации между звуками и письменными знаками, соответствующими им. Чтение – это сложный процесс, принимающий непосредственное участие в высших психических функциях в части мышления.
Чтение – это умение реагировать на письменные графические знаки (буквы) и переводить их в слова, значения, смыслы. Как процесс, чтение есть воссоздание и произнесение вслух содержания, которое символически перевели в письменные знаки. Чтение – это всегда реакция на текст автора, зависящая от техники дешифровки буквенных знаков, от опыта читающего, от его развития и особенностей восприятия. При чтении происходит связь слов, произносимых (мысленно или вслух) с житейским опытом и описываемыми событиями, с авторским видением их. В этом смысле всегда есть сотворчество, сопереживание, есть диалог с автором (это происходит даже при чтении учебников). Методика обучения чтению строится на понимании чтения как вида деятельности, т.е. как культурно-исторического, так и информационно-ценностного процесса.
Чтение – это форма познания и общения. Понимание прочитанного – это основная задача чтения.
Чтение – это феномен человеческой жизни, речевой онтогенез. Активная речь есть основа развития и обучения человека. Существуют разные виды чтения: вслух, «про себя», скорочтение и т.д. [8].
Структура чтения ярко выражена в следующем определении.
Чтение - вид речевой деятельности, который направлен на смысловое восприятие графически зафиксированного текста. Целью чтения является переработка и получение письменной информации.
Следовательно, при обучении чтению учителю следует четко осознавать ту коммуникативную задачу, определяющую характер восприятия текста читающим школьником. Под коммуникативной задачей в данном случае понимается установка на то, с какой целью реализуется чтение: где, когда и для чего будет использоваться извлекаемая из текста информация. При этом важно учитывать функции, присущие чтению как виду речевой деятельности и которые реализуются в процессе опосредованного общения читателя и автора текста.
Существует три функции чтения: познавательная, регулятивная и ценностно-ориентационная.
Познавательная функция реализуется в процессе получения информации об окружающем мире, людях, фактах и явлениях действительности.
Регулятивная функция сосредоточена на управлении практической деятельности обучающихся, на развитии их опыта: совершение поступка в соответствии с полученной информацией, усовершенствование жизненного опыта.
Ценностно-ориентационная функция чтения связывает эмоциональную сферу жизни человека. В этом случае происходит воздействие на эмпирическую составляющую читателя, что приводит к совершенствованию нравственной стороны личности, повышению его культурного уровня. Обучение чтению, развитие и совершенствование приемов осознания прочитанного — самая важная задача, которая стоит перед учителем. Умение грамотного чтения обеспечивает формирование других речевых умений, создает основу для обучения школьников написанию изложений и сочинений, рефератов, конспектов, аннотаций. [15].
2. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ и практическое применение авторских методик, направленных на развитие интереса к чтению у младших школьников
Существует немало методических разработок по изучаемой проблеме. Хотелось бы подробнее остановиться на работе Евгении Юрьевны Степановой «Формирование читательских интересов современных младших школьников». [49]. Автор уже во введении призывает нас привить интерес к чтению, несмотря на множество искушений в современном мире, которые, по мнению современных школьников, гораздо интереснее книг. Тем самым мы понимаем, что развитие читательского интереса – весьма актуальная тема. Необходимо развивать интеллект, эмоциональную отзывчивость, эстетические потребности и способности. Главное – организовать процесс так, чтобы чтение способствовало развитию личности, развивающаяся личность испытывала потребность в чтении как источнике дальнейшего развития.
Отмечено, что основным методом при работе с художественными текстами учебника является метод творческого чтения. Его направленность выражается в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста и развитии способности к творческому самовыражению. При чтении познавательных произведений целесообразно использовать метод объяснительного чтения, что предполагает обеспечение максимального извлечения из текста полезной информации.
Процесс работы над произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Для организации этого процесса используем следующие методы и приёмы:
Уроки внеклассного чтения представляются как средство формирования самостоятельной читательской деятельности обучающихся. В 1 классе основными видами работы с книгой являются чтение литературного произведения учителем (литературное слушание), разнообразные правильно организованные действия с книгой, конструирование модели обложки, изготовление книжек – малышек и, конечно, беседа с детьми по прочитанному произведению.
Для организации работы с детскими книгами во 2, 3 и 4 классах можно использовать теорию формирования правильной читательской деятельности профессора Н.Н. Светловской.
Во 2 классе у обучающихся формируются умения работы с книгой в единстве её текста и внетекстовой информации. С помощью специальных заданий и упражнений развиваются у обучающихся следующие умения и навыки работы с книгой:
• правильное называние книги;
• самостоятельное знакомство с книгой перед её чтением;
• ориентировка в одной книге и в группе книг с помощью обложки, титульного листа, содержания, предисловия, иллюстраций.
К третьему классу обучающиеся обладают определенным набором читательских знаний, умений и навыков, в достаточной мере позволяющих им ориентироваться в мире книг. Поэтому большая часть деятельности с книгами совершается ими вне школы.
Подход к организации деятельности детей с книгами следующий: 1) определяем тему чтения, 2) проводим работу с выставкой книг.
При работе с выставкой книг выполняем разнообразные задания.
1. С выставки удаляются, если таковые имеются, книги, не соответствующие теме урока.
2. Если выставлены книги одного автора, дети пытаются составить свое мнение о писателе и его творчестве по книгам.
3. Если выставка тематическая, можно:
а) систематизировать находящиеся на выставке книги по подтемам (более узким темам);
б) классифицировать книги по жанрам;
в) если ассортимент имеющихся изданий позволит, выделить авторскую выставку книг внутри общей тематической;
г) распределить книги с произведениями народными и авторским.
3) Беседа по прочитанным книгам,
4) Периодически участвуем с детьми в обсуждении прочитанного.
Огромную роль для формирования читательского интереса играет библиотека:
• знакомство обучающихся с библиотекой и книгой;
• индивидуальные беседы и подбор литературы;
• книжные выставки (например, выставка-диалог «Время, книга, я»);
• конкурсы чтецов («День героев Отечества», «День матери», «Ради жизни на Земле» и др.);
• литературные праздники, викторины;
• неделя детской книги;
• библиоквесты (например, «Книгоград», «Что такое счастье?» (урок-исследование по поиску ответа на вопрос в произведениях писателей и поэтов. Здесь возможно применение Web-квеста, созданного на специально установленной турбо-платформе (платформе компьютерной программы) для его создания, обычной игры с использованием ресурсов школьной библиотеки, а также комбинированного метода) и др.);
• буккроссинг (ученик, прочитав книгу, оставляет её в общественном месте (в школе), для того, чтобы другой, случайный человек мог эту книгу найти и прочитать; тот, в свою очередь, должен повторить это же действие).
Приемом формирования читательского интереса у младших школьников, к примеру, являются и показательные выступления участников и победителей Всероссийских конкурсов юных чтецов («Лабиринт. Ru», «Живая классика»).
Участие обучающихся МОАУ «СОШ № 61» в муниципальном этапе Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика – 2019»
Сочетание вышеперечисленных форм работы позволяет учителю и библиотекарю создать условия для развития читательских интересов не только младших школьников, но и обучающихся среднего звена.
Церемония награждения. Победитель в номинации «Лучший контакт со зрителем» муниципального этапа Всероссийского конкурса
«Живая классика – 2019» Макаревский Никита
Церемония награждения. Победитель муниципального этапа (1 место)
Всероссийского конкурса «Живая классика – 2019» Коваленко Виктор
Далее речь идет о роли семейного воспитания для развития у детей интереса к книге, чтению. В современном обучении чтению отдельной и очень острой проблемой является проблема семейного чтения. Чтение вслух матерью всем детям в семье, о котором говорил ещё В.П. Шереметьевский в 1886 г., стало редким в наши дни.
Участие семьи Сошниковых в муниципальном этапе конкурса «Читающая семья Оренбуржья – 2019»
Работу с родителями по организации семейного чтения, развитию у школьников интереса к книге проводим на протяжении всех четырех лет и используем следующие методы:
1. Анкетирование обучающихся и родителей,
2. Родительские собрания,
3. Составление памяток для учеников и родителей,
4. Составление рекомендательных писем и бюллетеней для семейного чтения,
5. Совместное участие в праздниках,
6. Индивидуальные беседы с родителями.
Данная методическая разработка отражает основные направления процесса развития читательского интереса. Сформулированные автором методы и приемы имеют обобщенный характер и могут быть использованы в практике школьного обучения.
Л.П. Братухина утверждает, что интерес к чтению - это направленный интерес, который проявляется в активном отношении читателя к житейскому опыту, заключенному в книгах, и к своей способности самостоятельно добывать этот опыт из книг. При этом читатель обязательно проявляет умственную и эмоциональную активность, чтобы целенаправленно ориентироваться в книжном окружении, в книге, как инструменте для чтения, в тексте, как основном компоненте книги, хранящем и передающем читателю этот опыт [1].
Целенаправленно работать с книгами дети начинают в начальных классах. В эти годы важным является привлечение интереса ребенка к чтению. Бывает, что интерес обучающихся меняется. Полностью он не исчезает, но корректируется вслед за изменяющимися способами получения информации.
Данное явление можно объяснить, в первую очередь, развитием новых технологий и овладение ими. Младший школьник, в отличие от взрослого, владеет такими новыми способами добывания знаний в малой степени, в то время как книга, как бы нам не было жаль, отодвигается на второй план. Следовательно, образуется "провал" и понижение интереса из-за ограниченной возможности найти что-либо интересующее в данный момент [6].
Есть и другие причины снижения уровня читательского интереса, например:
• недостаточно развито внимание к читательским вкусам и интересам детей младшего школьного возраста,
• направленность процесса изучения художественного произведения на его познавательно-дидактическую функцию,
• слабый учет природосообразности и житейского опыта младших школьников [29].
Исходя из вышесказанного, развивать читательский интерес как устойчивую потребность надо с младшего школьного возраста, ведь именно в этот период закладываются базовые читательские знания, умения и навыки. Только лишь учитывая степень начитанности ученика, его литературные вкусы, действительные читательские наклонности, можно умело формировать читательскую культуру школьников с педагогической стороны. Интересы к чтению в большой степени определяют человеческую личность, следовательно, процесс формирования их у младших школьников мы рассматриваем не только педагогическую, методическую и психологическую, но и как социальную проблему.
2.2. Особенности и принципы организации внеурочной деятельности в начальной школе по развитию читательских интересов младших школьников
Создание условий во внеурочной деятельности, влияющих на развитие читательского интереса младших школьников является одним из важных факторов. В каждом образовательном учреждении существует своя специфика организации внеурочной деятельности, которая определяется особенностями территориального расположения, возможностями материально-технической базы ОУ, запросами обучающихся и их родителей. Решение задач воспитания и социализации школьников, их всестороннего развития наиболее эффективно в рамках внеурочной деятельности, организация которой предусмотрена ФГОС. [эл.р. 5].
Л.П. Братухина дает следующее определение понятия "внеурочная деятельность" - это, с одной стороны, педагогическая система, обладающая целостными свойствами и закономерностями функционирования, а с другой - неотъемлемая часть системы образования. Внеурочная работа ставит перед собой очень важную цель - это формирование и развитие творческой личности учащегося [36].
Е.И. Бушнина понимает внеурочную деятельность как сочетание разнообразных видов деятельности, обладающее значительными возможностями образовательного, развивающего и воспитательного воздействия на школьника [10].
Во-первых, разнообразная внеурочная деятельность раскрывает индивидуальные способности детей, которые не всегда удается разглядеть во время урока в связи с ограниченностью во времени и определенным планом занятия, который не предполагает раскрытие способностей ребенка в полной мере, а подразумевает действие по установленной учебной программе.
Во-вторых, включение в разнообразную внеурочную деятельность наполняет жизненный опыт ребенка, его знания о возможном поведении человека, ребенок осваивает и получает умения и навыки, необходимые в жизни. На уроках литературного чтения ученики знакомятся с конкретным набором произведений со своей направленностью, составленным определенным автором (например, комплект учебников Кубасовой О.В. направлен на развитие нравственности), а познакомиться, например, с жанрами фантастики, с достижениями современных ученых в науке возможно только благодаря внеклассной работе.
В-третьих, разнообразная внеурочная деятельность развивает у школьников стремление активно участвовать в продуктивной деятельности. Вызывает интерес к различным её видам. Например, поисковая, репортерская деятельность, создание презентаций, оформительская работа. При сформированном у ученика стойком интересе к чтению, в сочетании с конкретными практическими способностями, влияющими на успешность в выполнении задач, ребенок может организовать свою деятельность без посторонней помощи [14, с. 164].
В-четвертых, в разнообразных формах внеурочной деятельности помимо проявления своих личностных особенностей дети учатся находиться в коллективе, взаимодействовать друг с другом, помогать другим людям, становятся более понимающими и терпимыми. При этом отдельный вид, будь это творческая, познавательная или игровая деятельность, пополняет опыт сотрудничества и общения школьников в определенном области, что в итоге приносит большую эффективность в воспитании каждого ребенка.
Внеурочную деятельность по развитию интереса к чтению будем рассматривать как одну из составляющих учебно-воспитательного процесса и как одну из форм организации досуговой деятельности младших школьников. Она развивает интерес к литературе и, следовательно, расширению знаний, полученных в ходе занятия, раскрытию особенностей каждого в отдельности ребенка, а также способствует формированию самостоятельности и активности в творческой деятельности.
Так как внеклассная работа является одной из составляющих воспитательной работы в школе, она, по мнению Н.Н. Светловской, способствует достижению основной и единой для всех цели воспитания - усвоению детьми жизненного опыта, необходимого для жизни в социуме и формированию у школьников важных ценностей, принятых и устоявшихся в обществе [37].
Внеурочная деятельность по увеличению читательского интереса у младших школьников развивает самостоятельность, состоящую в выборе обучающихся предпочтений в литературе, формируя тем самым у детей правильные действия, заключающиеся в способности размышлять над книгой до, в процессе и после прочтения, расширяя и систематизируя читательский кругозор и развивая отношение к книге как к ценности в современном мире.
Внеклассная работа по развитию у школьников интереса к чтению совершается с целью ознакомления учеников с детской литературой и авторами книг, сделать отношения между детьми и родителями более близкими и доверительными через книгу.
При этом очень важно применять разнообразие формы и методы во внеурочной деятельности, приводящие к успешному результату и делающие данный процесс по-настоящему интересным.
Заинтересованность во внеурочной деятельности не появится при условии, что детей принуждают к работе, без их желания. Именно поэтому В.А. Лазарева описала задачи внеклассной работы по совершенствованию интереса к чтению [21]., выделив при этом четыре главных пункта:
1) появление интереса к литературе и становление определенного интереса к чтению впоследствии;
2) развитие качества чтения, являющегося основополагающим фактором полного и осмысленного понимания начинающими читателями художественных произведений;
3) совершенствование речи школьников в связи с обогащением словарного запаса с помощью литературного языка и способность, как в устной, так и в письменной форме выражать свои эмоции и мысли;
4) понимание обучающимися нравственных проблем, поднимаемых в литературных произведениях, их осмысление и осознание, принятие духовных качеств личности на примере литературных героев.
Страницы книги позволяют ребенку задуматься о значимых жизненных вопросах: о добре и зле, любви и предательстве, о правде и лжи, правах и обязанностях человека в этом мире и том, какое место он занимает на Земле. И ничто иное как эмоциональная составляющая занимает большое значение в осуществлении данной деятельности учеников, а именно сопереживания героям, сочетающие в себе чувственное и рациональное познание. Сопереживания ребенка и его оценка поступка героя являются важнейшим принципом появления нравственности ребенка и его духовных представлений.
Помимо эмоционального фона большую роль играет и различные виды организации внеурочной работы, что, несомненно, делает этот процесс намного интереснее. Под разнообразием имеется в виду система отношений преподавателей, ребят и их родителей, и, конечно, библиотекарей, влияющая на составляющие компоненты данного процесса.
Н.Е. Щуркова утверждает, что форму и вид внеклассной работы, способствующей росту интереса к чтению, нужно выбирать, отталкиваясь от содержания [45].
Выделяют такие виды внеклассной работы, как:
1) игровая;
2) познавательная;
3) досугово-развлекательная (досуговое общение);
4) проблемно-ценностное общение;
5) социально-значимая деятельность;
6) художественное творчество;
7) спортивно-оздоровительная;
8) трудовая;
9) туристско-краеведческая.
Е.И. Бушнина говорит о том, что внеклассная деятельность по увеличению интереса детей к чтению - это сложноустроенная, разнообразная структура, состоящая из таких компонентов как ежедневная работа (заключающаяся в контроле внеклассного чтения), эпизодическая работа (литературные вечера, утренники, научные конференции в области литературы, экскурсии), циклическая работа (работа музеев, выставок, кружков, и т.д.). И осуществляется она как индивидуально, так и в группах, и массово [10, с. 59].
Формы внеклассной работы:
1) Массовая деятельность. Это наиболее используемый вид работы в школах, предполагаемый большое количество учеников во взаимодействии, данную деятельность характеризуют яркость, насыщенность, высокая эмоциональность у детей как результат. Массовая работа, такая как соревнование, игра, конкурс, делает возможным активизировать обучающихся. Также этот вид деятельности является отличным способом сплочения коллектива, так как в процессе общего занятия присутствует переживание друг за друга, поддержка и воля к победе.
2) Работа в группах. К данной деятельности можно отнести кружки, школьные музеи, клубы по интересам со своими установленными правилами, постепенно обретающие востребованность, такие как клуб юного химика, клуб прикладного творчества, танцевальные, литературные клубы.
3) Индивидуальная работа - это деятельность каждого ребенка в отдельности без помощи педагога с целью самоконтроля воспитания самого себя. Таковой является, например, подготовка презентации или реферата, а также устного выступления и т.д. Данная работа дает возможность отдельным ученикам проявить себя, и предусматривает знание педагогами особенностей личности каждого ребенка в отдельности с помощью различных видов диагностики.
Младшие школьники склонны к выбору работы в группах, поскольку для них данный вид деятельности воспринимается как игра и вызывает повышенный интерес и положительные эмоции, а также дает возможность проявить себя каждому ученику посредством общения в группе. Из многообразия форм внеклассной работы познакомимся с ключевыми, представленными в работе В.И. Шепелевой [43].:
• литературный праздник;
• литературная игра;
• театральный фестиваль;
• литературная гостиная;
• концерт;
• олимпиады, конкурсы, викторины;
• интервью;
• дискуссии;
• эссе;
• кружок;
• экскурсии;
• диспут;
• конкурс чтецов и др.
В добавление к выше предложенным формам Смирнов С.А. добавляет [32]:
• разыгрывание отрывка из произведения в виде представления на сцене;
• иллюстрации каждого ребенка к прочитанной литературе;
• школьный спектакль на основе литературного текста;
• походы в театр на спектакли, поставленные по литературным произведениям;
• общение и советы работников библиотеки;
• создание собственной библиотеки в классе, основанной на обмене книгами;
• создание плакатов с рекомендацией для прочтения определенной книги;
• "тихое чтение" в группе (каждый ученик читает про себя свою любимую книгу) [7, с. 36].
По мнению Е.С. Антоновой главным центром в процессе развития заинтересованности в чтении у младших школьников является подготовка и проведение литературных игр и праздников [4].
Невозможно возразить тому, что именно такая форма деятельности, как игра считается одной из самых главных в младшем школьном возрасте.
Литературные игры особенно важны младшим школьникам.
В их основе находится распознание художественных произведений по отдельным фрагментам, восстановление строчек, по выданным словам, составление каверзных вопросов по прочитанным произведениям (н-р, кроссворды), и, соответственно, ответы на них, шарады и т. д.
Цель литературной игры - усовершенствовать исходный текст или предложить свой; литературная игра имеет определенной смысл или сюжет, в отличие от словесной [25].
Нахождение контакта с родителями школьников даст возможность педагогам ощутить помощь, требуемую при развитии у обучающихся интереса к чтению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чтение – это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно-популярной литературе. Это неисчерпаемый источник обогащения знаниями, универсальный способ развития познавательных и речевых способностей ребёнка, его творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития эстетических чувств. Приобщая ребёнка к чтению, взрослый не только открывает путь к одному из важных источников информации, но и защищает его душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой самореализации личности, её жизнестойкости. Давайте не забывать о том, что общество существует, живет и развивается точно так, как оно учится, а учится так, как читает. Поэтому всегда был, есть и будет актуален лозунг: «Время читать!».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Айзерман А.С. Опыт писателя и опыт читателя // За творческое изучение литературы в школе / Под ред. Н.И. Кудряшева. - М., 1963. С. 46-65.
2. Алексеевская А.Т. Формирование читательских интересов младших школьников. - М., 2008. С. 18.
3. Андреев В.И. Внеклассная работа по литературе в начальной школе. - М., 1999. С. 314-315.
4. Антонова Е.С. Как я воспитываю интерес к книге. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №12. С. 27-28.
5. Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин Н.А и др. Педагогика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение. С. 1988. - 479.
6. Бескоровайная Л.С., Перекатьева О.В. Настольная книга учителя начальных классов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. С. 352.
7. Боброва Т.Н. Внеклассная работа как условие развития интереса к литературе. // Формирование познавательных и нравственных мотивов деятельности школьников. - Вологда, 1984. С. 54-59.
8. Богданова О.Ю., Маранцман В.Г. Методика преподавания литературы. В 2 ч. - М.,1994. С. 594
9. Болотина Л.Р., Латышина Д.И. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. - М.: Просвещение, 1978. С. 6-9.
10. Бородина В.А. Культура чтения // Читательская социализация в контексте стандарта общего образования. – М.: Просвещение, 2004. С. 36-40.
11. Бушнина Е.И. Из опыта внеклассной работы по литературному чтению: Пособие для учителя. - М., 2008. С. 59.
12. Вульфов В.З., Поташник М.М. Организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы. - М.: Просвещение. - 1983. С. 14-18.
13. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. оч.: В 6т. - М., 2003. - Т.З. С. 328.
76
14. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. 100 кроссвордов по любимым сказкам. – М.: Академия Развития, 2000.
15. Галагузова М.Л. Профессиональная подготовка социальных педагогов // Социальная работа. – М., 1992. - №6. С. 24.
16. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. – М., 2002. - №3-4. С. 14-19.
17. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Начальная школа: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007. С. 240.
18. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя:1-4 классы/ Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007. С. 240.
19. Ефремушкина О.А. Школьные олимпиады для начальных классов // Здравствуй, школа. – Ростов н/Дону: Феникс, 2004. С. 192.
20. Зобнина М.А. Как пробудить у младшего школьника интерес к чтению? // Начальная школа. – М., 2007. - №8. С. 35-43.
21. Изучение скорости чтения пятнадцатилетних обучающихся - М. Центр оценки качества образования ИОСО РАО, 2011 г.
22. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование примеров умственной деятельности и умственного развития обучающихся. - М.: Просвещение, С. 2008. - 288.
23. Коменский Я.А. Избр. педагогические сочинения, т. 1-3. - М., 1939-1941.
24. Копылова Н.А. После уроков. Организация внеклассной работы с обучающимися по литературе. - М. - 1989. С. 78-82.
25. Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению: 4класс – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. С. 288.
26. Лазарева В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей. - / Сост. В.А. Лазарева. М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2005. С. 40.
27. Лейтес Н.С. Психология одарённости детей и подростков. - М.: Издательский центр "Академия". С. 1996. - 416.
77
28. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. - М., 1983. С. 214-267.
29. Лихачев Б.Т. Педагогика. - М.: Прометей. - 1996. С. 158.
30. Мазин И.А. 500 скороговорок, пословиц, поговорок. – М.: ТЦ Сфера, 2004. С. 96.
31. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. - Соч., т. 5. - М., 1983. С. 123-168.
32. Макеева С.Г. Воспитательное чтение в условиях современного образования. // Начальная школа - 2000. - № 9. С. 70-89.
33. Мануйлов В.А. Литературные игры. / Сборник. Пособие для руководителей литературных кружков и библиотекарей. – М., 2001. С. 215.
34. Матвеева Е.И. Литературное чтение. Учебно-методический комплект для 2 класса. – М.: Вита. – 2013.
35. Мельников Н.А. Внеклассная работа по литературе в начальной школе: Метод. пособие для студентов по специальности "Русский язык и литература". - Гродно. 1989. С. 112.
36. Мищенкова Л.В. 25 развивающих занятий с четвероклассниками. –Ярославль: Академия развития, 2007. С. 144.
37. Надулишняк М.Д., Шаршон О.Н. Внеурочная деятельность в начальной школе // Управление начальной школой, №7, 2013.
38. Ниталимова Л.В., Семенова С.Н. Развитие читательского интереса младших школьников. - М.: Ментор. - 2007. - №1. - С. 11-13.
39. НовосельцеваHYPERLINK "http://festival.1september.ru/authors/260-731-373" Т.Аа, Внеурочная деятельность по ФГОС в начальной школе - журнал "Начальная школа" №1 2013.
40. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М: Локид-Пресс, 2007. С. 912.
41. Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1976. - 187 с.
78
42. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе: кто хочет стать отличником? – М.: ИКЦ «МарТ», 2004. С. 160.
43. Результаты международного исследования PIRLS-2011/Центра оценки качества образования ИСМО РАО
44. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя. // Начальная школа. - 2003. - №1. - С. 11-18.
45. Сластенин В., Исаев И. Педагогика: Учебное пособие. – М., 2002. С. 54.
46. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2004. С. 512.
47. Степанова Е.Ю. Формирование читательских интересов современных младших школьников. - Ярославль, 2009.
48. Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.:ВАКО, 2004. – С. 240.
49. Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие. – М.: Новая школа, 1994. С.153.
50. Сухин И.Г. Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все. – М.: Новая школа, 1994. С. 153.
51. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1979. С. 450.
52. Тихонова Е.П. Читательский дневник для начальной школы. // Школьная библиотека - 2003. - №6. С. 40-41.
53. Тумина Л.Е. Кружок сочини сказку, М., 1995. С. 313-325.
54. Усова А.В. Одаренность как педагогический и психологический феномен // Дополнительное образование. - 2003. - № 7. С. 3-24.
55. Усова А.В. Чтобы учение стало интересным и успешным // Педагогика. - 2000. - №4. С. 30.
56. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. - 1-е изд. - Т. 1-4. - М., 1964-1973.
79
57. Чубарьян О.С. Книга и чтение в жизни небольших городов. - М., 1973. С. 231-236.
58. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы, М., 1999. С. 135.
59. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986. С. 78-90.
60. Щуркова Н.Е. За гранью урока. - М., 2004. С. 27.
Электронные ресурсы
1. Ежемесячный журнал для школьников "Костер". [Электронный ресурс].: URL: http://www.kostyor.ru/victorina.html